Преступность. Преступление
презентация к уроку по праву (11 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преступность – это относительно массовое, исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление, состоящее из совокупности преступлений, совершенных на определенной территории за определенный период времени. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.
Преступление имеет ряд признаков: Уголовная противоправность означает законодательное выражение принципа «нет преступления без указания о том в уголовном законе». Составы всех преступлений описаны в диспозициях уголовно-правовых норм, поэтому аналогия уголовного закона не допустима. 2. Общественная опасность преступления заключается в его способности, посягая на общественные отношения, причинять им существенный вред или создавать угрозу причинения вреда. Особая общественная опасность преступления определяется характером объекта посягательства (наиболее важные общественные отношения), тяжестью причиняемого вреда и рядом других факторов (мотив и цель деяния, форма вины). 3. Виновность подразумевает, что преступлением считается лишь виновное (т. е. совершенное с умыслом или по неосторожности) деяние. 4. Наказуемость означает, что к числу преступлений относятся только те деяния, за совершение которых законом предусмотрено назначение наказания. 5. Преступление — это деяние, т. е. выраженный в форме действия или бездействия акт деятельности. Мысли, психические процессы, убеждения преступлением не являются
Понятие и содержание преступления характеризуются через его состав — совокупность установленных уголовным законом признаков, квалифицирующих конкретное общественно опасное деяние как преступление . И если под термином «преступление» понимается поведение правонарушителя в действительности, то понятие «состав преступления» представляет собой описание этого поведения в законе, являясь специфической юридической конструкцией, обосновывающей привлечение лица к уголовной ответственности.
В составе преступления выделяют четыре группы признаков : объект преступления ( общественные отношения, охраняемые уголовным законом, которым преступление причиняет или может причинить существенный вред ) объективную сторону преступления ( характеристика самого деяния (в том числе места, времени, способа и орудий преступления), его общественно опасные последствия, а также причинную связь между деянием и последствиями ) субъект преступления ( совершившее уголовное правонарушение физическое вменяемое лицо, достигшее определенного, установленного законом возраста) субъективную сторону преступления ( внутренняя психическая деятельность лица в процессе совершения преступления, характеризуемая мотивом, целью и виной)
Цель — представление лица о желаемых последствиях, которые должны быть достигнуты в результате совершения преступления. Мотив — осознанное лицом внутреннее побуждение к совершению преступления. Вина — психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и его последствиям. Вина включает в себя два элемента: интеллектуальный (сознание лицом характера совершаемого действия) и волевой (регулирование человеческой деятельности путем выбора вариантов поведения). Взаимосвязь и взаимообусловленность двух психологических категорий (интеллекта и воли) с двумя объективными признаками преступления (деянием и его последствиями) лежит в основе деления вины на формы: умысел и неосторожность .
Умысел как форма вины может быть двух видов: прямой и косвенный . В состоянии прямого умысла лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит его последствия и желает их наступления. При совершении преступления с косвенным умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит его последствия и сознательно допускает возможность их наступления, безразлично к ним относясь. Неосторожная форма вины проявляется в виде преступного легкомыслия или преступной небрежности. Преступное легкомыслие предполагает, что лицо сознавало, что его деяние может причинить вред, чего оно само не желало и рассчитывало на какие-то обстоятельства, которые могут предупредить общественно опасные последствия. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своего деяния, хотя должно и могло было предвидеть их наступление .
Все преступления в зависимости от степени и характера общественной опасности подразделяются на преступления небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие . Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 2 лет лишения свободы. К преступлениям средней тяжести относят умышленные и неосторожные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает 5 лет лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные и неосторожные деяния, максимальное наказание за совершение которых не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание .
Только суд может назначить наказание , если приговор будет обвинительный . Уголовное наказание – самая строгая мера из всех видов государственного принуждения . Оно может быть назначено, в том числе, в форме ограничения или лишения свободы . Только преступление может привести к такому вынужденному для правонарушителя последствию как судимость . Судимость – это особое правовое положение человека, который был признан виновным в совершении преступления, к нему было применено наказание . Но и после его отбытия , в течение некоторого времени судимый будет ощущать определённые ограничения в правах. Например, должен будет находиться под профилактическим наблюдением или административным надзором . Наличие судимости будет считаться отягчающим вину обстоятельством при совершении другого преступления . Судимые граждане не могут занимать определённые должности, например, служить в силовых структурах или быть адвокатами , приобретать на законных основаниях оружие . Судимость за некоторые преступления не позволить человеку стать усыновителем или опекуном несовершеннол.ребенка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")
Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...
Конспект урока-аукциона по теме: Стадии преступления.Соучастие. Обстоятельства, исключающие преступность./ 10-11 класс
Этот конспект урока был составлен в ходе изучения курса Теория и методика обучения праву под руководством преподавателя, кандидата юридических наук Кондрашиной Валентины Анатольевны. Занятие содержит ...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"
"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...
Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).
Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....
Методическая разработка литературного квеста «Преступление или преступления?» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в молодежной среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями книг, предложенных д...
Соучастие в преступных группах, сокрытие преступления.
Данная беседа раскрывает признаки соучастия и уголовную ответственность за преступления, совершаемые группой лиц....