Разработка урока "Система права "
методическая разработка по праву (10 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
1.ФИО Цогоева Светлана Заурбековна
2.Место работы: МБОУ гимназия №45 г.Владикавказа
3.Должность: учитель истории и обществознания.
4. Предмет -право
5.Класс: 10а
6. Дата проведения: 14.11.2018
7. Тема «Система права ».
8. Оборудование: учебник «Право» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.А.Лукашевой, А.И.Матвеева, § 10.
Правовые задачи, Конституция РФ, Кодексы: Трудовой кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс.
Тема урока: «Право в системе социальных норм» | Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний. Форма проведения: урок-практикум. | ||
Технология кейс метод (решение проблемно-правовых ситуаций) | |||
Цель урока: учащиеся смогут характеризовать право, отличие права от других социальных регуляторов, решение правовых задач с использованием Конституции РФ, Кодексов: Трудовой кодекса, Административного кодекс, Семейного кодекса. | |||
Задачи: 1.Обучающие: изучение подходов к понятию права, системы права, отрасли права, нормы права, институты права. 2. Развивающие: учащиеся смогут применять правовые знания для решения жизненных ситуаций. 3. Воспитание правосознания. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные
| Метапредметные: Формирование УУД Личностные УУД: понимание личной ответственности за свои поступки. Регулятивные УУД: формулировать и учебную задачу, ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: взаимодействовать для решения познавательных задач. Познавательные УУД: использовать документ как источник знаний, преобразование информации. | Личностные Учащиеся смогут решать жизненные ситуации с применением правовых знаний. | |
Ресурсы урока: Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс. | |||
Ход урока | |||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Мотивация к деятельности | |||
Тема нашего урока «Право в системе социальных норм». Какую роль играет право в жизни общества? С понятием права вы знакомы. Я предлагаю начать урок с решения правовых задач. В ходе выполнения данного задания вы сможете вспомнить и применить те знания, которые вы получили на уроках обществознания в основной школе, понять, каких знаний нам не хватает для решения правовых задач, затем мы сформулируем цель и задачи урока для получения новых знаний, которые позволят решать жизненные ситуации с точки зрения правовой грамотности. | |||
Актуализация необходимых знаний | |||
Учитель даёт учащимся задания, включающие теоретические вопросы правового раздела обществознания, правовые задачи, задания на сравнение права с другими видами социальных норм. См. Приложение 1. См. Приложение2.Тесты( при наличии времени). | Учащиеся разбиваются на группы, в группах решают вопрос, как они будут выполнять задания: все задания выполнять вместе или разделят задания для экономии времени. Учащиеся выполняют задания. В ходе решения правовых задач используют Конституцию России, Кодексы. В ходе работы определяется часть заданий, для выполнения которых необходимы новые знания. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
Вместе с учителем проверяются задания, которые можно было решить на уровне основной школы, ставится цель и задачи работы на уроке для получения новых знаний, позволяющих решить правовые задачи с применением нового материала. | |||
Познавательная деятельность учащихся. Учащиеся работают с материалом параграфа, кодексами, выполняют оставшиеся задания. | |||
Самоконтроль: учащиеся получают решение правовых задач, проверяют свои работы. | |||
Самостоятельная работа (контроль полученных знаний) Учащимся даётся задание, включающее вопросы на повторение и правовые задачи с учётом нового материала. Учащиеся сдают работы для проверки. | |||
Домашнее задание: приготовить различные виды заданий по теме «Право в системе социальных норм» - задания формата ЕГЭ, жизненные ситуации, для решения которых необходима правовая грамотность. | |||
Рефлексия: учитель предлагает учащимся, которые в начале урока не могли выполнить половину и более заданий прикрепить на свои листы синие кружочки, тем, кто в конце урока не испытывал затруднений прикрепить желтые кружочки. В результате будет видна картина первоначальных затруднений и эффективности применения технологии Кейс – метода. |
Приложение 1.
Нормы каких отраслей права регулируются данные ситуации? Докажите свой ответ конкретными примерами.
Какие санкции в отношении правонарушителей применимы?
Задача 1. Вера приобрела в торговом комплексе «Арктика». На второй день фен перестал работать.Вера решила вернуть неисправный товар. Представитель торгового комплекса отказало ей в удовлетворении претензий, сославшись на то, что продавец не отвечает за качество товара, но отвечает за него производитель, и порекомендовало обратиться ей с данной претензией в представительство фирмы «Z». Обоснован ли отказ? К кому и какие требования вправе была предъявить Вера?
Ответ: Отказ торгового комплекса «Арктика» заменить товар является необоснованным, так как покупатель вправе в случае продажи товаров ненадлежащего качества потребовать как от продавца, так и от изготовителя, уполномоченной организации или импортера замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула), замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом, а также отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. (ст. 503 ГК РФ, ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).
Задача 2. Роман работает по трудовому договору. В июле он успешно сдал экзамены в университет и 28 августа узнал, что зачислен. Роман подал заявление о расторжении трудового договора, в котором указал причину увольнения, но работодатель обязал его отрабатывать 2 недели. Прав ли работодатель? Ответ обоснуйте.
Ответ: Не прав, поскольку по ТК РФ (ст.80) данное увольнение по инициативе работника связано с уважительной причиной.
Задача 3. Гражданин С., проходя по торговому центру, увидел, что в одном из магазинов продаются футболки с его изображением. Изображение точно соответствовало фотографии, которую он недавно сделал в одном из ателье.Гражданин С. обратился в юридическую консультацию с вопросом, нарушены ли его права и возможна ли их судебная защита? Какой ответ должен быть дан гражданину С.?
Ответ: Согласно Гражданскому кодексу РФ (ст.152.1) обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии) допускаются только с согласия этого гражданина. Так как права гражданина С. нарушены, он вправе обратиться в суд за их защитой.
Задача 4.Гражданин Л. потребовал в Администрации города Владикавказа предоставить ему данные исследований о концентрации вредных веществ в воздухе на территории района его проживания. В предоставлении этих данных ему было отказано. Правомерен ли отказ Администрации города Владикавказа гражданину Л. в предоставлении запрашиваемых им сведений? Какие дальнейшие действия он может предпринять?
Ответ: Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» граждане имеют право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, а органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам в реализации их прав. Если должностные лица, препятствуют гражданам в реализации их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то они привлекаются к ответственности в установленном порядке. Таким образом, гражданин Л. может обратиться в прокуратуру города с жалобой на нарушение его прав Администрацией города Владикавказа
Задача 5. Марина и Давид образовали новую семью, но молодожёны в самом начале семейной жизни столкнулись с тем, что они не могли найти совместные решения по ряду очень важных вопросов:
Давид хотел, чтобы семья жила в большом городе, она предлагала переехать на постоянное место жительство в тихий городок её родителей
Давид предлагал супруге оставить работу и заниматься только домашними делами, она считала необходимым работать по своей специальности.
Супруги обратились к Семейному кодексу с надеждой увидеть ответ на вопрос, кто из них может сказать решающее слово. Какой ответ они нашли в нём?
Ответ: На основании Кодекса (см. Семейный кодекс, ст. 31): каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства, т.е. действует принцип равенства супругов в семье. Возможны ссылки на Конституцию РФ и международные документы, устанавливающие принципы равноправия граждан.
Приложение2.Тест на тему : «Система права».
Анализ урока
1.ФИО Цогоева Светлана Заурбековна
2.Место работы: МБОУ гимназия №45 г.Владикавказа
3.Должность: учитель истории и обществознания.
4. Предмет -право
5.Класс: 10а
6. Дата проведения: 14.11.2018
7. Тема «Система права ».
8. Оборудование: учебник «Право» под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.А.Лукашевой, А.И.Матвеева, § 10.
Правовые задачи, Конституция РФ, Кодексы: Трудовой кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс,
На уроке продолжилось формирование УУД:личностных: понимание личной ответственности за свои поступки, умение строить равноправные уважительные отношения с товарищами, развитие познавательного интереса на основе личностного осмысления важности изучаемого материала
Регулятивные УУД: формулировать и учебную задачу, ставить новые учебные задачи, давать оценку своим познавательным действиям
Коммуникативные УУД: взаимодействие учащихся для решения познавательных задач, умение учитывать и уважать мнения и позиции других участников учебного процесс, умение вырабатывать и принимать решения для совместных действии, аргументировать и отстаивать свою позицию;
Познавательные УУД: умение осмысленно работать с новой информацией, различными источниками, осуществлять поиск и извлекать нужную информацию, уметь выделять главное, анализировать и делать вывод, уметь устанавливать причинно-следственные связи в ходе учебного процесс, уметь решать проблемные ситуации на основе имеющихся и приобретаемых знаний, учиться грамотно использовать в речи новые термины.
Были использованы: Работа с учебником «Право» под редакцией Л.Н. Боголюбова (профильный уровень), Конституцией РФ, Трудовой кодекс, Административный кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс Структура урока соответствовала теме и дидактической цели занятия. Учитель быстро включить всех учащихся в деловой ритм.
Изучение новой темы проходило в ходе обсуждения правовых задач, при выполнении которых ученики использовали Конституцию России, Кодексы. Учащиеся разбиваются на группы, в группах решают вопрос, как они будут выполнять задания: все задания выполнять вместе или разделят задания для экономии времени. В ходе работы определяется часть заданий, для выполнения которых необходимы новые знания.
Все учащиеся быстро переключались с одного вида деятельности на другой. Для достижения поставленных целей учитель использовал: подводящий диалог, работу в парах, работу с новой информацией, опираясь на Конституцию России, Кодексы.
Методы деятельности учителя на уроке: использовались различные методы такие формы работы, как индивидуальная, групповая, практическая работа.
Для лучшего запоминания учебного материала учитель использовал следующие приемы: создание проблемной ситуации; организация работы в парах, в группе, подведение итогов в форме дискуссии.
Практическая значимость: в нашей с Вами повседневной жизни мы, так или иначе, вступаем в различные правовые отношения. Поэтому, как минимум, каждый из нас должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Деятельность учащихся.Учащиеся на уроке проявили активность, дисциплинированность, интерес к изучаемой теме, уважительное отношение к учителю.
На уроке были соблюдены все правила техники безопасности.
В конце урока ребята оценили свою работу, продолжив предложенные фразы: Сегодня я узнал.. Мне было трудно(легко…).
Учитель подвёл учащихся к практическая значимость урока, когда мы, так или иначе, вступаем в различные правовые отношения. Поэтому, как минимум, каждый из нас должен знать свои права и уметь ими пользоваться.
Приемы: «Нестандартный вход в урок», “Необъявленная тема», «ДоПосле”, «Лови
ошибку», составление кластера, «Мозговой штурм», «Смысловые ассоциации».
Обращено внимание обучающихся на важность темы при сдаче ЕГЭ по
обществознанию.
Активизация новых знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное изучение
нового материала и отработку умений. Новое знание обучающиеся получили в
результате работы с текстом учебника, терминами и иллюстративным материалом,
под руководством учителя. Новые факты и знания говорили своими словами. На
протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (обществознание
история), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат,
применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного
процесса. В завершении подвели итоги обсуждения новой темы. В результате
активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, основной
материал усвоен в достаточном объёме, дана перспектива дальнейшего обучения, а
также закреплён позитивный воспитывающий эффект занятия (обучающиеся ответили
на вопрос значимости права в современном обществе). Вместе с тем в будущем
собираюсь уделять при изучении новой темы большего количества времени
самостоятельному поиску учащимися нового материала, развитию их умений находить
важное в тексте, работать в группе, делать самооценку, это моя цель для дальнейшего
саморазвития. Считаю, что поставленные цели на уроке были реализованы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока "Право в системе социальных норм" для учащихся 10 (общеобразовательного) класса с презентацией
Урок по обществознанию на тему «Право в системе социальных норм» 10 класс (общеобразовательный)Цель урока:-сформировать представления о сути, значении права, его становлении и развитии;- рассмот...
Методическая разработка урока "Права человека и гражданина"
Методическая разработка получила диплом III степени региогального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конститукции Российской Федерации в номинации "К...
разработка урока "Правила покупки", 8 класс
Тема урока «Правила покупки» Цели: 1. Знать преимущества и недостатки различных форм торговли. 2. Уметь определять подводные камни приемов стимулирования сбыта. Ход урока:Учитель. ...
Методическая разработка мероприятия "Права ребенка по Конвенции о правах ребенка".
На уроке учащиеся будут работать с правовыми документами: «Конвенцией о правах ребенка», Конституцией РФ в группе, вести дискуссию в группе, учиться устанавливать коммуникацию, общат...
Методическая разработка "Важные правила"
Разработка предназначена для профилактики детского дорожного транспортного травматизма среди несовершеннолетних....
разработка урока "Право на жизнь"
Право на жизнь является одним из основополагающих естественных прав человека. Прямое его следствие – целый ряд других социальных прав: на медицинский уход, на источник существования и др. Вместе...
Разработка урока "Право в нашей жизни"
Урок предназначен для повторения блок-темы "Право"....