Рабочая программа "Право"
рабочая программа по праву
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«УРАЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.13 ПРАВО
Специальность:
38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Укрупненная группа специальностей:
38.00.00 «Экономика и управление»
Уровень подготовки: базовый (повышенный)
2018
Рабочая программа учебной дисциплины «Право» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.04 Коммерция (по отраслям) (базовая подготовка).
Организация – разработчик:
БУ «Урайский политехнический колледж»
Разработчик: Преподаватель Исанчурина Г.М
РАССМОТРЕНА | |||||||||||
на заседании кафедры | |||||||||||
Протокол № | |||||||||||
от | « | » | 20 | 1 | г. | ||||||
Руководитель кафедры | |||||||||||
/ | / | ||||||||||
подпись | ФИО |
СОДЕРЖАНИЕ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 15
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 17
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 20
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право» предназначена для изучения права в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Право», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259), на основе примерной программы дисциплины «Право», рекомендованной ФГАУ ФИРО (Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Содержание программы «Право» направлено на достижение следующих целей:
• формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства,
дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах
права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности;
• овладение умениями, необходимыми для применения приобретенных знаний для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения их соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
1.1. Общая характеристика учебной дисциплины «право»
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение учебной дисциплины «Право» имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения обучающимися, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования право изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования, но более углубленно как профильная учебная дисциплина, учитывающая специфику осваиваемых профессий или специальностей.
При освоении профессий СПО и специальностей СПО технического и естественно- научного профилей профессионального образования, специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования право изучается по программе интегрированной учебной дисциплины «Обществознание», включая экономику и право, обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
Приоритетным направлением содержания обучения является формирование правовой компетентности студентов, предполагающей не только правовую грамотность, но и правовую активность, умение быстро находить правильное решение возникающих проблем, ориентироваться в правовом пространстве. Правовая компетенция представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую не только знания, ценностные установки, навыки правового поведения обучающихся, но и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в повседневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Содержание учебной дисциплины предусматривает развитие у обучающихся учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности, акцентирует внимание на формировании опыта самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том числе с нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Отбор содержания учебного материала осуществлялся на основе следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Отличительными особенностями обучения являются:
- практико-ориентированный подход к изложению и применению правовой ин- формации в реальной жизни;
- усиление акцента на формировании правовой грамотности лиц, имеющих, как правило, недостаточный уровень правовой компетентности;
- создание условий адаптации к социальной действительности и будущей профессиональной деятельности;
- акцентирование внимания на вопросах российской правовой системы в контексте ее интеграции в международное сообщество;
- формирование уважения к праву и государственно-правовым институтам с целью обеспечения профилактики правонарушений в молодежной среде;
- обеспечение необходимых правовых знаний для их практического применения в целях защиты прав и свобод личности молодежного возраста.
При изучении практико-ориентированных вопросов по трудовому, гражданскому, уголовному, административному и иным отраслям права, обеспечивающим правовую компетентность в дальнейшей профессиональной деятельности, рекомендуются такие формы деятельности обучающихся:
- как работа с правовой информацией, в том числе с использованием современных компьютерных технологий, ресурсов сети Интернет;
- подготовка и реализация проектов по заранее заданной теме;
- исследование конкретной темы и оформление результатов в виде реферата, до- клада с презентацией на мини-конференции;
- работа с текстами учебника, дополнительной литературой;
- работа с таблицами, графиками, схемами, визуальными терминологическими моделями юридических конструкций;
- решение практических задач, выполнение тестовых заданий по темам;
- участие в ролевых, имитационных, сюжетных, деловых играх и разновариантных формах интерактивной деятельности;
- участие в дискуссиях, брейн-рингах;
- решение задач;
- работа с документами.
Организация занятий может осуществляться в форме семинаров, практических занятий, конференций, коллоквиумов, презентаций.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Право» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета или экзамена в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
1.2. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Право» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях СПО учебная дисциплина
«Право» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ).
В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «Право» находится в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО или специальностей СПО социально-экономического профиля профессионального образования.
1.3. Место учебной дисциплины в учебном плане
Учебная дисциплина «Право» относится к предметной области «Общественные науки» и входит в общеобразовательный учебный цикл как профильная учебная дисциплина.
Дисциплина реализуется в рамках освоения ППССЗ
1.4. Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Право» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
1.4.1. Личностные результаты освоения учебной дисциплины отражают:
− воспитание высокого уровня правовой культуры, правового сознания, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
− формирование гражданской позиции активного и ответственного гражданина, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
− сформированность правового осмысления окружающей жизни, соответствующего современному уровню развития правовой науки и практики, а также правового сознания;
− готовность и способность к самостоятельной ответственной деятельности в сфере права;
− готовность и способность вести коммуникацию с другими людьми, сотрудничать для достижения поставленных целей;
− нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
− готовность и способность к самообразованию на протяжении всей жизни;
1.4.2. Метапредметные результаты освоения программы учебной дисциплины отражают:
− выбор успешных стратегий поведения в различных правовых ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, предотвращать и эффективно разрешать возможные правовые конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере права, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности в сфере права, включая умение ориентироваться в различных источниках правовой информации;
− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию правового поведения с учетом гражданских и нравственных ценностей;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− владение навыками познавательной рефлексии в сфере права как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
1.4.3. Предметные результаты освоения учебной дисциплины отражают:
− сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах;
− владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
− владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
− сформированность представлений о Конституции РФ как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
− сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
− сформированность основ правового мышления;
− сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
− понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий;
− сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
− сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
1.5. Формы промежуточной аттестации
Формой контроля освоения рабочей программы учебной дисциплины в соответствии с рабочим учебным планом является экзамен во 2 семестре.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Структура общеобразовательной учебной дисциплины
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 127 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) а том числе: лабораторные работы практические занятия | 85 - - |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего) | 42 |
Промежуточная аттестация в форме экзамена | 6 |
2.2. Тематический план и содержание общеобразовательной дисциплины «Право» по программе подготовки специалистов среднего звена.
38.02.04.51 «Коммерция»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Уровень освоения |
Раздел 1. Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества (2 ч) | Значение изучения права. Нормы права. Основные принципы права. Система регулирования общественных отношений. Механизм правового регулирования. | 2 | 1 |
Раздел 2. Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы (4 ч) | Понятие и система права. Правовые нормы и их характеристики Институты права. Отрасли права Понятие и виды правотворчества. | 2 | 2 |
Источники права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов. Действие норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативных правовых актов. Понятие реализации права и ее формы. Сущность и назначение толкования права. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 3 | ||
Раздел 3. Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности (6 ч) | Юридические факты как основание правоотношений. Виды и структура правоотношений. Поведение людей в мире права. Правомерное поведение. Правонарушение, его состав, признаки. Виды правонарушений. | 2 | 2 |
Виды юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие преступность деяния. Правовое сознание и его структура. Правовая психология. Правовая идеология. Правовая культура. | 2 | 2 | |
Понятие правовой системы общества. Романо-германская правовая семья. Англо- саксонская правовая семья. Религиозно-правовая семья. Социалистическая правовая семья. Особенности правовой системы в России. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 3 | ||
Раздел 4. Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации (8 ч) | Понятие государства и его признаки. Подходы к пониманию государства. Жизнь людей в догосударственный период. Теории происхождения государства. | 2 | 2 |
Признаки государства. Сущность государства. Функции государства. Виды функций государства. Форма государства и ее элементы. Монархия как форма правления. Республика как форма власти. Государственное устройство. Политический режим. | 2 | 2 | |
Государственный механизм и его структура. Государственный орган и его признаки. Глава государства. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление. | 2 | 2 | |
Конституция Российской Федерации — основной закон страны. Порядок приобретения и прекращения российского гражданства. Избирательные системы и их виды. Референдум. Выборы Президента Российской Федерации. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 4 | ||
Раздел 5. Правосудие и правоохранительные органы (6 ч) | Защита прав человека в государстве. Судебная система. Конституционный суд Рос- сийской Федерации. Суды общей юрисдикции. Мировые суды. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции. Арбитражные суды. | 2 | 2 |
Правоохранительные органы Российской Федерации. Система органов внутренних дел. Прокуратура и ее деятельность. | 2 | 2 | |
Органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Особенности деятельности правоохранительных органов РФ: Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 4 | ||
Раздел 6. Гражданское право (10 ч) | Понятие и сущность гражданского права. Гражданские правоотношения. Источники гражданского права. Виды субъектов гражданских правоотношений. | 2 | 2 |
Физическое лицо как субъект права. Юридические лица как субъекты права. Понятие сделки и ее виды. | 2 | 2 | |
Понятие договора и его содержание. Виды договоров. Порядок заключения, изменения и расторжения договоров. Отдельные виды обязательств. Понятие права собственности. | 2 | 2 | |
Предпринимательство и предпринимательское право. Правовые средства государственного регулирования экономики. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. | 2 | 2 | |
Права потребителей. Защита прав потребителей при заключении договоров на оказание услуг. Сроки предъявления претензий. Понятие и сущность наследования. Правила наследования на основании завещания. Формы завещания. Наследование по закону. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 5 | ||
Раздел 7. Защита прав потребителей (3 ч) | Правовое регулирование поведения потребителей на рынке. Права потребителей. Порядок и способы защиты прав потребителей. | 3 | 2 |
Раздел 8. Правовое регулирование образовательной деятельности (3 ч) | Система образования. Основные источники образовательного права. Права обучающихся. Обязанности обучающихся. Основные правила поведение в сфере образования. | 3 | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 3 | ||
Раздел 9. Семейное право и наследственное право (10 ч) | Основные правила наследования и порядок защиты наследственных прав. | 2 | 2 |
Порядок заключения брака. Расторжение брака. | 4 | 2 | |
Имущественные и личные неимущественные права супругов. Договорный режим имущества супругов. | 2 | 2 | |
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений. Алиментные обязательства. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 5 | ||
Раздел 10. Трудовое право (10 ч) | Понятие трудового права. Принципы и источники трудового права. | 2 | 2 |
Коллективный договор. Трудовое соглашение. Занятость и безработица. Занятость и трудоустройство. Порядок взаимоотношений работников и работодателей. | 2 | 2 | |
Трудовой договор. Гарантии при приеме на работу. Порядок и условия расторжения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Трудовые споры и дисциплинарная ответственность. | 2 | 2 | |
Понятие рабочего времени. Время отдыха. | 2 | 2 | |
Правовое регулирование труда несовершеннолетних. Льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для несовершеннолетних. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 5 | ||
Раздел 11. Административное право и административный процесс (8 ч) | Административное право и административные правоотношения. Особенности административного права. | 2 | 2 |
Административные правоотношения. Понятие административного правонарушения. | 2 | 2 | |
Административная ответственность. Меры административного наказания. | 2 | 2 | |
Производство по делам об административных правонарушениях. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 4 | ||
Раздел 12. Уголовное право и уголовный процесс (12 ч) | Понятие уголовного права. Принципы уголовного права. Действие уголовного за- кона. | 2 | 2 |
Понятие преступления. Основные виды преступлений. | 2 | 2 | |
Уголовная ответственность и наказание. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. | 2 | 2 | |
Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. | 2 | 2 | |
Защита от преступления. Права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля. | 2 | 2 | |
Уголовное судопроизводство. | 2 | 2 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся Работа с основной и дополнительной литературой, интернет-источниками Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций Выполнение индивидуальных заданий | 6 | ||
Раздел 13. Международное право как основа взаимоотношений государств мира (3 ч) | Понятие международного права. Источники и принципы международного права. Субъекты международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Международная защита прав детей. | 3 | 2 |
Экзамен | |||
Всего | 127 |
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Право» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.
3.2.1 Основные источники
Для студентов
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. - М., 2017
Певцова Е.А. Право для профессий и специальностей социально-экономического профиля: электронный учебно-методический комплекс. -М., 2017
Для преподавателей
Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от
- 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от
- № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от
- № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от
- № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от
- с изм. от 19.12.2016.)
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
3.2.2 Дополнительные источники
Ашаффенбург Г. Преступление и борьба с ним. — М., 2015.
Источники российского права: вопросы теории и истории: учеб. пособие / отв. ред.
М. Н. Марченко. — М., 2014.
Певцова Е. А. Правовое просвещение в России: состояние и проблемы.- М., Ярославль,2013.
Певцова Е. А. Права детей и молодежи: актуальные проблемы правового регулирования отношений с участием молодых лиц. — М., Ярославль, 2013.
Певцова Е. А. Теоретико-правовые основы преодоления правового нигилизма и формирования правовой культуры детей и молодежи. — М., 2013.
Чиркин В. Е. Сравнительное государствоведение. — М., 2014.
3.2.3 Интернет-ресурсы
www. pravo. gov. ru (Официальный интернет-портал правовой информации).
www. consultant. ru (Правовая система Консультант Плюс).
www. constitution. ru (Конституция РФ).
www. law. edu. ru (Юридическая Россия: федеральный правовой портал).
www. uznay-prezidenta. ru (Президент России гражданам школьного возраста).
www. council. gov. ru (Совет Федерации Федерального Собрания РФ).
www. duma. gov. ru (Государственная Дума Федерального Собрания РФ).
www. ksrf. ru (Конституционный суд РФ).
www. vsrf. ru (Верховный суд РФ).
www. arbitr. ru (Высший Арбитражный суд РФ).
www. genproc. gov. ru (Генеральная прокуратура РФ).
www. sledcom. ru (Следственный комитет РФ).
www. pfrf. ru (Пенсионный фонд РФ).
www. cbr. ru (Центральный банк РФ).
www. notariat. ru (Федеральная нотариальная палата).
www. rfdeti. ru (Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка).
www. ombudsmanrf. org (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации).
www. mnr. gov. ru (Министерство природных ресурсов и экологии РФ).
www. rostrud. ru (Федеральная служба по труду и занятости РФ).
www. rosregistr. ru (Федеральная служба государственной регистрации, картографии и
кадастра).
www. potrebitel. net (Союз потребителей Российской Федерации).
www. rospotrebnadzor. ru (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потреби-
телей и благополучия человека).
www. рспп. рф (Российский союз промышленников и предпринимателей).
www. acadprava. ru (Открытая академия правовой культуры детей и молодежи).
www. un. org/ru (Организация Объединенных Наций).
www. unesco. org/new/ru (Организация Объединенных Наций по вопросам образования,
науки, культуры — ЮНЕСКО).
www. coe. int (Информационный офис Совета Европы в России).
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Юриспруденция как важная общественная наука. Роль права в жизни человека и общества | Понимание значения правовых знаний и умений для человека. Уважительное отношение к праву и иным социальным регуляторам поведения; выбор необходимой модели правомерного поведения в конкретной ситуации. Умение характеризовать систему юридических наук. Умение давать определения праву и характеризовать основные теории его понимания, уметь отстаивать собственную точку зрения о поведении личности. Умение вычленять структуру нормы права, понимание механизма правового регулирования |
Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы | Умение давать определение системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов. Умение анализировать правовые нормы с позиции их классификации, различать институты права, отрасли права. Умение определять методы правового регулирования конкретных отношений. Владение знаниями особенностей законодательного процесса в России. Обладание навыками социально-активного правомерного поведения. Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на правовые знания. Понимание сущности действия норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Владение информацией о систематизации нормативных правовых актов. |
Правоотношения, правовая культура и правовое поведение личности | Умение определять структуру правоотношения, характеризовать его элементы. Умение решать правовые задачи по определению объема прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительное отношение к правам и обязанностям участников правоотношений. Владение навыками правомерного поведения в обществе, наличие высокого уровня правовой информированности, уважительное отношение к праву и мотивация на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях. Понимание основных принципов юридической ответственности. Распознавание функций юридической ответственности, использование принципов юридической ответственности в решении правовых вопросов. Знание обстоятельств, исключающих преступность деяния |
Государство и право. Основы конституционного права Российской Федерации | Умение характеризовать сущность государства, определять его функции. Умение характеризовать форму государства и ее элементы. Умение различать монархию и республику как формы правления. Умение определять государственное устройство и политический режим. Владение информацией о главе государства, умение характеризовать законодательную, исполнительную и судебную власть. Знание принципов местного самоуправления. Умение использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы, уважительно относиться к Основному Закону государства и знать порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, в том числе умение защищать свои личные права, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. Умение исполнять обязанности гражданина. Знание правил участия в референдуме, выборах Президента Российской Федерации. |
Правосудие и правоохранительные органы | Знание особенностей функционирования судов Российской Федерации, умение обращаться за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости в суды различных инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные заявления, оказывать элементарную консультационную поддержку лицам, нуждающимся в правовой защите. Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с представителями правоохранительных органов страны, уважение и поддержка правопорядка, соблюдение законов, нетерпимость к антиобщественным поступкам, нарушающим законность и незыблемые основы конституционного строя государства; уважение прав и законных интересов всех лиц, проживающих на территории страны |
Гражданское право | Умение отличать гражданские правоотношения от иных отношений, характеризовать источники гражданского права. Умение характеризовать физическое лицо как субъект права; отличать юридические лица как субъекты права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие. Умение заключать договор, владея знаниями о порядке его заключения, изменения и расторжения. Умение характеризовать отдельные виды обязательств. Умение использовать в реальной жизни право собственности. Умение защищать интеллектуальную собственность и авторское право. Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой репутации |
Защита прав потребителей | Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продавцов, изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные услуги. Умение формулировать права и обязанности потребителей, защищать права потребителей. |
Правовое регулирование образовательной деятельности | Умение выстраивать успешную образовательную траекторию в жизни с опорой на склонности, желания и интересы. Умение разбираться в видовом разнообразии образовательных организаций, уровнях получения образования в высшей школе. Знание и соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса, умение реализовать и защищать свои права в сфере образования. |
Семейное право и наследственное право | Знание порядка заключения и расторжения брака. Понимание важности института семьи для жизни человека, уважительное отношение к близким людям, оказание всемерной поддержки и помощи при решении различных жизненных ситуаций. Умение защищать имущественные и личные неимущественные права супругов. Умение объяснять договорный режим имущества супругов, оказывать помощь в составлении брачных контрактов. Умение предотвратить, а при необходимости решить конфликты родителей и детей; знание порядка выплаты алиментов в семейных отношениях. Умение защищать интересы детей, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Умение составлять завещание с соблюдением правил наследственного права, разбираться в различиях наследования по закону и наследования по завещанию |
Трудовое право | Умение излагать актуальные проблемы занятости и безработицы в стране. Умение излагать актуальные проблемы правового регулирования своей будущей профессиональной деятельности, обладание компетентностью при поиске работы, трудоустройстве. Умение соблюдать порядок взаимоотношений работников и работодателей. Умение защищать свои трудовые права, знание порядка и условий расторжения трудового договора. Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для молодежи |
Административное право и административный процесс | Умение отличить административные отношения от иных правоотношений. Знание сущности административной ответственности и мер административного наказания. Знакомство с правилами порядка производства по делам об административных правонарушениях. |
Уголовное право и уголовный процесс | Знание принципов уголовного права и действия уголовного закона. Умение квалифицировать преступления, знание мер уголовной ответственности и наказания. Умение участвовать в уголовном процессе со стороны защиты и со стороны обвинения. Умение характеризовать особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Обладание навыками защиты от преступления. Умение реализовать права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля |
Международное право как основа взаимоотношений государств мира | Умение характеризовать международную защиту прав человека в условиях мирного и военного времени. Умение разбираться в деятельности правозащитных организаций, обращаться в Европейский суд по правам человека. Знание принципов и особенностей международной защиты прав детей. Осознание международно-правовой ответственности, уважительное отношение к правам людей всего мира. Знание основных правил международного гуманитарного права и прав человека |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины включает результаты текущего контроля и промежуточной аттестации (по всем семестрам), включая оценку за работу на практических занятиях, за выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (индивидуальных заданий, проектов, исследований).
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать / понимать: - права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); - механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты; - формы и процедуры избирательного процесса в России. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство); - характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу; - объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; - различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом; - приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; - анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; - выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; - изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; - решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций). | Формы контроля обучения: - домашнее задание по работе с информацией, документами, литературой; - подготовка презентаций, сообщений*, эссе; - тестовые проверочные работы; - текущий контроль; - экзамен. Методы контроля направлены на проверку умений обучающихся: - отбирать и оценивать социальные факты, явления; - выполнять условия и задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; - осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; - четко и последовательно излагать имеющиеся знания в устной и письменной формах; - работать с группой и представлять как свою, так и позицию группы. Методы контроля результатов обучения: - формирование результатов итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
Темы сообщений для индивидуальной работы:
- Роль правовой информации в познании права.
- Право и мораль: общее и особенное.
- Пределы действия законов.
- Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции.
- Права молодежи в РФ и способы их защиты.
- Социально-экономические права граждан.
- Политические права граждан.
- Личные права граждан.
- Юридическая ответственность в экономической сфере.
- Уголовная ответственность как вид юридической ответственности.
- Гражданско-правовые правонарушения и их профилактика.
- Организованная преступность.
- Презумпция невиновности и юридическая практика.
- Правовые основы деятельности адвокатов.
- Правоохранительные органы РФ.
- Судебная система РФ.
- Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики.
- Организация деятельности полиции в РФ.
- Основы конституционного строя в РФ.
- Избирательная система в РФ.
- Защита права собственности в РФ.
- Договор возмездного оказания услуг.
- Право на образование в РФ.
- Право на труд в РФ.
- Правовое регулирование трудоустройства в РФ.
- Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения.
- Материальная ответственность работников и работодателей.
- Правовое регулирование заработной платы в РФ.
- Наследование по закону и по завещанию.
- Правовое регулирование семейных отношений.
- Социальная защита в РФ.
- Административная ответственность в РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Право. Основы правовой культуры".
Учебный предмет «Право. Основы правовой культуры» преподаётся в 10-11 классах гуманитарного профиля . Согласно учебного плана в 10-11 классах из компонента ОУ на курс выделено 68 часов из...
Рабочая программа Право 10 класс
рабочая программа составлена к учебнику Никитина...
рабочая программа право 11 класс
программа содержит пояснительную записку и тематическое планирование...
Рабочая программа " Право в нашей жизни"
предпрофильная подготовка учащихся 9 класса по овладению правовыми знаниями...
Рабочая программа "Право"
Рабочая программа для специальности "Бухгалтерский учёт"...
Рабочая программа. Право. 10 класс, профиль
Рабочая програма для социально-гуманитарного профиля. Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учето...
Рабочая программа Право 10
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации программа профильного курса «Право» рассчитана на 2 года изучения – в 10...