Открытый урок –игра в 9 классе «Применение прогрессий».
материал по алгебре (9 класс)
«Применение прогрессий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_na_progressiyu.ppt | 1.95 МБ |
otkr.urok_.docx | 70.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЛЕГЕНДА О ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ Шахматы - одна из самых древних игр. Она существует уже многие века, и неудивительно, что с нею связаны различные предания, правдивость которых, за давностью времени, невозможно проверить.
18 446 744 073 709 551 615 зерен. 18 квинтильонов 446 квадрильонов 744 триллиона 073 биллиона (миллиарда) 709 миллионов 551 тысячу 615.
№ п/п Прогрессии Арифметическая÷a n Геометрическая÷ ÷b n 1 Определение 2 Формула n первых членов 3 Сумма n первых членов прогрессии 4 Характеристическое свойство
№ п/п Прогрессии Арифметическая ÷a n Геометрическая÷ ÷b n 1 Определение a n+1 = a n +d b n+1 =b n q (b n ≠0) 2 Формула n первых членов a n = a 1 +d(n-1) b n =b 1 q n-1 3 Сумма n первых членов прогрессии 4 Характеристичес-кое свойство Бесконечно убывающая |q|<1
Задача №1 Рабочий выложил плитку следующим образом: в первом ряду - 3 плитки, во втором - 5 плиток и т.д., увеличивая каждый ряд на 2 плитки. Сколько плиток понадобится для седьмого ряда? .
Задача №2 Каждое простейшее одноклеточное животное инфу-зория-туфелька размножается делением на 2 части. Сколько инфузорий будет после 7- кратного деления ?
Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки). Вверх рука рука. и вниз Потянули их слегка. Быстро поменяли руки! Нам сегодня не до скуки. (Вращение головой вправо и влево). Крутим-вертим головой, Разминаем шею. Стой! (Ходьба на месте, высоко поднимая колени). И на месте мы шагаем, Ноги выше поднимаем. (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд). Потянулись, растянулись Вверх и в стороны, вперёд. (Садимся за парты). И за парты все вернулись – Вновь урок у нас идёт. Физминутка
Задача №3 Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45мин?
При хранении бревен строевого леса их укладывают так, как показано на рисунке . Сколько бревен находится в одной кладке, если в ее основание положить 12 бревен?
Задача №5 Человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеют все учащиеся нашей школы в количес-тве 341 человека?
Задача №6 В цирке в одном из секторов для зрителей устанавливали кресла так, что каждый следующий ряд содержал на одно место больше, чем нижний. Сколько сидений установлено в секторе, если в первом ряду 8 кресел, а всего 22 ряда?
Задача №7 Настенные русские часы с кукушкой устроены так, что кукушка кукует по одному разу, когда часы показывают половину часа, и каждый час столько раз, каково время от 1 до 12. Сколько раз прокукует кукушка за сутки?
О мудрецы времен! Дружней вас не сыскать. Совет сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К прогрессу в жизни приведут!
Домашнее задание 1. Повторить все основные формулы арифметической и геометрической прогрессии. 2. Задания из сборника предназначенного для подготовки к итоговой аттестации по алгебре в 9 классе.
Рефлексия. Карточка розового цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”. Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”. Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.
Предварительный просмотр:
Урок –игра в 9 классе.
Тема : «Применение прогрессий».
Цели урока:
1. Образовательные – обобщить и систематизировать знания по арифметической и геометрической прогрессиям; формулами n-го члена, суммы n первых членов; характеристическими свойствами, которым обладают члены прогрессий; показать связь между прогрессиями и возможности использования прогрессий при решении заданий.
2. Развивающие – развить интерес учащихся к предмету, их стремление глубже усвоить предмет; учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную математическую речь.
3. Воспитательные – воспитание у учащихся чувства товарищества и взаимовыручки, содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, аргументировано отстаивать свои взгляды.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Форма проведения урока: игра.
Индивидуальное выполнение учебных заданий; фронтальная проверка, коррекция и формулировка выводов, составляющих новый материал.
Оборудование на уроке: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска; раздаточный дидактический материал; справочный материал, портреты трёх учёных: Архимед, Карл Гаусс, Леонтий Филиппович Магницкий, плакат «Прогрессио – движение вперед»!
ХОД УРОКА
1. Совет мудрецов
Учитель.
Идёт двадцать первый век.
Куда стремится человек?
Изучены космос и моря,
Строенье звезд и вся Земля,
Но математиков зовет
Известный лозунг:
«Прогрессио – движение вперед»! Слайд №1
Сегодня у нас состоится совет – совет Мудрецов. С одной стороны мудрецы –это вы- ученики, с другой – Мудрецы на фотографиях. Узнаете ли вы их?
(Это: Архимед, Гаусс, Магницкий). Трем ученикам заранее дается на дом подготовить творческие работы о жизни этих ученых.
Кто формулу суммы квадратов нашел? И верной дорогой к прогрессу пришел?
Математик и физик. Он – Архимед.
О жизни его ходит много легенд.
(Вывел формулу суммы квадратов натуральных чисел, хотя ею пользовались и до него: 12+22+32+42+…+n2=n(n+1)(2n+1) )
Кто нашел моментальную сумму всех натуральных чисел от 1 до 100, будучи учеником начальной школы? Это – Карл Гаусс!
Кто создатель первого учебника «Арифметика»( XV), в которой есть целый раздел, посвящённый арифметической и геометрической прогрессиям? Это – Леонтий Филиппович Магницкий.
Учитель. Скажите, ребята, почему эти ученые вдруг собрались вместе? Какой вопрос математики их объединяет?
(Эти ученые работали с последовательностями чисел ,прогрессиями)
Давайте ребята вспомним одну историю. Сета известный изобретатель шахмат, научил играть в нее индусского шаха Шерама. Тот решил достойно наградить изобретателя . Слайд №2.
(На сцене полумрак, на ковре на подушках сидит шах. Ему скучно. Из-за занавеса слышен голос ведущего: стража шаха обмахивает его опахалами.)
Шах (громко кричит): Визирь! Визирь!
Визирь (вбегает и падает на колени): Слушаю и повинуюсь, мой господин!
Шах: Награди мудреца, дай ему всё, что он захочет. Я достаточно богат, чтобы быть щедрым!
Визирь: Что ты хочешь, мудрец, за свою игру?
Мудрец: О, великий шах! Я не буду просить золото и драгоценности. Я хочу, чтобы на первую клетку шахматной доски положили одно зерно, на вторую-два зерна, на третью –четыре зерна и так до 64 клетки, постоянно увеличивая число зёрен в два раза.
Шах (смеётся): Я что, похож на нищего? Что, я не могу одарить тебя по достоинству? Проси что-нибудь другое!
Мудрец : О, могущественный повелитель! Не гневайся, но мне больше ничего не надо.
Шах ( недовольно махнув рукой): Визирь, дай ему то, что он просит.
Ведущий: За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унёс ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.
Шах: Визирь! Визирь!
Визирь (вбегает и падает на колени): Я здесь мой повелитель!
Шах: Наградили мудреца?
Визирь: О нет, великий шах. Все счетоводы государства считают зерно!
Шах: Как вы могли ослушаться? Позвать сюда счетовода! (На коленях вползает счетовод, непрерывно кланяясь.) Почему мудрец ещё не награждён?
Счетовод: О, великий и светлейший государь! Во всём твоём государстве нет столько зёрен, которое хочет получить мудрец! Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания… »
Шах: Сколько же ему нужно дать?
Учитель: Спасибо, наимудрейшие. Так какой вопрос математики объединяет наших Мудрецов? ( Ребята дают ответ: эти ученые работали с последовательностями чисел , прогрессиями)
Запишите тему сегодняшнего урока «Применение прогрессий».
Сегодня на уроке мы систематизируем и обобщим знания по теме «Прогрес-сии», увидим связь между арифметической и геометрической прогрессиями, научимся решать задачи из реальной жизни.
Девизом нашего урока будут слова «Прогрессио-движение вперёд»! Так переводится с латинского слово «прогрессия», введённое римским автором Боэцием (VI век) Вы покажете насколько сплочённо и честно умеете работать. Урок пройдёт в форме состязания двух команд : «Арифметики» и «Геоме-тры». В конце урока капитаны назовут лучших игроков команды. Игру капитанов оценит учитель.
Учитель: О, мудрецы 9-го класса! Итак, вернёмся к задаче (открывает доску). За первую клетку царь должен отдать 1 зерно, за вторую – 2, за третью – 4, за четвертую – 8, за пятую – 16 и так до 64-ой клетки должен отдать 1 зерно, за вторую – 2, за третью – 4, за четвертую – 8, за пятую – 16 и так до 64-ой клетки. Что вы можете сказать об этих числах и сколько зерна должен отдать царь?
Ребята в группах обсуждают задачу. Один из учеников записывает решение на доске: Числа являются членами геометрической прогрессии.
Учащиеся решают.
Дано: 1;2;4;8;16;…, Найти: S64 – ?
Решение:.
b1 = 1, q = 2, , n=64,
А как велико это число?
Учитель: Математика – это точная наука (записывает на доске). Шах должен отдать Слайд №3
18 446 744 073 709 551 615 зерен.
18 квинтильонов
446 квадрильонов
744 триллиона
073 биллиона (миллиарда)
709 миллионов
551 тысячу
615.
Учитель: «Как мы узнали из этой легенды, о геометрической прогрессии знали ещё в древние времена. А почему шах не смог наградить изобретателя, как вы думаете? ». Как велико это число? Кто может это объяснить?
Если бы шаху удалось засеять пшеницей площадь поверхности Земли, считая моря и океаны, горы и пустыни, Арктику и Антарктиду и получить хороший урожай, то пожалуй лет за пять он смог бы рассчитаться. К ужасу шаха он не мог выполнить пожелание изобретателя.
Как неожиданны бывают результаты, когда не знаешь математику.
2. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация изученного материала. Самостоятельная работа
Учитель:
Уважаемые мудрецы нового времени!
Под скрип пера о лист бумаги.
Заполните сии листы!
Да помогут вам наши начинанья! Слайд № 4,5.
(Раздаются заготовки листов для проверки знаний -3-4 минуты. На экране появляется слайд с заданием. Ученики заполняют листочки, потом обменива-ются (взаимопроверка).
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Уважаемые мудрецы! Обратите внимание на «родство» этих формул
В них заменено
Сложение | Умножение |
Разность | Деление |
Умножение | Возведение в степень |
Деление | Извлечение квадратного корня |
Очень интересный факт!
2. Фронтальный опрос. Разминка.
Ученики встают и проводится разминка. Учитель задает вопросы ,если ученик ответил, то он садится на место.
Вопросы:
1. Какая последовательность называется арифметической? (Числовую последовательность ,каждый член которой, начиная со второго равен сумме предыдущего члена и одного и того же числа d, арифметической)
2. Какая последовательность называется геометрической? (Числовую последовательность , все члены которой отличны от нуля и каждый член которой ,начиная со второго ,получается из предыдущего умножением его на одно и то же число ,называют геометрической прогрессией)
3. Определите вид числовой последовательности:
1) 2;5;8;11;14;17;…-арифм. пр
2) 3;9;27;81;243;…-геом.пр.
3) 1;6; ? ;16;21;26;…-арифм. пр.
4) -4;-8;-16;-32;…-геом.пр.
5) 5;15;25;35;45;55;…-арифм.пр.
6) -2;-4; ? ;-8;…арифм.пр.
7. а10 =? Через а1 и q (а10=а1+9d)
8. а7=? ( а7 =а1+6d)
9. а5 –а2=? ( 3d)
10. b8=? ( b8=b1 q7 )
11. b5 =? ( b5=b1 q4)
12. b9 : b4 =? ( q5 )
13. а1=5, d=3. а10-? (32)
14. b2=12 и b3 =36. b1-? (4)
Учитель: Аристотель говорил: «Ум заключается не столько в знании, сколько в умении применять знания на деле». Сможете ли вы в реальной жизни применить знание формул прогрессий?
1. Рабочий выложил плитку следующим образом: в первом ряду 3 плитки, во втором 5 и т.д., увеличивая каждый ряд на две плитки. Сколько всего плиток он выложит, когда закончит 7-ой ряд? Слайд №6.
Дано: 3;5;7;..-арифм. прогрессия
Найти: а7.
Решение: : аn=a1+(n-1)d а1=3; а2=5;
d=a2-a1=5-3=2; a7=a1+6d=3+6∙2=15
2. Каждое простейшее одноклеточное животное инфузория-туфелька размножа-ется делением на 2 части. Сколько инфузорий будет после 7-кратного деления? Слайд №7
Дано: 1;2;4;8;…-геом. прогрессия
Найти: b7
Решение: bn=b1qn-1; b1=1 ; b2=2; = ; b7=b1q6=2∙26=128
Физминутка. Слайд №8
Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки).
Вверх рука рука. и вниз
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Вращение головой вправо и влево).
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени).
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем.
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд).
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд.
(Садимся за парты).
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт.
3. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 минут? Слайд №9
Дано: (аn)-арифметическая прогрессия a1=15 d=10 an=1ч 45минут
Найти: : n
Решение: 1ч 45минут=105 минут аn=a1+(n-1)d 15+(n-1)∙10=105
(n-1)∙10=90 n-1=9 n=10
4. При хранении брёвен строевого леса их укладывают так , как показано на рисунке. Сколько брёвен находится в одной кладке , если в её основание положить 12 брёвен? Слайд №10
Дано: 1;2;3;4;.. арифметическая прогрессия, an=12
Найти: ;
Решение: аn=a1+(n-1)d ; a1=1; a2=2; d=a2-a1=2-1=1 ; an=12; 1+(n-1)∙1=12; n-1=12-1 n-1=11 n=11+1=12
; ;
5.Человек, заболевший гриппом, может заразить четырех человек. Через сколько дней заболеют все учащиеся нашей школы в количестве 341 человека? Слайд 11
Дано: 1;4;16;…-геом. прогрессия, Sn=341
Найти: n.
Решение: b1=1 b2=4 q=
4n=1024 4n=45 n=5
Ответ: за пять дней.
6. В цирке в одном из секторов для зрителей устанавливали кресла так, что каждый следующий ряд содержал на одно место больше, чем нижний. Сколько сидений установлено в секторе, если в первом ряду 8 кресел, а всего 22 ряда?
Слайд №12
Дано: (аn)-арифметическая прогрессия; a1=8; d=1; n =22
Найти:
Решение: аn=a1+(n-1)d ; a1=1; a22= a1 +21d=8+21∙1=29;
; ;
6. Настенные русские часы с кукушкой устроены так, что кукушка кукует по одному разу, когда часы показывают половину часа, и каждый час столько раз , каково время от 1 до 12. Сколько раз прокукует кукушка за сутки? Слайд №13
Дано: (аn)-арифметическая прогрессия
Найти: S24
Решение: а1=2; а24=13
; S24=
Учитель. Слайд №14
О мудрецы времен!
Дружней вас не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут!
Итог урока.
Слово жюри: подсчитываются баллы каждой команды.
А теперь капитаны назовут лучшего игрока команды. Команде победителю присваивается звание «Знатоки прогрессий».
Оценки за урок
Задание на дом. Слайд №15
1. Повторить все основные формулы арифметической и геометрической прогрессии.
2 Работа № 6.1,6.2;6.5, 6.6; 6.7; 6.8. («Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе»)
Задания из сборника, предназначенного для подготовки к итоговой аттестации в новой форме, по алгебре в 9 классе, предлагаются задания, которые оцениваются в 2 балла:
6.1. 1) Пятый член арифметической прогрессии равен 8,4, а её десятый член равен 14,4. Найдите пятнадцатый член этой прогрессии.
6.2. 1) Число -3,8 является восьмым членом арифметической прогрессии (an), а число -11 является её двенадцатым членом. Является ли членом этой прогрессии число -30,8?
6.5. 1) Между числами 6 и 17 вставьте четыре числа так, чтобы вместе с данными числами они образовали арифметическую прогрессию.
6. 6. 1) Чему равна сумма первых четырёх членов геометрической прогрессии, если первый её член равен8, а знаменатель равен 3?
6.7. 1) Первый член геометрической прогрессии равен 5, знаменатель равен 3. Найти четвёртый член прогрессии.
6.8. 1) В геометрической прогрессии b12 =315 и b14 =317. Найдите b1.
Ответы: 6.1. 20,4; 6.2. является; 6.5. (6;8,2;10,4;12,6;14,8;17); 6.6. 320; 6.7. 135; 6.8. b1=34 или b1= -34
Рефлексия. Подведение итогов. Слайд №16
У меня сегодня была своя цель – провести не столько урок, сколько создать условия, в которых каждый из вас смог бы получить удовольствие от общения, от результатов работы и получить дополнительные знания. Достигла ли я этой цели? Решать вам
Любите математику, занимайтесь ею с удовольствием,
помните, что «источник и цель математики – в практике».
Учитель: У каждого из вас на столе карточки (розовая, зелёная, жёлтая). Уходя из класса, прикрепите на доску одну из них.
Карточка розового цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке, и получил заслуженную оценку, я понимал всё, о чём говорилось и что делалось на уроке”.
Карточка зеленого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, урок был в определённой степени полезен для меня, я отвечал с места, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.
Карточка желтого цвета обозначает: “Пользы от урока я получил мало, я не очень понимал, о чём идёт речь, мне это не очень нужно, домашнее задание я не понял, к ответу на уроке я был не готов”.
Спасибо за урок!!! Слайд №17
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока в 9 классе с применением технологии проблемного обучения
Конспект урока по теме "Косвенная речь"...
Открытый урок в 11 классе "Множество значений функции,применение при решении нестандартных уравнений и неравенств.
Нахождение области значений функции всегда вызывает затруднения у учащихся, между тем такие задания есть в КИМ-ах ЕГЭ. Комбинированные уравнения и неравенства пугают детей, многие даже не приступают к...
открытый урок во 2 классе "Играй и учись" с применением ИКТ
Цель урока: формирование умений и навыков устной речи через поэтапную отработку речевого материала с помощью всех видов речевой деятельности....
Открытый урок в 10 классе: "Применение производной"
В работе описан метод учебного проектирования....
Разработка открытого урока в 9 классе по теме: Геометрическая прогрессия
Урок алгебры в 9 классе по учебнику Дорофеева. разработка урока содержит конспект урока, дидактические материалы, творческую работу ученицы по этой теме, оценочный лист....
Открытый урок в 9 классе на тему "Сумма n первых членов геометрической прогрессии"
Данный материал содержит конспект открытого урока в 9 классе на тему "Сумма n первых членов геометрической прогрессии" и презентацию к нему. Урок включает в себя: повторение ранее изученног...
Открытый урок в 9 классе на тему: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии
Данный урок - первый из двух уроков по теме: Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии....