Буллинг среди детей
план-конспект занятия по праву (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Материал предназначен для работы с детьми по профилактике буллинга и способы работы с причинами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_zanyatiya_bulling.docx | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБУ РМЭ «Моркинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
Конспект занятия:
«Подростковый буллинг»
Разработала:
Мамаева Н. Ю.
социальный педагог
Пгт. Морки
2024 г.
Форма проведения: презентация информационных блоков, психологические игры, обсуждение.
Цель: повышение толерантности и профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся. Создание условий для укрепления личностных ресурсов противостояния насилию и негативному влиянию.
Задачи: дать обучающимся информацию:
- что такое физическое и психологическое насилие;
- с помощью игры показать, что у каждого, есть качества, которые он может использовать для противостояния психологическому и физическому насилию.
Использование педагогических технологий: личностно-ориентированные технологии.
Методы и приёмы проведения: активные методы обучения.
Принципы реализации: активность воспитанников; аналитическая позиция.
Ожидаемые результаты: Личностные: ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения. Будут учиться работать в группе, выслушивать мнение друг друга, принимать собственные решения.
Опорные понятия, термины: буллинг, толерантность, конфликты, взаимодействия.
Необходимое оборудование и материалы: телевизор, бумага.
Работа с понятиями.
Вопрос к детям: «Как вы думаете, что такое буллинг?» Ответы кратко фиксируются на доске/флипчарте.
Травля, или буллинг, или моббинг – это негативные действия со стороны одного или нескольких человек в отношении другого человека на протяжении длительного времени. Травля – это один из видов отвержения, психологического насилия.
Степень насилия может быть разной. От легкой, словесной до тяжелой, с нанесением физических увечий и доведением до самоубийства.
Дети тоже могут обижать других детей, которые им не нравятся. Только эти дети не всегда понимают всю серьезность своих поступков. Они думают, что просто играют, смеются и шутят. Но это совсем не забава. А именно: когда человека намеренно доводят до слез, согласованно и систематически дразнят, когда отбирают, прячут и портят его вещи, когда толкают, щипают и бьют, когда обзывают и подчеркнуто игнорируют, — это называется «травля».
Вопрос к обучающимся: «А какие виды насилия вы знаете? Что, по-вашему, является насилием?» Ответы кратко фиксируются на доске/флипчарте.
Виды насилия:
- Травля (не дают прохода, обзывают, бьют, развлекаются, мстят за что-то…).
- Неприятие активное (возникает в ответ на действия жертвы; человеку дают понять, что он никто, его мнение ничего не значит).
- Неприятие пассивное (не принимают, не берут в совместную деятельность).
- Игнорирование (на человека не обращают внимания, с ним не общаются, его не замечают, не интересуются им).
- Моральное насилие (насмешки, шантаж, угрозы, прозвища, оскорбления).
- Кибербуллинг (угрозы в сети, домогательства, выкладывание в интернет порочащих сведений и пр).
Все эти виды одинаково отвратительны и имеют тяжелые последствия.
Педагог: Я сейчас предлагаю вам представить ситуацию, в которой вы не приняты в коллективе, у вас нет друзей, с вами никто не общается, над вами смеются.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- как бы вы себя чувствовали в такой ситуации?
- какие бы эмоции вы испытывали?
- чего бы вам хотелось?
Оценка явления.
Педагог: то, что вы сейчас представили, - страшно, неприятно. Так себя чувствуют отверженные люди – им плохо, страшно. Люди могут быть очень разными они могут нравиться друг другу больше или меньше, но это не повод травить друг друга. Люди на то и люди, разумные существа, что они способны научиться быть вместе.
Даже если они очень-очень разные и кто-то кому-то кажется совсем неправильным. Но никому не позволено травить другого за то, что он отличается чем-либо от остальных. Никакие «да мы просто пошутили», или «мы так играем», или «мы его просто дразним» не оправдывают ваше поведение.
Травля – это болезнь. Бывают такие болезни, которые поражают не отдельного человека, а группы людей. Если группа людей не следит за чистотой отношений, она может заболеть - насилием. Это плохо для всех – не только для тех, кого обижают, но и для остальных.
Педагог:
В буллинге участвуют три стороны: зачинщики, жертва и последователи.
Зачинщики. В основе их действий обычно лежит желание самоутвердиться, выделиться. Иногда травля бывает результатом личной мести.
Преследователи, наблюдатели – все остальные.
Причины присоединения последователей к зачинщикам:
- подчинение стадному чувству;
- желание заслужить одобрение лидеров класса;
- от скуки или ради развлечения;
- из страха оказаться на месте жертвы;
- желание самоутвердиться
Жертвой травли можно стать независимо от внешнего вида и особенностей личности. Для этого не надо быть каким-то особо ненормальным. Бывает и такое, но может быть и другое. Ты носишь очки, ты толст или худ, плохо одет или у тебя другой цвет кожи - все может служить причиной травли. Могут быть некоторые особенности, которые приводят к тому, что человек становится жертвой: обидчивость, замкнутость, отклонения в здоровье, низкая самооценка…
Последствия травли опасны для всех!
Самые тяжелые последствия для жертв:
- снижение уверенности в себе;
- уменьшение способности и желания учиться из-за нежелания ходить в школу;
- поиски внешкольного круга друзей, которыми могут оказаться кто угодно;
- последствия для здоровья;
- переживание постоянных негативных эмоций;
- возникновение депрессии, в особо тяжелых случаях – попытки суицида;
- последствия во взрослой жизни – проблемы с созданием семьи, с выбором профессии, с поиском друзей.
Для зачинщиков:
- озлобленность;
- потеря уважения к себе;
- проблемы с друзьями (дружба, основанная на страхе, это не дружба);
- проблемы в рабочих коллективах во взрослой жизни (если зачинщик понесет туда свой школьный опыт);
- зависимость от чужого мнения.
Если в коллективе началась травля:
- немедленно обратиться за помощью к ответственному взрослому
- максимально пресекать действия зачинщиков
Если вас травят в сети (кибербуллинг):
Не отвечайте на травлю в онлайн-пространстве. Если вас пытаются оскорблять смс-сообщениями, через ВКонтакт, Фэйсбук и другие социальные сети, через электронную почту, не отвечайте. Особенно если послания анонимные.
Педагог: ребята, давайте договоримся, что у нас такого не будет! Сейчас мы подпишем коллективный договор – все поставим свои подписи под обязательством относиться друг к другу уважительно, не применять никаких видов насилия и поддерживать доброжелательную атмосферу в коллективе.
Все участники подписывают заранее подготовленный коллективный договор.
Педагог: если у вас остались вопросы, что делать с травлей и буллингом, ответы можно найти на сайте травлинет.рф.
Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?
• Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать?
• Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся?
• Были ли подобные ситуации в образовательном учреждении? За что в этих случаях отвергали детей? Какими личностными характеристиками они обладают? Какими личностными характеристиками обладают отвергающие?
• Как вы реагировали? Что в этих случаях вы можете сделать как педагог?
Я предлагаю вам свод правил, которым мы все будем следовать. Вы будете работать в паре и предлагать правила:
1. У нас не оскорбляют друг друга.
2. У нас не выясняют отношения с кулаками друг с другом.
3. У нас не смотрят спокойно, если двое дерутся - их разнимают.
4. Не смеются над чужими недостатками.
5. Не портят чужие вещи.
6. Будем дорожить дружбой, ведь мы одна команда.
7. Твоя группа - это твоя семья.
Упражнение «Зеркало»
Дети работают в парах. Один ребенок совершает разнообразные действия, другой, словно отражение в зеркале, должен повторять их. По первому сигналу дети меняются ролями, а по второму — партнерами. Игра заканчивается тогда, когда каждый из участников побывает и зеркалом, и человеком и поработает со всеми членами группы. После завершения упражнения все садятся на ковер, проводится обсуждение игры. Дети отвечают на вопросы: - С кем было лучше работать? Почему? - С кем не очень понравилось? Почему?
Задание для группы № 1
В твой класс пришел новенький другой национальности, к которому неприязненно относятся большинство твоих одноклассников. Однажды ты увидел, что одноклассники обзывают его обидными словами.
Задание для группы № 2
Классный руководитель объявил, что в этом году вместо Новогоднего утренника у нас будет Новогодний КВН и для приветствия нам нужно подготовить интересные новогодние шутки. Когда мы обсуждали то, что принесли ребята, все весело смеялись.
Задание для группы № 3
Ребята из класса смеются над одной девочкой, так как она плохо одевается (из бедной семьи) и предлагают мне присоединиться к всеобщему «веселью».
Задание для группы № 4
В ваш класс пришел ребенок-инвалид, большинство одноклассников относится к нему с пренебрежением, не общаются, допускают в его адрес насмешки.
Задание для группы № 5
Был солнечный майский день. На большой перемене мы с ребятами решили поиграть в лапту. Всем было весело.
Список источников:
- Гаджиева Айтач Фейруз Кызы СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДИКТОРЫ ПОДРОСТКОВОГО БУЛЛИНГА // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2021. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnye-prediktory-podrostkovogo-bullinga (дата обращения: 09.10.2021).
- Ерина И.А., Бузни В.А., Корж А.А. БУЛЛИНГ И ПУТИ ЕГО ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ // МНКО. 2021. №1 (86). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-i-puti-ego-profilaktiki-v-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения: 09.10.2021).
- Петрановская Л.В. «Миллион детей в России ежедневно идут в школу как на казнь», 2018 https://paperpaper.ru/petravovskaya/ (дата обращения 01.10.2021)
- Петрановская Л.В. Травли NET. Методическое пособие для педагогов школ и школьных психологов. – БФ «Галчонок», 21 стр.
- Петрановская, Л. В. Что делать, если... / Людмила Петрановская; худ. Андрей Селиванов. - М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010. – 143 стр.
Задание для группы № 1
В твой класс пришел новенький другой национальности, к которому неприязненно относятся большинство твоих одноклассников. Однажды ты увидел, что одноклассники обзывают его обидными словами.
Задание для группы № 2
Классный руководитель объявил, что в этом году вместо Новогоднего утренника у нас будет Новогодний КВН и для приветствия нам нужно подготовить интересные новогодние шутки. Когда мы обсуждали то, что принесли ребята, все весело смеялись.
Задание для группы № 3
Ребята из класса смеются над одной девочкой, так как она плохо одевается (из бедной семьи) и предлагают мне присоединиться к всеобщему «веселью».
Задание для группы № 4
В ваш класс пришел ребенок-инвалид, большинство одноклассников относится к нему с пренебрежением, не общаются, допускают в его адрес насмешки.
Задание для группы № 5
Был солнечный майский день. На большой перемене мы с ребятами решили поиграть в лапту. Всем было весело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.
В данной лекции кратко раскрыта практика работы с девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...
«Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»
laquo;Создание и поддержание благоприятного психологического климата в образовательной организации. Профилактика буллинга среди обучающих»...
Программа. Практика наставничества среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Милосердие - нашей души усердие!»
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности в рамках федерального проекта «Школа возможностей», организованной благотворительным фондом Сбербан...
Буллинг среди несовершеннолетних в организации
бу́ллинг — англ. bullying, в переводе запугивание) — агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого, но так...
Рабочая программа по профилактике травли (буллинга) среди несовершеннолетних на 2023– 2024 учебный год.
Актуальная тема современного общества....
Профилактика буллинга среди подростков
Данный материал поможет провести классные часы для учеников 10-11 классов, студентов техникума по профилактике буллинга....