Разработка урока по теме "Избирательное право"
план-конспект урока по праву (10 класс)

Маркова Светлана Александровна

Разработка урока по  теме "Избирательное право" 10кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_pravu_v_10_kl_.docx93.3 КБ

Предварительный просмотр:

Дата:13.02.2024

Тема: Избирательное право.

Тип занятия: урок открытия нового знания, комбинированный с элементами практической деятельности учащихся.

Цель: Познакомить избирательным правом, выборами как механизмом участия граждан в политической жизни страны.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с сущностью   избирательного права, принципами проведения выборов в РФ, цензами избирательного права.

2. Объяснить различие между активным и пассивным избирательным правом.

 Развивающие:

 Способствовать формированию умения   анализировать, выделять причинно-следственные связи, учить выделять главное.

Воспитательные:

  Содействовать формированию потребности социально-активного поведения личности, воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны, формировать у учащихся активную жизненной позицию с точки зрения гражданина и будущей профессии.

Межпредметные связи: политология, обществознание.

Предметные результаты: владение базовым понятийным аппаратом, умениями выявлять причинно-следственные связи объектов и процессов; применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Личностные результаты: сформированность гражданской позиции обучающего как сознательного, активного и ответственного члена российского общества.

Метапредметые результаты: готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию получаемую из учебной литературы; умение ориентироваться в социально-политических событиях, оценивать их последствия.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ⅰ. Мотивация к учебной деятельности;

 Приветствие суворовцев.

 Сегодня я предлагаю вам интересную работу.

Американский психолог Абрахам Маслоу говорил: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Действительно, каждый из нас ежедневно осуществляет выбор.

В чем, где и когда мы осуществляем выбор? (В магазине вы выбираете товары для покупки, продукты и рецептуры для приготовления блюд)

 В жизни же зачастую приходится осуществлять нравственный выбор: между правдой и ложью, добром и злом, честностью и предательством.

Посмотрите внимательно на экран — перед вами цитаты выдающихся деятелей.

1. «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над собственным государством». (Аристотель)

2. «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия». (Гельвеций)

3. «Управление государством зависит от подбора мудрых людей».  (Конфуций)

4. «Там, где заканчиваются ежегодные выборы, начинается рабство»  (Дж.Адамс)

5. «Неосведомленность одного избирателя в демократическом обществе наносит ущерб безопасности всех».   (Дж.Кеннеди)

6. «Голосуй за человека, который меньше всех обещает, меньше всех будешь разочарован»  (Барух)

  • Сделайте вывод о каком выборе мы будем вести речь сегодня на уроке? (Политическом).
  • Что такое политический выбор?

Это право народов самим определять государственно-политическое устройство, собственные пути национального развития. Политический выбор осуществляется в зависимости от типа политического режима, господствующего в той или иной стране. 

Как же это происходит? Какие проблемы и трудности нас подстерегают на этом пути? Об этом и пойдёт речь на нашем уроке. Тема урока: «Избирательное право».

-Предположите какая цель нашего урока?

Познакомиться с избирательным правом, выборами как механизмом участия граждан в политической жизни страны.

Знакомятся с цитатами, объясняют их смысл.

Формулируют тему урока и учебные задачи.

Ⅱ. Актуализация знаний;

Мы уже с вами выяснили, что политика играет большую роль в жизни общества и в жизни государства, в частности.

В зависимости о того, как осуществляется руководство страны, какая политическая система существует в том или ином государстве, зависит и благосостояние его народа.

Если в государстве существует демократический политический режим, установлена Конституция и исполняются ее основные положения, то каждый гражданин, как правило, имеет возможность принимать участие в политической жизни своего государства.

Давайте вспомним основные права граждан Р.Ф.

Совершенно верно, данная форма участия граждан в политической жизни общества самая массовая.  Сегодня мы с ней подробнее и познакомимся.

Учащиеся перечисляют основные политические права:

По Конституции Р.Ф. каждый гражданин имеет право на:

- на свободу слова

- вступать в политические партии и объединения

- на свободу собраний

- Участие в управление делами государства, избирать и быть избранными

ⅠⅠⅠ. Изучение нового материала

Физминутка

IV. Первичное закрепление

План изучения нового материала:

  1. Понятие избирательного права;
  2. Активное и пассивное избирательное право
  3. Цензы.
  4. Принципы избирательного права

1. Избирательная система

У каждого на столе находится Конституция РФ и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"

 В течение одной минуты вы должны найти в Конституции РФ статью об избирательном праве граждан РФ. Давайте зачитаем. Конституция РФ. Статья 32.

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

  1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?
  2. Что означает избирать и быть избранным?

– По средствам существующего на сегодняшний день избирательного права, почти каждый гражданин может избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право граждан имеет две формы, это активное и пассивное.

– Для того чтобы узнать, что подразумеваем под активной и пассивной формой избирательной активности, рассмотрим таблицу [Приложение 1].

Итак, избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.

Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.

-А что же такое выборы?

-Какими они бывают? (-выборы федеральных органов власти-президента, депутатов Гос.Думы, Федерального собрания)

- выборы законодательных органов субъектов РФ и высших должностных лиц субъектов

- выборы в органы местного самоуправления (депутатов  представительных органов и глав муниципальных образований.

В Российской Федерации принято выделять следующие юридически закрепленные виды выборов: очередные выборы; досрочные выборы; дополнительные выборы (выборы вместо выбывшего депутата); повторные выборы.

Очередные выборы -- это основные или общие выборы, проводимые с целью избрания органов государственной власти и органов местного самоуправления в сроки, определенные действующим законодательством.

Досрочные выборы проводятся по причине досрочного прекращения возможностей действия выбираемого органа (должностного лица).

Дополнительные выборы -- это внеочередные выборы, проводимые в условиях преждевременного прекращения полномочий депутата

Повторные выборы проходят в случаях, если результаты первоначальных выборов были признаны недействительными.

Что такое референдум?

Рефере́ндум форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения.

-Какие уровни референдума могут быть?(федеральные, на уровне субъекта, местный)

Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более чем 200 – летняя борьба.

Сообщение « Выборы в истории человечества» (опережающее задание)

Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.

        Следует отметить, что и сегодня во всеобщем избирательном праве существуют ограничения или цензы:

Избирательный ценз – это требование или их набор, которым должен удовлетворять избиратель или кандидат для получения допуска к участию в выборах.

- ценз гражданства, т.е. принимать участие в выборах могут только граждане государства.

-ценз оседлости, т.е.  голосовать могут те, кто прожил в государстве определённое время.

- моральный ценз – запрет на участие в выборах лиц, которые лишены свободы за совершение преступлений.

- образовательный ценз – требование кандидатам в депутаты иметь соответствующий уровень образования.

-возрастной ценз- право участвовать в выборах по достижении определенного возраста. В России возрастной ценз для активного избирательного права (18 лет).

Какие граждане не имеют права избирать и быть избранными.

Составьте кластер.

C:\Users\DOM\Downloads\2022-02-06_10-35-29.png

- Важно ли участвовать в выборах? Почему?

(Участие в выборах является проявлением социальной ответственности, совести, политической и правовой зрелости и культуры каждого гражданина. Активное и сознательное  участие граждан в выборах способствует совершенствованию развития страны, формированию гражданского общества)

Немного отдохнем

Выполним упражнение «Слон»

2. Принципы избирательного права

– Демократическое избирательное право предполагает обязательное соблюдение ряда принципов.

На рабочем столе схема и документ «Демократические принципы избирательного права» Приложение 2.

Изучите внимательно содержания документа и разрешите практические ситуации:

Ситуация 1. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.

Задание: Дайте оценку действиям избирателя

Ситуация 2. В день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.

Задание -Объясните ваши действия в этой ситуации.

Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак «плюс», а напротив остальных – знак «минус».

Задание: Объясните судьбу вашего «голоса» в данной ситуации.

Ситуация 4 1 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).

Вопрос: какой принцип нарушен?

Ситуация 5.        Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии?

 Ситуция 6 Гражданин получив бюллетень и пройдя в кабинку для голосования обнаружил что в нем есть только один кандидат.

-Какой принцип нарушен?

Ситуция 7 Гражданка А. пришла на избирательный участок со своим паспортом и паспортом соседки. Она объяснила членам участковой избирательной комиссии, что соседка сломала ногу и не может явиться на избирательный участок сама, поэтому поручила гражданке А. сделать выбор за нее. Каковы действия членов участковой избирательной комиссии в данной ситуации.

Ситуция 8 Гражданин П. пришел на избирательный участок, но в списках избирателей его не оказалось. Члены участковой избирательной комиссии предложили гражданину прийти на выборы в следующую избирательную компанию. Правильно поступили члены участковой комиссии?

Ситуция 9 Гражданка Л. при заполнении бюллетеня совершила ошибку, какими должны быть её действия?

Итак, давайте зафиксируем в тетради демократические принципы избирательного права:

- прямое избирательное право

- всеобщее избирательное право

- равное избирательное право

- тайное голосование

-альтернативность

-участие избирателя вы выборах добровольно

Итак, мы с вами узнали про избирательное право, принципы проведения выборов, цензы избирательного права. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли изученный на уроке материал.

Выполним задания по вариантам составленные по типу ЕГЭ, так как умения применять свои знания на экзамене необходимо постоянно совершенствовать.

Знакомятся с документом.

Отвечают на вопрос,

 Предполагаемые ответы:

 -речь идет об избирательном праве;

-право избирать значит реализовывать свою возможность непосредственно участвовать в управлении делами государства, право выбирать, участвовать в выборах и референдуме.

-право быть избранным- возможность выдвигать свою кандидатуру в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

– Отвечают на вопрос (Активная форма – это право избирать; Пассивная форма – быть избранным)

Фиксируют определения в тетради: избирательное право, активное, пассивное

Устные ответы , запись в тетрадь

Сообщение суворовца

Составляют кластер в тетради.

Устные ответы, подчеркивается важность участия

Знакомятся с документом, решают практические ситуации.

Предполагаемые ответы учащихся:

- (Нарушен принцип тайного голосования. Заполнять избирательный бюллетень необходимо в кабине для голосования).

- (Каждый избиратель должен голосовать лично. Голосование за других избирателей не допускается). Принцип прямого избирательного права

- (Голос «пропадёт», т.к. бюллетень будет считаться недействительным. Нужно ставить лишь один знак в одной клетке)

Принцип равного избирательного права.

при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

-(Нет, гражданин имеет право выбора, голосование осуществляется добровольно)

Участие в выборах добровольно.

Альтернативность.

Запись в тетрадях

Решают задания

Ⅴ.

Итоги урока

VI. Домашнее задание, оценка деятельности

И так ребята, мы с вами познакомились с основными принципами избирательного права и избирательными системами.  На следующем уроке мы узнаем о типах избирательных систем, познакомимся с тем, как организован избирательный процесс в РФ.

1. Что такое избирательное право? Выборы? Референдум?

2.  Что означает активное и пассивное избирательное право?

3. Назовите принципы демократических выборов.

Вернемся к высказыванию с которого мы начали урок «Жизнь – это процесс постоянного выбора».

4.Почему вам как гражданам своего государства и будущим сотрудникам полиции важно знать и понимать правовую сторону избирательного права?

Выставление оценок за урок, домашнее задание.

Параграф 21, выписать  законы обеспечивающие  демократичность выборов РФ стр 118-119

Задание по типу ЕГЭ (сложный план).

Учащиеся отвечают на вопросы

Рассуждают

Приложение 1.

Приложение 2.

К числу важнейших и международно признанных принципов избирательного права, соблюдение которых дает возможность признать выборы демократическими, а их результаты легитимными, относятся следующие: всеобщность, свобода добровольность участия, альтернативность, равенство, прямой характер выборов и тайное голосование.

Всеобщность избирательного права означает, что в стране не допускается какая-либо дискриминация в данной области и избирательные права закрепляются за всеми психически здоровыми гражданами, достигшими определенного возраста. Этот принцип исключает возможность лишения или ограничения избирательных прав гражданина по признакам пола, расы, национальности, конфессиональной принадлежности, идейных убеждений, а чаще всего и имущественного и должностного положения. Вместе с тем этот принцип не исключает практики недопущения к выборам несовершеннолетних, лиц, признанных по суду психически больными, и осужденных по приговору суда, находящихся в местах лишения свободы, поскольку их сознательное, свободное или самостоятельное волеизъявление не может быть обеспечено.

Принцип свободного участия в выборах означает добровольность участия избирателя в выборах, его самостоятельность в решении вопроса использования активного и пассивного избирательного права, свободу волеизъявления избирателей, исключающую незаконное вмешательство государства и иных политических сил в этот процесс. Соблюдение этого принципа является важным условием признания выборов состоявшимися, действительными, а избранных в результате их органов — легитимными.

В ходе выборов может наблюдаться и такое явление, как абсентеизм (от лат. absentis — отсутствующий) — более или менее массовое уклонение избирателей от голосования. Тем самым избиратели выражают свое недовольство существующим в стране положением вещей, разочарованность как политической и практической деятельностью властей, так и партийными программами, и политическими платформами кандидатов оппозиции, неверие в возможность существенно изменить что-либо путем выборов или в честный характер их проведения и т.д. В целях преодоления абсентеизма и обеспечения большей легитимности избираемых органов целый ряд стран (например, Италия, Аргентина, Бельгия, Австралия, Греция, Турция) вводят юридическую обязательность голосования (обязательный вотум), когда неучастие в голосовании влечет за собой моральное осуждение, штраф и даже лишение свободы. В интересах преодоления негативных последствий абсентеизма используется и путь снижения порога, за которым выборы признаются несостоявшимися (например, с уровня участия большинства избирателей — 50% плюс один голос до более чем четверти всех избирателей).

Равное избирательное право означает равенство прав каждого избирателя на выборах, одинаковую по закону возможность для всех избирателей влиять на их результаты и быть избранным. Это достигается прежде всего путем: наделения каждого избирателя равным числом голосов (как правило, одним голосом по принципу «один человек — один голос; образования примерно равных по численности жителей или избирателей избирательных округов с тем, чтобы поданные на выборах голоса имели равный вес, оказывали равное влияние на результаты выборов; отказа от разделения избирательного корпуса страны на неравноправные части (избирательные курии), имеющие неодинаковые нормы представительства, когда на каждого депутата приходится различное число представляемых им жителей или избирателей. Принцип равенства избирательного права обеспечивается и тем, что один и тот же избирательный закон определяет одни и те же условия и требования для всех кандидатов по их выдвижению, регистрации, проведению предвыборной агитации и проведению голосования, и подведению его итогов.

Прямое избирательное право. Как и сами выборы, избирательное право может быть соответственно прямым и непрямым. Прямое избирательное право предусматривает право граждан непосредственно избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления и быть избранными в них.

Принцип тайного голосования означает, что голосование осуществляется без внешнего наблюдения и контроля, чем обеспечивается действительная свобода волеизъявления избирателя, свобода выбора. В демократических странах нарушение тайны голосования признается преступлением и карается по закону. Никто посторонний не имеет права находиться в кабине голосования. Этот принцип исключает право кого-либо требовать от избирателей раскрыть то, как они проголосовали или вскрывать опущенные в ящик для голосования конверты с бюллетенями до начала подсчета голосов.

Основные принципы демократического избирательного права

Принципы

Их сущность

Принцип равенства

каждый избиратель имеет только один голос, все кандидаты находятся в равном положении

Принцип всеобщности

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Принцип тайного голосования

Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.

Обеспечивается возможность свободного изъявления воли избирателя и исключается возможность давления на него.

Принцип альтернативности (состязательности)

Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора

Принцип прямого избирательного права

граждане участвуют в выборах напрямую, без посредников);

Принцип свободы выборов

Любой гражданин участвует в выборах добровольно, и никто не имеет право оказывать на него давление.

Приложение 3.

Ситуация 1. В помещении для голосования молодой человек – избиратель получил избирательный бюллетень и начал заполнять его в зале в присутствии других лиц.

Задание: Дайте оценку действиям избирателя

Ситуация 2. В день выборов один из членов вашей семьи не смог пойти на избирательный участок и попросил вас проголосовать за него.

Задание -Объясните ваши действия в этой ситуации.

Ситуация 3. Вы получили избирательный бюллетень и в кабине для голосования при его заполнении напротив выбранного вами кандидата поставили знак «плюс», а напротив остальных – знак «минус».

Задание: Объясните судьбу вашего «голоса» в данной ситуации.

Ситуация 4 1 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).

Вопрос: какой принцип нарушен?

Ситуация 5.        Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Правомерны ли действия комиссии?

 Ситуция 6 Гражданин получив бюллетень и пройдя в кабинку для голосования обнаружил что в нем есть только один кандидат.

-Какой принцип нарушен?

Ситуция 7 Гражданка А. пришла на избирательный участок со своим паспортом и паспортом соседки. Она объяснила членам участковой избирательной комиссии, что соседка сломала ногу и не может явиться на избирательный участок сама, поэтому поручила гражданке А. сделать выбор за нее. Каковы действия членов участковой избирательной комиссии в данной ситуации.

Ситуция 8 Гражданин П. пришел на избирательный участок, но в списках избирателей его не оказалось. Члены участковой избирательной комиссии предложили гражданину прийти на выборы в следующую избирательную компанию. Правильно поступили члены участковой комиссии?

Ситуция 9 Гражданка Л. при заполнении бюллетеня совершила ошибку, какими должны быть её действия?

Раздаточный материал:

1 группа – Мажоритарная система.

Мажоритарная избирательная система (от французского majorite - большинство) – это система формирования выборных органов власти на основе персонального представительства, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов избирателей.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат выдвигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвижение политической партией.

Выделяют следующие разновидности мажоритарной избирательной системы:

1)         Система относительного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей. Такая система применяется по выборам половины депутатов значительной части законодательных органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

С 2016 года половина депутатов Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, применяемой и до парламентских выборов 2007 года.

2) Система абсолютного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное число голосов избирателей (более 50 %), принявших участие в голосовании.

Эта система подсчета голосов используется на выборах Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ и глав муниципальных образований в модификационном варианте - с перебаллотировкой. Если в первом туре никто из зарегистрированных кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, то проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей на первоначальных выборах. В этом случае уже будет применена мажоритарная избирательная система относительного большинства, и одному из двух кандидатов достаточно набрать большее число голосов, чем другой.

(Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / М. С. Савченко, Т. Ю. Дьяков [и др.]; под общ. ред. М. С. Савченко.

1 группа – Мажоритарная система.

Мажоритарная избирательная система (от французского majorite - большинство) – это система формирования выборных органов власти на основе персонального представительства, при которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов избирателей.

При мажоритарной избирательной системе каждый кандидат выдвигается и избирается в соответствующем избирательном округе в личном качестве, хотя это может быть и самовыдвижение, и выдвижение политической партией.

Выделяют следующие разновидности мажоритарной избирательной системы:

1)         Система относительного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший простое большинство голосов избирателей. Такая система применяется по выборам половины депутатов значительной части законодательных органов государственной власти субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления.

С 2016 года половина депутатов Государственной Думы избирается по мажоритарной системе, применяемой и до парламентских выборов 2007 года.

2) Система абсолютного большинства – это система, при которой избранным считается кандидат, получивший абсолютное число голосов избирателей (более 50 %), принявших участие в голосовании.

Эта система подсчета голосов используется на выборах Президента РФ, высших должностных лиц субъектов РФ и глав муниципальных образований в модификационном варианте - с перебаллотировкой. Если в первом туре никто из зарегистрированных кандидатов не набрал абсолютного большинства голосов, то проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов избирателей на первоначальных выборах. В этом случае уже будет применена мажоритарная избирательная система относительного большинства, и одному из двух кандидатов достаточно набрать большее число голосов, чем другой.

(Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / М. С. Савченко, Т. Ю. Дьяков [и др.]; под общ. ред. М. С. Савченко.

2 группа – Пропорциональная система;

Пропорциональная избирательная система – это система, при которой распределение депутатских мест между партийными списками производится в зависимости от количества голосов, полученных каждым списком.

Списки выдвигаются политическими партиями. Избиратель, приходя на выборы, получает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов, и голосует только за один из них. После голосования определяется избирательная квота. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских мест. Далее на полученное число делится число голосов, собранных каждым партийным списком, и таким путем партия узнает, сколько ей досталось мандатов. При этом в распределении мандатов участвуют не все партии, принимавшие участие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (минимальное количество голосов, которое необходимо набрать на выборах партии для получения права участвовать в распределении мандатов в избираемом органе). Полученные такими партиями голоса распределяются пропорционально между партиями-победительницами.

(Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / М. С. Савченко, Т. Ю. Дьяков [и др.]; под общ. ред. М. С. Савченко. – Краснодар : КубГАУ

2 группа – Пропорциональная система;

Пропорциональная избирательная система – это система, при которой распределение депутатских мест между партийными списками производится в зависимости от количества голосов, полученных каждым списком.

Списки выдвигаются политическими партиями. Избиратель, приходя на выборы, получает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов, и голосует только за один из них. После голосования определяется избирательная квота. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских мест. Далее на полученное число делится число голосов, собранных каждым партийным списком, и таким путем партия узнает, сколько ей досталось мандатов. При этом в распределении мандатов участвуют не все партии, принимавшие участие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (минимальное количество голосов, которое необходимо набрать на выборах партии для получения права участвовать в распределении мандатов в избираемом органе). Полученные такими партиями голоса распределяются пропорционально между партиями-победительницами.

(Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / М. С. Савченко, Т. Ю. Дьяков [и др.]; под общ. ред. М. С. Савченко. – Краснодар

2 группа – Пропорциональная система;

Пропорциональная избирательная система – это система, при которой распределение депутатских мест между партийными списками производится в зависимости от количества голосов, полученных каждым списком.

Списки выдвигаются политическими партиями. Избиратель, приходя на выборы, получает избирательный бюллетень, в котором перечислены все списки кандидатов, и голосует только за один из них. После голосования определяется избирательная квота. Для этого общее число голосов избирателей, принявших участие в выборах, делится на число депутатских мест. Далее на полученное число делится число голосов, собранных каждым партийным списком, и таким путем партия узнает, сколько ей досталось мандатов. При этом в распределении мандатов участвуют не все партии, принимавшие участие в выборах, а только преодолевшие установленный законом процентный барьер (минимальное количество голосов, которое необходимо набрать на выборах партии для получения права участвовать в распределении мандатов в избираемом органе). Полученные такими партиями голоса распределяются пропорционально между партиями-победительницами.

(Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / М. С. Савченко, Т. Ю. Дьяков [и др.]; под общ. ред. М. С. Савченко. – Краснодар

3 группа – Смешанная система.

Смешанная избирательная система  это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть по пропорциональной системе. При такой системе создаются мажоритарные избирательные округа и единый избирательный округ для голосования по партийным спискам кандидатов. Избиратель одновременно голосует за кандидата, который баллотируется в мажоритарном округе на персональной основе, и за список кандидатов от политической партии. Для осуществления процедуры голосования избиратель получает два бюллетеня: один – для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой – для голосования за политическую партию. Такая система в России применяется при избрании законодательных органов субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления, применялась на выборах в Государственную Думу первого - четвертого созывов (1993, 1995, 1999, 2003 гг.) и применяется на выборах в Государственную Думу с 2016 г.

(Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / М. С. Савченко, Т. Ю. Дьяков [и др.]; под общ. ред. М. С. Савченко. – Краснодар : КубГАУ

3 группа – Смешанная система.

Смешанная избирательная система  это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть по пропорциональной системе. При такой системе создаются мажоритарные избирательные округа и единый избирательный округ для голосования по партийным спискам кандидатов. Избиратель одновременно голосует за кандидата, который баллотируется в мажоритарном округе на персональной основе, и за список кандидатов от политической партии. Для осуществления процедуры голосования избиратель получает два бюллетеня: один – для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой – для голосования за политическую партию. Такая система в России применяется при избрании законодательных органов субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления, применялась на выборах в Государственную Думу первого - четвертого созывов (1993, 1995, 1999, 2003 гг.) и применяется на выборах в Государственную Думу с 2016 г.

(Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / М. С. Савченко, Т. Ю. Дьяков [и др.]; под общ. ред. М. С. Савченко. – Краснодар : КубГАУ

3 группа – Смешанная система.

Смешанная избирательная система  это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая часть по пропорциональной системе. При такой системе создаются мажоритарные избирательные округа и единый избирательный округ для голосования по партийным спискам кандидатов. Избиратель одновременно голосует за кандидата, который баллотируется в мажоритарном округе на персональной основе, и за список кандидатов от политической партии. Для осуществления процедуры голосования избиратель получает два бюллетеня: один – для голосования за конкретного кандидата по мажоритарному округу, другой – для голосования за политическую партию. Такая система в России применяется при избрании законодательных органов субъектов Федерации, представительных органов местного самоуправления, применялась на выборах в Государственную Думу первого - четвертого созывов (1993, 1995, 1999, 2003 гг.) и применяется на выборах в Государственную Думу с 2016 г.

(Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации : учеб. пособие / М. С. Савченко, Т. Ю. Дьяков [и др.]; под общ. ред. М. С. Савченко. – Краснодар : КубГАУ

Приложение 4

Типы избирательной системы

Тип избирательной системы

Его сущность

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная

Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство.

При системе относительного большинства победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число избранных голосов может быть менее 50%.

При системе абсолютного большинства избранным кандидатом считается, тот который набрал большинство голосов, т. е. 50 % + 1 голос. Применяется при выборах президента РФ.

Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа.

Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющие сформировать устойчивое правительство.

Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах.

Частая не результативность выборов, которая приводит либо к повторному, либо альтернативному голосованию.

Практически исключает возможность победы на выборах маленькой партии.

Пропорциональная

Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Применялась при выборах депутатов российской Государственной Думы.

Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства.

Является гарантом представительства в парламенте мелких и средних партий.

Избираемые по партийным спискам депутаты не столько ответственны перед избирателем, сколько перед самой партией.

Избиратели выбирает не отдельных персон, а список кандидатов, которые в большинстве случаев ему не известны.

Появление в парламенте множество мелких партий, которые могут препятствовать принятию нужных решений.

Смешанная (мажоритарная-пропорциональная)

Часть мест распределяется в соответствии с мажоритарной системой, а другая часть в соответствии с пропорциональной избирательной системой.

Обязательное введение нижнего предела, который препятствует прохождению в парламент слишком мелких партий.

Формируется действительно представительный парламент

В большей степени благоприятна для крупных партий, чем для местных политических объединений и независимых кандидатов.

Партии не отражают в полной мере интересы своих избирателей.

  1. “Кулак – ладонь”
    Цель упражнения: межполушарное взаимодействие, переключение и распределение внимания. Одну кисть сожмите в кулак, другую – выпрямите в ладонь. Начинайте медленно менять положение рук. В начале упражнение нужно делать последовательно, чтобы выработать четкость движений. Как почувствуете, что делаете упражнение уверенно, ускоряйтесь.
  2.  “Слон”
    Пятиминутка для улучшения синхронной работы центров мозга, отвечающих на интеллект, а также функций мышечной системы. Примите положение стоя, наклоните голову вбок, касаясь ухом поверхности плеча. После указательным пальцем руки нарисуйте в воздухе слона или другого животного.
  3. “Ухо – нос”
    Это упражнение помогает улучшить память, внимание и концентрацию. Одну ладонь поставьте на нос, а вторую, перекрестив с левой, – поднесите к уху. Хлопните в ладоши и поменяйте руки местами. Повторите упражнение несколько раз.
  4.  “Победитель”
    Разнотипные движения рук развивают межполушарное взаимодействие, а также синхронизируют работу полушарий головного мозга. Одной ладонью покажите знак “Ок”, второй – “V”. Чередуйте руки. Простая, но одна из эффективных разминок для старшеклассников.
  5. “Класс”
    Упражнения, где задействуются руки, – это хорошая зарядка для мозга. Они могут быть очень просты, но, как мы знаем, на кончиках пальцев рук сосредоточено много нервных окончаний, которые посылают сигналы в мозг.
    Одну ладонь приложите к бровям, словно отдавая честь, а второй – показывайте знак “класс”. Поменяйте ладони местами. Когда приноровитесь, слегка усложните задание, добавив хлопок перед сменой рук.
  6.  “Сова”
    Упражнение предназначено для растягивания мышц тела и освобождения от напряжения, которое возникает при длительном сидении и чтении. Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Глубоко вдохните и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.

Самоанализ

          В профильном 10-м классе при изучении раздела «Конституционное право»» рассматривается подтема «Выборы в демократическом обществе», и основным является в ней   вопрос «Избирательное право. Избирательный процесс». На изучение данной темы отводится 2 учебных часа.

        Урок проводится   в форме беседы с элементами самостоятельной работы учащихся. Используемые на уроке методы, приемы организации учебной деятельности позволяют создать атмосферу   активности каждого ученика в работу, проявить самостоятельность.

        Использование различных источников информации побуждает обучающихся в активизации выполнения проблемных заданий, способствует развитию организационно-познавательных учебных умений: сотрудничество в коллективе при решении учебных задач.

        В ходе работы, с информационным материалом, обучающиеся анализируют, сравнивают, выражают суждения, делают выводы, записывают в тетрадь.

Цель: Познакомить избирательным правом, выборами как механизмом участия граждан в политической жизни страны.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с сущностью   избирательного права, принципами проведения выборов в РФ, цензами избирательного права.

2. Объяснить различие между активным и пассивным избирательным правом.

 Развивающие:

 Способствовать формированию умения   анализировать, выделять причинно-следственные связи, учить выделять главное.

Воспитательные:

  Содействовать формированию потребности социально-активного поведения личности, воспитывать понимание того, что каждый гражданин через выборы влияет на развитие страны, формировать у учащихся активную жизненной позицию с точки зрения гражданина и будущей профессии.

Мотивация была проведена способом работы с высказываниями.

Целеполагание осуществлено путем подводящего диалога (через беседу направленную на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения).

Практическая значимость изучаемой темы была подчеркнута. Материал отобран согласно возрастным особенностям и содержанию заданий ЕГЭ.

Интегративность формируемых методов по работе с источниками.

На каждом этапе урока подводились итоги. Присутствовал значительный блок самостоятельной работы, была организована парная работа по решению ситуаций, использовались проблемные вопросы.

Хронометраж урока соблюден, выставлены мотивированные оценки, домашнее задание дано для отработки задания типа ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ты и твои права." - разработка урока по правам человека в 5-6 классах.

Урок по правам человека для учеников 5-6 классов в доступной для этого возраста подаче материала....

Разработка урока по праву 10 класс профильный уровень

Разработка урока по праву 10 класс. Система органов власти. Федеральное собрание....

Разработка урока "Конвенция прав ребенка". 8 класс

Методическая разработка урока "Конвенция прав ребенка" для 8 класса. На уроке изучается материал о правах ребенка на основании Конвенции, Декларации прав ребенка. Предлагаются статьи Конвенции, текст ...

Разработка урока "Конвенция прав ребенка". 8 класс

Методическая разработка урока "Конвенция прав ребенка" для 8 класса. На уроке изучается материал о правах ребенка на основании Конвенции, Декларации прав ребенка. Предлагаются статьи Конвенции, текст ...

Разработка урока "Конвенция прав ребенка". 8 класс

Прграмма для 9 класса "Интегрированные уроки  обществознание и английский язык"...

Разработка урока "Кто прав? Кто виноват?"

Материал урока можнт использоваться как на уроке истории в 9 классе при изучении темы "Коллективизация и раскулачивание", так и во внеклассной работе....

Разработка урока по праву Общая собственность и порядок защиты права собственности. защита неимущественных прав.

Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)  Класс(ы):  11 класс  Предмет(ы):  право: основы правовой культуры   ...