Живые организмы
методическая разработка по природоведению (5 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу "Живые организмы" в 5 классе в форме игры "Веселая радуга"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselaya_raduga.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу «Живые организмы», 5 класс
Форма проведения интеллектуальная игра «Веселая радуга»
Задачи:
- расширение кругозора учащихся о мире растений , животных, грибов;
- развитие познавательной активности;
- воспитание любви к прекрасному;
- формирование экологической культуры, ответственности за сохранение природы.
Оборудование: табло с изображением радуги, 42 съемные буквы, компьютер, проектор.
Правила игры:
В игре принимают участие 2-4 команды по 6-7 человек (в зависимости от наполняемости класса).
На доску вывешивается табло с изображением радуги, на каждой полосе надпись «Радуга» из съемных букв такого же цвета:
Радуга
Радуга
Радуга
Радуга
Радуга
Радуга
Радуга
На обратной стороне букв записано задание. Каждой группе букв соответствует задание на определенную тему:
Р - Разведка боем
А – Авоська загадок
Д – Дорожками леса
У – Угадай мелодию
Г – Галерея силуэтов
А – Азарт приведет к победе
Задача каждой команды собрать слово «Радуга», с этой целью они выбирают любую букву, выполняют задание и если это сделано правильно, то оставляют букву себе. В случае неправильного ответа, буква остается на табло, ее может взять другая команда по тем же правилам. Команды выполняют задания по очереди, которая не зависит от правильности ответа предыдущей команды.
Побеждает команда, собравшая слово «Радуга» в соответствии с цветовой гаммой ( это может сделать только одна команда), другие команды также собравшие слово (независимо от цвета) занимают второе, третье место, в зависимости от того насколько быстро они справятся с заданием.
Ведущий:
Первая буква в слове «Радуга» «Р» и все вы будете стремиться ее получить, для этого вам придется пройти «Разведку боем» именно под таким девизом собраны вопросы этой группы. Если не удастся сразу выполнить задание и получить букву, вы можете воспользоваться второй и даже третьей попыткой, но только в порядке очередности. Получив букву «р», вы перейдете во второй тур, вступите в борьбу за букву «а» - здесь вам будут предложены загадки из «Авоськи загадок», в погоне за буквой «Д», вы пройдете по тенистым «Дорожкам леса», ответив на вопросы экологического содержания. Если нужна вам буква «У», то «Угадай мелодию», а в «Галерее силуэтов», определив кому принадлежит силуэт ,получите букву «Г». Ну и когда вы будете уже совсем близки к цели «Азарт приведет вас к победе».
1 тур Разведка боем, вам предстоит ответить на вопросы Правда ли это?
Красная буква
Правда ли, что большие черепахи плачут? (Правда. Черепахи на берегу роняют слезы, избавляясь от песчинок попавших в глаза)
Оранжевая буква
Правда ли, что крабы поднимаются к поверхности на дельфинах? (Нет. Крабы всплывают самостоятельно)
Желтая буква
Правда ли, что отправляясь на обед, самка бегемота находит няньку для своего малыша? (Правда. В каждом стаде бегемотов есть своего рода детский сад где пасутся самки и детеныши)
Зеленая буква
Правда ли, что дикобраз стреляет своими иглами в врагов? (Нет, не правда. Но если хищник наткнется на иглы дикобраза, они легко отделяются и остаются в его теле.)
Голубая буква
Правда ли, что на зебрах водятся полосатые блохи? (Нет, не правда. Блохи не маскируются)
Синяя буква
Правда ли, что стрижи даже спят на лету? (Правда. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле)
Фиолетовая буква
Правда ли, чтобы спастись от врагов крокодилы прикидываются бревнами? ( Не правда. Крокодилы действительно похожи на плывущие бревна, но они пользуются сходством, чтобы подкрасться поближе к своей жертве)
2 тур «Авоська загадок»
Красная буква
Девушка Аленушка
Посадила зернышко,
Летом выросло на грядке
Маленькое солнышко.
(Подсолнечник)
Оранжевая буква
На травинке солнце бьется,
С ветерком на небо рвется,
Но совсем не горячи
Солнца белые лучи.
(Ромашка)
Желтая буква
Мне зеленый кипяток
Ноги голые обжег.
У заборов он бывает,
Никогда не остывает.
(Крапива)
Зеленая буква
Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы, в ряд
Цветы душистые висят.
(Ландыш)
Голубая буква
У занесенных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
(Подснежник)
Синяя буква
Как на стежке, по дорожке
Вижу алые сережки,
За одною наклонилась,
А на десять набрела!
Я клонилась - не ленилась,
Кружку с верхом набрала.
(Земляника)
Фиолетовая буква
Стоит красавица на поляне:
В белом сарафане,
В зеленом полушалке.
(Береза)
3 тур Дорожками леса
Послушайте истории, которые часто случаются с ребятами в лесу, и дайте оценку ситуации.
Красная буква
Ребята пришли в лес и услышали,как кукушка кукует. «Кукушка, кукушка, сколько лет я буду жить?» - спросиля Аня у кукушки. Кукушка прокуковала 15 раз. «Ах ты, противная птица! Кукуешь мне короткую жизнь? Да я тебя сейчас из рогатки!» - крикнула Аня и выстрелила в птицу из рогатки. Кукушка упала замертво, а довольная девочка сказала: «Ну вот, все равно от тебя толку лесу никакого не было».
Как вы думаете, ребята, права ли была Аня, убив кукушку?
(Нет, не права. Кукушка – единственная из птиц, которая поедает волосатых гусениц – очень опасных вредителей леса)
Оранжевая буква
Однажды ребята собирали на опушке леса грибы. Тучи сгущались над ними, но ребята не торопились возвращаться. Грибов было немного, а идти домой с пустыми лукошками не хотелось. Как – то резко все вокруг потемнело. По листьям застучали крупные капли дождя, поднялся сильный ветер. Засверкали молнии, ребята услышали оглушительные раскаты грома. Стало страшно. Хлынул ливень. Гроза все усиливалась. «Скорей за мной!» - скомандовал ребятам Антон. «Вон там, недалеко, растет дуб. Спрячемся под ним!» - указал он друзьям.
Какую ошибку допустил Антон?
(В грозу для защиты от дождя и молнии нельзя прятаться под большими и одиноко стоящими деревьями – они притягивают молнии, являясь как бы естественными громоотводами. Особенно опасен в этом отношении дуб, так как его корни глубоко уходят в землю).
Желтая буква
Пришли ребята в лес, стали искать местечко где бы остановиться на отдых. «Идите сюда!» - крикнула Наташа, только хотела опустить рюкзак, как из травы показалась банка из под «кока-колы» и пустые пакеты. Ребята переместились дальше и снова наткнулись на мусор. После долгих поисков им удалось все таки найти замечательную чистую полянку. Когда стали собираться домой, Ваня предложил собрать весь мусор и сжечь. Так и сделали. Неожиданно загорелась сухая трава и листва. Ребята бросились бежать, никто из них не пострадал.
К чему приводят лесные пожары?
(В результате пожаров погибают растения леса, гибнут многие животные, те которым удается спастись лишаются убежища, пищи).
Зеленая буква
Мальчик Ваня, возвращаясь поздним вечером домой из леса, услышал крик совы. «Вот глупая птица, - сказал он, немного оправившись от испуга, - пользу природе никакой не приносит, зато людей в лесу пугает!» «Извени, ваня, но ты не прав! –сказал Миша, - совы приносят огромную пользу природе».
Рассудите ребят, пожалуйста.
(Прав Миша. За лето сова поедает около 1000 полевок, сохраняя тем самым тонну хлеба, так как одна полевка уничтожает за лето килограмм зерна).
Голубая буква
Однажды на опушке Коля нарвал для Маргариты букет красивых цветов. Этим он хотел выразить восхищение ее красотой. И это у него прекрасно получилось. Маргарита очень обрадовалась, получив такой прекрасный букет. Но через некоторое время цветы завяли и Маргарите пришлось их выбросить почти на тоже место, где их сорвал Коля. Проходящие мимо туристы возмутились: «Какие глупые люди здесь побывали? Разве можно так относиться к природе?» В ответ на это Коля возразил: «Разве может пострадать от какого-то небольшого букета природа? Вон их еще сколько растет?»
Кто был прав в этой ситуации?
Коля был не прав. Из сорванных цветов могли образоваться плоды и семена, но этого не произойдет, сорванные цветы не оставят после себя потомство. Если все будут поступать подобным образом, то на следующий год, ребята не увидят этих замечательных цветов.
Синяя буква
Андрей и Лена во время очередной экскурсии в лес решили увековечить свои имена. Каждый из них перочинным ножиком вырезал на березке свое имя. Отойдя немного от дерева, они увидели табличку с надписью: «Дорогие ребята, не разрушайте кору на деревьях!» «А мы и не разрушали,– сказала Лена, - мы всего лишь оставили свои имена на деревьях». «Значит, мы с тобой молодцы! И можем смело назвать себя хранителями леса!» -обрадовался Андрей.
Дайте оценку этой ситуации.
(Ребята повредили кору и поэтому не могут считать себя хранителями леса. В надрезы, трещены коры проникают возбудители болезней деревьев, споры грибов паразитов. В результате большинство деревьев погибает).
При подготовке материала для исследовательского проекта, школьники изучали взаимоотношения организмов в лесу, отмечали важную роль птиц, фотографировали их гнезда.К одному мальчику прилипла паутина, этой осенью ее было много в лесу. Он рассердился на пауков: «наплели тут преграды для лобрых людей!» И давай всю паутину по пути рвать. А если попадались пауки, то он и их убивал.
Правильно ли поступал школьник?
(Нет, не правильно. Пауки уничтожают многих вредителей леса).
4 тур Угадай мелодию: по мелодии угадать песню о животных , определить ее название или назвать несколько слов из песни.
Красная буква: Пропала собака.
Оранжевая буква: Песня мамонтенка.
Желтая буква: Лесной олень.
Зеленая буква: Добрый жук.
Голубая буква: Розовый слон.
Синяя буква: Жили у бабуси.
Фиолетовая буква: В траве сидел кузнечик.
5 тур Галерея силуэтов: по силуэту определить птицу (силуэты демонстрируются с экрана, можно распечатать на листах)
Красная буква: Силуэт скворца
Оранжевая буква: Силуэт грача
Желтая буква: Силуэт дятла
Зеленая буква: Силуэт кукушки
Голубая буква: Силуэт утки
Синяя буква: Силуэт совы
Фиолетовая буква: Силуэт аиста
6 тур Азарт приведет к победе
Участникам на 3 коротких вопроса необходимо дать 3 коротких ответа.
Красная буква
- Какой гриб нашей местности самый ядовитый? (бледная поганка).
- Из каких растений получают масло? (соя, подсолнечник, кукуруза и другие).
- Назовите самую крупную водоплавающую птицу. (Императорский пингвин, его рост достигает 1,2 м).
Оранжевая буква
- Назовите съедобные грибы нашей местности (опята, маслята, сыроежки, подберезовики и другие).
- Какую кашку не варят? (клевер)
- Какая змея самая ядовитая?( морская кобра, ее яд сильнее яда других змей примерно в 100 раз).
Желтая буква
- Под какими деревьями растут маслята? (сосны, ели).
- Из каких растений получают ткани? (лен, хлопок)
- Какие насекомые считаются самыми опасными? (Комары- переносчики паразита, вызывающего малярию, от которой ежегодно умирает свыше миллиона человек)
Зеленая буква
- Какие съедобные грибы выращивает человек? (шампиньоны, вешенки).
- У каких растений в пищу употребляют листья? (салат, петрушка, укроп)
- Самая большая рыба (китовая акула, длина до 18 м)
Голубая буква
- Как поступить при сборе грибов с неизвестным грибом? (не брать его).
- Какое растение называют вторым хлебом? (картофель)
- У какого животного самый длинный рог? ( у африканского носорога, 158 см.)
Синяя буква
- С каким съедобным грибом можно спутать желчный гриб? (с белым).
- Какие вы знаете лекарственные растения нашей местности? ( подорожник, ромашка, календула и другие).
- Какое насекомое быстрее всех бегает? (таракан, его скорость 30 см в секунду).
Фиолетовая буква
- Как называются грибы в виде копыта. растущие на стволах деревьев? (трутовики)
- Назовите первые весенние цветы (подснежник, мать и мачеха)
- Какое дерево наших лесов самое светолюбивое? (сосна).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа по теме " Строение живых организмов" Биология .Живой организм. Н.И.Сонин 2013 год
Контрольная работа состоит из трех частей .Биологический диктант.Задание на соответствие.Задание на расстановку по порядку....
Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов)
Деление живых организмов на группы (классификация живых организмов) Презентация...
Тема урока: ″Значение живых организмов в природе и жизни человека. Обобщение и систематизация знаний по теме 2 Многообразие живых организмов″
Цели урока:Содержательная (предметные результаты):- формировать умение объяснять значение живых организмов в природе и жизни человека;Деятельностная:- формирование у учащихся умений реализовать ...
Отличительные признаки живых организмов, сравнение признаков тел неживой природы с признаками живых организмов
видеофрагмент на тему: "Отличительные признаки живых и неживых организмов"...
Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС
Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)
Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...
Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."
Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...