Рабочая программа "Право"
рабочая программа по праву на тему
Рабочая программа для специальности "Бухгалтерский учёт"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravo_buh_108.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Право
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) по всем специальностям среднего профессионального образования (далее СПО)
Организация-разработчик: ГОБПОУ Усманский промышленно-технологический колледж
Разработчик:
Рыжков Роман Леонидович, преподаватель социально-экономических дисциплин Усманского промышленно-технологического колледжа
Заключение
2
стр.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ - СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ 6
ДИСЦИПЛИНЫ - УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 11
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ - КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 12
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной
образовательной программы специальностей СПО социально-экономического
профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают
право в объеме 108 часов.
Примерная программа ориентирована на достижение следующих целей:
- формирование правосознания и правовой культуры, социально-
правовой активности, внутренней убежденности в необходимости
соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом
общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; - воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам
другого человека, демократическим правовым институтам,
правопорядку; - освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для
эффективного использования и защиты прав и исполнения
обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции; - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных
знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и
законных интересов личности; содействия поддержанию правопорядка в
обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а
также учебных задач в образовательном процессе; - формирование способности и готовности к самостоятельному
принятию правовых решений, сознательному и ответственному
действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с
требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего
(полного) общего образования базового уровня.
В программу включено профессионально направленное содержание,
необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы,
формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Приоритетным направлением является формирование правовой
компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках
учебной и внеучебной деятельности.
Содержание программы предусматривает развитие у обучающихся
учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых
компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков
самостоятельной работы с правовой информацией, источниками права, в том
числе нормативными правовыми актами, необходимыми для обеспечения
правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.
Программа может использоваться другими образовательными
4
учреждениями профессионального и дополнительного образования,
реализующими образовательную программу среднего (полного) общего
образования.
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина относится к группе профильных
общеобразовательных дисциплин общеобразовательного цикла. - Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории
(юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,
судопроизводство); - характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок
принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения
брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника
предпринимательской деятельности, порядок получения платных
образовательных услуг; порядок призыва на военную службу; - объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные
условия приобретения гражданства; особенности прохождения
альтернативной гражданской службы; - различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые
формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере
отношений, урегулированных правом; - приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической
помощью; - анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов
реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; - изложения и аргументации собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях с точки зрения права; - решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника
конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника,
потребителя, супруга, абитуриента);
5
- механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в
России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека,
формы и процедуры избирательного процесса в России;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часа.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количест во часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
индивидуальное проектное задание | 6 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 48 |
Итоговая аттестация дифференцированного зачета |
6
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Право»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Правовое регулирование общественных отношений. | 27 | ||
Введение | Юриспруденция как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации | 2 | 1 |
Тема 1.1. Право в системе социальных норм. | Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. | 4 | 2 |
Тема 1.2. Право и | Основные формы права. | 8 | 2 |
законодательство. | Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. | 2 | |
Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи. | 2 | ||
Контрольная работа по темам 1.1-1.2. | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Частное и публичное право. Систематизация права. Особенности развития системы права и системы законодательства в современных условиях. Роль правовой информации в познании права. Право и мораль: общее и особенное. Пределы действия законов. Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции. Виды противоправных поступков. | 12 | ||
Раздел 2. Основы конституционного права Российской Федерации | 47 | ||
Тема 2.1. Основы государственного права. | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. | 12 | 1 |
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. | 2 |
7
Тема 2.2. Конституционные основы правового статуса личности. | Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. | 12 | 2 |
Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. | 3 | ||
Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие. Формы и процедуры избирательного процесса. | 2 | ||
Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. | 2 | ||
Тема 2.3. Основы конституционного процесса РФ. | Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | 4 | 2 |
Контрольная работа по темам 2.1.-2.3. | 1 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Институт президентства. Местное самоуправление. Принципы избирательного процесса. Права и обязанности налогоплательщика. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Адвокатура. Нотариат. Организация деятельности мировых судей: вопросы теории и практики. Организация деятельности милиции в РФ. Социально-экономические права граждан. Политические права граждан. Личные права граждан. Правовые основы деятельности адвокатов. Правоохранительные органы РФ. Судебная система РФ. | 18 | ||
Раздел 3. Отрасли российского права. | 76 | ||
Тема 3.1. Гражданское право и процесс. | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. | 16 | 2 |
Гражданско-правовые договоры. Правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. | 3 | ||
Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. | 2 | ||
Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. | 2 | ||
Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. | 3 |
8
Тема 3.2. Семейное право и семейные правоотношения. | Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор | 6 | 2 |
Права и обязанности родителей и детей | 2 | ||
Тема 3.3. Трудовое право и трудовые правоотношения. | Понятие трудовых правоотношений. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения | 14 | 3 |
Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения | 2 | ||
Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. | 2 | ||
Тема 3.4. Административное право. | Административное право и административные правоотношения. Административные правоотношения. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. | 6 | 2 |
Тема 3.5. Уголовное право и уголовный процесс. | Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | 12 | 2 |
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. | 2 | ||
Контрольная работа по темам 3.1-3.5. | 2 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Наследование по закону и по завещанию. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Наследование по закону и по завещанию. Материальная ответственность работников и работодателей. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Защита права собственности в РФ. Договор возмездного оказания услуг. Право на интеллектуальную собственность. Защита прав потребителей. Право на образование в РФ. Право на труд в РФ. Споры в трудовом коллективе и порядок их разрешения. Правовое регулирование заработной платы в РФ. Наказания, понятие цели и виды. Выполнение индивидуального проектного задания по темам: «Составление трудового договора», «Составление искового заявления в суд», «Составление договора о полной материальной ответственности», «Составление договора купли-продажи». | 20 | ||
9
Раздел 4. Международное право и его особенности. | 12 | ||
Тема 4.1. Международное гуманитарное право. | Понятие международного гуманитарного права. Международные стандарты в области прав человека. | 8 | 2 |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 4 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по Праву
Технические средства обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Власов Ю.В. Нотариат в РФ Учеб.- метод. пособие. - М: ЮРАИТ-М, 2006. - 143 с.
- Кашанина Т.В., Сизикова Н.М. Основы права: Учебник. - М.: Юрайт, 2010. -413с. Серия: учебники для средних специальных учебных заведений.
- Маилян С.С., Эриашвили М.И., Петров Н.В., Косякова Н.И., Маркина Э.В., Эриашвили М.И., Петрик М.Ю., Кирсанов А.Л. Правоведение: Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008- 319 с. Серия: профессиональное образование.
- Мелихова Л.В. Основы права: учеб. пособие. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2008-416 с.
- Никитин А.Ф. Правоведение 10-11 кл.: Учебник. - М.: Просвещение, 2010. - 360 с. Серия: история.
- Шкатулла В.И. Основы правовых знаний: учеб. пособие.- М.: Изд-во Форум, 2008. - 320 с.
Дополнительные источники:
- Конституция Российской Федерации - М.: 1993.
- Степное Уложение Республики Калмыкия. - Элиста.:1994.
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001г. № 197-ФЗ.
- Гражданский кодекс РФ ч. 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ.
- Гражданский кодекс РФ ч. 2 от 26.01.1996г. № 14-ФЗ.
- Гражданский кодекс РФ ч. 3 от 26.11.2001г. № 146-ФЗ.
- Гражданский кодекс РФ ч. 4 от 18.12.2006г. № 230-ФЗ.
- Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ.
11
- Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30.12.2001г. №
195-ФЗ. - Уголовный кодекс от 13.06.1996г. № 63-ФЗ.
- Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001г. № 174-ФЗ
- Соловьев А.А.Правоведение: конспект для колледжей и ПТУ.
- Законодательство для бухгалтера: приложение к журналу
«Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Учрежден издательским
домом «Панорама». - Справочник кадровика: журнал руководителя кадровой службы.
Учрежден Издательским домом "Медиа Про". - Человек и Закон: правовой журнал. Учрежден Министерством
юстиции Российской Федерации и ООО «Журнал «Человек и Закон». - «Электронная библиотека. Право России»
- Справочная система «Консультант-плюс.»
- «Федеральные органы исполнительной власти» - сайт.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и
лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися
индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство) | тестирование |
характеризовать основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу | домашняя работа, индивидуальное проектное задание |
объяснять взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской | домашние задания |
12
службы | |
различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом | домашние работы, индивидуальное проектное задание |
приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности | тестирование |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью | Домашняя работа |
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации | Контрольная работа |
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав | индивидуальные задания, домашние работы |
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права | индивидуальные задания, контрольная работа |
решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций) | индивидуальное проектное задание, контрольная работа |
Знания: | |
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника налогоплательщика, потребителя, супруга, абитуриента); | контрольная работа, домашняя работа, индивидуальные задания |
механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России | Домашняя работа, индивидуальное проектное задание |
13
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...