Буллинг среди детей
план-конспект занятия по праву (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Материал предназначен для работы с детьми по профилактике буллинга и способы работы с причинами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zanyatiya_bulling.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ РМЭ «Моркинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»









Конспект занятия:

«Подростковый буллинг»





Разработала:

Мамаева Н. Ю.

социальный педагог



Пгт. Морки

 2024 г.

Форма проведения: презентация информационных блоков, психологические игры, обсуждение.

Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся. Создание условий для укрепления личностных ресурсов противостояния насилию и негативному влиянию.

Задачи: дать обучающимся информацию:

  • что такое физическое и психологическое насилие;
  • с помощью игры показать, что у каждого, есть качества, которые он может использовать для противостояния психологическому и физическому насилию.

Использование педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии.

Методы и приёмы проведения:  активные методы обучения.

Принципы реализации:  активность воспитанников; аналитическая позиция.

Ожидаемые результаты: Личностные: ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения. Будут учиться работать в группе, выслушивать мнение друг друга, принимать собственные решения.

Опорные понятия, термины: буллинг, толерантность, конфликты, взаимодействия. 

Необходимое оборудование и материалы:  телевизор,  бумага.

Работа с понятиями.

Вопрос к детям: «Как вы думаете, что такое буллинг?» Ответы кратко фиксируются на доске/флипчарте.

Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.

Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства.

Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется «травля».

Вопрос к обучающимся: «А какие виды насилия вы знаете? Что, по-вашему, является насилием?» Ответы кратко фиксируются на доске/флипчарте.

Виды насилия:

  • Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…).
  • Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит).
  • Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность).
  • Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им).
  • Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления).
  • Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр).

Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.

Педагог: Я сейчас предлагаю вам представить ситуацию, в которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друзей, с вами никто не общается, над вами смеются.

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?

- какие бы эмоции вы испытывали?

- чего бы вам хотелось?

Оценка явления.

Педагог: то, что вы сейчас представили, - страшно, неприятно. Так себя чувствуют отверженные люди – им плохо, страшно. Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить друг друга. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе.

Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-либо от остальных. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним» не оправдывают ваше поведение.

Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не отдельного человека, а группы людей. Если группа людей не следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием. Это плохо для всех – не только для тех, кого обижают, но и для остальных.

Педагог:

В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.

Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.

Преследователи, наблюдатели – все остальные.

Причины присоединения последователей к зачинщикам:

- подчинение стадному чувству;

- желание заслужить одобрение лидеров класса;

- от скуки или ради развлечения;

- из страха оказаться на месте жертвы;

- желание самоутвердиться

Жертвой травли можно стать независимо от внешнего вида и особенностей личности. Для этого не надо быть каким-то особо ненормальным.  Бывает и такое, но может быть и другое. Ты носишь очки, ты толст или худ, плохо одет или у тебя другой цвет кожи - все может служить причиной травли.  Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что человек становится жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…

Последствия травли опасны для всех!

Самые тяжелые последствия для жертв:

- снижение уверенности в себе;

- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;

- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;

- последствия для здоровья;

- переживание постоянных негативных эмоций;

- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;

- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.

Для зачинщиков:

- озлобленность;

- потеря уважения к себе;

- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);

- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);

- зависимость от чужого мнения.

Если в коллективе началась травля:

- немедленно обратиться за помощью к ответственному взрослому

- максимально пресекать действия зачинщиков

Если вас травят в сети (кибербуллинг):

Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через ВКонтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.

Педагог: ребята, давайте договоримся, что у нас такого не будет! Сейчас мы подпишем коллективный договор – все поставим свои подписи под обязательством относиться друг к другу уважительно, не применять никаких видов насилия и поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе.

Все участники подписывают заранее подготовленный коллективный договор.

Педагог: если у вас остались вопросы, что делать с травлей и буллингом, ответы можно найти на сайте травлинет.рф.

Вопросы для обсуждения:

• Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?

• Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать?

• Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся?

• Были ли подобные ситуации в образовательном учреждении? За что в этих случаях отвергали детей? Какими личностными характеристиками они обладают? Какими личностными характеристиками обладают отвергающие?

• Как вы реагировали? Что в этих случаях вы можете сделать как педагог?

Я предлагаю вам свод правил, которым мы все будем следовать. Вы будете работать в паре и предлагать правила:

1. У нас не оскорбляют друг друга.

2. У нас не выясняют отношения с кулаками друг с другом.

3. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся - их разнимают.

4. Не смеются над чужими недостатками.

5. Не портят чужие вещи.

6. Будем дорожить дружбой, ведь мы одна команда.

7. Твоя группа - это твоя семья.

Упражнение «Зеркало» 

Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются ролями, а по второму — партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы. После завершения упражнения все садятся на ковер, проводится обсуждение игры. Дети отвечают на вопросы: - С кем было лучше работать? Почему? - С кем не очень понравилось? Почему?

Задание для группы № 1

В твой класс пришел новенький другой национальности, к которому неприязненно относятся большинство твоих одноклассников. Однажды ты увидел, что одноклассники обзывают его обидными словами.

Задание для группы № 2

Классный руководитель объявил, что в этом году вместо Новогоднего утренника у нас будет Новогодний КВН и для приветствия нам нужно подготовить интересные новогодние шутки. Когда мы обсуждали то, что принесли ребята, все весело смеялись.

 Задание для группы № 3

Ребята из класса смеются над одной девочкой, так как она плохо одевается (из бедной семьи) и предлагают мне присоединиться к всеобщему «веселью».

Задание для группы № 4

В ваш класс пришел ребенок-инвалид, большинство одноклассников относится к нему с пренебрежением, не общаются, допускают в его адрес насмешки.

Задание для группы № 5

Был солнечный майский день. На большой перемене мы с ребятами решили поиграть в лапту. Всем было весело.

Список источников:

  1. Гаджиева Айтач Фейруз Кызы СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-prediktory-podrostkovogo-bullinga (дата обращения: 09.10.2021).
  2. Ерина И.А., Бузни В.А., Корж А.А. БУЛЛИНГ И ПУТИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // МНКО. 2021. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-i-puti-ego-profilaktiki-v-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 09.10.2021).
  3. Петрановская Л.В. «Миллион детей в России ежедневно идут в школу как на казнь», 2018 https://paperpaper.ru/petravovskaya/ (дата обращения 01.10.2021)
  4. Петрановская Л.В. Травли NET. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. – БФ «Галчонок», 21 стр.
  5. Петрановская, Л. В. Что делать, если... / Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. – 143 стр.

Задание для группы № 1

В твой класс пришел новенький другой национальности, к которому неприязненно относятся большинство твоих одноклассников. Однажды ты увидел, что одноклассники обзывают его обидными словами.

Задание для группы № 2

Классный руководитель объявил, что в этом году вместо Новогоднего утренника у нас будет Новогодний КВН и для приветствия нам нужно подготовить интересные новогодние шутки. Когда мы обсуждали то, что принесли ребята, все весело смеялись.

 Задание для группы № 3

Ребята из класса смеются над одной девочкой, так как она плохо одевается (из бедной семьи) и предлагают мне присоединиться к всеобщему «веселью».

Задание для группы № 4

В ваш класс пришел ребенок-инвалид, большинство одноклассников относится к нему с пренебрежением, не общаются, допускают в его адрес насмешки.

Задание для группы № 5

Был солнечный майский день. На большой перемене мы с ребятами решили поиграть в лапту. Всем было весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

«Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»

laquo;Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»...

Программа. Практика наставничества среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Милосердие - нашей души усердие!»

Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности  в рамках федерального проекта «Школа возможностей», организованной благотворительным фондом Сбербан...

Буллинг среди несовершеннолетних в организации

бу́ллинг — англ. bullying, в переводе запугивание) — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но так...

Профилактика буллинга среди подростков

Данный материал поможет провести классные часы для учеников 10-11 классов, студентов техникума по профилактике буллинга....