Развивающая программа "Все в твоих руках!"
рабочая программа по праву
Правовое просвещение является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового просвещения является ответственность.
Принятие государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
«Ялгинский детский дом-школа»
Утверждаю
________ Н.Н.Николаев
Директор ГБОУ РМ «Ялгинский
детский дом-школа»
Развивающая программа
«Все в твоих руках!»
(Для детей 12-17 лет
Сроки реализации – 1 год)
Разработала воспитатель: Игонченкова Н.Н.
Согласовано________Шукшина С.В.
Руководитель методического объединения воспитателей
Саранск
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка.
Правовое просвещение является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового просвещения является ответственность.
Принятие государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка.
Воспитание правовой культуры у школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое просвещение как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового просвещения должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового просвещения является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения у воспитанников детских домов и школ-интернатов.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской, и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Практическая направленность правового просвещения, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь
юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе реализации данной программы воспитанники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным способом защищать свои права и свободы. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Цель программы: воспитание правовой культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их успешной социализации в обществе.
Задачи программы:
1. способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
2. научить воспитанников вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в школе;
3. формировать умение различать хорошие и плохие поступки;
4. предупредить опасность необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступлений;
5. обеспечение социальной защиты детей и подростков, их успешной социализации в обществе.
Актуальность: Правовое просвещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальная защита – одна из важнейших задач государства и общества в современной России.
Методы достижения поставленных целей и задач:
1. Содержание курса реализуется на внеклассных мероприятиях, которые планируются из расчета одно мероприятие в неделю.
2. Основной формой является беседа, в процессе которой учащиеся приобретают теоретические знания.
3. Наряду с беседами используются такие формы, как правовое занятие, деловая игра, викторина, круглый стол, практикум, час общения, инструктивный час, семейный разговор и др., которые способствуют развитию умений у воспитанников
.
Прогнозируемые результаты реализации программы:
Реализация программы «Законы для нас и о нас» призвана способствовать формированию у детей правовой культуры и законопослушности. В результате воспитанники детского дома-школы должны:
-обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- уважать и соблюдать права и законы;
- жить по законам морали и государства;
-осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации программы возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в ПДН; формирование правового самосознания воспитанников; формирование положительной мотивации на исполнение правил, законов, учебную деятельность, а также успешной адаптации в обществе.
Содержание программы:
№№ | Наименование мероприятия | Дата |
1. | Беседа «Знакомство с правилами школьной жизни» | сентябрь |
2. | Правовое занятие « Устав ЯДДШ о правах и обязанностях воспитанников» | |
3. | Беседа «Шалости на железной дороге» | |
4. | Час общения «Главные ценности нашей жизни» | |
5. | Час вопросов и ответов «Права и обязанности подростков при общении с органами правопорядка» | октябрь |
6. | Разговор на злобу дня «Административная ответственность за курение в общественных местах». | |
7. | Беседа «Человек в мире правил» | |
8. | Правовое занятие «Чем занимаются органы опеки и попечительства?» | |
9. | Рассуждение «Что такое хорошо и что такое плохо?». | ноябрь |
10. | Устный журнал «Конвенция о правах ребенка ». | |
11. | Конкурс сочинений: «Умей сказать «нет». | |
12. | Беседа «О бережном отношении к общественному и личному имуществу» | |
13. | Правовое занятие «Главный Закон страны» | декабрь |
14. | Беседа «Права и гарантии несовершеннолетних при устройстве на работу» | |
15. | Консультативный час «Полномочия нотариуса» | |
16. | Практикум «Как привлекают подростка к употреблению наркотиков?». | |
17. | Правовое занятие «Уголовная ответственность за групповые преступления несовершеннолетних» | январь |
18. | Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь» | |
19. | Круглый стол «Суицид среди подростков» | |
20. | Правовое занятие «Изучаем Семейный Кодекс» | |
21. | Правовое занятие «Твои личные документы, ценные бумаги. Как правильно их хранить». | февраль |
22. | Разговор по душам «Опасность религиозных сект» | |
23. | Беседа «Твоя уличная компания. Как не попасть в преступную группу?» | |
24. | Беседа «Алкоголь и правонарушения» | |
25. | Ознакомительный час «Детская воспитательная колония». | март |
26. | Викторина «Имею право!». | |
27. | Конкурс сочинений «Мое будущее». | |
28. | Встреча с работниками ПДН | |
29. | Правовое занятие «Квартирный вопрос». | апрель |
30. | Час общения «Склонность или пагубная привычка?» | |
31. | Конкурс рисунков «Не делай этого! ». | |
32. | Беседа «Ты не прав, если не знаешь прав!» | |
33. | Конкурс рисунков «Я выбираю жизнь!». | май |
34. | Правовой час «Незнание законов не освобождает от ответственности» | |
35. | Тренинг «Поверь в себя!» | |
36. | Деловая игра «Сам себе адвокат» |
Список используемой литературы:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция РФ.
3. Закон «Об Образовании» РФ.
4. Семейный Кодекс РФ.
5.Федеральный Закон РФ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996, №159-ФЗ.
6. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998, №124-ФЗ.
7.Федеральный Закон РФ «Об основах системы профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних», 1999, №120-ФЗ.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях.
9. Гражданский Кодекс РФ.
10. Уголовный Кодекс РФ.
11. Жилищный Кодекс РФ.
12.Федеральный Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», от 29.02.2012г. №15-ФЗ;
13. Трудовой Кодекс РФ.
14. Бобкова Н.Н. Азбука права. Волгоград, 2006.
15. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. М., 2006.
16. Мавлютова Е.А. Основы правовых знаний. Волгоград, 2009.
17. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах. Ростов на Дону, 2006.
18. Резепов И.Ш. Краткий курс по уголовному праву. М., 2008.
19. Журналы: «Классный руководитель», «Воспитание школьников».
20. Комментарии к Уголовному Кодексу РФ.
21. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. Волгоград, 2005.
22. Михеев Р.И. Проблемы вменяемости, вины и уголовной ответственности. М.,1995.
23. П.Астахов «Я и семья». М.,2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему наркомании:”Твоя судьба в твоих руках“.
Конспект урока...
Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)
Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....
Твое здоровье в твоих руках
Викторины по теме "Здоровье"...
Час общения "Твое здоровье в твоих руках"
Час общения по здоровому образу жизни...
Проект "Твое здоровье в твоих руках"
Создание и оформление мини-журнала "Твое здоровье в твоих руках" на одну из актуальных тем современной жизни....
Классный час на тему "Твоя жизнь в твоих руках!"
Классный час о здоровом образе жизни в форме защиты презентаций, выполненных учащимися группы....
Коррекционно-развивающее занятие «Твоё здоровье в твоих руках» с использованием здоровьесберегающих технологий.
Цель занятия: профилактика табакокурения....