Рабочая программа "Право 10-11 класс"
рабочая программа по праву (10 класс)

Бодрая Екатерина Анатольевна

Рабочая программа по учебному предмету «Право» для 11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_pravo_10-11_klass.docx58.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

ИЗОБИЛЬНЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по праву

10-11 класс

(1нед. ч.,  всего 34 ч.)

УМК: «Право» А. Ф. Никитин, Т. И. Никитина — М: «Дрофа»

Учитель: Бодрая Екатерина Анатольевна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол №1 от «19» августа 2022 г.

п. Рыздвяный

2022-2023 уч. г.

Рабочая программа по учебному предмету «Право» для 11 класса составлена на основе следующих нормативных и учебно-методических документов:

Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (для 10-11 класса);

приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 № 16 (ред. от 21.03.2022, с изм. от 20.06.2022) «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;

приказа Минпросвещения России от 23.12.2020 № 766 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254»;

Примерной основной образовательной программой среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2015 года №2/16-з) (для 10-11 классов);

Учебного плана МБОУ «СОШ №11» ИГОСК на 2022-2023 учебный год.

Реализация воспитательного потенциала достигается при условии:

- решения воспитательных задач в ходе каждого урока в единстве с задачами обучения и развития личности школьника;

- целенаправленного отбора содержания учебного материала, представляющего ученикам образцы подлинной нравственности;

- использования современных образовательных технологий;

- организации самостоятельной творческой исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время.

Использование воспитательных возможностей организации урока предполагает:

1. Поддержание интереса к учению, к процессу познания, активизации познавательной деятельности обучающихся.

2.    Воспитание сознательной дисциплины (умение учителя показать важность учебно-познавательной деятельности, учебной и трудовой дисциплины).

3.    Формирование умений и навыков организации обучающимися своей деятельности (организация самостоятельной работы обучающихся, соблюдение техники безопасности и гигиенических правил, связанных с осанкой и организацией рабочего места).

4.    Воспитание культуры общения (организация общения на уроке, формирования учителем умений слушать, высказывать и аргументировать своё мнение).

5.    Формирование и развитие оценочных умений (комментирование оценок учителем, обсуждение оценок с обучающимися, коллективное оценивание, взаимопроверка и оценивание друг друга обучающимися).

6.    Воспитание гуманности (характер отношений «учитель – ученик», регулирование учителем отношений между обучающимися).

Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК и учебников по праву (базовый и углублённый уровни) 10 – 11 класс А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной. Рабочая программа предназначена для изучения предмета в 10-11 классе на базовом уровне. Это определяет последовательность изложения и объем времени на изучение и усвоение материала. Отбор содержания и логика изложения материала приближены к структуре классического курса «Право».

Право является одним из значимых гуманитарных предметов в системе среднего общего образования, поскольку призвано обеспечить формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям и установкам, закрепленным в Конституции РФ, гражданской активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

Основой учебного предмета «Право» на уровне среднего общего образования являются научные знания о государстве и праве. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования многогранно освещает проблемы прав человека, порядок функционирования органов государственной власти, акцентируя внимание на современных реалиях жизни, что способствует формированию у обучающихся правосознания и правовой культуры.

Курс «Право» имеет следующие цели:

  • изучение и усвоение основ правовых знаний, и в первую очередь российского права;
  • развитие у подрастающего поколения правовой культуры, воспитание цивилизованного правосознания и уважения к закону;
  • привитие умений и навыков использовать свои знания на практике, в жизни;
  • воспитание правомерного, законопослушного поведения, предотвращение правонарушений и вместе с тем понимание юридической ответственности за совершенные противоправные поступки и деяния.

Правовые знания необходимы каждому, поскольку во всех областях жизни – в школе, дома, в семье, на работе, в магазине, транспорте – человек сталкивается с нормами права, законами, которые определяют и регулируют права, обязанности и поведение людей.

Освоение учебного предмета «Право» на базовом уровне направлено на повышение правовой грамотности обучающихся, формирование высокого уровня их правового воспитания, ответственности и социальной активности. Учебный предмет «Право» на уровне среднего общего образования опирается на межпредметные связи, в основе которых лежит обращение к таким учебным предметам, как «Обществознание», «История», «Экономика», что создает возможность одновременного изучения тем по указанным учебным предметам.

Примерная программа учебного предмета «Право» определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Общее количество часов обучения на базовом уровне составляет 34 часа. Общая недельная нагрузка – 1 час.

Промежуточная аттестация проводится в апреле 2022 – 2023 учебного года. Форма промежуточной аттестации – тестирование.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы для учебных предметов на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки. Предметные результаты освоения основной образовательной программы должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:

сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации;

понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;

сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;

формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;

сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нем, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;

владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Требования к предметным результатам освоения базового курса права должны отражать:

1) сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;

2) владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;

3) владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;

4) сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;

5) сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;

6) сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;

7) сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;

8) понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;

9) сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;

10) сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • опознавать и классифицировать государства по их признакам, функциям и формам;
  • выявлять элементы системы права и дифференцировать источники права;
  • характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;
  • различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;
  • различать субъекты и объекты правоотношений;
  • дифференцировать правоспособность, дееспособность;
  • оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;  
  • оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в Российской Федерации;
  • характеризовать Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство Российской Федерации;
  • осознанно содействовать соблюдению Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;
  • формулировать особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;
  • устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации;
  • называть элементы системы органов государственной         власти в Российской Федерации;
  • различать функции Президента, Правительства и Федерального Собрания Российской Федерации;
  • выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов в Российской Федерации;
  • описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм;
  • характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;
  • объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации;
  • характеризовать и классифицировать права человека;
  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;
  • характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право как ведущие отрасли российского права;
  • характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;
  • иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;
  • иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;
  • иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;
  • характеризовать права и обязанности членов семьи;
  • объяснять порядок и условия регистрации и расторжения брака;
  • характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;
  • раскрывать содержание трудового договора;
  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;
  • иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности;
  • различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;
  • дифференцировать виды административных наказаний;
  • дифференцировать виды преступлений и наказания за них;
  • выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • различать права и обязанности налогоплательщика;
  • анализировать практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми, уголовными и налоговыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения;
  • различать гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство, грамотно применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми способами;
  • высказывать обоснованные суждения, основываясь на внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права;
  • различать виды юридических профессий.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • различать предмет и метод правового регулирования;
  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
  • различать права и обязанности, гарантируемые Конституцией Российской Федерации и в рамках других отраслей права;
  • выявлять особенности референдума;
  • различать основные принципы международного гуманитарного права;
  • характеризовать основные категории обязательственного права;
  • целостно описывать порядок заключения гражданско-правового договора;
  • выявлять способы защиты гражданских прав;
  • определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;
  • различать рабочее время и время отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;
  • описывать порядок освобождения от уголовной ответственности;
  • соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;
  • применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА, КУРСА (УГЛУБЛЁННЫЙ УРОВЕНЬ) 10 класс

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Происхождение государства и права. Основные теории происхождения государства и права: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая.

Государство, его признаки и формы. Общественный, классовый и политико-правовой подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки и функции государства. Форма правления, форма государственного устройства, политический режим. Признаки тоталитарного, авторитарного, либерального и демократического режимов.

Понятие и признаки правового государства и гражданского общества. Гарантированность прав человека. Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Понятие права. Система права. Представления о праве. Значение понятия «право». Право — универсальный регулятор общественных отношений. Признаки и функции права. Система права. Вертикальное строение права. Отрасли и институты права. Норма права, ее структура. Виды норм права. Горизонтальное строение права. Взаимосвязь государства, права и общества.

Право в системе социального регулирования. Право и мораль. Право и религия. Право и культура. Право и политика. Право и экономика.

Источники права. Правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, международный договор.

Правотворчество. Субъекты и объекты правотворчества. Виды правотворчества. Стадии правотворческого процесса. Способы систематизации законодательства. Юридическая техника.

Реализация права и ее формы. Формы реализации правовых норм. Толкование права.

Правоотношения. Объект правоотношений. Субъект правоотношений. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Содержание правоотношений. Юридический факт.

Правомерное поведение. Правонарушение. Проступки. Преступления. Юридический состав правонарушения.

Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Обстоятельства, смягчающую юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности.

Правовая культура и правосознание. Виды правовой культуры. Структура правосознания. Уровни и виды правосознания. Правовая деятельность. Юридические профессии и специальности. Совершенствование правовой культуры. Правовой нигилизм. Правовой цинизм. Правовая антикультура.

Правовые системы современности. Классификация правовых систем. Правовая семья. Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская правовая семья. Религиозная правовая семья. Традиционная правовая семья. Социалистическая правовая семья. Правовая система России.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Конституция Российской Федерации

Понятие конституции, ее виды. Конституционализм. Конституционное (государственное) право России, его принципы и источники. Конституционная система. Понятие конституционализма.

Общая характеристика Конституции РФ. Основы конституционного строя. Содержание преамбулы Конституции РФ. Российская Федерация — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Социальное государство.

Светское государство. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Многонациональный народ России - носитель суверенитета и источник власти. Субъекты осуществления государственной власти. Прямое действие Конституции РФ.

Избирательное право. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. Принципы демократических выборов. Избирательное законодательство.

Избирательные системы и избирательный процесс.

Основные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. Избирательный процесс. Этапы. Избирательная кампания. Избирательные комиссии. Референдум. День голосования.

Федеративное устройство России. Формы государственного устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. История государственного устройства в

России. Россия — федеративное государство. Основы федеративного устройства по Конституции РФ. Виды субъектов РФ. Равенство субъектов Федерации. Целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации. Федеральное законодательство и законы субъектов РФ. Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов. Проблема сепаратизма.

Президент Российской Федерации. Статус главы государства. Гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Компетенции и полномочия Президента РФ. Порядок избрания Президента РФ. Условия досрочного прекращения полномочий Президента РФ или отрешения его от должности.

Федеральное Собрание Российской Федерации. Россия — государство с республиканской формой правления. Парламент. Парламенты в европейской политической традиции и в России. Виды парламентов. Федеральное Собрание. Совет Федерации и Государственная Дума, их состав и способы формирования. Комитеты и комиссии обеих палат. Функции и предметы ведения Совета Федерации и Государственной Думы.

Законодательный процесс в Российской Федерации. Законотворчество. Законодательная инициатива. Субъекты права законодательной инициативы. Законопроект, его виды. Законодательный процесс, его стадии. Порядок принятия законов РФ Государственной Думой, Советом Федерации. Подписание и обнародование законов Президентом РФ. Официальное и неофициальное опубликование законов.

Правительство Российской Федерации. Его состав и порядок формирования. Аппарат Правительства РФ. Функции Председателя Правительства РФ. Направления деятельности и полномочия Правительства РФ. Досрочное прекращение полномочий Правительства РФ. Структура органов исполнительной власти в РФ. Законотворческая и правотворческая деятельность Правительства РФ.

Судебная власть в Российской Федерации. Судебная система: федеральные суды и суды субъектов РФ. Принципы судопроизводства. Присяжные заседатели. Прокуратура РФ как единая централизованная система. Функции прокуратуры. Генеральный прокурор РФ.

Местное самоуправление. Решение вопросов местного значения. Муниципальная собственность. Самостоятельность местного самоуправления в пределах его полномо-

чий. Структура и формирование местного самоуправления.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Правовой статус человека и гражданина РФ. Гражданство в Российской Федерации. Структура правового статуса человека. Гражданственность. Понятие гражданства. Гражданин.

Источники законодательства о гражданстве. Принципы гражданства в РФ. Основания приобретения гражданства.

Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Содержание главы 2 Конституции РФ. Конституционные свободы и права человека. Обязанности граждан России. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека: гражданские, политические, экономические, социальные права. Положения философии прав человека. Международные договоры о правах человека. Содержание Международного билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.

Гражданские (личные) права. Равенство прав и свобод людей.

Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.

Политические права. Право на свободу убеждений.

Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.

Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.

Право на благоприятную окружающую среду. Экология. Ухудшение экологической ситуации в мире и в нашей стране. Экологическое право. Экологические права человека. Экологические преступления. Природоохранительное законодательство.

Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.

Нарушения прав человека. Геноцид, апартеид, расизм, дискриминация национальных меньшинств. Нарушения прав человека в социально-экономической области.

Защита прав человека в мирное время. Международный механизм в области защиты прав человека. Защита прав человека на национальном уровне.

Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Международный военный трибунал.

11 класс

ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Гражданское право

Понятие и источники гражданского права. Гражданский кодекс РФ, его содержание и особенности. Субъекты гражданских отношений.

Гражданская правоспособность и дееспособность. Уровни недееспособности. Признание гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным. Гражданские права несовершеннолетних. Эмансипация.

Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий. Хозяйственные товарищества и общества. ООО. Акционерное общество. Крестьянское хозяйство. Хозяйственное партнерство. Производственный кооператив. Унитарное предприятие.

Право собственности. Понятие собственности. Виды собственности. Правомочия собственника. Объекты собственника. Способы приобретения права собственности. Приватизация. Защита права собственности. Прекращение права собственности. Национализация. Приватизация.

Наследование. Страхование. Понятие наследования. Завещание. Институт страхования. Договор страхования, его стороны.

Обязательственное право. Понятие обязательства. Понятие сделки, договора. Стороны договора. Виды гражданско-правовых договоров.

Защита материальных и нематериальных (гражданских) прав. Причинение и возмещение вреда. Материальные и нематериальные блага. Гражданская ответственность. Неосновательное обогащение. Моральный вред.

Финансовое и налоговое право

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит. Понятие налога, сбора, пошлины. Система налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ. Права и обязанности налогоплательщика. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Налоговые органы. Аудит.

Виды налогов Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Виды налогов: прямые и косвенные; федеральные, региональные и местные; налоги с физических и юридических лиц. Административная и уголовная ответственность. Дисциплинарная ответственность.

Налогообложение физических и юридических лиц. Понятие «юридическое лицо». Налог на добавленную стоимость (НДС). Акцизы. Налог на прибыль предприятий и организаций. Налоговые льготы предприятий и организаций. Понятие «физическое лицо». Налоги с населения. Налог на доходы физических лиц. Налог на имущество. Единая ставка налога. Декларация о доходах.

Правовое регулирование банковской деятельности. Права и обязанности вкладчиков. Банковское право. Структура Банковской системы РФ. Центральный банк РФ и его полномочия. Коммерческие банки и их полномочия. Банковские операции.

Семейное право

Понятие и источники семейного права. Семейный кодекс РФ. Понятие семьи. Члены семьи. Семейные правоотношения.

Брак, условия его заключения. Понятие «брак». Условия вступления в брак. Брачный возраст. Принцип моногамии. Порядок регистрации брака.

Права и обязанности супругов. Личные права. Имущественные права и обязанности. Брачный договор. Причины развода. Прекращение брака.

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство). Виды прав родителей. Виды прав детей. Ограничение в родительских правах. Лишение родительских прав. Алименты. Усыновление, опека и попечительство. Приемная семья.

Трудовое право

Понятие и источники трудового права. Трудовой кодекс РФ. Трудовые правоотношения. Права и обязанности работника и работодателя.

Коллективный договор. Трудовой договор. Стороны и порядок заключения коллективного договора. Условия трудового договора. Трудовая книжка. Основания прекращения трудового договора.

Рабочее время. Время отдыха. Фактически отработанное время. Виды рабочего времени: нормальная продолжительность, сокращенная продолжительность и неполное рабочее время. Учет рабочего времени. Виды отдыха. Праздничные дни. Ежегодный отпуск.

Оплата труда. Охрана труда. Заработная плата в производственной сфере. Единая тарифная сетка (ЕТС). Системы оплаты труда. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда. Охрана труда и здоровья женщин и несовершеннолетних.

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. Ответственность по трудовому праву. Индивидуальные и коллективные трудовые споры. Комиссия по трудовым спорам (КТС). Забастовки. Дисциплина труда. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная и материальная ответственность работников. Порядок возмещения ущерба.

Административное право

Административное право, понятие и источники. Административные правонарушения Административное правовое регулирование. Административная ответственность. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Признаки и виды административных правонарушений.

Административные наказания, их виды. Подведомственность дел об административных правонарушениях. Судебное производство по административным делам.

Уголовное право

Понятие и источники уголовного права. Принципы российского уголовного права. Уголовный кодекс РФ, его особенности.

Понятие, признаки и состав преступления. Признаки преступления. Состав преступления. Категории преступлений. Неоднократность преступлений. Совокупность преступлений. Рецидив преступлений.

Виды преступлений. Преступления против личности; в сфере экономики; против общественной безопасности и общественного порядка; против государственной власти; против военной службы; против мира и безопасности. Компьютерные преступления.

Уголовная ответственность и наказание. Уголовное наказание, его цели и принципы. Виды наказания. Виды наказания: основные и дополнительные.

Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие наказание. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Групповые преступления. Явка с повинной. Амнистия. Помилование.

Уголовная ответственность несовершеннолетних, ее особенности. Возраст уголовной ответственности. Принудительные меры воспитательного воздействия.

Основы судопроизводства

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс). Гражданско-правовые споры. Гражданское процессуальное право, судебное разбирательство, его этапы и участники. Гражданский иск.

Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс). Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Уголовно-процессуальное право. Уголовное судопроизводство, его стадии, участники и принципы. Приговор и его обжалование.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Международное (публичное) право. Источники международного права. Принципы международного права. Отрасли международного права. Международно-правовая ответственность.

Распределение учебного материала по курсу «Право» в 10 классе (34 часа)

Тема

Количество

История государства и права

2

1

Происхождение государства и права.

1

2

Современное российское право.

1

Вопросы теории государства и права

5

3

Государство, его признаки и формы

1

4

Понятие права. Функции права. Система права. Источники права.

1

5

Понятие и признаки правового государства.

1

6

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

1

7

Повторение по теме: «Вопросы теории государства и права»

1

Конституционное  право

11

8

Понятие конституции, её виды. Конституционализм.

1

9

Конституция РФ.

История принятия и общая характеристика. Конституции РФ

1

10

Основы конституционного строя.

1

11

Гражданство РФ

1

12

Федеративное устройство.

1

13

Президент РФ.  

1

14

Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.

1

15

Законодательный процесс в РФ.

1

16

Правительство РФ

1

17

Судебная власть вРФ. Прокуратура.

1

18

Местное самоуправление

1

19

Повторение по теме: «Конституционное  право»

1

Права человека

10

20

Права и свободы человека и гражданина.

1

21

Международные договоры о правах человека

1

22

Гражданские права  

1

23

Политические права.

1

24

Экономические, социальные и культурные права.

1

25

Право на благоприятную окружающую среду

1

26

Права ребенка.

1

27

 Нарушения прав человека.

1

28

Защита прав человека в мирное время.

1

29

Международная защита прав человека в условиях военного времени

1

30

Повторение по теме: «Права человека»

1

Избирательное право и избирательный процесс

5

31

Избирательное право. Избирательные системы и избирательный процесс

1

32

Защита проектов и творческих работ по курсу «Право 10 класс».

1

33

Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Право 10 класс».

1

34

Итоговая аттестация.

1

Распределение учебного материала по курсу «Право» в 11 классе (34 часа)

Гражданское право

7

1

Понятие и источники гражданского права.

1

2

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права

несовершеннолетних

1

3

Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий

1

4

Право собственности.  Наследование. Страхование.  

1

5

Обязательственное право.

1

6

Защита материальных и нематериальных прав.  

1

7

Повторение по теме: «Гражданское право»

1

Налоговое право

5

8

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

1

9

Виды налогов.

1

10

Налогообложение юридических лиц.

1

11

Налоги с физических лиц.

1

12

Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

1

Семейное право

4

13

Источники семейного права.

1

14

Брак, условия его заключения

1

15

Права и обязанности супругов.

1

16

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

1

Трудовое право

4

17

Понятие и источники трудового  права.

1

18

Коллективный договор. Трудовой договор.

1

19

Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда.

1

20

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

1

21

Повторение по темам: «Семейное право» и «Трудовое право»

Административное право

2

22

Понятие и источники административного  права. Административные правонарушения

1

23

Административные наказания.

1

Уголовное право

4

24

Понятие и источники уголовного права.

1

25

Преступления, виды преступлений.

1

26

Уголовная ответственность. Наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

1

27

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

Основы судопроизводства

2

28

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)

1

29

Особенности уголовного судопроизводства

(уголовный процесс)

1

Правовая культура

3

30

Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность

1

31

Совершенствование правовой культуры

1

32

Защита проектов и творческих работ по курсу «Право 11 класс».

1

33

Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Право 11 класс».

1

34

Итоговая аттестация.

1

Учебно-методическая литература (основная)

  1. «Право» учебник для 10-11 класса Никитин А.Ф.Никитина Т.И. «Дрофа» 2019 г.
  2. Конституция  РФ.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ПРАВО 10 кл.»

№ уроков

Наименование   разделов и тем уроков

Кол-во часов

Плановые сроки проведения

Домашнее

задание

История государства и права

1

Происхождение государства и права.

1

§1 стр.7-13

2

Современное российское право.

1

§9 стр. 56-61

Вопросы теории государства и права

3

Государство, его признаки и формы

1

§10 стр.62-69

4

Понятие права. Функции права. Система права. Источники права.

1

§11 стр.69-76

5

Понятие и признаки правового государства.

1

§12 стр.76-81

6

Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей

1

§13 стр.81-85

7

Повторение по теме: «Вопросы теории государства и права»

1

§10-13

Конституционное  право

8

Понятие конституции, её виды. Конституционализм.

1

§16 стр.97-101

9

Конституция РФ. История принятия и общая характеристика. Конституции РФ

1

§17-18 стр.102-110

10

Основы конституционного строя.

1

§19 стр.110-115

11

Гражданство РФ

1

§20 стр.115-120

12

Федеративное устройство.

1

§21 стр.120-124

13

Президент РФ.  

1

§22 стр.124-129

14

Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.

1

§23 стр.129-135

15

Законодательный процесс в РФ.

1

§24 стр.135-140

16

Правительство РФ

1

§25 стр.140-144

17

Судебная власть в РФ. Прокуратура.

1

§26 стр.144-148

18

Местное самоуправление

1

§27 стр.148-152

19

Повторение по теме: «Конституционное  право»

1

§16-27

Права человека

20

Права и свободы человека и гражданина.

1

§28 стр.153-160

21

Международные договоры о правах человека

1

§29 стр.160-164

22

Гражданские права  

1

§30 стр.164-171

23

Политические права.

1

§31 стр.171-173

24

Экономические, социальные и культурные права.

1

§32 стр.174-181

25

Право на благоприятную окружающую среду

1

§33 стр.181-186

26

Права ребенка.

1

§34 стр.186-192

27

Нарушения прав человека.

1

§35 стр.192-196

28

Защита прав человека в мирное время.

1

§36 стр.196-201

29

Международная защита прав человека в условиях военного времени

1

§37 стр.201-207

30

Повторение по теме: «Права человека»

1

§28-34

Избирательное право и избирательный процесс

31

Избирательное право.  Избирательные системы и избирательный процесс

1

§38-39 стр.208-220

32

Защита проектов и творческих работ по курсу «Право 10 класс».

1

33

Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Право 10 класс».

1

34

Итоговая аттестация.

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ПРАВО 11 кл.»

Гражданское право

1

Понятие и источники гражданского права.

1

§40 стр. 222-228

2

Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права

несовершеннолетних

1

§41 стр. 228-232

3

Предпринимательство. Юридические лица. Формы предприятий

1

§42 стр. 233-238

4

Право собственности.  Наследование. Страхование.  

1

§43-44 стр. 238-250

5

Обязательственное право.

1

§45 стр. 250-256

6

Защита материальных и нематериальных прав.  

1

§46 стр. 256-262

7

Повторение по теме: «Гражданское право»

1

§40-46 стр. 250-262

Налоговое право

8

Налоговое право. Налоговые органы. Аудит.

1

§47 стр. 263-269

9

Виды налогов.

1

§48 стр. 269-275

10

Налогообложение юридических лиц.

1

§49 стр. 275-279

11

Налоги с физических лиц.

1

§50 стр. 279-285

12

Ответственность за уклонение от уплаты налогов.

1

§51 стр. 285-289

Семейное право

13

Источники семейного права.

1

§52 стр. 290-293

14

Брак, условия его заключения

1

§53 стр. 293-299

15

Права и обязанности супругов.

1

§54 стр. 299-303

16

Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство)

1

§55 стр. 303-310

Трудовое право

17

Понятие и источники трудового  права.

1

§56 стр. 311-315

18

Коллективный договор. Трудовой договор.

1

§57 стр. 315-319

19

Рабочее время и время отдыха. Оплата труда. Охрана труда.

1

§58-59 стр. 319-330

20

Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву

1

§60 стр. 330-337

21

Повторение по темам: «Семейное право» и «Трудовое право»

1

§56-60

Административное право

22

Понятие и источники административного  права. Административные правонарушения

1

§61 стр.338-345

23

Административные наказания.

1

§62 стр.345-350

Уголовное право

24

Понятие и источники уголовного права.

1

§63 стр.351-355

25

Преступления, виды преступлений.

1

§64-65 стр.356-365

26

Уголовная ответственность. Наказание. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

1

§66-67 стр.365-374

27

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

§68 стр.374-378

Основы судопроизводства

28

Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)

1

§69 стр.379-383

29

Особенности уголовного судопроизводства (уголовный процесс)

1

§70 стр.382-392

Правовая культура

30

Правовая культура и правосознание. Правовая деятельность

1

§71 стр.393-399

31

Совершенствование правовой культуры

1

§72 стр.399-402

32

Защита проектов и творческих работ по курсу «Право 11 класс».

1

33

Итоговое повторение и обобщение материала по курсу «Право 11 класс».

1

34

Итоговая аттестация.

1

ИТОГО:

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа по профильному труду "Кухонный рабочий" для 10-11 класса

Рабочая программа по предмету «Профильный труд (кухонный рабочий) разработана на основе  Целевой программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды» авторы: А.С.Дев...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...