Правовой час "Преступления против морали"
план-конспект занятия по праву (7, 8, 9 класс)
Воспитание правовой активности подростков. Понятие противоправного поведения, административного и уголовного преступления. Беседа о том, какие преступления подростки совершают чаще всего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chas_prava.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАС ПРАВА
«Преступления против морали»
Цель: воспитание правовой активности.
Ход занятия
- Организационный момент
А) Упражнение на установление логических связей.
Подобрать способы наказания к иллюстрациям (курят в метро, пьют на улице, ругаются на детской площадке, дерутся, воруют).
Б) Обобщающая беседа «Что такое противоправное поведение».
Делинквентное поведение (англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Правонарушения совершают неустойчивые подростки, стремясь развлечься. Покуражиться над людьми, покататься на чужом мотоцикле, разгромить ларек или просто украсть деньги, чтобы напиться, т.к. по-другому развлекаться они не умеют. «За компанию» включаются в групповые кражи и драки подростки, не имеющие собственных убеждений, четких моральных принципов, не умеющие занять себя и плывущие по течению - идущие на поводу у более самостоятельных сверстников.
Подростки истероидного типа личности создают вокруг себя много шума, их задача - привлечь к себе внимание, заставить о себе говорить и переживать окружающих, прежде всего близких людей. Для этих целей одинаково хороши и вызов «скорой помощи» при имитации попытки самоубийства, и вызов полиции. Они добиваются необходимого им внимания и, кроме того, получают удовольствие от суеты вокруг. Их делинквентность чаще всего — своеобразная игра.
Эпилептоидные подростки обычно совершают противоправные поступки из мести или от жадности. Дерутся жестоко, с присущей им агрессивностью. Они могут натворить что-то неожиданное и серьезное в состоянии алкогольного опьянения. Нередко, напившись «до отключения», все крушат, бьют и ломают на своем пути.
Гипертимные подростки - лидеры в группах. Они могут стать инициаторами драк, краж, угонов и других приключений. К правонарушениям их приводит склонность к риску и авантюрам, а также бурная энергия, не находящая достойного применения. Шизоидные подростки — одиночки. Если они встали на асоциальный путь, то долго вынашивают план кражи или другого правонарушения. Кражи совершают с помощью отмычек собственного изготовления, искусного выпиливания дверных замков и других сложных приемов. В поле зрения полиции они попадают намного позже, чем группы подростков, отправляющиеся развлекаться любыми доступными способами.
Делинквентность может начаться случайно или вынужденно.
Подростковая компания, в которой нет серьезных увлечений и занятий, в которой нечего делать, кроме пересказывания содержания боевиков, увиденных по телевидению, видеороликов в интернете, обсуждения цен в магазинах и ларьках и т. п., рано или поздно приходит к поискам новых впечатлений и развлечений. Скука и безделье порождают алкоголизацию, правонарушения и другие подростковые проблемы.
Конечно, не любой подросток потянется к такой группе и примет ее ценности и нормы поведения, изменит образ жизни. Не каждый, прогуляв один-два раза уроки, войдет во вкус новой «свободной» жизни или будет разрешать свои школьные проблемы, конфликтуя с учителями и одноклассниками. Поэтому родительская семья оказывает значительное влияние на становление личности подростка.
- Объяснение (беседа педагога).
Во время беседы воспитанникам предлагается разобрать
материал «Основные составы преступлений, направленные против здоровья населения и общественной направленности».
Понятия: возраст наступления уголовной ответственности; преступление.
Родовым объектом рассматриваемых преступлений, являются общественная безопасность и общественный порядок; видовым – здоровье населения и общественная нравственность. С учетом этого их можно разделить на две группы:
- Против здоровья населения: а) предметом которых являются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие и ядовитые вещества (ст. 228–234); б) иные преступления (ст. 235–239).
- Против общественной нравственности (ст. 240–245).
Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Здоровье населения, являясь приоритетной ценностью, обеспечивает нормальное функционирование всего общественного механизма. Пьянство, наркомания, проституция, беспризорность существенно влияют на показатели здоровья населения в отрицательную сторону. За последние 15 лет в России количество выявленных преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось в 3 раза.
Несоблюдение физическими и юридическими лицами санитарноэпидемиологических правил и нормативов, ненадлежащая сертификация пищевой продукции и питьевой воды, халатное отношение местных властей к наведению санитарногигиенического порядка на предприятиях торговли и общественного питания, в местах массового нахождения людей, прямое нарушение законодательства.
Специфическая особенность данных преступлений заключается в том, что их совершение влечет причинение вреда здоровью не отдельного человека, а многих лиц, составляющих население всей страны или отдельного ее региона (т.е. неопределенного круга лиц).
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое устанавливается административная ответственность. Административная ответственность наступает с 16 лет.
Уголовным преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации. Уголовная ответственность наступает с 16 лет. В действующем УК РФ, для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 16 лет, предусмотрена уголовная ответственность по 20 статьям.
- Изучение новой темы (проблемная дискуссия).
Какие преступления совершают подростки чаще всего? (педагог комментирует каждое преступление)
Это кражи, грабежи, хулиганство, драки, нанесение побоев, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Кражи составляют 70%. Самый активный возраст - 16 - 17 лет.
Хотя малолетние преступники вырастают и в хороших семьях, основная причина - семейное неблагополучие. Пресловутая безотцовщина. После 13 - 14 лет матери уже не могут справиться с детьми в одиночку. Причина краж, например, сотовых телефонов - финансовое неблагополучие, расслоение общества. Ни для кого не секрет, что есть семьи, которые не могут оплатить даже коммунальные услуги. В то же время более обеспеченные сверстники ходят с дорогими сотовыми телефонами. Для ребят это большой соблазн. Есть отдельная категория семей, где нет взрослого кормильца, некому зарабатывать деньги. Они относятся к социальному дну.
Дети состоятельных родителей в поисках приключений совершают угоны автомобилей, групповые драки в нетрезвом состоянии или наркотическом опьянении. Но таких нарушителей гораздо меньше. Как правило, эти подростки под строгим родительским контролем.
К тому же количество преступлений среди несовершеннолетних резко возрастает летом. Когда школы не контролируют детей, взрослые заняты работой, а ребята предоставлены сами себе. Обеспеченные родители предпочитают семейный отдых за рубежом, куда берут и своих чад.
Работа с первоисточником – УК РФ (юридическая литература): воспитанникам предлагается найти статью и прочитать её (один из ребят читает), затем педагог комментирует. Возможно, кто-то из ребят имеет какой-то опыт столкновения с законом. Или подобрать примеры из жизни подростков из сети интернет и СМИ.
- Заключительный этап – предложить ребятам нарисовать комиксы по теме и оформить выставку работ.
- Подведение итогов, поощрение активных участников занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного ледовитого океана.
конспект урока географии в 6 классе (VIII...
Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"
Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...
Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"
Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...
Правовая игра по теме "Преступления против собственности и личности"
Правовая игра по теме "Преступления против собственности и личности"...
Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.
Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....
"У моря, Японского моря"
Сценарий выступленияе агитбригады на экологическом фестивале «Моря верные друзья – это мы и вы, и я!», посвященный Всемирному Дню моря (24.09.2020).Ссылка на видео: https://youtu.be/...