Конспект интегрированного занятия "Удивительный мир муравьёв"
план-конспект по природоведению по теме
Данный конспект интегрированного занятия предназначен для педагогов дополнительного образования художественно – эстетической и эколого – биологической направленностей в работе с дошкольниками 5-6 лет, а также родителям последних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_mir_muravyov.doc | 135 КБ |
muravi.ppt | 2.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Гатчинский Дом детского творчества
Конспект открытого интегрированного занятия по экологическому воспитанию и изобразительному искусству в группе дошкольников совместно с родителями
Тема: «Удивительный мир муравьёв».
Разработчики:
педагоги дополнительного образования
МОУ ДОД «Гатчинский ДДТ»
Букаркина Ольга Викторовна,
Самусева Елена Николаевна
Тел. 8 (81371)73-916
Моб.8(905)2029388
г. Гатчина
2011 год
Дата проведения: 13 января 2011г.
Творческие объединения: «Зелёная мозаика» (педагог: Букаркина Ольга Викторовна), «Акварелька» (педагог: Самусева Елена Николаевна).
Цель: формировать познавательный интерес к жизни муравьёв.
Задачи:
-Дидактические:
-познакомить обучающихся с образом жизни муравья и устройством муравейника;
- познакомить обучающихся со строением тела муравья посредством сказки;
-формировать умение строить композицию.
-Развивающие:
-развивать мышление;
-развивать воображение, художественный вкус;
-развивать мелкую моторику рук.
-Воспитывающие:
-воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое; бережно относиться к муравейнику, как к дому живых существ;
-воспитывать умение видеть красоту окружающего мира насекомых и природы в целом;
-воспитывать аккуратность при выполнении практической работы;
-воспитывать чувство моральной удовлетворённости от совместной деятельности родителя и ребёнка.
Тип занятия:
интегрированное с участием родителей обучающихся.
Оборудование:
картинки с изображением муравья, яйца, личинки, куколки, вырезанный из бумаги силуэт муравья (длина 33 см).
Раздаточный материал:
на каждого обучающегося – карточка с изображением муравейника.
ТСО:
ПК, мультимедийный проектор, магнитофон, SD диск с пением лесных птиц.
Материалы:
белый лист бумаги формата А3, гуашь, вода.
Инструменты:
кисти для рисования, баночки для воды.
Зрительный ряд:
презентация «Удивительный мир насекомых».
Литературный ряд:
стихотворение Т.А. Шорыгиной «Муравьиный терем», загадки о муравьях.
Техника безопасности:
при работе с красками и кистью.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, задания.
3. Объяснение нового материала.
4. Инструктаж по технике безопасности.
5. Практическая работа. Изобразительная деятельность.
6. Завершение занятия.
7. Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Звучит запись пения лесных птиц.
В комнату входит Флора.
Флора:
-Здравствуйте, дорогие дети и взрослые. Меня зовут Флора и пришла я к вам из леса. Люблю всё живое, берегу всё живое, охраняю всё живое.
Сегодня я пришла к вам в гости для того, чтобы пригласить вас отправиться в лесное путешествие, а куда мы отправимся - вы догадаетесь и сами, если отгадаете загадки.
Мужички без топоров
Срубили избу без углов.
(Ответ: муравьи, муравейник).
Сам мал,
Незаметно хожу,
Но больше себя ношу.
(Ответ: муравей).
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
(Ответ: муравьи).
-Вы правильно отгадали все мои загадки, отправимся сегодня мы в удивительный мир муравьёв. За окном мороз, а мы на некоторое время окажемся на лесной летней полянке, где активно снуют туда – сюда лесные жители – муравьишки.
«Муравьиный терем»
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Расторопно, с рабочей сноровкой
Ставят балки и бревна кладут.
Дело спорится бойко и ловко,
Будут в доме тепло и уют!
Будут в тереме малые дети
Мирно спать под напевы дождей.
Для того и встает на рассвете
Работящий лесной муравей.
(Т. А. Шорыгина)
- Перед путешествием в качестве разминки давайте поиграем в игру «Самые – самые». Я буду начинать предложение, а вы должны его закончить. Итак, начнём.
Самый хитрый зверь, это … (лиса).
Самый трусливый зверь, это … (заяц).
Самый большой любитель меда, это лесной зверь … (медведь).
Самая длинная шея у … (жирафа).
Самая маленькая птица, это … (колибри).
Самые крупные яйца несет … (страус).
Самые горбатые обитатели пустынь, это … (верблюды).
Самая маленькая лошадка, это - … (пони).
Самый быстрый зверь, это … (гепард).
Самые умные животные, это … (обезьяны).
Самое долгоживущее животное, это … (черепаха).
-Ребята, а вы знаете, кто на земле самый сильный?
Нет, не слон, не бегемот. Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса.
Если представить, что Ваня – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Ваня поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого. Муравей, хоть и маленький, а настоящий силач.
А теперь давайте отправимся все на лесную полянку к муравейнику.
Показ презентации.
-Вот мы и познакомились немного с жизнью этих удивительных насекомых – муравьёв. Интересно, правда? А ещё хочу я вам сказать о том, что в муравейнике есть детские комнаты с яйцами, личинками и куколками. Ведь каждое насекомое, прежде чем стать взрослым, бывает сначала яйцом, затем личинкой, потом куколкой. И только после этого – взрослым.
Показ картинок с изображением яйца, личинки, куколки и взрослого муравья.
-Ребята, давайте теперь поиграем в игру «Расставь картинки по порядку». Я перемешаю сейчас картинки, а вы должны будете выложить их последовательно в нужном порядке.
-Молодцы! А теперь приглашаю вас и ваших родителей поиграть в игру «Муравей и муравейник».
Дети будут у нас «муравьями», а родители – «муравейником». «Муравейник» - родители берутся за руки и образуют круг. Дети-«муравьи» заходят в круг. По сигналу «утро» родители - «муравейник» поднимают руки вверх, а дети-«муравьи» выходят из круга и отправляются на работу; по сигналу «вечереет» родители - «муравейник» медленно опускают руки, дети-«муравьи» спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда родители - «муравейник» опустят руки вниз.
Игра «Муравьи и муравейник»
Флора:
-Молодцы, замечательно поиграли! Садитесь.
-А знаете ли вы, что муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса».
Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.
Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы, медведи и другие звери. Гнезда рыжих лесных муравьев используются как места зимних ночевок кабанами.
Самые крупные муравьи живут в Африке. Взгляните, какого размера они бывают. (Показ вырезанного силуэта муравья, длиной 33 см).
-А сейчас я раздам всем карточки, на которых изображён муравейник, расположение комнат в нём. Дома вы можете внимательно рассмотреть эту картинку.
Вопросы по содержанию занятия:
1. Почему муравьев считают самыми сильными?
2. Что такое муравейник?
4. Почему муравьи заботятся о тлях?
5. Как появляются на свет муравьи?
6. Кто в муравьиной семье самая главная? Чем она занимается?
9. Чем питаются муравьи?
10.Назовите врагов муравьев.
11.Почему муравьев называют «санитарами леса»?
-А теперь приглашаю и детей и взрослых для продолжения нашего путешествия пройти в изостудию.
Обучающиеся вместе с родителями проходят в изостудию, где их встречает Елена Николаевна.
Выполнение практической работы «Бу-син-ки».
Выставка рисунков. Обсуждение, обмен мнениями.
Родители заполняют анкеты.
Приложение: сказка «Бусинки».
Бу-син-ки
Иванова М.А.
Наша маленькая Золушка собиралась на бал. Всё у неё было: и роскошное платье, и хрустальные туфельки, но чтобы наряд получился ещё более нарядным и красивым — решила Золушка сделать маленькие изящные бусы.
Взяла Золушка нитку, нанизала на неё одну бусинку, потом ещё одну, потом бусинку покрупнее. Для большей красоты и оригинальности решила Золушка приклеить к бусинкам тоненькие шёлковые ниточки, две сверху, две снизу. Как-то причудливо легли нитки и получилось, что-то забавное. На первую бусинку приклеила Золушка два блестящих камушка, и получился у неё самый настоящий муравей!
Вдруг муравей ожил, прыгнул с рук Золушки на стол и крикнул: «Привет, Золушка» давай дружить!». «Давай!» - сказала Золушка.
А ещё муравей попросил добрую Золушку сделать ещё муравьёв, чтоб было у них друзей видимо невидимо!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под теплым весенним солнцем просыпается муравейник.
Маленькие работяги принимаются за починку своего гнезда-домика. Бегают туда-сюда, тащат хвоинки, веточки и прочий строительный материал.
Все гусеницы для муравьев – добыча,
а голубянка…Они выделяют лакомую для муравьев жидкость. За это муравьи оберегают гусениц голубянок, нередко даже приводят или приносят их в свои гнезда. Гости эти в муравьиных галереях неприкосновенны. Когда такая гусеница окуклиться, муравьи оберегают куколку, а затем помогают ей выбраться из муравейника.
Вот что пишет о муравьях исследователь А.А.Захаров: «…одни из них смелы и агрессивны, другие отличаются робостью. Один муравей находчив, но нетерпелив, другой- может, как автомат, многократно повторять однообразные действия». Соответственно распределяются и профессии среди муравьев.
Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки. Одни муравьи ухаживают за потомством – это няньки.
Другие чистят муравейники – это уборщики. Другие чистят муравейники – это уборщики.
Третьи возводят стену и крышу – это строители. А муравьев, которые добывают строительные материалы, называют фуражирами. Но и фуражиры бывают разные: разведчики, охотники, носильщики и другие.
Животное с самым большим мозгом по отношению к телу – муравьи.
Муравьи движутся по строго определенным, постоянным дорогам. Каждый муравей-охотник добирается по такой дороге до своего собственного охотничьего участка и только там ищет добычу. Дороги из года в год неизменны. У муравьев хорошая память.
Очень ответственная работа у наблюдателей. Это самые старые, про -жившие несколько лет фуражиры. Они не бегают на охоту, не носят хвоинок и веточек. Находясь на куче муравейника, они оттуда внимательно следят за тем, что происходит вокруг.
Часто летом муравьи лакомились сладкими выделениями тлей. Поэтому на зиму муравьи переносят своих неповоротливых «коровушек» в подземные помещения муравейника. Весной муравьи отправляют квартиранток обратно – на свежую зелень, чтобы потом все лето получать сладкое тлиное «молоко».
Поздней осенью бурная жизнь муравейника замирает. Муравьи забираются в глубокие подземные камеры и там, сбившись в большой ком, впадают в оцепенение до весны.
Часто бывает, что люди разоряют муравейники: разворачивают палкой муравьиный дом и наблюдают с любопытством за муравьиным несчастьем.
Или добывают больших куколок («муравьиные яйца»), на которые потом ловят рыбу.
Случается, даже поджигают муравейники. ВСЕ ЭТО НЕПРОСТИТЕЛЬНО! И не только потому, что муравьи – защитники леса. Удивительное поведение этих насекомых требует от нас особого уважения к ним..
БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К МУРАВЕЙНИКУ – одно из первых правил общения с лесом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока (музыка, МХК) в 7 классе. Тема: "Современность в искусстве: от прошлого - к настоящему".
Урок по авторской программе интегрированного курса "Музыка. МХК" с использованием ИКТ (мультимедийная презентация)....
Конспект интегрированного урока в 11-ом классе
тема: Глобальные проблемы современностиЦели:— обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека;— акценти...
Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»
В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность учащихся. Целесообразно проводить тако...
Конспект интегрированного урока (музыка, литература) Тема: Образ зимы в искусстве 6 класс
Цель: Учить детей анализировать музыкальные и литературные произведения, видеть образ зимы.Коррекционная работа с опорой на эмоциональные впечатления.Учить детей работать в коллективе....
Конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 11 классе по учебнику В.П.Кузовлева.
Конспект интегрированного урока английского языка с презентацией....
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень» КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Поздняя осень
Интегрированное занятие "Поздняя осень". Использовался как открытое занятие в ДОУ со старшее группой....
Интегрированные уроки. План – конспект интегрированного урока английского языка и ОБЖ в 10 классе.
Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в шир...