Реализация правового воспитания учащихся через внеурочную деятельность
учебно-методический материал по праву
Развитее рыночных отношений и становление правового государства России диктуют особую необходимость гражданского - правового образования подрастающего поколения.
Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, нормы морали, нравственности, правовые законы, нормы убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование. Такое образование должно начинаться с первых лет обучения в школе: со знакомства с Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации.
Изучение во внеурочное время Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации носит исключительно ознакомительный характер. Дети получают лишь общее представление о правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям. Эта первая ступень не является всеобъемлющей в подробном изучении статей и принципов, изложенных в этих документах.,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_pravovogo_vospitaniy_uchashchihsya_cherez_vneurochnuyu_deyatelnost.docx | 20.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Анисимова Елена Александровна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ №29» г. Березники
Реализация правового воспитания учащихся
через внеурочную деятельность
Развитее рыночных отношений и становление правового государства России диктуют особую необходимость гражданского - правового образования подрастающего поколения.
Формирование человека начинается с раннего детства. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, нормы морали, нравственности, правовые законы, нормы убеждений, привычек, потребностей личности. Немалую роль в этом процессе призвано сыграть правовое образование. Такое образование должно начинаться с первых лет обучения в школе: со знакомства с Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации.
Изучение во внеурочное время Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации носит исключительно ознакомительный характер. Дети получают лишь общее представление о правах и свободах с помощью средств и методов, соответствующих их возрастным особенностям. Эта первая ступень не является всеобъемлющей в подробном изучении статей и принципов, изложенных в этих документах. Ознакомление с основными правами и свободами на данном этапе исключает заучивание наизусть статей текстов, понятий терминов. Главное – чтобы школьники уяснили смысл, само содержание основных прав и свобод и понимали на доступном им уровне, что подразумевается в декларациях под определенными терминами.
На основе Методического пособия для учителя начальных классов, автор пособия Бочарова А.М. «Права человека для младших школьников», нами была составлена и апробирована рабочая программа внеурочной деятельности «Младшим школьникам о праве» .
В данной программе мы предлагаем следующую схему занятий: первое занятие теоретическая часть, где отталкиваясь от текста или сценки, предполагается развернуть дискуссию, опираясь на вопросы для обсуждения. Например: Что такое добрый поступок? Какой нравственный выбор сделал герой? Бывает ли так в реальной жизни? И другие. На следующем занятии переходить к практической части или игровой, направленной на закрепление материала или развитие практического, эмоционального и нравственного опыта взаимодействия в обществе. Исходя из целесообразности, последовательность проведения занятий может меняться.
Цель курса: Формирование правовой культуры посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, школьного уровней.
Задачами курса выступают:
- Знакомство учащихся с основными документами по защите прав людей, и в частности прав ребенка;
- Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
- Воспитание вдумчивого отношения и уважения к своим правам и правам других людей.
В рамках курса учащиеся знакомятся с такими понятиями как: закон, Конституция РФ, управление, справедливость, права человека на жизнь, имя, образование, свободу, собственное мнение, благополучную окружающую среду, медицинскую помощь.
Программа внеурочной деятельности «Младшим школьникам о праве» включает комплекс познавательных мероприятий, где используются следующие формы занятий:
внеурочные игры;
- беседы;
- игра – соревнование;
- кроссворды.
- диспуты
- дискуссионные качели
- интеллектуальные состязания
- совет мудрейших
- правовые марафоны
- изготовление символики государства (макеты),
- изготовление совместно с родителями буклетов на заданную тематику.
Для оценивания результатов работы учащихся используются следующие методы и формы контроля: наблюдение за работой учащихся, устный индивидуальный опрос, тестовый контроль, практический контроль, самоконтроль.
Апробация данной программы внеурочной деятельности прошла в 4-5 классах МАОУ «СОШ №29». Все дети без исключения были вовлечены в интересный процесс работы по добыванию знаний через активные формы и приемы обучения и воспитания: ролевую игру, интеллектуальные марафоны, клубные часы, творческие проекты. Для детей создавались проблемные ситуации, которые требовали решения поставленной задачи, и условия для формирования соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного выбора поведения и ответственности за него.
Продуктом реализованной программы были творческие работы учащихся на темы: «Что означает мое имя», сочинение сказки на тему «Добро и зло», конкурс рисунков «Конституция глазами детей». А также учащиеся регулярно принимают участие в конкурсах разного уровня, как в творческих так и интеллектуальных.
Особую роль в формировании правовой грамотности должна играть школа, так как именно в школе, наряду с изучением основ дисциплин возможно оптимально эффективное преподавание детям правовых знаний. Школа/преподаватели, выстраивают систему обучения таким образом, чтобы ученик смог наиболее эффективно и систематизировано усвоить данные знания, и в дальнейшем применять их в жизни, на практике. Таким образом, школа дает актуальное образование действующих правовых основ, что помогает ребенку наиболее комфортно приспособиться к жизни, расширить свой кругозор, и быть более подготовленным к определенным бытовым ситуациям, уметь не только отстоять/знать свои права, но и в силу своих знаний иметь представление о правонарушениях, что может помочь не нарушать права окружающих и соблюдать порядок.
Список литературы:
- Конституция РФ 12.12.1993г
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция о правах ребенка
- Бочарова А., Бочаров И. Права человека для младших школьников. Березники, 2002.
- Кущенко И.А. Ваши права. Программно-методический комплекс. Пермь, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
В пособии представлен опыт реализации трех проектов, связанных с изучением традиционной русской культуры и бывших союзных республик....
Методическое пособие «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся через проектную деятельность»
Данное пособие представляет собой подробное описание опыта реализации проектной деятельности и методическоие рекомендации по ее организации и проведению....
Реализация творческих возможностей учащихся через внеурочную деятельность
В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разраб...
Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»
Актуальность социально-образовательного проекта «Пять шагов к себе» определена, на наш взгляд, тем, что современному человеку должны быть свойственны ценности и принципы, необходимые для общего выжива...
Реализация образовательно – социального проекта по духовно-нравственному воспитанию учащихся во внеурочной деятельности «Пять шагов к себе»
Проект формирует толерантное, правовое сознание, развивает интерес к другим культурам, традициям, обычаям. Приоритетными видами деятельности в организации внеурочной деятельности явл...
«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»
В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....
Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО
В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания школьников на основе функционирования в лицее Комнаты Боевой Славы....