Элективный курс "Основы права"
элективный курс по обществознанию (8 класс) на тему
Элективный курс по основам российского права и законодательства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс для 8 класса
«Основы права»
Разработала:
Андреева Татьяна Александровна
учитель истории и обществознания
МБОУ «Учхозская средняя
общеобразовательная школа»
п.Преображенский
Краснослободский район
Республика Мордовия
В условиях демократизации общества нужно воспитывать юридически грамотную личность. Добиться этого можно путем изучения основ правового государства, основных законов страны.
Программа элективного курса адресована педагогам и учащимся школ, которые в перспективе получают возможность выхода на один из гуманитарных профилей. Она служит дополнением к правовому блоку образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в основной школе и углубляет очень важный аспект правовой подготовки
личности, связанный с механизмами защиты гражданином своих прав.
Цель курса:
- максимально способствовать развитию правовой культуры школьников — граждан Российской Федерации на основе освоения ими основных правовых норм
- заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону. Речь идёт о воспитании ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
К задачам данного курса относятся:
- знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- воспитание ответственности за собственное благополучие.
№ урока | Тема | Количество часов |
1 | Понятие и признаки государства. Определение государства. | 1 |
2 | Политический режим | 1 |
3 | Формы государственного устройства | 1 |
4 | Правовое государство | 1 |
5 | Конституция Российской Федерации: понятие, сущность. | 1 |
6 | Избирательная система | 1 |
7 | Президент Российской Федерации | 1 |
8 | Органы законодательной власти Российской Федерации | 1 |
9 | Органы исполнительной власти Российской Федерации | 1 |
10 | Судебная власть Российской Федерации | 1 |
11 | Конституция Республики Мордовия | 2 |
Содержание курса
№ | Тема | Цели, задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Понятие и признаки государства. Определение государства | Сформировать понятие «государство», уметь выделять основные признаки государства. | Рассмотреть определение «государство». Выделить основные и дополнительные признаки государства. Социальное назначение государства. | Работа с понятиями: -государство, -территория, -население, -публичная власть, -право, -правоохрани- тельные органы, -армия, -налоги, -суверенитет. Ответы на вопросы. Подготовка сообщения. |
2 | Политический режим. | Определить понятие «политический режим». Рассмотреть виды политического режима. | Показать в какой мере население допускается к управлению делами общества при семи видах политического режима. Определить роль личности в государстве с различным видом политического режима. | Работа в группах: 1 группа – деспотический и тиранический режим; 2 группа – тоталитарный и авторитарный режим; 3 группа – фашистский режим; 4 группа – либеральный и демократический режим. |
3 | Формы государствен- ного устройства | Сформировать понятие «унитарное» и «федеративное» государство. Систематизировать знания учащихся. | Рассказ учителя о форме внутригосударст- венного устройства. Ответить на вопросы: -Что такое федерация? -Когда Россия начала создавать федеративное государство? | Составление таблицы «Формы государственного устройства». Работа с понятиями: -конфедерация; -содружество; -сообщество; -ассоциация. Ответы учащихся на вопросы. |
4 | Правовое государство | Понятие и признаки правового государства. | Лекция, освещающая вопросы: Что такое правовое государство? Признаки правового государства (верховенство права, разделение властей, права и свободы личности) | Знакомство с теорией правового государства Монтескье, Канта. |
5 | Конституция Российской Федерации: понятие, сущность. | Сформировать представление о понятии «Конституция». Познакомить учащихся с основами конституционного строя Российской Федерации. | Составить сиквейн к слову «конституция». Сообщение о истории конституционного строя Российской Федерации. Рассмотреть основные положения Конституции 1993 года. | Работа с текстом Конституции. |
6 | Избирательная система. | Сформировать представление учащихся о демократических выборах. Рассмотреть виды избирательных систем, применяемых в Российской Федерации. | Рассказ учителя о принципах избирательного права: всеобщее, равное, прямое, тайное, добровольное. На конкретных примерах рассказать о нарушении избирательного права. Организовать обсуждение высказывания: «Лучше регулярно ходить на выборы, чем однажды оказаться на баррикадах». | Работа по группам: 1 группа – мажоритарная избирательная система; 2 группа – пропорциональная избирательная система. Рассмотреть достоинства и недостатки данных систем. |
7 | Президент Российской Федерации | Определить роль Президента в государстве. Рассмотреть порядок выборов и вступление в должность. Сформировать представление у учащихся о полномочиях Президента. | Беседа с учащимися по вопросам: Когда у нас в стране была введена должность Президента? Кто был первым Президентом? Работа по ст.92 Конституции (Прекращение полномочий Президента России) | Работа с текстом Конституции (глава 4), ст.92, 93. Составить таблицу: Полномочия Президента. |
8 | Органы законодатель- ной власти Российской Федерации | Дать представление о составе, порядке формирования и функциях парламента (Федерального Собрания Российской Федерации). Продолжить формировать умения работать с правовыми источниками. | Рассказ учителя о российском парламенте. Общая характеристика Федерального Собрания. Порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы. | Работа с текстом Конституции. (ст.95 – 109). Решение задач с применением квоты Хэра. |
9 | Органы исполнительной власти Российской Федерации. | Изучить состав, полномочия и порядок формирования Правительства. Дать представление о функциях Правительства РФ. | Беседа по теме: «Какова роль Правительства при разных формах правления». Работа с терминами. | Рассмотреть полномочия Правительства в социальной сфере. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. |
10 | Судебная власть РФ. | Сформировать у учащихся представление о особенностях судебной власти. Познакомить учащихся с компетенцией судов, органов прокуратуры. | Составить таблицу: «Правоохранительные органы Российской Федерации». Краткая характеристика судебных органов власти. | На основании Конституции выписать положения, касающиеся правового статуса судей. |
11 | Конституция Республики Мордовия. | Дать представление о Конституции Республики Мордовия. Рассмотреть основные положения и статьи Конституции. | Рассказ учителя о государственном статусе и административно – территориальном устройстве Республики Мордовия. Полномочия Государственного Собрания Республики Мордовия. | Работа с текстом Конституции Республики Мордовия. |
Список литературы:
Конституция России 1993, Конституция Республики Мордовия 1995, Уголовно-процессуальный кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Гражданский кодекс.
Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
Никитин А. Ф. Право и политика. — М.: Просвещение, 1997.
Шилобод М.И. и др. Политика и право. — М.:Дрофа, 1995
Кашанина Т.В. Основы государства и права. - М.: ИНФРА, 1997
Козлова Е.И. Конституционное право России. - М.: Юрист, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Права и оязанности детей в англо - язычных странах"
Данный курс не ограничивается только тем, чтобы обучающиеся выучили свои права, главное – он предлагает организовать общение обучающихся так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенс...
Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...
Элективный курс Право 11 класс
Углубленное изучение курса по праву, хорошее подспорье при подготовке к ЕГЭ...
Элективный курс "Права человека и их защита"
Элективный курс "Права человека и их защита" для 10-11 классов...
Представление программы элективного курса "Право"
презентация к предпрофильному курсу...
Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...
Рабочая программа элективного курса "Право и правовая культура"
Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов....