Элективный курс "Основы права"
элективный курс по обществознанию (8 класс) на тему

Андреева Татьяна Александровна

Элективный курс по основам российского права и законодательства

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

            Элективный курс для 8 класса

«Основы права»

Разработала:

Андреева Татьяна Александровна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Учхозская средняя

общеобразовательная школа»

п.Преображенский

Краснослободский район

Республика Мордовия

В условиях демократизации общества нужно воспитывать юридически грамотную личность. Добиться этого можно путем изучения основ правового государства, основных законов страны.

Программа элективного курса адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки
личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.

Цель курса:

  1. максимально способствовать развитию правовой культуры школьников — граждан Российской Федерации  на основе освоения ими основных правовых норм
  2. заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. Речь идёт о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

К задачам данного курса относятся:

  1. знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
  1. развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
  1. воспитание ответственности за собственное благополучие.


№ урока


Тема


Количество часов


1


Понятие и признаки государства. Определение государства.


1


2


Политический режим


1


3


Формы государственного устройства


1


4


Правовое государство


1


5


Конституция Российской Федерации: понятие, сущность.


1


6


Избирательная система


1


7


Президент Российской Федерации


1


8


Органы законодательной власти Российской Федерации


1


9


Органы исполнительной власти Российской Федерации


1


10


Судебная власть Российской Федерации


1


11


Конституция Республики Мордовия


2

Содержание курса

Тема

Цели, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Понятие и признаки государства. Определение государства

Сформировать понятие «государство», уметь выделять основные признаки государства.

Рассмотреть определение «государство».

Выделить основные и дополнительные признаки государства.

Социальное назначение государства.

Работа с понятиями:

-государство,

-территория,

-население,

-публичная власть,

-право,

-правоохрани-

тельные органы,

-армия,

-налоги,

-суверенитет.

Ответы на вопросы.

Подготовка сообщения.

2

Политический режим.

Определить понятие «политический режим». Рассмотреть виды политического режима.

Показать в какой мере население допускается к управлению делами общества при семи видах политического режима.

Определить роль личности в государстве с различным видом политического режима.

Работа в группах:

1 группа – деспотический и тиранический режим;

2 группа – тоталитарный и авторитарный режим;

3 группа – фашистский режим;

4 группа – либеральный и демократический режим.

3

Формы государствен-

ного устройства

Сформировать понятие «унитарное» и «федеративное» государство. Систематизировать знания учащихся.

Рассказ учителя о форме внутригосударст-

венного устройства.

Ответить на вопросы:

-Что такое федерация?

-Когда Россия начала создавать федеративное государство?

Составление таблицы «Формы государственного устройства».

Работа с понятиями:

-конфедерация;

-содружество;

-сообщество;

-ассоциация.

Ответы учащихся на вопросы.

4

Правовое государство

Понятие и признаки правового государства.

Лекция, освещающая вопросы:

Что такое правовое государство?

Признаки правового государства (верховенство права, разделение властей, права и свободы личности)

Знакомство с теорией правового государства Монтескье, Канта.

5

Конституция Российской Федерации: понятие, сущность.

Сформировать представление о понятии «Конституция».

Познакомить учащихся с  основами конституционного строя Российской Федерации.

Составить сиквейн к слову «конституция».

Сообщение о истории конституционного строя Российской Федерации.

Рассмотреть основные положения Конституции 1993 года.

Работа с текстом Конституции.

6

Избирательная система.

Сформировать представление учащихся о демократических выборах.

Рассмотреть виды избирательных систем, применяемых в Российской Федерации.

Рассказ учителя о принципах избирательного права: всеобщее, равное, прямое, тайное, добровольное.

На конкретных примерах рассказать о нарушении избирательного права.

Организовать обсуждение высказывания: «Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды оказаться на баррикадах».

Работа по группам:

1 группа – мажоритарная избирательная система;

2 группа – пропорциональная избирательная система.

Рассмотреть достоинства и недостатки данных систем.

7

Президент Российской Федерации

Определить роль Президента в государстве.

Рассмотреть порядок выборов и вступление в должность. Сформировать представление у учащихся о полномочиях Президента.

Беседа с учащимися по вопросам: Когда у нас в стране была введена должность Президента? Кто был первым Президентом?

Работа по ст.92 Конституции (Прекращение полномочий Президента России)

Работа с текстом Конституции (глава 4), ст.92, 93.

Составить таблицу: Полномочия Президента.

8

Органы законодатель-

ной власти Российской Федерации

Дать представление о составе, порядке формирования и функциях парламента (Федерального Собрания Российской Федерации). Продолжить формировать умения работать с правовыми источниками.

Рассказ учителя о российском парламенте. Общая характеристика Федерального Собрания.  Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы.

Работа с текстом Конституции. (ст.95 – 109).


Решение задач с применением квоты Хэра.

9

Органы исполнительной власти Российской Федерации.

Изучить состав, полномочия и порядок формирования Правительства. Дать представление о функциях Правительства РФ.

Беседа по теме: «Какова роль Правительства при разных формах правления».

Работа с терминами.

Рассмотреть полномочия Правительства в социальной сфере. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

10

Судебная власть РФ.

Сформировать у учащихся представление о особенностях судебной власти. Познакомить учащихся с компетенцией судов, органов прокуратуры.

Составить таблицу: «Правоохранительные органы Российской Федерации». Краткая характеристика судебных органов власти.

На основании Конституции выписать положения, касающиеся правового статуса судей.

11

Конституция Республики Мордовия.

Дать представление о Конституции Республики Мордовия. Рассмотреть основные положения и статьи Конституции.

Рассказ учителя о государственном статусе и административно – территориальном устройстве Республики Мордовия.

Полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия.

Работа с текстом Конституции Республики Мордовия.

Список литературы:

 Конституция России 1993, Конституция Республики Мордовия 1995, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс.

Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000

Никитин А. Ф. Право и политика. — М.: Просвещение, 1997.

Шилобод М.И. и др. Политика и право. — М.:Дрофа, 1995

Кашанина Т.В. Основы государства и права. -  М.: ИНФРА, 1997

Козлова Е.И. Конституционное право России. -  М.: Юрист, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Права и оязанности детей в англо - язычных странах"

Данный курс не ограничивается только тем, чтобы обучающиеся выучили свои права, главное – он предлагает организовать общение обучающихся так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенс...

Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов

Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...

Элективный курс Право 11 класс

Углубленное изучение курса по праву, хорошее подспорье при подготовке к ЕГЭ...

Элективный курс "Права человека и их защита"

Элективный курс "Права человека и их защита" для 10-11 классов...

Представление программы элективного курса "Право"

презентация к предпрофильному курсу...

Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».

Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...

Рабочая программа элективного курса "Право и правовая культура"

Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов....