Методическая разработка занятия по дисциплине "Право"
методическая разработка по праву (11 класс)
Методический материал по правоведению. Тема: "Труд и трудовое право"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_pravo.docx | 260.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………..3 стр.
- Технологическая карта урока………………………………………5 стр.
- План-конспект урока………………………………………………..7 стр.
- Условия эффективности урока……………………………………10 стр.
Список литературы ………………………………………..………12 стр.
Приложение №1 (Презентация)
Приложение №2 (Рабочий лист: Закрепление материала)
- Пояснительная записка
Методическая разработка урока по дисциплине «Право» на тему «Труд и трудовое право» является уроком изучения нового материала.
Главной целью урока является создание условий для формирования базовых основ правосознания в сфере трудового права в процессе интеллектуальной деятельности на основе развития информационно-коммуникативных компетенций обучающихся.
В соответствии с целью определены образовательные задачи, а именно сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве, познакомить учеников с основами трудового законодательства в России, дать представление учениками о законодательной базе в этой сфере, ознакомить с основами работы над документами. Развивающие задачи, где необходимо способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках, учить анализировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы, продолжить овладению учащимися знаний методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике.
В соответствии с воспитательными целями воспитывать уважение к труду, воспитывать умение слушать другого, способствовать формированию у учащихся основ трудовой этики, продолжить формировать положительный мотив учения, формировать позитивную психологическую атмосферу в группе
Вид урока – лекция с элементами теоретических и практических самостоятельных работ (исследовательского типа). Данный вид занятия направлен на усиление практической направленности обучения, способствует прочному усвоению информации, обучающиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
В ходе проведения данного занятия рекомендовано использовать следующие методы: информационный, частично-поисковый, проблемный, эвристическая беседа, интерактивный, репродуктивный, словесный, проблемный. Применять следующие формы организации учебной деятельности, такие как диалог, фронтальная работа, групповая работа.
Пользоваться следующими приемами педагогических технологий - анализ и синтез собранных данных, построение обобщений, выводов.
Деятельность обучающихся при изучении объемного материала организуется в группах, также используются индивидуальная, фронтальная, коллективная формы работы. Межпредметные связи: история, обществознание.
Учебно-методическое оснащение урока: ПК, проектор, раздаточный материал, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, презентация.
Результатами деятельности обучающихся на уроке можно считать:
- Усвоение обучающимися знаний:
- о роли труда в жизни человека, об основах законодательной базы РФ, регламентирующей трудовую деятельность;
- о роли права в регулировании общественных отношений.
- Обучающиеся должны продемонстрировать умения:
- осуществлять поиск, отбор, систематизацию и комплексный анализ информации для создания собственного информационного продукта;
- сопоставлять, сравнивать различные версии и оценки процессов, явлений;
- работать с новой информацией по заданной теме в различных источниках;
- критически оценивать достоверность полученной информации;
- отделять основную информацию от второстепенной;
- систематизировать материал и анализировать его (выделять линии сравнения);
- определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу;
- убедительно аргументировать, доказывать свою точку зрения;
- устанавливать межпредметные связи, применяя в новых ситуациях умения для решения различного типа заданий, отражающих сформированность соответствующих компетентностей;
- реализовывать сотрудничество в различных формах организации, осознавая ответственность за результат общего дела.
Урок имеет большое воспитательное значение. В центре внимания – развитие правовой культуры через формирование уважительного отношения к социальным и правовым нормам, подготовка обучающихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия, социализация личности, создание понятия о труде, как моральной обязанности личности.
Методическая разработка урока может быть полезна для преподавателей учебных заведений СПО и НПО, реализующих программы в соответствии с ФГОС нового поколения, развивающих общие компетенции.
- Технологическая карта урока по дисциплине «Право»
Дисциплина
«Право»
Группа
« Маркшейдерское дело» МД-15
Тема урока
«Труд и трудовое право»
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Цель урока
Сформировать базовые основы правосознания в сфере трудового права
Задачи урока
Образовательные:
- сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве;
- познакомить учеников с основами трудового законодательства в России;
- дать представление учениками о законодательной базе в этой сфере;
- ознакомить с основами работы над документами.
Развивающие:
- способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках;
- учить анализировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы;
- продолжить овладению учащимися знаний методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике;
Воспитательные:
- воспитывать уважение к труду;
- воспитывать умение слушать другого;
- способствовать формированию у учащихся основ трудовой этики;
- продолжить формировать положительный мотив учения;
- формировать позитивную психологическую атмосферу в группе
Планируемые результаты
Предметные:
- сформировать представления обучающихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве;
- усвоение новых понятий и терминов;
- продолжить формирование основ правовой культуры.
Метапредметные:
- совершенствование умения работать с правовыми документами;
- развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций;
- развитее умения сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата)
- совершенствование способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
Личностные:
- подготовка обучающихся к принятию на себя ответственности за совершаемые действия;
- социализация личности, создание понятия о труде, как моральной обязанности личности;
- воспитание гражданственности, уважения к социальным и правовым нормам.
Методы обучения
Интерактивный, поисковый, репродуктивный, словесный, проблемный
Формы организации учебной деятельности
Диалог, фронтальная работа, групповая работа.
Оборудование урока
Компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, Конституция РФ.
План урока
- Организационный момент
- Актуализация знаний, целеполагание и мотивация (стадия вызова).
- Изучение нового материала (стадия осмысления):
- Роль труда в жизни человека
- Основы трудового права
- Принципы использования труда.
- Закрепление
- Рефлексия
- Подведение итогов.
Основные понятия и термины урока
Труд, трудовое право, принципы использования труда.
Источники информации
- Е.А. Певцова «Право»
- Е.А. Певцова «Основы правовой культуры»
- Т. В. Кашанина, А.В. Кашанин «Основы права»
- План - конспект урока по дисциплине «Право»
Этап урока
Содержание
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада вас видеть и хочу чтобы наш урок сегодня прошел в атмосфере понимания и сотрудничества. Удачи!
Создание благоприятного психологического настроя на работу. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания студентов.
Начать свое выступление я хочу, процитировав некоторые высказывания о труде:
«Труд — это единственный титул истинного благородства!» (Роллан Р.)
«Человек совершенствуется при помощи труда». (Карлейль Т.)
«Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство» (Толстой Л.Н.)
"Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги". (А.П. Чехов.)
Вопросы урока:
- Роль труда в жизни человека
- Основы трудового права
- Принципы использования труда.
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Студент вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ.
Демонстрация презентации (Приложение №1)
Стадия осмысления
Если человек трудится, например, на своем садовом участке, то правом его труд не регулируется. Если же он выполняет какую - либо работу в пользу другого лица (например, ремонтирует его автомобиль или шьет ему костюм), то его труд регулируется нормами гражданского права. Для регулирования трудовой деятельности, затрагивающей интересы многих и многих людей в системе права существует специальная отрасль Трудовое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению наемного труда на предприятиях.
Нормы любой отрасли права, в том числе и трудового, для четкого и единообразного понимания всеми должны быть закреплены письменно. Те официальные документы, откуда мы черпаем знания о нормах права, называют источниками права. Одним из самых распространенных источников права являются нормативные акты.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Трудовое законодательство довольно объемно.
- Конституция Российской Федерации
- Трудовой кодекс РФ - нормативный акт, специализированно и систематизировано регулирующий трудовые отношения.
- Отдельные законы о труде, например, закон РФ «О занятости населения РФ», данные законы посвящены детальному регулированию отдельных важных вопросов труда.
- Подзаконные нормативные акты (указы Президента, постановления правительства, инструкции министерств)
- Локальные (или внутриорганизационные) акты издаются на предприятиях, обязательны только для их работников и регулируют трудовые вопросы с учетом специфики конкретного предприятия.
Статья 37 Конституции Российской Федерации определяет основные принципы использования труда:
- Труд в нашей стране свободен, это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию;
- Принудительный труд запрещен, и из этого правила нет никаких исключений;
- Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- Труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден;
-какие-либо ущемления, дискриминация людей (то есть разная оплата за равный труд) недопустимы;
- Каждый человек имеет право на защиту от безработицы;
- За каждым человеком признается право на трудовые споры. индивидуальные работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;
- Каждый имеет право на отдых.
Учитель: Так каким должен быть труд в РФ?
Труд должен быть: свободным, безопасным, добровольным, оплачиваемым, право на отдых, право на трудовые споры
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
Закрепление
Раздаются рабочие листы (Приложение № 2)
Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Стадия рефлексии
Сегодня мы с вами проделали большую работу, познакомились со многими новыми понятиями.
Подведение итогов
Я думаю, что наш сегодняшний урок не прошел даром. Мне хотелось бы услышать ваше мнение о своей работе на уроке.
Продолжите мою фразу.
Сегодня на уроке я узнал, что…
Меня удивило…
Я задумался о…
Из того, что я узнал, мне пригодится в жизни…
Подводя итоги урока, хотелось бы отметить, что труд играет важную роль в жизни человека. Он позволяет создавать материальные и духовные блага, удовлетворять потребности в пище, одежде. Трудно представить современного человека вне труда. Трудовая деятельность занимает большую часть времени, которое дано природой для жизни на земле. Вот почему важным являются те правила, которые регулируют именно труд людей.
Подведение итогов выставление оценок
- Условия эффективности урока с применение технологии развития критического мышления.
Технология развития критического мышления позволяет преподавателю помочь обучающимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в группе атмосферу партнерства. Педагог, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Для достижения эффективности, использования технологии развития критического мышления, на уроке важно, при её реализации, придерживаться некоторым рекомендациям:
- Не берите всю инициативу на себя, и тогда обучающиеся не будут скованны в своих действиях, а будут самостоятельными. Преподавателю необходимо провоцировать обучающихся, задавать им вопросы создавать ситуацию актуализации опыта студента и таким образом формировать мотивацию. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.
- Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз, ведь роль учителя на уроке, построенном в ТРКМ, направлять усилия в определенное русло, а именно сталкивать различные суждения, создавать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. В результате обучающийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
- Используемая технология основана на принципе сотрудничества, поэтому важно нормальное, человеческое отношение к студентам, важна обстановка, в которой они живут. На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом! Чаще напоминайте, что их мнение важно для вас. Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушением дисциплины.
- Ошибка — находка для преподавателя! Приучайте студентов не бояться ошибок, ошибиться может любой. Все имеют право высказывать свое мнение без боязни ошибаться и быть исправленным учителем, так гласит принцип равенства, на который основывается данная педагогическая технология.
- Немало важно при изучении материала в технологии развития критического мышления учитывать, что деятельность обучающихся должна способствовать решению их проблем, отвечать на их вопросы. Дети живут здесь и сейчас!
- Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
- Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного.
- Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать студента с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
- Итог урока с использованием технологии критического мышления должен основываться на осмыслении. Необходимо дать обучающимся возможность самим сделать выводы, осуществить самооценку своей деятельности на уроке. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Преподаватель не оценивает, а управляет оценкой!
Вышеуказанные, методические советы позволят преподавателям использовать данную технологию более эффективно и продуктивно. РКМЧП представляет собой средство и инструмент саморазвития и самообразования человека – как обучающегося, так и преподавателя. В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит студентов анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
- Список литературы
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст]: – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
- Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. [Текст]: – СПб., 2003. – 192 с.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы [Текст]: информ.-аналит. журн. / Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: С.И. Заир-Бек С.И. - М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
- Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: С.И. Заир-Бек С.И. - М.: Просвещение (Работаем по новым стандартам), 2011. – 222 с.
- Кирикова З.З. Педагогическая технология: теоретические аспекты [Текст]: З.З. Кирикова – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.
- Клустер Д. Что такое критическое мышление [Текст]: Д. Клустер – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 – 13
- Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст]: учеб.¬метод. пособие / И. В. Муштавинский — СПб.: КАРО, 2009. — 144 с.
- Е.А. Певцова «Право» учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля для НПО и СПО «Академия» - 2011г.
- Е.А. Певцова «Основы правовой культуры» учебник для 11 класса 1 ч. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2007г.
- Т. В. Кашанина, А.В. Кашанин «Основы права» учебник для 10-11 класса М.: «Вита Пресс»,2006 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".
Пояснительная запискаУрок-практикум по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 2-3. Тема и главная мысль (идея) текста
Сформировать умение определять тему и главную мысль текста...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте
Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста
Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи
Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 13 – 14. Основные средства связи предложений в тексте
закрепить знания об основных средствах связи предложений в тексте...
Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения»Занятия 15 – 16 . Стили речи
закрепить знания о стилях речи...