Конспект 5 класс Науки о природе
план-конспект урока природоведения (5 класс) на тему

Кривошеева Наталья Ивановна

Развернутый конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_klass_nauki_o_prirode.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1

Тема: «Введение. Науки о природе»

Цель:         вызвать интерес к изучению курса природоведения.

Задачи:          - развивать у учащихся познавательный интерес, умение анализировать,

- совершать логические операции, сравнивать, обобщать;

                - учить работать с книгой, схемами, таблицам;

        - знать, что такое «тело», «вещество», «явления природы», «естественные науки»;

- учить использовать полученные знания в практической деятельности;

                - воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок-знакомство.

Оборудование:        таблицы, рисунки, изображающие явления природы;

                        коллекции, гербарии

Ход урока

  1. Определение темы и целей урока.
  1. Познакомиться с учебником, как он называется, кто авторы, прочитать обращение  к учащимся с 3-4;
  2. Требования к урокам природоведения: всегда иметь учебник, тетрадь 48 листов, рабочую тетрадь, чистые листы для письменных работ;
  3. Определение слова «природоведение» - «природа» и «ведать» - изучать. Изучение природы.
  4. Выяснить знания учащихся о природе.

  1. Новый материал.
  1. Как называется первый раздел, из каких тем он состоит? Тему урока записать в тетрадь Науки о природе (т.)
  2. Природу в старину называли «естество» (т.)
  3. Естественные науки – науки о природе (т.)
  4. Разнообразные тела, вещества, явления природы.
  5. Определения: тело – любой предмет, любое живое существо (т.)

     вещества – это то, из чего состоят тела (т.)

     явления – любые изменения, происходящие в природе (т.)

  1. Таблица «Науки о природе»

Название науки  

Происхождение слова

Что изучает

астрономия

от греч. слов

«астрон»-звезда,

«номос»-закон

Наука о небесных телах, изучает их строение, движение, происхождение

физика

от греч. слова

«физис»-природа

Изучает разнообразные явления природы, например, движение тел, звук, свет,  электричество и т.д.

химия

возможно от греч. слова

«химевсис»-смешивание

Наука о веществах и их превращениях

геология

от греч. слов

«гео»-земля,

«логос»-учение, наука

Наука о Земле, ее форме, строении, составе и развитии.

география

физическая география

от греч. слов

«гео»-земля,

«графо»-пишу

от греч. слова

«физис»-природа

Наука о Земле, описывает нашу планету «землеописание».

Изучает природу земной поверхности

биология

от греч. слов

«биос»-жизнь,

«логос»-учение, наука

Наука о живой природе

экология

от греч. слов

«экос»-дом,

«логос»-учение, наука

Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их средой, о взаимодействии человека и природы.

  1. «Семья биологических наук»  с 12-13  (Д/З) – таблица аналогичная классной.

Название науки  

Происхождение слова

Что изучает

протистология

от греч. слова

«протистос»- самый первый

Наука о прстейших

ботаника

от греч. слова

«ботанэ»- растение

Наука о растениях

анатомия

от греч. слова

«анатоме»- рассечение

Наука о строении организмов

физиология

от греч. слова

«физис»- природа

Наука о жизнедеятельности организмов

бактериология

от греч. слова

«бактерион»- палочка,

Наука о бактериях

микология

от греч. слова

«микос»- гриб

Наука о грибах

цитология

от греч. слова

«цитос»- клетка

Наука о клетке

зоология

от греч. слова

«зоон»-  животное

Наука о животных

орнитология

от греч. слова

«орнис»- птица

Наука о птицах

ихтиология

от греч. слова

«ихтис»- рыба

Наука о рыбах

энтомология

от греч. слова

«энтомон»-насекомое

Наука о насекомых

териология

от греч. слова

«терион»- зверь

Наука о зверях

колеоптерология

латинское слово

«колеоптера»-  жук

Наука о жуках

мирмекология

от греч. слова

«мирмекс»- муравей

Наука о муравьях

лепидоптерология

латинское слово

«лепидоптера»-  бабочка

Наука о клетке

  1. Закрепление.
  1. Общее название наук о природе.
  2. Что такое тела, вещества, явления?
  3. Самостоятельная работа с.14  №1

тела

вещества

явления

солнце

сахар

восход солнца

камень

кислород

рост растения

Земля

полет птицы

растение

растворение сахара

падение камня

вращение Земли

образование кислорода

  1. Самостоятельно составить и записать в тетрадь 3 подобные пары   (Д/З)

  1. Домашнее задание.

Учебник с 6-14, ответы на вопросы.

Записать 3 пары слов не из таблицы тело (вещество) и связанное с ним явление.

В тетради таблица «Семья биологических наук» с. 12-13;

Дополнительное задание: подготовить  сообщение о французском ученом – энтомологе Жан  Анри  Фабре, ученом-астрономе – Николае Копернике, ученом-биологе – Чарлзе  Дарвине.

  1. Подведение итога урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Науки о природе. Методы изучения природы

Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И  их использования в практической деятельности....

Программа элективного курса для 9 класса "Физика и астрономия - науки о природе"

Разработанный элективный курс «Физика и астрономия – науки о природе», предназначен  для учащихся 9 классов,  ставит своей целью  изучение основ предмета астрономии и показ, как совреме...

Конспект биоадекватного урока по теме "Науки о природе".

Класс – 5Тема – Науки о природеЦель урока: ознакомление с науками о природе, объектами их изучения.Метод обучения: биоадекватная методика преподавания...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

Цели и задачи урока: сформировать представление о биологии как науке, определить понятия «биология»; научиться определять значение биологических знаний для человека...

Науки о природе. Природоведение. Конспект урока для учащихся

Данный конпект может быть использован для проведения уроков в общеобразовательных школах и учебных заведениях коррекционной направленности....

Тест по теме "Биология - наука о природе" 10 класс

Тест-презентация по теме "Биология - наука о природе" в 10 классе по программе И.Н.Пономарёвой...

урок биологии в 5 классе "Науки о природе"

Урок потроен на основе проблемно-диалогического обучения...