Правовой час "Преступления против морали"
план-конспект занятия по праву (7, 8, 9 класс)

Мороз Елена Николаевна

Воспитание правовой активности подростков. Понятие противоправного поведения, административного и уголовного преступления. Беседа о том, какие преступления подростки совершают чаще всего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_prava.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАС ПРАВА

«Преступления против морали»

Цель: воспитание правовой активности.

Ход занятия

  1. Организационный момент

А) Упражнение на установление логических связей.

        Подобрать способы наказания к иллюстрациям (курят в метро, пьют на улице, ругаются на детской площадке, дерутся, воруют).

             Б) Обобщающая беседа «Что такое противоправное поведение».

Делинквентное поведение (англ. delinquency — правонарушение, провинность) — антиобщественное противоправное поведение человека, воплощённое в его проступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.

Правонарушения совершают неустойчивые подростки, стремясь развлечься. Покуражиться над людьми, покататься на чужом мотоцикле, разгромить ларек или просто украсть деньги, чтобы напиться, т.к. по-другому развлекаться они не умеют. «За компанию» включаются в групповые кражи и драки подростки, не имеющие собственных убеждений, четких моральных принципов, не умеющие занять себя и плывущие по течению - идущие на поводу у более самостоятельных сверстников.

Подростки истероидного типа личности создают вокруг себя много шума, их задача - привлечь к себе внимание, заставить о себе говорить и переживать окружающих, прежде всего близких людей. Для этих целей одинаково хороши и вызов «скорой помощи» при имитации попытки самоубийства, и вызов полиции. Они добиваются необходимого им внимания и, кроме того, получают удовольствие от суеты вокруг. Их делинквентность чаще всего — своеобразная игра.

Эпилептоидные подростки обычно совершают противоправные поступки из мести или от жадности. Дерутся жестоко, с присущей им агрессивностью. Они могут натворить что-то неожиданное и серьезное в состоянии алкогольного опьянения. Нередко, напившись «до отключения», все крушат, бьют и ломают на своем пути.

Гипертимные подростки - лидеры в группах. Они могут стать инициаторами драк, краж, угонов и других приключений. К правонарушениям их приводит склонность к риску и авантюрам, а также бурная энергия, не находящая достойного применения.   Шизоидные подростки — одиночки. Если они встали на асоциальный путь, то долго вынашивают план кражи или другого правонарушения. Кражи совершают с помощью отмычек собственного изготовления, искусного выпиливания дверных замков и других сложных приемов. В поле зрения полиции они попадают намного позже, чем группы подростков, отправляющиеся развлекаться любыми доступными способами.

Делинквентность может начаться случайно или вынужденно.

Подростковая компания, в которой нет серьезных увлечений и занятий, в которой нечего делать, кроме пересказывания содержания боевиков, увиденных по телевидению, видеороликов в интернете, обсуждения цен в магазинах и ларьках и т. п., рано или поздно приходит к поискам новых впечатлений и развлечений. Скука и безделье порождают алкоголизацию, правонарушения и другие подростковые проблемы.

Конечно, не любой подросток потянется к такой группе и примет ее ценности и нормы поведения, изменит образ жизни. Не каждый, прогуляв один-два раза уроки, войдет во вкус новой «свободной» жизни или будет разрешать свои школьные проблемы, конфликтуя с учителями и одноклассниками. Поэтому родительская семья оказывает значительное влияние на становление личности подростка.

  1. Объяснение (беседа педагога).

Во время беседы воспитанникам предлагается разобрать

материал «Основные составы преступлений, направленные против здоровья населения и общественной направленности».

Понятия: возраст наступления уголовной ответственности; преступление.

        Родовым объектом рассматриваемых преступлений, являются общественная безопасность и общественный порядок; видовым – здоровье населения и общественная нравственность. С учетом этого их можно разделить на две группы:

  1. Против здоровья населения: а) предметом которых являются наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, сильнодействующие и ядовитые вещества (ст. 228–234); б) иные преступления (ст. 235–239).
  2. Против общественной нравственности (ст. 240–245).

          Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
        Здоровье населения, являясь приоритетной ценностью, обеспечивает нормальное функционирование всего общественного механизма. Пьянство, наркомания, проституция, беспризорность существенно влияют на показатели здоровья населения в отрицательную сторону. За последние 15 лет в России количество выявленных преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось в 3 раза.

          Несоблюдение физическими и юридическими лицами санитарноэпидемиологических правил и нормативов, ненадлежащая сертификация пищевой продукции и питьевой воды, халатное отношение местных властей к наведению санитарногигиенического порядка на предприятиях торговли и общественного питания, в местах массового нахождения людей, прямое нарушение законодательства.

Специфическая особенность данных преступлений заключается в том, что их совершение влечет причинение вреда здоровью не отдельного человека, а многих лиц, составляющих население всей страны или отдельного ее региона (т.е. неопределенного круга лиц). 
        
Административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое устанавливается административная ответственность. Административная ответственность наступает с 16 лет.

        Уголовным преступлением признается совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации. Уголовная ответственность наступает с 16 лет. В действующем УК РФ, для лиц, совершивших преступление в возрасте от 14 до 16 лет, предусмотрена уголовная ответственность по 20 статьям.

  1. Изучение новой темы (проблемная дискуссия).

Какие преступления совершают подростки чаще всего? (педагог комментирует каждое преступление)

Это кражи, грабежи, хулиганство, драки, нанесение побоев, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Кражи составляют 70%. Самый активный возраст - 16 - 17 лет. 

Хотя малолетние преступники вырастают и в хороших семьях, основная причина - семейное неблагополучие. Пресловутая безотцовщина. После 13 - 14 лет матери уже не могут справиться с детьми в одиночку. Причина краж, например, сотовых телефонов - финансовое неблагополучие, расслоение общества. Ни для кого не секрет, что есть семьи, которые не могут оплатить даже коммунальные услуги. В то же время более обеспеченные сверстники ходят с дорогими сотовыми телефонами. Для ребят это большой соблазн. Есть отдельная категория семей, где нет взрослого кормильца, некому зарабатывать деньги. Они относятся к  социальному дну. 

Дети состоятельных родителей в поисках приключений совершают угоны автомобилей, групповые драки в нетрезвом состоянии или наркотическом опьянении. Но таких нарушителей гораздо меньше. Как правило, эти подростки под строгим родительским контролем.

К тому же количество преступлений среди несовершеннолетних резко возрастает летом. Когда школы не контролируют детей, взрослые заняты работой, а ребята предоставлены сами себе. Обеспеченные родители  предпочитают семейный отдых за рубежом, куда берут и своих чад.

Работа с первоисточником – УК РФ (юридическая литература): воспитанникам предлагается найти статью и прочитать её (один из ребят читает), затем педагог комментирует. Возможно, кто-то из ребят имеет какой-то опыт столкновения с законом. Или подобрать примеры из жизни подростков из сети интернет и СМИ.

  1. Заключительный этап – предложить ребятам нарисовать комиксы по теме и оформить выставку работ.
  2. Подведение итогов, поощрение активных участников занятия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №7-9 (44-46) "Кусочек моря на столе"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Правовая игра по теме "Преступления против собственности и личности"

Правовая игра по теме "Преступления против собственности и личности"...

Урок:Жизнь в море и океане. Охрана морей.

Урок: Жизнь море и океане.Охрана морей. Цель: Показать значение морей и оеакнов, познакомить учащихся с обитателями морей, рассмотреть их значение природе и в жизни человека....

"У моря, Японского моря"

Сценарий выступленияе агитбригады на экологическом фестивале «Моря верные друзья – это мы и вы, и я!», посвященный Всемирному Дню моря (24.09.2020).Ссылка на видео: https://youtu.be/...