внеклассное мероприятие ко Дню конституции
классный час по праву (8 класс)
Классный час посвящен Дню Конституции 12 декабря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_zanyatie_ko_dnyu_konstitutsii.docx | 842.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект внеклассного мероприятия «Конституция Российской Федерации»
Цель мероприятия: Обобщение теоретического и практического материала по теме Конституция Российской Федерации.
Задачи мероприятия:
- способствовать осознанию ценности Конституции Российской Федерации, осмысленному усвоению конституционных норм и принципов;
- продолжить развитие умений слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
- формирование активной гражданской позиции.
Формы организации деятельности детей: групповая, индивидуальная
Ход мероприятия
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| |
- Добрый день. Сегодня вам предстоит принять участие в интеллектуально-познавательной игре. А тему игры я вам предлагаю сформулировать самостоятельно, рассмотрев иллюстрации на доске и прочитав эпиграф. «Двенадцатого декабря мы можем и должны поздравить друг друга с тем, что у нас такая взвешенная и мудрая Конституция, которая несмотря ни на какие объективные, субъективные возникающие проблемы, те или иные течения, всё-таки обеспечивает уверенное поступательное развитие страны…» (Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко) - Как вы думаете, какова цель нашего мероприятия? - Какие задачи нам необходимо решить для достижения поставленной темы? Вы объединились в две команды. Так же у нас есть 4 эксперта, которые приготовили свои задания и будут подсчитывать ваши баллы. | -Учащиеся смотрят иллюстрации, читают эпиграф, под руководством учителя формулируют тему мероприятия «Конституция Российской Федерации» - Продолжить знакомство с Конституцией Российской Федерации - Вспомнить основные статьи Конституции. |
1 тур. Кроссворд. (5 минут) | |
- А начнем мы интеллектуально-познавательную игру с решения кроссворда. Ваша задача – решить кроссворд и определить термин, который получится в вертикальном столбце. Та команда, которая справится с заданием быстрее - получит право первой начать игру в следующем туре. | Решают кроссворд, определяют ключевой термин. (см. приложение 1)
|
2 тур. Исторические этапы конституционного развития России (5 минут) | |
Наши эксперты приготовили для вас специальные задания, они зачитывают информацию, ваша задача дать ответ на вопрос. 1 эксперт: К числу первых конституционных проектов относят проект графа Сперанского. Как он назывался? 2 эксперт: В разгар первой русской революции был принят документ, который провозгласил начало демократического конституционализма. Как он назывался? 3 эксперт: Какая конституция советского периода отличается тем, что в ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления? 4 эксперт: В какой Конституции был впервые закреплен принцип «один человек – один голос»? Вопрос учителя: Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? | Ответ: «Введение к уложению государственных законов» Ответ: Манифест 17 октября 1905 г. Ответ: Конституция СССР 1924 г. Ответ: Конституция СССР 1936 г. Ответ: 12 декабря 1993 г. |
3 тур. Повторение раннее изученного материала в форме игры «Своя игра» (10 минут) | |
- Давайте повторим основные положения Конституции. Та команда, которая первая поднимает руку, отвечает на вопрос и зарабатывает баллы (см. приложение 2) | Учащиеся принимают участие в «Своей игре». |
Физ. минутка (1 минута) | |
4 тур. Отработка умения работы с заданиями в форме ЕГЭ. (6 минут) | |
Предлагаю вам выполнить задание в форме ЕГЭ (см. приложение 3). У вас в распоряжении 7 минут. Пока вся команда выполняет данное задание, капитаны около доски выполняют индивидуальное задание. | Обучающиеся работают над заданиями из ЕГЭ. |
Конкурс для капитанов команд | |
Капитану каждой команды, необходимо определить какие конституционные нормы иллюстрируют фотографии. | Капитаны команд выполняют задание. (см. приложение 4) |
Проверка выполнения заданий (2 минуты) | |
Давайте проверим, как вы справились с заданиями капитаны. - Верно ли, соотнесли ребята фотографии и конституционные нормы? - А теперь проверим, как команды справились с заданиями на карточках? | Команды проверяют правильность выполненных заданий совместно с учителем. |
5 тур. «Приведи три примера». (8 минут). | |
Задание для 1 команды: Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия — социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граждан РФ. Задание для 2 команды: Статья 21 Конституции РФ указывает: «Достоинство личности охраняется государством». Проиллюстрируйте тремя примерами реализацию данного права в России. | Раскрывать на примерах теоретические положения Конституции. |
Рефлексия. Подведение итогов, награждение (5 минут). | |
Пока наши эксперты подсчитывают ваши баллы (см. приложение 5), предлагаю оценить результаты нашей интеллектуально-познавательной игры. Давайте вспомним цель и задачи нашего мероприятия.
А теперь переходим к награждению, слово предоставляется экспертам. День Конституции – это день, когда мы чтим символы Российского государства, прочность законодательной базы нашей страны, это день, когда мы гордимся своей историей. В заключении хочу привести цитату из речи Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева «Мы стремимся к справедливому обществу свободных людей. Мы знаем - Россия будет процветающей, демократической страной. Сильной и в то же время комфортной для жизни. Лучшей в мире для самых талантливых, требовательных, самостоятельных и критически настроенных граждан.» В 2008 году 5 ноября эти слова прозвучали в Послании Федеральному Собранию. | Эксперты подводят итог игры. Происходит обсуждение. Эксперты дают оценку участию команд, активности отдельных игроков, награждают команду – победителя игры. |
Приложение 1.
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 |
- Форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок.
- Что, согласно Конституции Российской Федерации, является высшей ценностью.
- Носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации.
- Название территориальной единицы верхнего уровня в Российской Федерации.
- Коллегиальный исполнительный орган государственного управления, формируемый из руководителей органов государственного управления страны и других государственных служащих.
- Выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления; избирается на установленный (например, конституцией) срок.
- Общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции.
- Орган, осуществляющий правосудие.
- Форма государственного устройства, при котором входящие в состав государства федеральные единицы (субъекты федерации) имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы власти.
- Верховенство государственной власти внутри страны и независимость государства во внешних делах.
- Государство в Восточной Европе и Северной Азии; граничит с Кореей, Китаем, Казахстаном, Монголией, Азербайджаном, Грузией, Украиной, Белоруссией, Польшей, Литвой, Латвией, Эстонией, Финляндией, Норвегией.
Ответы: 1. Республика; 2. Человек; 3. Народ; 4. Субъект; 5. Правительство; 6. Президент; 7. Парламент; 8. Суд; 9. Федерация; 10. Суверенитет; 11. Россия.
Приложение 2.
«Своя игра»
Президент РФ.
10 | На какой срок избирается Президент РФ? | Сроком на 6 лет |
20 | Кто может стать Президентом РФ? | Гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет |
30 | Какие правовые акты издает Президент РФ? | Указы и распоряжения |
40 | Как называется процедура отрешения Президента от должности? | Импичмент |
Федеральное Собрание РФ.
10 | На какой срок избирается Государственная Дума? | Сроком на 5 лет |
20 | Что такое депутатский мандат? | Депутатский мандат подтверждает полномочия депутата, предоставленные ему избирателями |
30 | По какому принципу формируется Совет Федерации? | В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. |
40 | Назовите фамилию Председателя Государственной Думы? | В.В. Володин |
Правительство РФ.
10 | Назовите фамилию Председателя Правительства РФ? | Д.А. Медведев |
20 | К какой ветви власти относится Правительство РФ? | К исполнительной |
30 | Кем назначается Председатель Правительства РФ? | Президентом РФ с согласия Государственной Думы |
40 | Каким нормативно-правовым актом определяется порядок деятельности Правительства РФ? | Федеральным конституционным законом |
Местное самоуправление.
10 | Входят ли органы местного самоуправления в систему органов государственной власти? | Согласно ст. 12 Конституции РФ «Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» |
20 | Что понимается под местным самоуправлением? | Признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. |
30 | Кто определяет структуру органов местного самоуправления? | Структура органов местного самоуправления определяется местным населением самостоятельно. |
40 | В каких формах осуществляется гражданами местное самоуправление? | Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. |
Приложение 3.
Задания 16, 20 для 1 команды
Задание 16. Конституция обладает высшей юридической силой. Это означает, что
1) ни один правовой акт не может ей противоречить
2) вынося решения, суд должен прямо ссылаться на статьи Конституции
3) она закрепляет изменения, произошедшие в стране
4) она закрепляет правовые гарантии граждан страны
Задание 16. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) порядке заключения и содержании трудового договора
2) единстве экономического пространства в РФ
3) формах государственного регулирования экономики
4) условиях и порядке ограничения дееспособности
Задание 20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Конституция РФ заложила фундамент новой общественно-политической системы. В соответствии с ней Российское государство является демократическим, федеративным, правовым.
Декларируется реальное ___________ (А), частная ___________ (Б) находится под защитой государства наряду с государственной, муниципальной и другими видами собственности. Закреплен принцип разделения ___________ (В). Положения статей главы 1 составляют основную характеристику российского __________ (Г). В ней закреплено положение, согласно которому единственным источником власти и носителем суверенитета страны является ___________ (Д) России. Глава 2 Основного закона России закрепляет права и обязанности___________ (Е) и гражданина. Непосредственно свою власть народ осуществляет с помощью свободного волеизъявления, участвуя в выборах органов власти и в ___________ (Ж)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) народовластие
2) собственность
3) инициатива
4) власть
5) государства
6) парламент
7) человек
8) народ
9) референдум
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е | Ж |
|
|
|
|
|
|
Задания 16, 20 для 2 команды
Задание 16. В Статье 13 Конституции РФ закреплен принцип политического плюрализма. Это означает, что
1) признаны различные формы собственности
2) устанавливается запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной
3) отсутствует государственная религия
4) провозглашена свобода политических мнений и действий
5) утверждена основа для существования в стране многопартийности
6) признаны права и свободы человека и гражданина
Задание 16. К основам конституционного строя РФ отнесено положение о
1) обстоятельствах, исключающих наступление уголовной ответственности
2) поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности
3) формах государственной цензуры средств массовой информации
4) закреплении земли в государственной собственности
Задание 20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Социальным называется государство, служащее ________(А). Такое государство гарантирует исполнение конституционно закрепленных экономических и социальных ________(Б) граждан. Также гарантируются социальные ________(В) государства: охрана труда и здоровья граждан; выплата минимальной заработной платы; поддержка семьи, инвалидов и др. Также закреплены и другие ________(Г) социальной защиты. В современном обществе ________(Д) понимается как равенство прав и возможностей. Организационно-правовой статус Российской Федерации как социального государства закреплен действующей ________(Е).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) социальное неравенство
2) Конституция РФ
3) права и свободы
4) социальные привилегии
5) гарантии
6) общество
7) Декларация прав человека
8) обязанности
9) социальное равенство
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
Приложение 4.
Фотографии для капитана 1-й команды
1. | 2. |
3. | 4. |
5. | 6. |
Фотографии для капитана 2-й команды
1. | 2. |
3. | 4. |
5. | 6. |
Приложение 5.
Система оценивания для жюри.
Максимальное количество балов | 1 команда | 2 команда |
1 тур. Кроссворд | ||
Каждый ответ к кроссворде оценивается в 1 балл. Ключевое слово – 2 балла. | ||
2 тур. Исторические этапы конституционного развития России | ||
Каждый верный ответ - 1 балл | ||
3 тур. «Своя игра» | ||
Суммируется общее количество баллов, набранных командами в ходе этапа | ||
4 тур. Отработка умения работы с заданиями в форме ЕГЭ | ||
Задание 16 Верно выполненное задание – 1 балл. Максимально 2 балла | ||
Задание 20 Верно выполнено- 2 балла Одна ошибка – 1 балл Более ошибок – 0 баллов | ||
Конкурс капитанов | ||
Максимум 6 баллов | ||
5 тур. «Приведи три примера». | ||
Максимум 3 балла | ||
Итого. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие ко Дню Конституции
Классный час в форме усного журнала ко Дню Конституции...
Внеклассное мероприятие "По страницам Конституции РФ"
Мероприятие, посвящено 20 - летию Конституции РФ.Форма проведения - путешествие....
Внеклассное мероприятие "По страницам Конституции".
Внеклассное мероприятие, посвященное 20-летию Конституции....
Внеклассное мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ
Цели: развитие гражданско-правового образования обучающихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициати...
Внеклассное мероприятие "Ко Дню Конституции России"
Предлагаемое вашему вниманию мероприятие - открытое заседание школьного исторического клуба "Родная история". Представляет из се...
Внеклассное мероприятие ко Дню конституции
В данном сценарии содержится неоходимая информация о Дне Конституции...
Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Конституции "Мы гордимся тобою, Россия"
внеклассное мероприятие...