Элективный курс "Мир права"
элективный курс по истории (7 класс) по теме
Рыбочая программа, расчитанная на трех годичные изучения в 7-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elketiv_mir_prava.doc | 247 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа Староюрьевского района Тамбовской области.
Рекомендовано Утверждено
Методическим советом школы Приказ № _______
Протокол № ____ от ________ от _____________
Рабочая программа
Элективного курса
«МИР ПРАВА»
на 2011 – 2012 учебный год.
Пояснительная запискаСтатус документа
Рабочая программа элективного курса «Мир права» конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии правового обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного курса.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения праву, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов. Рабочая программа является основой при составлении учителем тематического планирования по курсу.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.
Нормативно-правовые документы.
- Примерная программа основного общего образования по праву 2006г.
- Государственный стандарт основного общего образования по праву.
- Закон РФ «Об образовании»
- Закон Тамбовской области «Об образовании».
Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
- Приказ МО РФ от 05.03.2004 « 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования».
Общая характеристика учебного предмета
В основной школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). Данный курс должен стать основой для становления социально-правовой компетентности обучающихся. В нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях. Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. Проблемы, которые включены в данный элективный курс, касаются широких слоев населения России и, в частности, самих учащихся. Их рассмотрение позволяет школьникам понять правовые отношения, не как нечто статичное, а как постоянно изменяющиеся, увидеть личностную значимость правовых знаний. И, соответственно, помогает им лучше ориентироваться в современном законодательстве. Проблемный подход дает возможность отчетливо увидеть, как право регулирует общественную жизнь, как важно каждому человеку знать, где можно найти необходимую правовую информацию. В конечном счете, знакомство с проблематикой данного элективного курса поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям рабочей программы курса в общеобразовательной школе относятся следующие:
- Роль права в жизни общества
- законотворческий процесс в РФ;
- гражданство, основные права и обязанности граждан;
- участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты;
- правовые основы предпринимательской деятельности;
- основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства;
- международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Цели
Изучение права в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
- заинтересовать учащихся во внимательном поиске необходимой правовой информации для решения конкретных жизненных ситуаций и проблем, воспитание уважения к праву и закону;
- воспитание ключевой компетенции личности в сфере интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой деятельности как совокупности способностей и готовности активно, ответственно и эффективно реализовыватъ весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.
Данные цели курса реализуется посредством решения ряда задач.
- Расширение образовательного поля обучаемых по курсу право, дополняя его практическими сведениями.
- Развитие умения практических действий в решении конкретных жизненных проблем на основе неразрывного единстве новых знаний и социального опыта учащихся, включаться в активную социальную жизнь,
- Воспитание в духе демократических ценностей, определяющих гражданское самосознание и правовое поведение личности.
Задачи курса, связанным с предпрофильным обучением.
- Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми чаще всего человеку приходится сталкиваться в жизни;
- развитие критического мышления применительно к реалиям нашей правовой жизни;
- воспитание ответственности за собственное благополучие;
- освоение молодыми людьми социальных навыков и практических умений в области защиты своих прав.
Место элективного курса учебном плане школы.
Для реализации курса «Мир права» в учебном плане отводится по 34 часа в VII, VIII, IX классах на этапе основного общего образования из расчета 1 час в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению обучаемыми и выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Мир права» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников». Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие результаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке.
Формы работы:
Традиционные уроки, лекции, практические занятия, лабораторные работы, уроки «кейс-обучение», проектная деятельность, игры, тестирование.
Виды деятельности:
- работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
- решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Основное содержание (102 часа)
7 класс (34 часа).
Раздел1. обычай. мораль. право.(6 часов). Обычай – правила поведения людей, принадлежащих к определенной группе. Как возникли обычаи. Как исполнялись обычаи. Законы – единые правила поведения. Почему стали необходимы законы. Первые древние государства. Закон – средство регулирования отношений в обществе. Древние законы. Право – естественное право человека. Принципы верховенства права над государством. Право – правила, регулирующие отношения между людьми, между людьми и государством. Мораль – неписанные правила поведения, сформулированные в абстрактной форме. Соотношение права и морали.
Раздел2. Право и справедливрсть. .(6 часов). Справедливость. Понятие прав человека. Правовое положение человека в древнем государстве. История борьбы за признание прав человека. Документы о правах человека. Всеобщая декларация о правах человека. Право на жизнь – основное право человека. естественность и неотъемлемость права на жизнь. Смертная казнь и право на жизнь отмена смертной казни в цивилизованных государствах. Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в условиях войны и военных конфликтов. Закон определяет границы свободы. Юридическое равенство и фактическое неравенство. Равенство прав независимо от расы, национальности, пола, религиозных и политических взглядов.
Раздел3. основной закон государства (4 часа). Конституция – основной закон государства. Основные положения, закрепленные в Конституции. Основные права и свободы человека. Защита прав и свобод. Понятия «социальное государство» и «светское государство». Конституция - документ прямого действия. Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Органы государственной власти. Гражданство. Права и обязанности гражданина. Принцип «крови», принцип «почвы». Выход из гражданства. Правовая культура – часть общей культуры человека. Исполнение и соблюдение законов – обязанности граждан и государства.
Раздел 4. права детей (4 часа).. Права детей, закрепленные в международных документах. Общепризнанные права человека. Права детей. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей. Права детей по Гражданскому кодексу. Права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Лица, совершающие действия в интересах малолетнего ребенка. Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет. Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей. Государственная защита. Опека и попечительство. Права и обязанности работающего подростка. Порядок и условия приема 14-летних на работу. Запрет на использования труда подростка. Льготы работающим подросткам.
Раздел 5. «Ловушки для подростка» (5 часов). Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это преступление. Наркотики и наркомания. Социальная, психологическая, физиологическая опасность употребления наркотиков. Условия, способствующие приобщению взрослых и несовершеннолетних к употреблению наркотиков. Опасность случайных знакомств несовершеннолетних со взрослыми. Вовлечение детей в занятия попрошайничеством, бродяжничеством. Профилактика этих правонарушений. Преступления несовершеннолетних. административная ответственность. Случаи законного задержания человека полицией. Права задержанного несовершеннолетнего. Порядок допроса несовершеннолетнего задержанного. Личный досмотр. Протокол задержания.
Раздел 6. кто охраняет закон (5 часов). Суд – орган, осуществляющий правосудие. Статус судей. Принципы правосудия; равенство перед законом, гласность, участие общественности. Адвокат – юрист, оказывающий квалифицированную юридическую помощь. Обязанности адвоката. Случаи, когда юридическая помощь оказывается бесплатно. Прокуратура – организация осуществляющая надзор за соблюдением законов. Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел. Участие прокурора в суде. Полиция – подразделение органов внутренних дел. Права и обязанности работников полиции. Криминальная полиция. Полиция общественного порядка. необходимость сотрудничества с полицией. Обязанности нотариуса. Нотариальные действия. Случаи, когда необходимо обратиться к нотариусу. Лица, совершающие нотариальные действия там, где нет нотариуса.
Раздел 7. права детей (2 часа).. Зависимость устойчивого порядка в стране от активной позиции граждан. Формы проявления такой активности. Выбор каждого – гарантированные права или бесправие. Конституционное право участия в управлении делами государства. Политическая и правовая культура избирателя. Социальная ответственность., профессионализм и нравственная безупречность кандидатов на выборные должности.
8 класс (34 часа).
Раздел 1. право (12 часов). Понятие и признаки права. Социальная норма – правило поведения. Виды социальных норм. Отличие правовых норм от иных социальных норм.
Формы (источники права). Источник права – официальный документ, принятый государством. Система законодательства. Конституция – основной закон государства. Кодексы. Законы. Подзаконные акты. Договоры.
Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы – гипотеза, диспозиция, санкция. Элементы правовой нормы в различных нормативно-правовых актах.
Юридические факты. Понятие правоотношения. События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический состав.
Понятие субъектов права. Понятие правоспособности и дееспособности. Виды субъектов права. Индивидуальные субъекты (физические лица). Коллективные субъекты: государство, муниципальные образования, юридические лица. Правоспособность и дееспособность физических лиц. Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Правоспособность и дееспособность государственных органов и должностных лиц.
Виды правоотношений. Гражданские правоотношения. Административные правоотношения. Уголовные правоотношения. Трудовые правоотношения. Уголовно-процессуальные правоотношения. Гражданско-процессуальные правоотношения. правонарушения.
Признаки правонарушений. Преступление. Форма вины. Втиды преступлений. Проступок. Виды проступков.
Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обратная сила закона. Виды юридической ответственности.
Раздел 2. право, человек. государство. (22 часа). Основы правового статуса человека и гражданина. Гражданство. Права, принадлежащие только гражданину (в соответствии с Конституцией РФ).Обязанности, принадлежащие только гражданину (в соответствии с Конституцией РФ).
Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве.
Основы конституционного строя. Место Конституции в правовой системе страны. Формы правления. Формы государственного устройства. Виды политического режима. Принципы правового государства. Права и свободы человека как высшая ценность.
Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. Президент РФ – глава государства. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений.
Понятие правоохранительных органов. Судебные органы. Суд присяжных в составе областного и краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел. Нотариат. Адвокатура.
Правовые основы взаимоотношения граждан и органов государственного управления. гражданин как субъект административных правоотношений. Основные права и свободы граждан. Административно-правовые средства охраны личности, защиты прав гражданина. Обязанности граждан. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Обжалование акта или действия любого органа или должностного лица. Альтернативный порядок обжалования.
Понятие административной ответственности. Административное правонарушение. Административное взыскание. Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность.
Понятие уголовной ответственности. Совершение преступления – единственное основание уголовной ответственности. Обстоятельства, при наличии которых действия, внешне похожие на преступления, не влекут уголовной ответственности. Возраст уголовной ответственности. Вина. формы вины. Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной ответственности. особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение несовершеннолетних в специальное воспитательное, лечебно-воспитательное учреждение.
Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака. Личные и имущественные права супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие брак.
Права и обязанности родителей. Имущественные права и обязанности родителей.. лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имущественные права ребенка. Органы опеки и попечительства. Усыновление, опека, приемная семья.
9 класс (34 часа).
Раздел 1. Общая характеристика гражданских правоотношений. (6 часов). Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданского правоотношения. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений.
Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц.
Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы защиты гражданских прав.
Раздел 2. право собственности. (4 часа). Понятие собственности. Право собственника. Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. Общая собственность. Виды общей собственности. Прекращение права собственности.
Субъекты права собственности. Виды собственности. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления . ограничения права собственности. Специальный правовой режим.
Защита прав собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности в отсутствии договорных отношений. Истребование вещи от добросовестного потребителя. Истребование вещи от недобросовестного потребителя.
Раздел 3. сделки. договоры. (6 часов). Понятие сделки. Формы сделок. Виды сделок. договор. Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки.
Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные сторонами. Особые виды договоров.
Изменение и расторжение договора. Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств..
Раздел 4. отдельные виды гражданских правоотношений. (8 часов). Понятие наследования. наследодатель. Наследник. Время и место открытия наследства. Наследники 1-ой и 2-ой очереди. наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства.
Жилищные правоотношения. Основание на приобретение прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительном и жилищно-кооперативном товариществах. Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Приватизация жилья.
Понятие страхования. Страховой риск. Страховщик, страхователь. Страховое событие. Правила страхования. Виды и формы страхования.
Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки. Банковские операции. Дорожные чеки. Пластиковые карточки.
Понятие акционерного общества. Акция. Акционер. Обыкновенные и привилегированные акции.
Понятие потребителя. Права потребителя на возмещение причиненного ущерба.
Раздел 5. налоговые правоотношения. (4 часа).
Понятие бюджета. Понятие налога. Налоговая система. Налоги прямые и косвенные. Налоговые органы. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения.
Раздел 6. правовое регулирование трудовых отношений. (6 часов).
Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. Права и обязанности работника. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка – основной документ о трудовой деятельности человека. Основания прекращения трудового договора. Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. ограничения на применение труда несовершеннолетних. Льготы, предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости.
Учебно-тематический план. 7 класс. 34 часа.
№ раздела | Содержание | Кол-во часов. |
1. | Обычай. Мораль. Право. | 6 |
2. | Право и справедливость. | 6 |
3. | Основной закон государства. | 6 |
4. | Права детей. | 4 |
5. | «Ловушки» для подростка.. | 5 |
6. | Кто охраняет закон. | 5 |
7. | Готовы ли вы защищать свои права | 2 |
Учебно-тематический план. 8 класс. 34 часа.
№ раздела | Содержание | Кол-во часов. |
1. | Право. | 12 |
2. | Право. Человек. Государство. | 22 |
Учебно-тематический план. 9 класс. 34 часа.
№ раздела | Содержание | Кол-во часов. |
1. | Общая характеристика гражданских правоотношений | 6 |
2. | Право собственности. | 4 |
3. | Сделки, договоры. | 6 |
4. | Отдельные виды гражданских правоотношений | 8 |
5. | Налоговые правоотношения. | 4 |
6. | Правовое регулирование трудовых отношений. | 6 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения элективного курса «Мир права» обучаемый должен
знать/понимать
- права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
- правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
- характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
- объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
- различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Литература и средства обучения.
1. Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 – 9 классы. Москва. ЗАО «Издательство «Вече», 2006
2. Хрестоматия по курсу Основы правовых знаний. 7 – 9 классы. Составители Володина С.И., Полиевктова А.М. М.: ООО издательство «Вита – Пресс», 2006
3. Володина С.И. Практикум по курсу Основы правовых знаний. 7 – 9 классы. М.: ООО издательство «Вита – Пресс», 2006
4. Малышева А.Ж. конституция России. Москва «ЛексЭст» 2004. (Учебник с успехом может быть использован как учителем, так и учащимися при изучении государственного устройства России, о правах и свободах человека и гражданина, о способах защиты своих прав. Допущено МО РФ).
5. Никитин Ф.А. Правоведение. Москва, «Просвещение», 2006. (Данный учебник адресован учащимся общеобразовательных школ . Изучение его будет способствовать развитию правовой культуры, воспитанию цивилизованного правосознания и уважения к закону).
Календарно-тематическое планирование.
7 класс.
Цифрами в таблице обозначены:
1. Номер урока; 2. Тема урока; 3. Количество часов;
4. Дата прохождения темы (порядковый номер недели);
5. Виды и формы деятельности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение в курс | 1 | 1 | Составление схемы. Организация проектной деятельности |
2 | Обычай – правила поведения людей, принадлежащих к определенной группе. Как возникли обычаи. Как исполнялись обычаи. | 1 | 2 | Составление словаря темы |
3 | Законы – единые правила поведения. Почему стали необходимы законы. Первые древние государства. | 1 | 3 | Работа с документами. |
4 | Закон – средство регулирования отношений в обществе. Древние законы. Право – естественное право человека. Принципы верховенства права над государством. | 1 | 4 | Сообщения учащихся |
5 | Право – правила, регулирующие отношения между людьми, между людьми и государством | 1 | 5 | Работа со словарем |
6 | Мораль – неписанные правила поведения, сформулированные в абстрактной форме. Соотношение права и морали. | 1 | 6 | Составление таблицы |
7 | Справедливость. Понятие прав человека. Правовое положение человека в древнем государстве. История борьбы за признание прав человека. | 1 | 7 | Дискуссия о понимании справедливости в разные исторические эпохи. |
8 | Документы о правах человека. Всеобщая декларация о правах человека. | 1 | 8 | Работа с документами. |
9 | Право на жизнь – основное право человека. естественность и неотъемлемость права на жизнь. Смертная казнь и право на жизнь отмена смертной казни в цивилизованных государствах. | 1 | 9 | Дискуссия о справедливости такой меры наказания , как смертная казнь. |
10 | Международное гуманитарное право. Защита человеческой жизни в условиях войны и военных конфликтов. | 1 | 10 | Работа с документами. |
11 | Закон определяет границы свободы. Юридическое равенство и фактическое неравенство. | 1 | 11 | Мини-сочинение «Можно назвать справедливым общество, в котором мы живем?» |
12 | Равенство прав независимо от расы, национальности, пола, религиозных и политических взглядов. | 1 | 12 | Работа со словарем |
13 | Конституция – основной закон государства. Основные положения, закрепленные в Конституции. Основные права и свободы человека. Защита прав и свобод. | 1 | 13 | Работа с Конституцией РФ. |
14 | Понятия «социальное государство» и «светское государство». Конституция - документ прямого действия. | 1 | 14 | Работа с документами. |
15 | Россия – федеративное государство. Субъекты РФ. Органы государственной власти. | 1 | 15 | Работа с документами и картой РФ. |
16 | Гражданство. Права и обязанности гражданина. Принцип «крови», принцип «почвы». Выход из гражданства. Правовая культура – часть общей культуры человека. Исполнение и соблюдение законов – обязанности граждан и государства. | 1 | 16 | Составление таблицы. |
17 | Права детей, закрепленные в международных документах. Общепризнанные права человека. Права детей. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав детей. | 1 | 17 | Работа с документами. Защита проекта «Права детей» |
18 | Права детей по Гражданскому кодексу. Права ребенка в возрасте от 6 до 14 лет. Лица, совершающие действия в интересах малолетнего ребенка. | 1 | 18 | Работа с документами. Защита проекта «Права детей» |
19 | Права ребенка в возрасте от 14 до 18 лет. Права ребенка в семье. Права и обязанности родителей. Государственная защита. Опека и попечительство. | 1 | 19 | Работа с документами. Защита проекта «Права детей» |
20 | Права и обязанности работающего подростка. Порядок и условия приема 14-летних на работу. Запрет на использования труда подростка. Льготы работающим подросткам. | 1 | 20 | Защита проекта «трудовое право несовершеннолетних» |
21 | Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это преступление. | 1 | 21 | Лекционное занятие. |
22 | Наркотики и наркомания. Социальная, психологическая, физиологическая опасность употребления наркотиков. Условия, способствующие приобщению взрослых и несовершеннолетних к употреблению наркотиков. | 1 | 22 | Защита проекта «Наркотики – чума XXI века» |
23 | Опасность случайных знакомств несовершеннолетних со взрослыми. Вовлечение детей в занятия попрошайничеством, бродяжничеством. Профилактика этих правонарушений. | 1 | Решение логических задач. | |
24 | Преступления несовершеннолетних. Административная ответственность. Случаи законного задержания человека полицией. | 1 | Решение логических задач. | |
25 | Права задержанного несовершеннолетнего. Порядок допроса несовершеннолетнего задержанного. Личный досмотр. Протокол задержания. | 1 | Практическая работа. | |
26 | Суд – орган, осуществляющий правосудие. Статус судей. Принципы правосудия; равенство перед законом, гласность, участие общественности. | 1 | Лекционное занятие. | |
27 | Адвокат – юрист, оказывающий квалифицированную юридическую помощь. Обязанности адвоката. Случаи, когда юридическая помощь оказывается бесплатно. | 1 | Тестирование. | |
28 | Прокуратура – организация осуществляющая надзор за соблюдением законов. Деятельность прокуратуры по расследованию уголовных дел. Участие прокурора в суде. Полиция – подразделение органов внутренних дел. | 1 | Лекционное занятие. | |
29 | Права и обязанности работников полиции. Криминальная полиция. Полиция общественного порядка. необходимость сотрудничества с полицией. | 1 | Решение логических задач. | |
30 | Обязанности нотариуса. Нотариальные действия. Случаи, когда необходимо обратиться к нотариусу. Лица, совершающие нотариальные действия там, где нет нотариуса. | 1 | Защита проектов о деятельности правоохранительных органов. | |
31 | Зависимость устойчивого порядка в стране от активной позиции граждан. Формы проявления такой активности. Выбор каждого – гарантированные права или бесправие. Конституционное право участия в управлении делами государства. | 1 | Мини – сочинение «Моя гражданская позиция» | |
32 | Политическая и правовая культура избирателя. Социальная ответственность., профессионализм и нравственная безупречность кандидатов на выборные должности. | 1 | Решение логических задач. | |
33 | За Мои права | 1 | Круглый стол | |
34 | В мире права | 1 | Интеллектуальная игра |
8 класс.
Цифрами в таблице обозначены:
1. Номер урока; 2. Тема урока; 3. Количество часов;
4. Дата прохождения темы (порядковый номер недели);
5. Виды и формы деятельности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение. Общественный порядок. | 1 | 1 | Собеседование. Организация проектной деятельности. |
2 | Понятие и признаки права. Социальная норма – правило поведения. Виды социальных норм. Отличие правовых норм от иных социальных норм. | 1 | 2 | Составление словаря темы |
3 | Формы (источники права). Источник права – официальный документ, принятый государством. Система законодательства. Конституция – основной закон государства. Кодексы. Законы. Подзаконные акты. Договоры | 1 | 3 | Лекционное занятие. |
4 | Понятие правовой нормы. Элементы правовой нормы – гипотеза, диспозиция, санкция. Элементы правовой нормы в различных нормативно-правовых актах. | 1 | 44 | Работа с документами |
5 | Юридические факты. Понятие правоотношения. События и действия. Правомерные действия. Противоправные действия. Юридический состав. | 1 | 5 | Составление словаря темы |
6 | Понятие субъектов права. Понятие правоспособности и дееспособности. Виды субъектов права. Индивидуальные субъекты (физические лица). | 1 | 6 | Решение логических задач. |
7 | Коллективные субъекты: государство, муниципальные образования, юридические лица. Правоспособность и дееспособность физических лиц. | 1 | 7 | Лекционное занятие. |
8 | Дееспособность малолетних. Дееспособность несовершеннолетних. Эмансипация. | 1 | 8 | Мини-сочинение «Мои права в 14 лет» |
9 | Правоспособность и дееспособность юридических лиц. Правоспособность и дееспособность государственных органов и должностных лиц. | 1 | 9 | Лекционное занятие. |
10 | Уголовные правоотношения. Трудовые правоотношения. Уголовно-процессуальные правоотношения. Гражданско-процессуальные правоотношения. правонарушения | 1 | 10 | Защита проектов о видах правоотношений. |
11 | Признаки правонарушений. Преступление. Форма вины. Виды преступлений. Проступок. Виды проступков | 1 | 11 | Защита проектов о видах правонарушений. |
12 | Понятие юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Обратная сила закона. Виды юридической ответственности. | 1 | 12 | Составление словаря темы |
13 | Основы правового статуса человека и гражданина. Гражданство. | 1 | 13 | Практическая работа. |
14 | Права, принадлежащие только гражданину (в соответствии с Конституцией РФ). Обязанности, принадлежащие только гражданину (в соответствии с Конституцией РФ). | 1 | 14 | Практическая работа. |
15 | Права несовершеннолетних. Возрастные границы детства. | 1 | 15 | «Кейс-обучение» |
16 | Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка. Развитие положений Конвенции о правах ребенка в российском законодательстве. | 1 | 16 | «Кейс-обучение» |
17 | Основы конституционного строя. Место Конституции в правовой системе страны. | 1 | 17 | Работа с конституцией РФ. |
18 | Формы правления. Формы государственного устройства. Виды политического режима. | 1 | 18 | Работа с конституцией РФ. |
19 | Принципы правового государства. Права и свободы человека как высшая ценность | 1 | 19 | Защита проекта «Правовое государство в России» |
20 | Органы государственной власти и местного самоуправления. Принцип разделения властей. Государственный аппарат. | 1 | 20 | Составление схемы. |
21 | Президент РФ – глава государства. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Органы государственной власти субъектов РФ. Представительные законодательные органы субъектов РФ. Исполнительные органы субъектов РФ. Местное самоуправление муниципальных образований, городских, сельских поселений. | 1 | 21 | Работа с конституцией РФ. |
22 | Понятие правоохранительных органов. Судебные органы. Суд присяжных в составе областного и краевого суда. Служба судебных приставов. Органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, нижестоящие прокуратуры). Органы внутренних дел. Нотариат. Адвокатура. | 1 | 22 | Лекционное занятие. Составление словаря темы. |
23 | Правовые основы взаимоотношения граждан и органов государственного управления. гражданин как субъект административных правоотношений. Основные права и свободы граждан. | 1 | 23 | Лекционное занятие. |
24 | Административно-правовые средства охраны личности, защиты прав гражданина. Обязанности граждан. Право граждан обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления. Обжалование акта или действия любого органа или должностного лица. Альтернативный порядок обжалования. | 1 | 24 | Лекционное занятие. |
25 | Понятие административной ответственности. Административное правонарушение. Административное взыскание. Положение о Комиссии по делам несовершеннолетних. Дисциплинарная ответственность | 1 | 25 | Решение логических задач. |
26 | Понятие уголовной ответственности. Совершение преступления – единственное основание уголовной ответственности. | 1 | 26 | Решение логических задач. |
27 | Обстоятельства, при наличии которых действия, внешне похожие на преступления, не влекут уголовной ответственности | 1 | 27 | Тестирование. |
28 | Возраст уголовной ответственности. Вина. формы вины. Вменяемость и невменяемость. Момент наступления уголовной ответственности. | 1 | 28 | Мини-сочинение «Почему подростки бывают жестокими?» |
29 | Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.. | 1 | 29 | Решение логических задач. |
30 | Применение принудительных мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания. Помещение несовершеннолетних в специальное воспитательное, лечебно-воспитательное учреждение | 1 | 30 | Защита проекта «Наказание несовершеннолетних» |
31 | Понятие брака. Условия заключения брака. Порядок регистрации брака. Личные и имущественные права супругов. Брачный договор. Порядок расторжения брака. Органы, расторгающие брак. | 1 | 31 | Мини-сочинение «Моя семья» |
32 | Права и обязанности родителей. Имущественные права и обязанности родителей. Лишение и ограничение родительских прав. Права ребенка. Имущественные права ребенка. Органы опеки и попечительства. Усыновление, опека, приемная семья. | 1 | 32 | Решение логических задач. |
33 | Круглый стол «Преступление и наказание». | 1 | 33 | «Кейс-обучение» |
34 | История правоотношений в России. | 1 | 34 | Интеллектуальная игра. |
9 класс.
Цифрами в таблице обозначены:
1. Номер урока; 2. Тема урока; 3. Количество часов;
4. Дата прохождения темы (порядковый номер недели);
5. Виды и формы деятельности.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Понятие гражданского правоотношения. Основные элементы гражданского правоотношения. Объекты гражданского правоотношения. Вещи, работы, услуги, нематериальные объекты и блага. | 1 | 1 | Собеседование. Организация проектной деятельности. |
2 | Имущественные и личные неимущественные отношения. Содержание гражданского правоотношения. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Субъекты гражданских правоотношений. | 1 | 2 | Лекционное занятие. |
3 | Субъекты гражданского права. Признаки юридического лица. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц. | 1 | 3 | Лекционное занятие. Составление словаря темы. |
4 | Физические лица. Гражданская правоспособность и дееспособность физических лиц. | 1 | 4 | Решение логических задач. |
5 | Субъективное гражданское право. Субъективная гражданская обязанность. Способы осуществления гражданских прав. Срок исковой давности. | 1 | 5 | Решение логических задач. |
6 | Защита гражданских прав. Меры принудительного характера. Формы защиты гражданских прав. | 1 | 6 | Практическая работа. |
7 | Понятие собственности. Право собственника. Обязанности собственника. Основания возникновения права собственности. | 1 | 7 | Защита проекта «Виды собственности» |
8 | Общая собственность. Виды общей собственности. Прекращение права собственности. | 1 | 8 | Решение логических задач. |
9 | Субъекты права собственности. Виды собственности. Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления . Ограничения права собственности. Специальный правовой режим. | 1 | 9 | Мини-сочинение «зачем человеку собственность?» |
10 | Защита прав собственности. Истец. Ответчик. Исковое заявление. Защита права собственности в отсутствии договорных отношений. Истребование вещи от добросовестного потребителя. Истребование вещи от недобросовестного потребителя. | 1 | 10 | Практическая работа. |
11 | Понятие сделки. Формы сделок. Виды сделок. Договор. | 1 | 11 | Лекционное занятие. |
12 | Срочные и бессрочные сделки. Реальные и консенсуальные сделки. Условные сделки. | 1 | 12 | Решение логических задач. |
13 | Виды гражданско-правовых договоров. Понятие договора. Принцип свободы договора. Содержание договора. Существенные условия договора; иные условия, предусмотренные сторонами | 1 | 13 | Практическая работа. |
14 | . Особые виды договоров. | 1 | 14 | Лекционное занятие. |
15 | Изменение и расторжение договора. | 1 | 15 | Лекционное занятие. |
16 | Убытки, реальный ущерб, упущенная выгода. Способы обеспечения исполнения обязательств. | 1 | 16 | Защита проекта «Способы осуществления гражданских прав» |
17 | Понятие наследования. Наследодатель. Наследник. Время и место открытия наследства. Наследники 1-ой и 2-ой очереди. | 1 | 17 | Лекционное занятие. Составление словаря темы. |
18 | Наследование по завещанию. Завещание. Принятие наследства. Отказ от наследства. | 1 | 18 | Практическая работа. |
19 | Жилищные правоотношения. Основание на приобретение прав на жилье. Договор найма жилого помещения. Участие граждан в жилищно-строительном и жилищно-кооперативном товариществах. Приобретение жилья в собственность в силу гражданско-правовых сделок. Приватизация жилья. | 1 | 19 | Лекционное занятие. |
20 | Понятие страхования. Страховой риск. Страховщик, страхователь. Страховое событие. Правила страхования. Виды и формы страхования. | 1 | 20 | Лекционное занятие. |
21 | Понятие банковской системы. Центральный банк России. Коммерческие банки. | 1 | 21 | Лекционное занятие. |
22 | Банковские операции. Дорожные чеки. Пластиковые карточки. | 1 | 22 | Решение логических задач. |
23 | Понятие акционерного общества. Акция. Акционер. Обыкновенные и привилегированные акции. | 1 | 23 | Мини-сочинение «Акции или облигации?» |
24 | Понятие потребителя. Права потребителя на возмещение причиненного ущерба. | 1 | 24 | Практическая работа. |
25 | Понятие бюджета. | 1 | 25 | Лекционное занятие. |
26 | Понятие налога. Налоговая система. Налоги прямые и косвенные. | 1 | 26 | Составление схемы. |
27 | Налоговые органы. Права и обязанности налогоплательщиков. | 1 | 27 | Решение логических задач. |
28 | Налоговые правонарушения. Ответственность за налоговые правонарушения | 1 | 28 | «Кейс-обучение» |
29 | Трудовой договор. Источники трудового права. Участники трудовых отношений. | 1 | 29 | Составление схемы. |
30 | Права и обязанности работника. Срок трудового договора. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка – основной документ о трудовой деятельности человека. Основания прекращения трудового договора. | 1 | 30 | «Кейс-обучение» |
31 | Особенности правового положения несовершеннолетних по трудовому законодательству. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. | 1 | 31 | Защита проекта «Трудовое право несовершеннолетних» |
32 | Льготы, предоставляемые несовершеннолетним работникам в области рабочего времени, времени отдыха, в заработной плате. Льготы работникам, совмещающим работу с обучением. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних. Служба занятости. | 1 | 32 | Решение логических задач. |
33 | Круглый стол «Трудовое право подростка». | 1 | 33 | «Кейс-обучение» |
34 | В мире права | 1 | 34 | Интеллектуальная игра. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Права и оязанности детей в англо - язычных странах"
Данный курс не ограничивается только тем, чтобы обучающиеся выучили свои права, главное – он предлагает организовать общение обучающихся так, чтобы в их жизнь вошли понятия толерантности, равенс...
Программа элективного курса «Право и экономика в жизни общества». для 10-х классов
Содержание данного курса представляет собой комплекс знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Актуальность проблем, связанных с изучением основ экономики в школе, обусловлена с радикальными ...
Элективный курс Право 11 класс
Углубленное изучение курса по праву, хорошее подспорье при подготовке к ЕГЭ...
Элективный курс "Права человека и их защита"
Элективный курс "Права человека и их защита" для 10-11 классов...
Представление программы элективного курса "Право"
презентация к предпрофильному курсу...
Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...
Рабочая программа элективного курса "Право и правовая культура"
Элективный курс разработан для обучающихся 9 классов....