обобщающая презентация ПРАВО 9 класс
презентация к уроку по праву (9 класс)

Артемий Анатольевич Шестаков

Презентация носит обобщающий характер для 9-х классов, обучающихся на содержит основные понятия по ПРАВУ и основные этапы его истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_9_klass.pptx803.54 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ПОНЯТИЯ

Слайд 2

Право ПРАВО – совокупность правил поведения (социальных норм), исходящих от государства, имеющих общеобязательный, формальный характер и охраняемых силой государства. Признаки правовой нормы: Исходит от государства Письменная форма Общеобязательность Формальная определенность (то есть право имеет четко обозначенные рамки и четко прописанные последствия ее использования или нарушения) Охраняется силой государства

Слайд 3

ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВО – организация политической власти и управления на определенной территории Признаки государства: Территория с четко обозначенными границами Публичная власть (которая распространяется на все население в пределах обозначенной территории) Суверенитет (независимость) Аппарат управления Система права Наличие налогов Наличие силовых (правоохранительных) структур Право на использование силы Символика (герб, флаг и т.д.)

Слайд 4

СИСТЕМА ПРАВА Система права – совокупность связанных между собой отраслей, институтов и норм права Отрасль (подраздел) права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений Институт (подраздел отрасли) права - совокупность правовых норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений Правовая норма – отдельное правило, исходящее от государства Структура правовой нормы включает 3 элемента: Гипотеза - условие, при котором правовая норма вступает в силу Диспозиция – основная суть правовой нормы Санкция – последствия нарушения данной нормы

Слайд 5

Отрасли права Отрасли права делятся на отрасли частного права и отрасли публичного права Частное право связано с частными интересами граждан, в нем действует принцип свободы действия «Разрешено все, что не запрещено» – это такие отрасли, как – гражданское (регулирует имущественные отношения), семейное, трудовое право Публичное право связано с общегосударственными интересами граждан, в нем действует принцип отсутствия свободы действия «Запрещено все, что не Разрешено» – это такие отрасли, как – административное право (регулирует отношения в сфере деятельности государственной власти), уголовное право Также отрасли права делятся на отрасли материального права (определяют наши права и обязанности) и отрасли процессуального права (определяют порядок судебной и внесудебной защиты наших прав)

Слайд 6

ИСТОЧНИКИ ПРАВА ИСТОЧНИКИ ПРАВА – внешние формы выражения (существования) права Основные источники права: Нормативно-правовой акт (НПА) – письменный документ, содержащий нормы права (основной источник права в России и странах романо-германской правовой системы) Судебный (правовой) прецедент – судебное решение по конкретному делу, принятое впервые и ставшее образцом для всех подобных дел (в Англии, США и странах англосаксонской правовой системы) Правовой обычай – обычаи и традиции, узаконенные государством (были распространены в древности) Естественное право – права человека Священные Книги (Библия, Коран)

Слайд 7

Нормативно-правовые акты НПА делятся на основные – законы – и второстепенные – подзаконные акты Законы – основные НПА, принимаемые органами законодательной власти (т.е. парламентом). Подзаконные акты – второстепенные НПА – указы, постановления и др. – принимаемые должностными лицами и органами исполнительной власти (президентом, правительством, министрами и др.) НПА расположены в строгой иерархии: 1)Конституция РФ – основной закон государства 2)Конституционные федеральные законы – законы , уточняющие отдельные положения конституции 3)Федеральные законы (Кодексы и просто ФЗ) 4)подзаконные акты

Слайд 8

ПРАВООТНОШЕНИЯ Правоотношения – это общественные отношения, регулируемые нормами права, участники которых приобретают субъективные права и юридические обязанности Элементы правоотношений: Субъекты правоотношений – участники (в зависимости от отрасли права ими могут быть – физические лица (люди) и юридические лица (организации) в гражданском праве ; должностные лица – в административном праве ; работник и работодатель – в трудовом праве ; супруги, родители и дети – в семейном праве ; и др.). Объекты правоотношений – то, что регулируется; по поводу чего они возникают (в зависимости от отрасли права ими могут быть – вещи, имущественные обязательства и права - в гражданском праве ; выполнение должностных обязанностей и правил – в административном праве ; выполнение трудовых функций – в трудовом праве ; и др.) Содержание правоотношений – взаимные права и обязанности сторон

Слайд 9

Правоотношения Чтобы участвовать в правоотношениях необходимо иметь правосубъектность (то есть способность быть участником правоотношений). Она включает: ПРАВОСПОСОБНОСТЬ (способность (право) иметь права - у человека с рождения ) ДЕЕСПОСОБНОСТЬ (способность своими действиями приобретать другие права и обязанности – т.е. распоряжаться и действовать своими правами – у человека – частичная – с 6-14-ти лет; полная – с рождения ) ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКТ – действие или событие, порождающее правоотношения: ДЕЙСТВИЕ – юридический факт, возникающий по воле субъекта. Может быть правомерным и неправомерным (правонарушением) . СОБЫТИЕ – юридический факт, возникающий без желания и воли субъекта

Слайд 10

ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ – неправомерное, виновное деяние (действие или бездействие, причиняющее определенный вред, за которое предусмотрена определенная юридическая ответственность. Вина – причастность субъекта к совершенному правонарушению. 2 формы вины – умысел и неосторожность Правонарушение по степени вреда и общественной опасности делится на проступки и преступления Проступок – правонарушение, имеющее меньшую степень опасности и незначительный ущерб. Бывают 3-х видов: Гражданско-правовой проступок (за причинение имущественного ущерба или нарушение договоров и сделок) Административный проступок (за нарушение правил общественного правопорядка или со стороны должностных лиц) Дисциплинарный проступок (за нарушение трудовой и иной дисциплины) Преступление – особо опасный вид правонарушений, за который следует уголовная ответственность

Слайд 11

Юридическая ответственность ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – дополнительные обязательства, меры и ограничения, налагаемые на лицо, совершившее правонарушение. Существует 4 основных вида юридической ответственности: Гражданско-правовая – компенсация морального и материального ущерба Дисциплинарная – выговор, замечание, увольнение Административная – административный штраф, арест до 15 суток, предупреждение, дисквалификация и др. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - с 16-ти ЛЕТ Уголовная ответственность – за преступления - наличие судимости и др. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – за тяжкие преступления - С 14-ти ЛЕТ; за все преступления – С 16-ти ЛЕТ

Слайд 12

ИСТОРИЯ ПРАВА

Слайд 13

Возникновение права Право как и все социальные нормы (правила поведения людей в обществе) зародилось в глубокой древности с появлением человека В первобытном обществе все социальные нормы были нераздельны (не было деления на правовые, моральные, религиозные нормы, обычаи, традиции – все было едино), т.к. общество имело простой характер Тогда же возник термин «право» в значении «правда», «справедливость» (у римлян – слово «Юстиция» означало «Правосудие») С усложнием общества, возникновением неравенства и, в конечном счете, государства право принимает современное значение, как совокупность норм, исходящих от государства (Государство как бы присваивает «право на правду»).

Слайд 14

Особенности права Древнего мира Во всех древних государствах (включая развитые Грецию и Рим) право имело следующие особенности: Тесную связь с религией, священный характер (право, законы – от богов) Во многом, устный характер, преобладание правовых обычаев (многие дела решались устно – по принятой традиции, обычаям) Отсутствие правовой терминологии, примитивный язык законов (везде, кроме Рима) Неразделенность права на отрасли (везде, кроме Рима) Казуистичный характер права (законы рассматривали конкретные дела, общие положения везде, кроме Рима, отсутствовали) Жестокость наказаний Активный характер судебного процесса (Участники дела сами принимали активное участие в расследовании) Принцип «презумпции виновности» (Обвиняемый должен был доказать свою невиновность, иначе подвергался наказанию) Примитивный характер добычи доказательств (свидетели, клятва, пытка, «божий суд» или поединок) Сословное, половое, возрастное неравенство

Слайд 15

Самым известным и почти полностью дошедшим правовым памятником Древнего Востока являются законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего в 1792-1750 гг. до н.э.

Слайд 16

Этапы создания Афинской демократии 9-8 вв. до н.э. – возникновение Афинского государства (Аттика). Главный орган управления – Ареопаг (совет старейшин-архонтов на холме бога Ареса) Борьба знати (аристократии) и народа (демоса) 621 г. до н.э. – жестокие законы архонта Драконта 594 г. до н.э. – законы архонта Солона. Отмена долгового рабства (уничтожение долговых камней – ипотеки). Замена деления общества по знатности на деление по богатству. 511 г. до н.э. – Законы Клисфена . Замена родового деления Аттики на территориальное. Начало афинской демократии Расцвет демократии при стратеге Перикле (443-427 гг. до н.э.)

Слайд 18

Особенности афинской демократии Реальная роль Народного собрания ( эклессии ), которое собиралось регулярно, решало все вопросы и избирало все должности Все должности (кроме должности стратега) избирались только на 1 год, по слепому жребию, были оплачиваемы и строго подотчетны Народному собранию Высокая роль Совета 500 и суда ( гелиэи , в нем было до 600 человек – дела решались голосованием) Возможность любого гражданина обжаловать любой закон (право ГРАФО ПАРАНОМОН ) В целях защиты демократии была процедура изгнания на 10 лет предполагаемых ее врагов, когда каждый гражданин писал на глиняном черепке имя того, кого подозревали в угрозе демократическому строю (так называемый ОСТРАКИЗМ ) Ареопаг – как высшее судебное учреждение, следящее за нравами общества Ограниченность демократии – не участвовали рабы, многочисленные неграждане и фактически женщины

Слайд 19

Римское право Римское право прошло в своем развитии путь от архаического «Закона XII таблиц» (454 г. до н.э.) до развитой системы, вершиной которой стал Кодекс византийского императора Юстиниана (534 г. н.э.) Возникновение и развитие правовой науки Формулирование юридических понятий Разделение права на частное (гражданское ) и публичное Четкая проработка в рамках гражданского права имущественных отношений Классическая формулировка права собственности (владение + пользование + распоряжение)

Слайд 20

Закон XII таблиц (454-450 гг. до н.э.) — плод специально созданной комиссии из 10 человек - децемвиров и представлял собой свод законов, регулирующих практически все отрасли. Являлся следствием борьбы патрициев и плебеев и был одинаково распространен на всех. Законы двенадцати таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям. Во многом сохраняются еще пережитки родовых отношений – жестокость наказаний; передача прав собственности обставлялась сложной процедурой манципации и др. Вместе с тем, они положили начало формированию классического «чистого» права собственности и гражданского (имущественного) права Правовые нормы изложены подряд, без отраслевого деления. Представляет собой первый писаный источник права Древнего Рима.

Слайд 21

КОДЕКС ЮСТИНИАНА 528-534 гг. – кодификация – составление единого СВОДА РИМСКОГО ПРАВА – вершины римской юридической мысли. Состоял из 3-х частей: - Инструкции – сборник всех римских правовых терминов - Дигесты (Пандекты) – собрание отрывков из произведений выдающихся римских юристов прошлых столетий - Кодекс – собственно Свод законов КОДЕКС ЮСТИНИАНА лег в основу начавшейся с 11 века рецепции (то есть создания своих правовых систем и законов на основе) римского права в Европе

Слайд 22

Особенности эпохи средневековья Господство феодальных отношений Господство натурального хозяйства Сословное разделение общества Корпоративный (замкнутый) тип общества – человек эпохи средневековья жил только в рамках закрытых коллективов (клан, семья, крестьянская община, религиозная группа, рыцарский или духовный орден, корпорация феодалов, ремесленный цех, купеческая гильдия, тайное общество) Господство лично-правовых отношений и иерархичность общества – все строилось на личной присяге и подчинении «младшего» (по положению в обществе) «старшему» Господство церкви и религиозного мировоззрения в обществе Преобладание монархической формы правления

Слайд 23

Англосаксонская система права При Генрихе II в Англии начинает складываться особая правовая система – англосаксонская , отличающаяся от европейской континентальной, романо-германской системы Огромную роль начинают играть королевские судьи , разосланные в различные части королевства и получившие широкие полномочия для борьбы со своеволием баронов В качестве основного источника (формы существования) права начинает играть Судебный прецедент – решение судьи по конкретному делу, принятое впервые и ставшее образцом для всех подобных дел С 12 века в Англии по инициативе Генриха II для защиты граждан от произвола баронов возникает суд присяжных

Слайд 24

1215 год – Великая Хартия Вольностей 13 в. – век борьбы английских королей с баронами Иоанн Безземельный в 1215 г. потерпел сокрушительное поражение в борьбе с баронами 15 июня 1215 г. – Король вынужден был подписать «Баронские статьи», которые затем – в дополненном виде – получили название «Великая Хартия Вольностей» Эти статьи содержали привилегии и свободы от королевских притеснений, которые добивались для себя бароны , но при этом там были прописаны и права для городов (особенно, для Лондона) и для остального свободного (не крепостного) населения Особое значение придается статье 39: «Ни один свободный человек не будет арестован… иначе, как … по закону страны» Документ реально так и не вступил в силу, но его положения легли в основу английского конституционного строя и теории о правах человека

Слайд 25

Эпоха Возрождения (14-16 века) С конца 13 – начала 14 вв. в развитых городах Италии – особенно, во Флоренции – начинается Раннее Итальянское Возрождение . У его истоков стояли флорентийские поэты и гуманисты Данте Алигьери и Франческо Петрарка Возрождается интерес к античной культуре, жизни и истории Возрождение светского, а не церковного искусства На первое место выдвигается человек – как самое красивое существо во Вселенной

Слайд 26

Эпоха Нового времени – период становления современных правовых систем Становление договорной теории происхождения государства – власть создана людьми и должна действовать в интересах общества. В ином случае народ имеет право на революцию. Эпоха буржуазных революций – Голландия (1566-1579 гг.), Англия (1640-1649 гг.), Франция (1789-1794 гг.) и др. «Свобода , равенство и братство » – лозунг Французской революции – Французская декларация прав человека и гражданина (1789г.) - идея равенства прав человека Становление либеральной демократии Создание Конституций – первая Конституция – США (1787 г.) Создание современной законодательной системы развитых стран 1864г. – судебная реформа царя Александра II – создание современной судебной системы в России


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Литосфера" Обобщающий урок 6 класс

Данная презентация поможет учителям при проведении обобщающего урока...

Презентация "Линейная функция" для урока обобщающего повторения, 7 класс

Представленная презентация является пощником для урока обобщения по теме "Линейная функция".  На уроке повторяется понятие линейной функции, вид линейной функции,  метод построени...

Презентация "Правила безопасного поведения при землетрясении и меры по снижению потерь и ущерба от землетрясений", 7 класс

Данная презентация разработана для учащихся 7 класса по теме "Землетрясения".  Рекомендуется для просмотра на заключительном уроке по данной теме....

Презентация "Право в понятиях и определениях" для уч-ся 9 классов

Презентация содержит основные правовые понятия курса обществознания 9 класса по теме "Право"....

Классный час "Правила дорожные знать каждому положено". Презентация "Правила дорожные знать каждому положено".

Классный час был проведён в рамках республиканского конкурса "Зелёный огонёк" с целью уточнения и расширения представлений обучающихся о правилах дорожного движения....

презентация "Права человека. Защита природы-право или обязанность"

презентация  занятия  для учащихся 7 класса " Что такое права человека! Роль человека в природоохранной деятельности"...

Презентация "Права потребителей. Федеральный закон о защите прав потребителей"

Презентация нацелена на формирование правовой культуры потребителя через знакомство с основными законами РФ.Учащиеся познкомятся с основными правами потребителей, узнают каким образом в повседневной ж...