Элективный курс по праву
элективный курс по праву (9 класс)
Элективный курс по праву для 9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.doc | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного «Твой выбор» для 9 класса
Программа элективного курса «Твой выбор» построен с таким расчётом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться правом и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни и которые не могут решить без элементарных правовых знаний. Материал курса обращен к подросткам, у которых нередки антиобщественные проявления. Поэтому большое внимание уделяется факторам риска подростковой жизни и способам их нейтрализации.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- воспитание ответственности за собственное благополучие; освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Назначение курса – помочь учащимся 9-х классов узнать свои права и научится ими пользоваться, защищать их в случае нарушения; увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека; научиться разрешать споры и конфликты правовыми способами; осознать необходимость личного выбора в различных жизненных ситуациях и свою личную ответственность за сделанный выбор.
Цели курса:
Изучение элективного курса «Твой выбор» учащимися 9-х классов направлено на достижение следующих целей:
- развитие правового образования, правового образа мышления; потребности в получении знаний по праву и интереса к изучению права; способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание ответственности за собственные решения; уважение к праву и законам;
- освоение системы знаний о праве для последующего изучения правовых дисциплин в профильных средних учебных заведениях гуманитарного и социально-экономического направления (право, экономика, политология) или для самообразования; о целях и задачах права и особенностях его применения в различных жизненных ситуациях; изучение основ юриспруденции, криминологии, ювенального права.
- овладение умениями получать и критически осмысливать правовую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; принимать решения и осознавать необходимость личного выбора; работать в коллективе; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для решения правовых проблем; работать с нормативными актами, квалифицировать деяние, анализировать казусы, вести дискуссию, прогнозирование практических криминогенных ситуаций.
- формирование опыта правового поведения; применения полученных знаний и умений в повседневной жизни; освоение знаний по праву для будущей современной самостоятельной жизни.
Различные виды индивидуальной, парной, групповой работы, проведение деловых, имитационных, сюжетных, ролевых и других игр по праву, работа с источниками и ресурсами сети Интернет, медиатекой, творческие проекты, “мозговые штурмы”, социальные акции, выпуск правовой газеты и прочее позволят обеспечить серьезную мотивацию на дальнейшее правовое обучение и сформировать, поддержать устойчивый интерес ребенка к праву.
Планируемые результаты обучения (модель выпускника)
Обучение учащихся 9-х классов по предлагаемому курсу правовой подготовки поможет учащимся:
- приобрести для себя опыт применения юридических знаний для дальнейшего профильного обучения;
- научит оценивать свои собственные действия с точки зрения их соответствия действующему законодательству;
- применять правовые нормы в реальных жизненных ситуациях;
- поможет в реальной самостоятельной жизни не растеряться в трудных жизненных ситуациях, умело использовать приобретенные знания для защиты своих прав и интересов;
- получат навыки обращения в непредвиденных жизненных ситуациях в различные юридические, социальные и другие правовые службы для решения самостоятельных проблем в будущем;
- получат навыки составления необходимых юридических документов;
- познакомятся с нормами трудового, административного, семейного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального права.
Чем взрослее ребенок, тем больше социальных связей возникает между ним и обществом, а это влечет к возникновению между ними целого комплекса прав и обязанностей.
Знание несовершеннолетними своих прав, уметь грамотно применять эти права в реальной самостоятельной жизни – позволит подросткам избежать многих проблем при вступлении в это общество в качестве его равноправного – гражданина России.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся:
Контроль за уровнем достижений учащихся предусматривает как репродуктивную проверку усвоения необходимого минимума полученных знаний в виде бесед или тестирования, так и в большей степени проверку освоения умений. Для этой цели в программу заложено использование таких форм контроля за уровнем достижений учащихся, как оценка работы в малых группах, участие в ролевых и деловых играх, тренингах, “мозговых штурмах”, контроль за выполнением проекта и его презентации, контроль анализа конкретных ситуаций, участие в социальных акциях. Предлагается накопительная рейтинговая система оценки с определённым набором заданий и форм деятельности, зачёт-незачёт, самооценка.
Организация учебного процесса
При изучении элективного курса «Твой выбор» возможно использование Учебно-методического комплекта “Основы правовых знаний”, в который входят:
- Учебник “Основы правовых знаний” для 8–9-х классов (Володина С.И., Полиевктова А.М., В.В.Спасская. Основы правовых знаний: В 2 кн. Учеб. Для 8–9-х кл. М.: РФПР. Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, -2002).
- Практикум по курсу “Основы правовых знаний”. 8–9-е классы.
- Методическое пособие для учителя по курсу “Основы правовых знаний”. 8–9-е классы.
- Хрестоматия.
- Толковый юридический словарь школьника. 7–11-х классы.
Главной причиной затруднения изучения права в школе является терминология, которая не позволяет подключать ученикам жизненный опыт к решению правовых задач, а главное, применять полученные знания в повседневной жизни.
Решению этой проблемы помогает использование при изучении курса электронные учебные пособия:
“Основы правовых знаний. 8–9-й класс”. Пособие соответствует содержанию учебника “Основы правовых знаний 8–9-х класс”. Кроме того, в данном пособии предложены ученикам видеофрагменты, схемы, анимации, задания для самоконтроля, необходимые для лучшего усвоения знаний. Пособие снабжено тестами, за выполнение которых ученики сразу получают оценки. Эти тесты позволяют увидеть учителю динамику усвоения знаний в курсе. Использование пособия в таком виде требует наличия в школе компьютерного класса.
“Обществознание”. Это пособие богато собранием информационно-справочным материалом (хрестоматия, адаптированная к школьному курсу база правовых документов “Гарант”, словарь, биографии и т.д.). Участие в интерактивном социологическом опросе. Статистические данные в виде схем, диаграмм, таблиц. Разнообразный изобразительный ряд, 20 озвученных видеороликов, ссылки на Интернет-ресурсы.
Для лучшего усвоения учебного материала рекомендуется использовать дополнительные материалы (ресурсы сети Интернета в области прав человека для обучения детей, учебные видеофильмы).
Использование специального оборудования (теле-, видео-, фототехника, компьютеры) может улучшить процесс обучения.
Тематическое планирование Учебный план элективного курса «Твой выбор» | ||||||
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Форма проведения | Образовательный продукт | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Раздел 1. | 5 | 2 | 3 | |||
1 | Права человека – это твои и мои права. | 1 | Экспресс-викторина | Составление проспекта «Право знать больше!» | ||
2 | История права. | 1 | Лекция, блиц - опрос | Мини-исследования по отдельным темам «Обычаи», «Мифы», «Ритуалы», «Право в древности», «Средневековое право», «Эволюция права в России» | ||
3 | Что такое права человека? | 1 | Игра «Воображаемая страна» | Составление «Лестницы ценностей и прав человека» | ||
4 | Моя страна и права человека. | 1 | Лабораторная работа с интернет-сайтами | Творческие работы учащихся. Выставка «Права человека в России» | ||
5 | Защита прав человека | 1 | Лекция | Сбор материалов из газет, журналов, Интернет о правозащитных организациях | ||
Раздел 2. | 24 | 24 | ||||
6 | Это – я! | 1 | Творческая мастерская | Оформление семейного проекта и стенда «Это – мы!». | ||
7 | «Детская Конституция». | 1 | Практикум с использованием электронного учебного пособия | Написание стихотворения; Конкурс плакатов или картин, с объяснением «своего» права | ||
8 | Права и обязанности. | 1 | Групповой практикум с использованием электронного учебного пособия | Составление списка прав и обязанностей учащихся в классе. | ||
9 | Ценность жизни. | 1 | Ролевая игра | Группое экспертное заключение на тему "Ценят ли современные люди человеческую жизнь?" | ||
10 | Личная (нравственная) безопасность человека. | 1 | Лабораторная работа с интернет-сайтами | Составление памятки-рекомендации «Нравственная безопасность человека» | ||
11 | Право ребёнка на частную жизнь. | 1 | Практическая работа с использованием электронного учебного пособия | Исследование на тему «Интернет – польза или вред?» | ||
12 | Школа и права человека | 1 | Дискуссия | Подготовка проекта школьной хартии прав и обязанностей учащихся | ||
13 | Безнаказанность. | 1 | Игра «Трудный выбор» | Мини-рассуждение на тему «С «малолетних» спрос мал» | ||
14 | Жесток ли мир? | 1 | Дискуссия | Анкетирование на тему «Как решить проблему без жестокости». | ||
15 | Правонарушение и преступление. | 1 | Практическая работа с использованием электронного учебного пособия | Радиовикторина «От проступка до преступления» | ||
16 | Как попадают в преступную группу? | 1 | Игра «Замкнутый круг» | Сбор материала из газет, журналов, Интернет о заключенных несовершеннолетних | ||
17 | Кража или..? | 1 | Ролевая игра «Судебное разбирательство» | Эссе | ||
18 | Телефонный террорист. | 1 | Тренинг «Задержание» | Выработка правил поведения в ситуациях, связанных с терроризмом. Опыт профессионального общения. | ||
19 | Как не стать жертвой преступления? | 1 | Практикум с использованием электронного учебного пособия | Социальный проект «Программа семейной безопасности»; Памятка подростку «Как не стать жертвой преступления?» | ||
20 | Административное право. | 1 | Ролевая игра « Юридическая консультация» | Выставка фотографий и рисунков «Сохрани свой город» | ||
21 | Гражданское право. | 1 | Практикум с использованием электронного учебного пособия | Викторина «Гражданские права несовершеннолетних» | ||
22 | Семья и ребёнок. | 1 | Моделирование ситуаций; работа с электронным учебным пособием | Сочинение: “Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс?” | ||
23 | Подросток и труд. | 1 | Ролевая игра «Биржа труда» | Радиопрограмма «Молодёжное трудоустройство» | ||
24 | Ювенальное право и восстановительное правосудие. | 1 | Лабораторная работа с интернет-сайтами; Тренинг «Примирение» | Проект «примирение жертвы и правонарушителя в школе»; Опыт профессионального общения. | ||
25 | Специальные права ребёнка. | 1 | Игра «Цветик-семицветик» | Социальная акция «Помоги детям». Опыт профессионального и социального общения. | ||
26 | Как и куда обратится за помощью? | 1 | Лабораторная работа | Правовой буклет «Тебе нужна помощь?»; Социальный и правовой опыт защиты своих прав. | ||
27-28 | Мир юридических профессий. | 2 | «Круглый стол» или экскурсия | Опыт профессионального общения | ||
Раздел 3. | 4 | 4 | ||||
29 - 30 | Деловая игра «Мои права – твои права». | 2 | Деловая игра | Статья | ||
31-32 | Деловая правовая игра «Твой выбор: право или бесправие». | 2 | Общешкольная деловая игра | Социальная практика | ||
Раздел 4. | 2 | 2 | ||||
33 | Контрольное тестирование знаний, умений, навыков обучения. | 1 | Компьютерное тестирование | Проверка уровня знаний учащихся по данному курсу | ||
34 | «Я и мои права» (итоговый отчёт учащихся). | 1 | Презентация творческих работ учащихся (Web – страницы, Power Point) | Иллюстрированная брошюра лучших работ учащихся. | ||
Итого: | 34 | 2 | 32 |
Условия реализации программы
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы:
- Программа предпрофильного интерактивного элективного курса “Твой выбор: право или бесправие”.
- Краткие методические рекомендации.
- Контрольно-измерительные материалы (тестовые задания).
- Методические разработки по курсу “Твой выбор: право или бесправие”.
- Правовые документы (Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Закон Российской Федерации “Об образовании”, Уголовный Кодекс РФ, Семейный Кодекс РФ, КЗоТ РФ и т.д.).
- Дидактические раздаточные материалы.
- Учебные видеофильмы.
- Презентация занятий в программе Power Point.
- Электронные учебные пособия (“Основы правовых знаний 8-9 класс”, “Обществознание”).
- Фототехника.
- Компьютеры, принтер, выход в Интернет.
Международные документы
- Всеобщая Декларация прав человека.
- Европейская конвенция по правам человека.
- Конвенция о правах ребёнка.
Периодические издания
- Граждановедение (приложение к “Учительской газете”).
- Защити меня!
- Право в школе.
Рекомендуемые ресурсы сети Интернет
www.asi.org.ru - агентство социальной информации.
www.detirossii.ru - Союз “Гражданское общество - детям России”.
www.hro.org/index.htm - Права человека в России.
www.eduinfo.ru/dia - Детское информационное агентство.
www.school-sector.relarn.ru - Права и дети в Интернете.
www.kpd.nvrsk.ru/university/main.htm - Детский Правозащитный Университет.
www.hrea.org/pubs/Primer/ru/index.html - Аннотированный Учебник для начинающих по отбору учебных материалов для образования в области демократии и прав человека.
www.oz.us.edu/thro/index.html – Образование по тематике прав человека в режиме он-лайн.
www.hrusa.orq/default.htm - Центр по ресурсам в области прав человека.
www.pravo.Inet.ru – Право Интернет в России.
www.bpi.ru – Бюро правовой информации.
www.pi.aqava.ru – Правозащитный сайт “Имею Право”.
www.scool-sector.relarm.ru/prava - Права и дети в Интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Избирательное право"
Элективный курс "Избирательное право" для обучающихся 9 класс, который может быть использовани и в 10-11 классах...
Программа по элективному курсу "Конституционное право" 10 класс
Элективный курс является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу « Обществознание» 10 класса, дополняет и расширяет знания учащихся, носит практико-ориентировочный характер и спосо...
Программа элективного курса "Имею право избирать и быть избранным"
Программа элективного курса знакомит обучающихся 5-7 классов с основами избирательного права. К программе прилагаются разработки занятий, содержащих теоретический материал и практические задания. В хо...
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"
Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...
Элективный курс "Основы права"
Элективный курс по основам российского права и законодательства...
Элективный курс "Мир права"
Рыбочая программа, расчитанная на трех годичные изучения в 7-9 классах....
Программа элективного курса "Имею право"
Программа элективного курса по обществознанию и праву "Имею право" для учащихся 9 классов....