Методическая разработка для 6 класса на тему: "Знай свои права".
методическая разработка по праву (6 класс)
Воспитание правовой культуры школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_znay_svoi_prava.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для 6 класса на тему:
«Знай свои права».
разработала Коровина Яна Петровна
воспитатель СПб ГБПОУ
«Академия ледовых видов спорта
«Динамо Санкт-Петербург»
Василеостровского района.
Санкт-Петербург 2021
Целевая аудитория: учащиеся 6 класса
Цель: воспитание правовой культуры школьников и чувства причастности к международному правовому сообществу
Задачи:
- Познакомить учащихся с основными правами ребенка.
- Дать учащимся общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Применить полученные правовые знания в практических ситуациях.
- Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
Оборудование: презентация, бумага, ручки, тетради
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель: Добрый день ребята! Я рада вас видеть! Присаживайтесь.
Сегодня мы с вами работаем в группах, поэтому постарайтесь работать слажено, быть толерантными друг к другу, принимать точки зрения всех участников и бесконфликтно приходить к общему мнению.
- Постановка цели урока, определение задач
“200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек……Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”
Учитель: ребята, скажите, на какую тему по-вашему сегодня нам предстоит поговорить?
Давайте, попробуем поставить задачи, которые нам нужно решить в ходе урока?
- Узнать, что такое право;
- Узнать какие есть права у несовершеннолетнего ребенка;
- Попробовать применить полученные знания на практике
Теоретический блок
Учитель: Ребята как вы понимаете, что понимают под словом право? (Высказывание уч-ся)
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Учитель: И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)
(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.
Учитель: Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
Учитель: рассмотрим основные права детей, изложенные в данном документе. Попробуйте объяснить, что значит то или иное право.
Право на жизнь
Право на имя при рождении
Право на гражданство
Право на защиту жизни, чести и достоинства
Право свободно выражать свое мнение
Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
Право на образование
Право на отдых и досуг
Право иметь имущество
Право на свободное перемещение
Право на заботу и воспитание родителями
Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия
Учитель: знакомы ли вам были эти права до этого? С какими столкнулись впервые.
- Практический блок
Учитель: Ну что же, мы свами почерпнули немного знаний, и теперь переходим к самому интересному.
- Инсценировка «Имею право на то, что желаю»
Цель: разграничить понятия нарушение прав ребенка и заботу родителей о безопасности и благополучии ребенка
Учитель: давайте разберем жизненные ситуации, которые возникли у разных детей и родителей. Прочитайте ситуацию и попробуйте определить является ли действия родителей в данной ситуации нарушением прав ребенка?
Ситуация 1
Ребенок: Мамочка мне очень нравятся виды ночного города, я хочу гулять по ночам!
Мама: нет, ты не можешь гулять по ночам, это очень опасно. Я тебя не отпущу!
Ребенок: Ты нарушаешь мое право на свободное перемещение.
Учитель: ребята, давайте поможем разобраться маме и ребенку в данной ситуации? Что же это, нарушение прав ребенка или что-то другое?
Ситуация 2
Мама (папа): Доченька (сынок) ты сегодня должен(на) помыть посуду и сходить в магазин за продуктами!
Ребенок: я не буду этого делать! Ты эксплуатируешь мой детский труд.
Обсуждение ситуации.
Ситуация 3
Мама (папа): Я заберу у тебя компьютер, который мы подарили тебе на день рождения, если ты будешь получать двойки!
Ребенок: Этого не будет, это нарушение моего права иметь имущество
Обсуждение ситуации.
Ситуация 4
Ребенок: Мама (папа) сегодня мне что-то не хочется идти в школу, у меня болит живот.
Мама (папа): Я тебе дам таблетку, ты снова наелся(лась) сладостей и у тебя расстройство. Но в школу ты все равно пойдешь.
Ребенок: Мама (папа), ты нарушаешь мое право на получение медицинской помощи!
Обсуждение ситуации.
Учитель: А теперь давайте рассмотрим другую ситуацию, которая произошла с девочкой Машей.
Родители Маши плохо учились, не смогли устроиться на хорошую работу, зато поженились сразу после окончания школы, у них родилась дочка. Денег, чтобы покупать полезную пищу у них не было. Оба родителя не хотят тяжело работать за маленькие деньги, а на другую работу их не берут. Тогда Маше сказали, что она может не ходить больше в школу, а зарабатывать деньги пением у остановки. Маше представилась возможность стать великой артисткой.
Учитель: Какие права девочки нарушены? Как вы думаете, как сложится жизнь этой девочки.
Итак, кто является ответственным за соблюдение ваших прав? Куда вы можете обратиться если ваши права нарушают? (органы опеки, учитель, администрация села, школьный психолог)
И самое главное, надеюсь, вы поняли границу между нарушением ваших прав и заботой родителей о вашей безопасности и благополучии.
Игра «Сто к одному»
Учитель: предлагаю сыграть в интересную викторину, которая называется «Сто к одному». По правилам игры, вы должны назвать несколько ответов на вопрос, и тот ответ, который самый редкий – приносит команде большее количество баллов!
Вопрос: в каких детских сказках нарушались права героев?
Колобок 10
Красная Шапочка 20
Золушка 30
Приключения Буратино 40
Заюшкина избушка 50
Морозко 60
Учитель: ребята, и существует еще большое количество сказок с подобными нарушениями прав героев, как вы думаете зачем такие сказки написали авторы?
Игра «Волшебные слова»
Учитель: Вам предлагаются фразы из мультфильмов, где нарушались какие-либо права героев, а вы должны дать ответ согласно Конвенции о правах ребенка и соответственно показать герою, как он должен был ответить.
Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.
Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)
Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица: ... (Не имеешь права лишать его жизни)
Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!». Буратино:.. (Не имеешь права лишать меня имущества)
Жаба: «Дюймовочка, завтра ты выйдешь замуж за моего сына». Дюймовочка:... (Не имеешь права нарушать мое право на свободу)
Учитель: А на самом деле так ли отвечали герои в мультфильмах? А почему они не отвечали так? (не знают о существовании Конвенции) скажите, чем полезно было для вас это задание?
Обсуждение проблемы:
Учитель: Какими правами вы пользуетесь?
Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
Приходилось ли вам нарушать права других людей?
Учитель: Какой вывод мы можем из этого сделать? (Заявляя о своих личных правах, нужно помнить: они есть и у всех остальных людей).
Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Не позволяйте нарушать права других людей.
Учитель: А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.
1 группа –имеем право
2 группа – обязаны (не ограничивая своих прав)
Презентация и обсуждение результатов.
Учитель: ну что ребята, теперь мы имеем свою дополнительную декларацию, и теперь вы будете ей следовать, клянетесь? (клянёмся)
- Рефлексия
Учитель: Наш урок подходит к концу. Пожалуйста, скажите, достигли ли мы поставленной цели на уроке? Все ли задачи выполнены? Какие выводы вы могли бы сделать из сегодняшнего урока? Какие у вас впечатления? Открыли ли вы для себя что-то новое?
При наличии свободного времени проводится «Клубок пожеланий»
- Подведение итогов
1. Каждый человек на свете должен знать свои права.
2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!
5. Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности! Помните об этом! Спасибо за внимание, урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка правовой беседы-диалога Тема: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)
Методическая разработка правовой беседы-диалога по теме: «Всеобщая декларация прав человека и Конституция России о правах человека» (для уч-ся 8-9 классов)...
Методическая разработка занятия по теме "Я строю свое будущее сегодня"
тренинг с выпускниками...
Методическая разработка по теме «Культурно-исторические особенности своей страны»
Необходимость культуроведческого образования средствами иностранного языка прочно вошла в содержание обучения. Среди требований федерального компонента стандарта к уровню подготовки выпускников основн...
Методические разработки 5 класс "ПРАВИЛА"
5 класс ПРАВИЛА"Учимся читать" с интерактивными играми на сервере LearningApps (второй язык)https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2018/09/12/metodicheskaya-r...
Методические разработки 6 класс "ПРАВИЛА" (УМК "Spotlight")
6 класс ПРАВИЛА1. Методическая разработка "The Present Continuous Tense" (Настоящее длительное время) с интерактивными играм-упражнениями на сервере LearningApps.https://nsportal.ru/shkola/i...
Методическая разработка Игры-викторины "Знаете ли вы свои права и обязанности?" Для 8 класса Автор Песочина И.А. социальный педагог ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга
Игра-викторина "Знаете ли вы свои права и обязанности?" проходит в форме соревнования между классами...
Методическая разработка «Подарок на День святого Валентина своими руками. Салфетка»
Методическая разработка «Подарок на День святого Валентина своими руками. Салфетка»...