Сценарий урока
методическая разработка по праву (10 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Права человека»
6 декабря 2017 г.
Цели:
- Познакомить учащихся с международными документами о правах человека. Познакомить с правами человека, закрепленными в Конституции РФ.
- На практике показать возможность самостоятельного познания правовых источников, развитие информационной компетенции подростков.
- Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам. Создать условия для развития коммуникативных, развивающих компетенций подростков.
Умения и навыки, формируемые на уроке:
- Работа с документами, словарем, работа в группе.
- Умение выбирать главное и правильно формулировать выводы
- Умение отстаивать свою точку зрения
- Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий)
Основные понятия:
- Права человека, свободы человека, декларация, конвенция,омбудсмен
Ход урока:
- Орг момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте ребята, сегодня мы проводим урок накануне знаменательного дня . 10 декабря празднуется Всемирный день прав человека. После Второй мировой войны 10 декабря 1948 года ООН приняла важнейший документ, гарантирующий реализацию прав и свобод человека – Всеобщую декларацию прав человека. Для того,чтобы реализовать свои возможности и способности, человек должен быть свободным… (Мозговой штурм)
- А что такое свобода? (Это когда у человека есть выбор для реализации своих природных задатков)
- Кто человеку предоставляет такую свободу? (Никто. Она принадлежит человеку от рождения)
- А может ли свобода быть абсолютной? (Нет. Абсолютная свобода может обернуться бедой для человека и общества произволом, анархией, беспределом и даже самоистреблением)
- А как и чем определяются границы свободы? (Мораль и право)
Так позвольте, ребята наш вывод соотнести со словами немецкого поэта начала XIX века Маттиаса Клаудиаса(1740-1815):
«Свобода заключается в праве делать то, что не вредит другим»
Итак, для того, чтобы быть свободным, нужно иметь права, и не нарушать прав других людей, а какие же права мы имеем??? Сегодня мы будем с вами говорить о величайшем завоевании всего прогрессивного развития человечества – Правах человека, в соответствии с международными документами:
- Всеобщей декларацией по правам человека
- Конвенцией о правах ребенка
- Конституцией РФ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – ЭТО ОХРАНЯЕМЫЕ, ОБЕСПЕЧИВАЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ, УЗАКОНЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШАТЬ ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ИЗБИРАТЬ ВИД ПОВЕДЕНИЯ.
СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА – ОТСУТСТВИЕ КАКИХ-ЛИБО ОГРАНИЧЕНИЙ, СТЕСНЕНИЙ В ЧЕМ-ЛИБО.
II. Становление прав человека.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Опережающее задание. Составила и выступает Сидорова Валерия, Луконина Валерия
ОПРЕДЕЛЕНИЯ:
ДЕКЛАРАЦИЯ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ, СОДЕРЖАЩИЙ ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ, ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
КОНВЕНЦИЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ПОСПЕЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, ИМЕЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
Ребята, Всеобщая Декларация прав человека – величайшее завоевание эволюции человечества. Это международный документ, в котором впервые была юридически оформлена тема прав человека. И, несмотря на то что декларация имеет рекомендательный характер, передовые, правовые государства стремятся к тому, чтобы Основные законы страны отражали и гарантировали права, провозглашенные в Декларации. 12 декабря в нашей стране празднуется еще один праздник День Конституции.
Кто помнит, когда и как была принята ныне действующая Конституция РФ.
ВЫВОД. То есть, можно сделать вывод, что Конституция РФ – это такое же демократическое завоевание, в нашей стране.
III. Мозговой штурм
Ребята, действительно, сегодня очень часто можно услышать выражение: «Я имею право на….»
Права человека…….. Да, конечно, на самом деле, прав человека очень много, и поэтому их принято классифицировать:
IV. Практикум. Решение правовых задач в группах
Теперь я предлагаю вам разрешить правовые задачи. РАБОТА в парах.
Каждая группа получает карточку с заданием, обсуждает и представляет результаты.
1.ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧТО ОТНОСИТСЯ К ЛИЧНЫМ ПРАВАМ, А ЧТО К ПОЛИТИЧЕСКИМ:
- Инакомыслящего насильно отправили в психиатрическую больницу.
- Соседка подглядывала в замочную скважину чужой квартиры
- Разогнали митинг протеста против обнищания народа.
- Старейшины спартанцев решили сбросит слабого новорожденного в пропасть.
- В избирательный бюллетень внесли единственного кандидата
- Запретили публикацию статей с критикой правительства
- Человека насильно выслали из страны и лишили гражданства
- В наказание за плохое поведение избили заключенного.
- Выступили по радио с призывом свергнуть законно (народом) избранную власть.
ВЫВОД. Ребята, из проделанной вами работы, я думаю, мы вновь можем прийти к выводу о том, что свободным может быть лишь тот человек, который уважает права человека. (Обращаемся к эпиграфу классного часа).
НУ, а если все-таки, возникла ситуация нарушения прав человека, как можно защитить свои права?
- сотрудничество
- диалог
- ТОЛЕРАНТНОСТЬ что это слово означает?
- СИСТЕМА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РФ
- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОЗАШИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
- ПРАВОЗАЩИТНАЯ СИСТЕМА – ОМБУДСМЕН
Вопросы Проскуряковой Наталье Геннадьевне
V. Рефлексия.
Ребята, сегодня мы узнали много нового, и полезного на этом уроке. И нужно не забывать, что прежде, чем говорить о своих правах, надо уважать права других людей.
И закончить наш урок мне хотелось бы мудрыми словами Конфуция:
На вопрос: что такое ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ? – Конфуций ответил:
- Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду в Поднебесной пять достоинств.
- Можно спросить, каковы они?
- Почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта.
Почтительность не навлекает унижений,
великодушие покоряет всех,
правдивость вызывает у людей доверие,
сметливость позволяет достигать успеха, а
доброта дает возможность повелевать людьми.
Так, давайте будем Почтительны, Великодушны, Правдивы, Сметливы и Добры, и нам не придется обращаться в суд для защиты своих прав.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока
Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...
Сценарий урока-исследования (из серии «Уроки доброты») «Бобыль и Дружок» С. Есенина – «грустная сказка» о жизни и «чудная сказка» о дружбе
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОСов...
Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)
Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...
Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.
Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...
Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс
Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами синтетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...
Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.
Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....