Рабочая программа "Право" 10-11 класс.
рабочая программа по праву (10 класс)
Рабочая программа "Право" 10-11 класс составлена к учебнику Е.А. Певцовой. 68 ч. (34 ч - 10 класс, 34 ч. - 11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_10-11_kl.doc | 223.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Право 10 – 11 класс.
Нормативно – правовая основа рабочей программы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012г. № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями;
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями 2008-2012 г.г.;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.г.
- Учебный план МАОУ «Выдринская СОШ» на 2018-19 уч.г.
УМК:
1)Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2017;
2)Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 11 класс: В 2 ч. Допущено Министерством образования и науки РФ.2017;
Данный курс изучается на базовом уровне как самостоятельный учебный предмет. Курс в 10 и 11 классах рассчитан по 34 учебных часа, из расчета 1 час в неделю, 34 учебных недели.
Содержание курса учитывает современные взгляды ученых на самые актуальные вопросы правоведения и государствоведения, обеспечивая адекватное уровню подростков познание характера эволюции важных общественных институтов, осуществление исследовательской, проектной и иной творческой деятельности в рамках позитивного преобразования мира. Учебный курс «Право» позволяет изучить не только нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права. К ведущим темам курса относятся те, которые более всего ориентированы на правовую жизнь несовершеннолетних в настоящем и будущем. Однако при выстраивании логики правового обучения обращено внимание на мировой опыт правовой подготовки граждан, а потому признано целесообразным включить в программу обучения теоретические вопросы, ставшие основой для понимания норм права: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Обучение праву в рамках курса формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Так, например, школьники знакомятся со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Это обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
В этой связи содержание курса ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры, а также порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом.
Цели и задачи курса:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Используемые технологии и методы, способы организации учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
- методы этапа восприятия – усвоения (методы монологически-диалогического изложения и изучения материала: рассказ, беседа, объяснение, лекция; визуального изучения явлений: демонстрация и иллюстрациями; самостоятельная работа с источниками: изучение документов, работа с учебником и книгой, использование справочной литературы, компьютера; упражнение, взаимообучение, опорный конспект);
- методы этапа усвоения- воспроизведения (проблемная и игровая ситуация, учебная дискуссия, упражнение, зачет, опорный конспект);
- методы этапа учебно-творческого выражения (самостоятельный поиск, критический анализ результатов учебной деятельности).
Педагогические технологии:
- ИКТ – технологии (формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы; развитие познавательных способностей учащихся;
- блочно-модульное обучение;
- личностно-ориентированное обучение (учащиеся вовлекаются в практические занятия с решением проблемных заданий, с самостоятельным анализом разнообразных носителей социальной информации, подготовку докладов, сообщений);
- проблемно – диалоговая технология (позволяет обеспечить продуктивную деятельность на уроке).
Раздел 1. Требования к уровню подготовки учеников / выпускников.
В результате изучения права ученик / выпускник должен
знать/понимать:
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь:
характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для реализации и защиты прав и законных интересов личности, поддержания правопорядка в обществе, а также выбора и освоения профессии юриста.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Основные ключевые компетенции и приемы их формирования:
Формирование ценностно-смысловой компетенции (учащийся постоянно ставится в ситуацию решения вопросов, отрабатывается умение самостоятельно формулировать свою позицию по той или иной проблеме, защищать ее и аргументировано обосновывать);
Общекультурная, коммуникативная компетенция реализуется через устные задания на грамотное произношение и употребление терминов, определений и др.;
- используются: анализ по алгоритму, решения с лишними данными, традиционная устная разминка. Составление плана;
Информационная компетенция подготовка собственных презентаций, сообщений с использованием материала из разных источников, формирование самостоятельности и решительности в действиях.
Умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (учебно-познавательная) (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Виды и формы контроля:
Оценка учебных достижений – процесс по установлению степени соответствия реально достигнутых результатов планируемым целям. Оценке подлежат как объем, системность знаний, так и уровень развития навыков, умений, компетенций, характеризующий учебные достижения учащегося в учебной деятельности.
В процессе обучения права на основании школьного «Положения о формах, периодичности порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» (пр. №116 от 01.09.2015 г.) осуществляются следующие виды контроля результатов обучения:
- Текущий контроль успеваемости – систематическая диагностика уровня сформированности предметных результатов у обучающихся;
- Промежуточная аттестация - процедура, проводимая с целью определения степени освоения обучающимися содержания отдельной части или всего объема учебного предмета через выставление годовых отметок как среднего арифметического четвертных/полугодовых отметок в соответствии с правилами математического округления по пятибалльной системе;
- Итоговая аттестация - представляет собой форму оценки степени и уровня освоения учащимися основной образовательной программы соответствующего уровня обучения.
- Текущий контроль успеваемости
1.1.Текущий контроль успеваемости учащихся проводится:
– поурочно,
– потемно,
- по изучении раздела,
– по полугодиям в 10-11 классах.
- Формами текущего контроля усвоения содержания учебных программ учащимися являются:
– письменная проверка (домашние, проверочные, самостоятельные, практические, контрольные, творческие, диагностические работы; письменные ответы на вопросы теста; рефераты)
– устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования, доклад, устное сообщение, защита проекта).
Контрольные работы:
№ | Тема контрольной работы | Вид/форма контроля | Количество часов |
10 класс | |||
1 | «Роль права в жизни человека и общества». | Текущий контроль / тест | 1 |
2 | «Теоретические основы права. Правовая культура» | Промежуточный контроль / контрольная работа, защита рефератов | 1 |
3 | «Государство и право» | Текущий контроль/ самостоятельная работа, защита рефератов | 1 |
4 | Итоговая контрольная работа. | Итоговый контроль | 1(инфоурок, решу ЕГЭ) |
11 класс | |||
1 | «Гражданское право» | Текущий контроль / тест | 1 (инфоурок, решу ЕГЭ) |
2 | «Семейное, жилищное и трудовое право» | Промежуточный контроль/ контрольная работа, защита рефератов | 1(инфоурок, решу ЕГЭ) |
3 | «Административное и уголовное право» | Текущий контроль / практическая работа, защита рефератов | 1 (инфоурок, решу ЕГЭ) |
4 | Итоговое повторение по курсу «Право» | Итоговый контроль | 1 инфоурок, Решу ЕГЭ |
Контрольно-измерительные материалы 10 класс:
Примечание (ссылка на контрольно-измерительные материалы указана в скобках, колонки «вид контроля»)
- Обществознание. 9-11 классы. Практикум по праву. Задачи, схемы, тренинги, правовые ситуации, проблемные задания. /сост. С.А. Зинина, Т.А. Корнева, Т.А. Шарова. 3-е изд. М.: Планета, 2016. – 116с.
- Кишенкова О.В. ЕГЭ 2015. Обществознание. / О. В Кишенкова. – М.: Яуза-пресс,2018. – (ЕГЭ.Сдаем без проблем). Сборник тематических тестов.
- Правоведение. 9 классы. – Изучаем конституцию. /сост. Степанько. Волгоград: Учитель, 2012. – 237с.
Контрольно-измерительные материалы 11 класс:
1) материалы интернет-портала «Решу ЕГЭ», Инфоурок. - https://soc-ege.sdamgia.ru/
- В ходе текущего контроля успеваемости учащихся применяется пятибалльная система оценивания в виде отметки в баллах: 5-"отлично", 4-"хорошо", 3-"удовлетворительно", 2-"неудовлетворительно",1-"единица". Устанавливаются следующие нормы оценок по предметам:
Отметка "5" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебного предмета; выделят главные положения в изученном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а так же в письменных работах, выполняет их уверенно и аккуратно.
Отметка "4" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебного предмета; отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускается серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки.
Примечание:
Знания, оцениваемые баллами "4" и "5", как правило, характеризуются высоким понятийным уровнем, достаточным уровнем сформированности учебных компетенций, глубоким усвоением фактов и вытекающих из них следствий.
Отметка "3" ставится, когда учащийся обнаруживает освоение обязательного уровня учебного предмета, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Знания, оцениваемые баллом "3", зачастую сформированы только на уровне представлений и элементарных понятий.
Отметка "2" ставится, когда у учащегося имеются представления об изучаемом материале, но большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки.
Тестирование.
Оценка «5» - 100% - 80%
Оценка «4» - 79% - 60%
Оценка «3» - 59% - 45%
Оценка «2» - менее 45%
Раздел 2. Содержание программы
Право 10 класс (34 часа)
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. (34 часа)
Вводная тема. Роль права в жизни человека и общества (5ч.)
Значение изучения права. Система юридических наук. Информация и право. Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Норсы права. Система регулирования общественных отношений.
Теоретические основы права как системы (4 ч.)
Понятие и системы права. Правовая норма и её характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правого регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативно правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов.
Правоотношения и правовая культура. (6 ч)
Юридические факторы как основа правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Функции юридической ответственности. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступное деяние. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. Понятие правовой системы общества. Романно-германская правовая семья. Англосаксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья.
Государство и право (14 ч)
Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства. Признаки государства. Формы государства и его элементы. Монархия и республика как форма власти. Государственное устройство. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная, исполнительная, судебная власти. Местное самоуправление, его принципы. Конституция РФ – основной закон страны. Структура Конституции РФ. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента РФ.
Правосудие и правоохранительные органы. (4ч)
Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы РФ. Система органов внутренних дел. Прокуратура им её деятельность. Органы Федеральной службы безопасности РФ. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральная служба охраны РФ, Федеральная пограничная служба, Служба специальной связи и информации, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба исполнения наказания, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
Резерв – 1 час.
Право 11 класс (34 часа)
ОТРАСЛИ ПРАВА
Гражданское право (11 ч.)
Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Физческое и юридическое лицо как субъект права. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответсвенности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности. Права потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону.
Семейное, жилищное, трудовое право (7 ч)
Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и неимущественные права супругов, выраженные в законе. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Реализация гражданами права на жилье. Жилищные правоотношения. Понятие трудового права. Принципы и источники трудового договора. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Порядок и условия трудового соглашения. Расторжение трудового договора. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних.
Административное право и административный процесс (3 ч)
Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правонарушения. Административная ответственность, ее основания. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях.
Уголовное право и уголовный процесс. (5 ч)
Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. . Понятие уголовной ответственности, её основания. Уголовное наказание. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе. Уголовное судопроизводство.
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни (4 ч)
Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологические правоотношения. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Правовое регулирование отношений в сфере образования. Юридические профессии – прокуроры, нотариусы, следователи.
Международное право ( 3 ч)
Понятие международного права. Источники принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав человека. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека.
Резерв – 1 час.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование курса «Право»
10 класс(34 часа)
Наименование раздела программы и количество часов на раздел | Кол-во уроков | Тема урока | § учебника/дом.зад. | Элементы содержания. / Основные понятия. | Вид контроля | Примечание | Дата/план | Дата/факт |
Глава II. Роль права в жизни человека и общества (5 ч.) | 1 1 | Введение. Юриспруденция как важная область человеческих знаний. Система регулирования общественных отношений | П.1, с.7-17 з. 1, 4 с.18-19 п.4 ,задачи | Значение изучения права. Система юридических наук. Юридические профессии: адвокат, нотариус, судья. Информация и право. Теория происхождения права. Закономерности возникновения права. Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира. Происхождение права в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, у древних германцев и славян. Право и основные теории его понимания. Нормы права. Основные принципы права. Презумпции и аксиомы права. Система регулирования общественных отношений. / Юриспруденция. Правовая информация. Мононормы. Правопонимание. Естественное право. Позитивное право. Социальные нормы. Обычаи. Религиозныен нормы. Групповые нормы. Корпоративные. Санкции. | Беседа, опрос Проблемный диалог, взаимоконтроль | ИКТ | ||
1 1 1 | Особенности и закономерности возникновения права. Принципы, аксиомы и презумпции права Повторительное обобщение: «Роль права в жизни человека и общества». | П. 2 С.22-35 схема с. 34 П.3 для доп.чтения, подгот. К тесту | Взаимный контроль Беседа Тестовый контроль (1) | ИКТ ИКТ Сообщения Индивидульные задания, тесты | ||||
Глава II. Теоретические основы права как системы (4 ч.) | 1 | Система права | П.5 С. 57-67 схемы с.58, 61 | Понятие и системы права. Правовая норма и ее характеристика. Классификация норм права, структура правовой нормы. Способы изложения норм права в нормативных актах. Институты права. Отрасли права. Методы правового регулирования. Понятие и виды правотворчества. Законодательный процесс. Юридическая техника. Источники права. Правовой обычай. Договор как форма выражения воли участников правоотношений, их виды. Нормативный правовой акт. Система иерархии нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Этапы и особенности применения права. Правила разрешения юридических противоречий. Сущность и назначение толкования права. Способы и виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права. /Система права. Норма права. Гипотеза. Диспозиция. Санкция. Институт права. Отрасль права. Частное право. Публичное право. Материальное право. Процессуальное право. Законодательная инициатива. Закон. Подзаконный акт. Локальный нормативный акт. Кодификация. Инкорпорация. Консолидация. Учет. | Взаимный контроль, беседа | ИКТ | ||
1 | Правотворчество и процесс формирования права | П.6 С. 69-78 з. 3 с.79 | Опрос, беседа, диспут | ИКТ | ||||
1 | Формы права. | П. 7-8 С.81-93 | ИКТ | |||||
1 | Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. | П. 9 мент.схема | опрос | ИКТ | ||||
Глава III. Правоотношения и правовая культура (6 ч.) | 1 | Правоотношения и их виды. | П. 12-13 С.124-130 З.1 с.131 | Юридические факторы как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. Функции юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Основания для освобождения от юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. / Правоспособность. Дееспособность. Правосубъектность. Субъективное право. Субъективное право. Юридическая обязанность. Правонарушение. Правопорядок. Необходимая оборона. Крайняя необходимость. Правовая культура. Правовое воспитание. | Взаимный контроль | ИКТ | ||
2 | Правонарушения и их характеристика | П. 14 С. 134-142 з.1. с.142 | Готовимся к экзамену | |||||
1 | Юридическая ответственность | П. 15 С.145-160 | тест | ИКТ | ||||
1 1 | Правосознание и правовая культура. Правовые системы современности. Повторительное обобщение: «Теоретические основы права. Правовая культура» | П.16-17 с.161-184 (чтение) З.2 с.171 | Сообщения, доклады.беседа Тестовый контроль (1,2) | Индивидуальные тестовые задания, проблемные задачи | ||||
Глава IV. Государство и право ( 14 часов) | 1 | Понятие государства и его признаки. | П. 18,19 с. 3-10 П.19 с.20-22 | Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Происхождение древневосточного государства. Происхождение античного государства. Происхождение государства у древних германцев и славян. Теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, ирригационная, договорная марксистская, теория насилия. Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Формы государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. Принципы местного самоуправления. Правовое государство и его сущность. Признаки правового государства. Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Структура Конституции Российской Федерации. Эволюция понятия «гражданство». Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации./ Государство. Глава государства. Правовой иммунитет. Правительство. Гражданское общество. Гражданство. Гражданин. Правовой статус. Права и свободы человека. Налог. Сбор. Избирательная система. Активное избирательное право. Пассивное избирательное право. | Беседа, взаимный контроль | ИКТ | ||
1 2 | Сущность и функции государства. Форма государства. | П.20 С.24-32 П.21 с. 41-56 З. 2 заполнить таблицу | Беседа, взаимный контроль, тест Беседа, взаимный контроль, тест | проблемные задачи | ||||
1 2 (1) | Организация власти и управления в стране. Правовое государство и его сущность. | П.22 с. 66-87 мент.схема П.23 | Взаимный контроль Взаимный контроль | ИКТ ИКТ | ||||
2 | Конституция РФ -Основной закон государства. | П. 24-25 С.106-118 | Работа с текстом Конституции РФ | ИКТ | ||||
1 1 | Гражданство как правовая категория. Правовой статус человека в демократическом правовом государстве. | П.26 П.27, 28 (выборочно) | Доклады Проблемные задачи | ИКТ ИКТ | ||||
2 (1) 1 | Избирательные системы и их виды. Повторительное обобщение: «Государство и право» | П. 29-30 С. 150-162 Заполнение таблицы | Взаимный контроль, беседа Тестовый контроль (2,3) | ИКТ | ||||
Глава V. Правосудие и правоохранительные органы ( 4 часа) | 1 | Правоохранительные органы в РФ | П.33 С. 190-205 | Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Российской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ/ Правосудие. Подсудность. Судебная инстанция. Юрисдикция. Апелляция. Кассация. Исковое заявление. Истец. Ответчик. Доказательства. Милиция. Заявление о преступлении. Контрразведывательная деятельность. | Эссе | ИКТ | ||
2 (1) 1 | Защита прав человека в государстве. Итоговая контрольная работа. | П. 31-32 С. 167-188 | Взаимный контроль Тестирование (1,2) | Идивидуальные тестовые задания. |
Резерв – 1 час
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование курса «Право», 11 класс (34 часа)
Наименование раздела программы и количество часов на раздел | № урока | Тема урока | § учебника/ дом.зад. | Элементы содержания./ Основные понятия | Вид контроля | Примечание | Дата план | Дата факт |
Глава I. Гражданское право ( 11) | 1 1 | Гражданское право как отрасль российского права. Субъекты гражданско-правовых отношений. | П.1 с.6-11 З. 2 с. 12 П.2 с.13-21 схема | Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. Формы сделок. Условия недействительности сделок. Представительство в сделках. Доверенность и ее виды. Понятие обязательства. Способы обеспечения исполнения обязательств. Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. Основания возникновения права собственности. Понятие права интеллектуальной собственности. Авторское право. Патентное право. Право средств индивидуализации участников гражданского оборота. Право охраны нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Понятие общей собственности. Защита права собственности. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Понятие гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Способы защиты гражданских прав. Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив (артель). Унитарное предприятие. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Защита прав потребителей. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону./ Гражданское право. Вещь. Информация. Коммерческая тайна. Обычаи делового оборота. Физическое лицо. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Полная дееспособность. Юридическое лицо. Общая правоспособность. Специальная правоспособность. Двусторонняя реституция. Сделка. Обязательственное право. Договорное право. Договор. Право собственности. Вещное право. Общая долевая собственность. Общая совместная собственность. Виндикационный иск. Добросовестный приобретатель. Негаторный иск. Иск о признании права собственности. Деловая репутация. Честь. Достоинство. Клевета. Оскорбление. Исковая давность. Моральный вред. Гражданско-правовая ответственность. Убытки. Реальный ущерб. Упущенная выгода. Деликт. Предпринимательское право. Предпринимательская деятельность. Коммерческая организация. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Акционерное общество. Общество с дополнительной ответственностью. Акция. Облигация. Производственный кооператив. Унитарное предприятие. Претензия. Гарантийный срок хранения. Гарантийный срок эксплуатации. Сертификат качества. Наследование. Наследник. Наследодатель. Завещание. Право на обязательную долю. Время открытия наследства. Место открытия наследства. | Взаимный контроль Взаимный контроль | ИКТ ИКТ | ||
1 1 | Сделки и представительство. Обязательственное право. Понятие и сущность договора. Виды договоров. | П.3-4 П. 5 с. 42-50 З.6 с. 54 | Практикум Практикум | |||||
1 | Право собственности и его виды. Общая собственность и порядок защиты права собственности. Защита неимущественных прав. | П. 6 с. 57-71 З. 3-5 с. 72 П. 7 с. 73-82 з.1 с. 83 | Взаимный контроль, беседа | ИКТ | ||||
1 | Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав. | П. 8 С.86-92 З.2,3 с. 93 | Тестовый контроль | |||||
2 | Предпринимательство и предпринимательское право. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Правовое регулирование защиты предпринимательской деятельности и прав предпринимателей. | П.9, 11,12 С.94-105 з. 1, 4, 5 с.99 ( на выбор) | Взаимный контроль | ИКТ | ||||
2 1 | Права потребителей Наследственное право. Повторительное обобщение: «Гражданское право» | П. 13-14 с. 134-141 | Беседа, сообщения, взаимоконтроль Практикум, тест | ИКТ | ||||
Глава II, III, IV. Семейное, ,жилищное, трудовое право. (7 ч.) | 2 | Семейное право. | П. 15-16 | Порядок заключения брака. Расторжение брака. Имущественные и личные неимущественные права супругов, выраженные в законе. Договорной режим имущества супругов. Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства./ Семья. Брачный договор. | Тестовый контроль | ИКТ | ||
1 | Жилищное право | П.17 | Жилищные правоотношения. Реализация гражданами права на жилье. /Жилищный фонд. Регистрация. Приватизация. | Тестовый контроль | ||||
1 1 1 1 | Трудовое право. Занятость и трудоустройство. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Рабочее время и время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Повторительное обобщение: «Семейное, жилищное и трудовое право» | П.18-19 П.20-21 П.22 | Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. Понятие рабочего времени. Время отдыха. Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. /Трудовое право. Трудовые отношения. Работник. Работодатель. Принудительный труд. Минимальный размер оплаты труда. Коллективный договор. Трудовое соглашение. Безработный. Правила внутреннего трудового распорядка. Индивидуальный трудовой спор. Коллективный трудовой спор. Забастовка. Трудовой арбитраж. Локаут. Дисциплинарное взыскание. Рабочее время. Совместительство. Сверхурочная работа. Время отдыха. Праздничные дни. Государственная аккредитация. Иждивенцы. | Практикум Опрос, беседа, практикум. Проектная деятельность Практикум, тест | ИКТ | |||
Глава V. Административное право и административный процесс (3ч.) | 2 1 | Административное право и административные правоотношения. Административная ответственность. Производство по делам об административных правонарушениях. | П.23 П.24-25 | Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. Административная ответственность. Меры административного наказания. Производство по делам об административных правонарушениях. / Метод убеждения. Государственное принуждение. Административное принуждение. Административные правоотношения. Компетенция. Государственная должность. Государственная служба. Государственный служащий. Административное правонарушение. Административная ответственность. Ходатайство. Отвод. Доставление. Административное задержание. Доказательства. | Практикум, беседа | ИКТ | ||
Глава VI. Уголовное право и уголовный процесс (5 ч.) | 1 | Понятие и сущность уголовного права. Основные виды преступлений. | П. 26-27 С. 40-63 | Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие преступления. Основные виды преступлений. Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. Уголовное судопроизводство./ Уголовное право. Преступление. Деяние. Объект пре¬ступления. Субъект преступления. Объективная сторона преступ¬ления. Субъективная сторона преступления. Мотив преступления. Цель преступления. Казус. Убийство. Аффект. Соучастие в пре¬ступлении. Исполнитель. Организатор. Подстрекатель. Пособник. Преступное сообщество. Уголовная ответственность. Уголовное наказание. Условно-досрочное освобождение от отбывания нака¬зания. Процессуальные нормы. Уголовно-процессуальное право. Уголовный процесс. Заявление о преступлении. Явка с повинной. Понятой. Обвиняемый. Потерпевший. Свидетель. Привод. | Беседа, опрос, практикум | ИКТ | ||
2 1 1 | Уголовная ответственность и наказание. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Повторительное обобщение: «Административное и уголовное право" | П.28-29 П. 30 С. 73-86 | Беседа, практикум Практикум Контрольная работа | ИКТ | ||||
Глава VII. Правовое регулирование в различных сферах (4 ч.) | 1 | Пенсионная система и страхование. Экологическое право. | П.31 с. 94-98 П. 33 | Пенсионная система и страхование. Правовое регулирование денежного обращения. Экологическое право. Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Права и обязанности субъектов образовательных правоотношений. Профессиональное юридическое образование. Практические советы о том, как заключить договор на обучение. Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. Особенности профессиональной юридической деятельности. / Пенсия. Государственные пособия. Экологическое право. Экологические правонарушения. | Тестовый контроль | ИКТ | ||
1 2 | Экологические правонарушения и юридическая ответственность. Правовое регулирование отношений в области образования. Финансовое право | П.33, 34 П.32 | ИКТ | |||||
Глава VIII. Международное право (3 часа) | 1 | Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени | П.40 с. 204-224 | Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правозащитные организации и развитие системы прав человека. Европейский суд по правам человека. Международная защита прав детей. Международные споры и международно-правовая ответственность. Международное гуманитарное право и права человека./ Ратификация. Международное право. Международное публичное право. Международное частное право. Принципы международного права. Международная организация. Межправительственная организация. Неправительственная организация. Декларация. Пакт. Международно-правовая ответственность. Репрессалии. Реторсии. Капитуляция. | Взаимный контроль | |||
1 1 | Международное гуманитарное право и права человека. Итоговое повторение по курсу «Право» | П. 41 с. 224-234 | Тестирование |
Резерв – 1 час.
Приложение 1.
Интернет-ресурсы для изучения предмета «Право»
• Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации – http://www.gov.ru
• Президент России: официальный сайт – http://www.president.kremlin.ru
• Президент России – гражданам школьного возраста – http://www.uznay-prezidenta.ru
• Государственная Дума: официальный сайт – http://www.duma.gov.ru /
• Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация – http://www.gks.ru ; http://50.economicus.ru; http://econom.nsc.ru/jep; http://gallery.economicus.ru
• Информационно-аналитический портал «Наследие» – http://www.nasledie.ru
• Московская школа прав человека – http://www.mshr-ngo.ru /
• Организация Объединенных Наций – http://www.un.org/russian
• Права человека в России – http://www.hro.org /
• Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России – http://www.ifap.ru /
• Социальные и экономические права в России – www.seprava.ru
• Соционет: информационное пространство по общественным наукам – http://socionet.ru /
• СМИ. ru – средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ – http://www.smi.ru
• Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт – http://ombudsman.gov.ru /
• Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка: официальный сайт – http://www.rfdeti.ru /
• TeenagE – http://teen- age.ucoz.ru
• Общероссийская сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru
• Гарант. Информационно-правовой портал – http://www.garant.ru /
• Европейский суд по правам человека – http://www.espch.ru /
• Права ребенка – твои права. Информационно-правовой ресурс для детей – http://www.pravadetey.ru
• Современное право. Научная сеть – http://www.nauka-pravo.com
• Образование и право – http://education.law-books.ru /
• Direction Law. Ваша библиотека в мире правовой науки – http://www.directionlaw.com /
• Все о праве – http://www.allpravo.ru /
• Сам себе юрист – http://www.samsebeyurist.ru /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа7 класс Starlight
к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...
- Мне нравится (1)