Классный час "Права и обязанности"
классный час по праву (6 класс) на тему

Сенькина Анна Михайловна

Правовой турнир между 6-7 классами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовой  турнир « Мои права и обязанности»  . для 6-7 классов

Цель: обобщить знания учеников о личных правах и обязанностях человека.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка;
  • помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей – нет прав;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас видеть. Сегодня учащиеся 6 и 7 класса будут состязаться   на  очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Сначала мы познакомимся с командами . Каждая команда говорит свое название и девиз. Команды будет судить уважаемое жюри

( Знакомство с членами жюри.)  И так знакомство с командами и членами жюри состоялось.  А теперь попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

 Сценка «Урок русского языка»

( заходит учитель в класс)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. 12 декабря. (в это время один из учеников копошится с телефоном)

 -Коля, убери телефон и начинай работать.( Коля. начинает записывать число, но рука опять тянется к телефону).

Учитель . Тема сегодняшнего урока « Сложноподчиненные предложения».

- Коля ! Убери телефон или я его отберу.( Коля начинает писать тему урока  и опять рука на телефоне.) Учитель подходит к Коле  –

- Отдай телефон. ( Коля упирается , не хочет отдавать)

 Учитель требовательным тоном

_Коля !Давай , телефон!. ( Коля отдает , а сам начинает ворчать.

-Вы не имеете права. Это моя собственность.

Учитель .Очень знакомая ситуация. Давайте поговорим Имеет ли право учитель отобрать телефон  у ученика?

Каждая команда высказывает свое мнение.  Затем учитель знакомит с локальным актом «Положение о пользовании телефонами  в школе».

 Учитель  .Как уже догадались сегодня речь пойдет о ваших правах и обязанностях.

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, которая принята в 1948 г.

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. 
Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. 
Статья 9

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. 
Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. 
Статья 32

5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
 Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться.
На родимом языке. 
Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки.
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. 
Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник .
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать. 
Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым.

 Это право всем дано. Статья 6.


Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

право на образование;

право на медицинское обслуживание.

право на заботу и воспитание;

право на защиту своих прав и законных интересов;

право на имущество;

на семью

на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее.

 Так , как вы не просто дети , а ученики, полезно вспомнить еще и права учеников

 УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:

выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;

открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;

отдых на перемене;

помощь учителя в овладении знаниями;

участие во внеклассных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

 Итак мы еще раз закрепили знания о своих правах , а теперь давай проверим., как вы запомнили свои права.

1 конкурс. Как бы ответили сказочные герои , исходя из Всеобщей Декларации прав человека. Каждая команда дает ответ

 Сказка , «Колобок»  « Колобок , колобок , я тебя съем»

 - Не имеешь право  посягать на мою жизнь. 

 Сакзка  « Приключение Буратино» . Буратино, отдай , денежки!

« Не имеешь право лишать  мнея моего имущества»

 « Волк и семеро козлят»

- Козлятушки, ребятушки , отоприте-ка , отварите-ка.

 - Не имеешь право вторгаться в наше жилище , оно не прикосновенно.

 « Маша и медведь»

_ Будешь у меня жить , печку топить , кашу варить.

 - Не имеешь право посягать на мою свободу

1.  «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни?»

 (Ответ: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

Учитель А теперь из сказок перенесемся в реальную жизнь Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят ваши  сверстники.

 Следующий конкурс2  называется  ««Юридическая консультация».                                                                                                                                Дети из зала называют жизненные ситуации  и каждая команда отвечает , разъясняет нарушается права ребенка или нет

Ситуация 1.Однажды мы с одноклассниками  играли в футбол , подошли 2 старшеклассника и отобрали наш мяч. На наше замечание вы не имеете право, это наш мяч. Они ответили
- Молчите, Малявки, вы еще маленькие, чтобы говорить  о своих правах . Правы ли старшеклассники? Какое право было нарушено в данной ситуации. ( право на отдых, право на собственность)

 Ситуация2. Мама решила купить мне зимнюю куртку. Когда пошли на рынок, она купила куртку не ту . которую я хотела, а которую выбрала сама . Здесь есть нарушение моих прав или нет?  ( право на личное мнение)

Ситуация 3.Моя мама заставляет меня утром кушать всякие каши , а я их не люблю. Имеет ли она право заставлять кушать то . чего я не хочу. ?( Имеет . т.к. она заботится о твоем эдоровье)

 Ситуация 4. Я накопила 3 тыс. рублей  и хотела положить в банк , чтобы они выросли . На в банке  мне отказали принять мои деньги. Сказали подрасти еще.  С какого возраста  я имею право открыть счет в банке?( С 14 лет)

Ситуация 6.Моя сестра всегда включает громкую музыку ,  когда я сажусь за уроки, на мои замечания , что ты мне мешаешь, говорит  отстань от меня  , я хочу немного отдохнуть. Права ли моя сестра?

 Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?(Заслушиваются примерные ответы детей).

     Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

4. Наши обязанности

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). 

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся

УЧЕНИК ОБЯЗАН:

уважать окружающих его людей;

достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;

всегда выполнять домашнее задание;

участвовать в полезном труде;

беречь имущество класса и школы;  заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни

Конкурс 4 «Обязан или нет?»

  • Ситуации. 1. Обязан ли ученик находиться на уроке физкультуры, если у  него имеется освобождение от физических нагрузок?( обязан , т.к. он освобожден от физических нагрузок, но не от урока)
  • 2. Обязан ли ученик не ходить в школу, если он очень не хочет? ( Обязан, это главная его обязанность)
  • Обязан ли ученик убираться в классе и на территории школы? ( Согласно Уставы школы обязан)

Конкурс 5. Право или обязанность

Ребята я сейчас вам буду перечислять права и обязанности. Если называю право, вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши, если обязанности, то просто поднимаете руки вверх.

Соблюдать правила личной гигиены.

Соблюдать устав школы.

Добросовестно учиться.

Соблюдать правила дорожного движения.

Бесплатно учиться.

Бережно относиться к имуществу школы.

Отдыхать.

Беречь и охранять природу.

Помогать родителям.

Бесплатно пользоваться библиотекой.

Уважать честь и достоинство других учеников.

Принимать участие в конкурсах и соревнованиях.

  • На нашем мероприятии  прозвучало много терминов  Проверим , какая команда запомнила лучше всех

. Конкурс 6. « Новые термины»

  •  Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).
  • Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
  • Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).
  • Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).
  • Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
  • До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
  •  Главный закон государства _ Конституция

Главное , что должен запомнить каждый из вас , что

«Твои права кончаются там, где начинаются- права другого человека». …

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

Правовой  турнир « Мои права и обязанности»  . для 6-7 классов

Цель: обобщить знания учеников о личных правах и обязанностях человека.

Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией о правах ребёнка;
  • помочь осознать, что без прав нет обязанностей, а без обязанностей – нет прав;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;
  • формировать положительное отношение к правам других.

воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас видеть. Сегодня учащиеся 6 и 7 класса будут состязаться   на  очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Сначала мы познакомимся с командами . Каждая команда говорит свое название и девиз. Команды будет судить уважаемое жюри

( Знакомство с членами жюри.)  И так знакомство с командами и членами жюри состоялось.  А теперь попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

 Сценка «Урок русского языка»

( заходит учитель в класс)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Открываем тетради и записываем сегодняшнее число. 12 декабря. (в это время один из учеников копошится с телефоном)

 -Коля, убери телефон и начинай работать.( Коля. начинает записывать число, но рука опять тянется к телефону).

Учитель . Тема сегодняшнего урока « Сложноподчиненные предложения».

- Коля ! Убери телефон или я его отберу.( Коля начинает писать тему урока  и опять рука на телефоне.) Учитель подходит к Коле  –

- Отдай телефон. ( Коля упирается , не хочет отдавать)

 Учитель требовательным тоном

_Коля !Давай , телефон!. ( Коля отдает , а сам начинает ворчать.

-Вы не имеете права. Это моя собственность.

Учитель .Очень знакомая ситуация. Давайте поговорим Имеет ли право учитель отобрать телефон  у ученика?

Каждая команда высказывает свое мнение.  Затем учитель знакомит с локальным актом «Положение о пользовании телефонами  в школе».

 Учитель  .Как уже догадались сегодня речь пойдет о ваших правах и обязанностях.

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь»)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, которая принята в 1948 г.

- А что такое Декларация?

Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо.

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 22 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Дети читают стихи и держат в руках табличку с номером статьи по Конвенции.

1.Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое. 
Статья 7.

2.Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с мамой жить и с папой
Пользуйтесь везде, ребята. 
Статья 9

3.Есть еще такое право
помнить думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь подарить. 
Статья12, 13, 14.

4.Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон. 
Статья 32

5.Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
 Статья 24.

6.Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь учиться.
На родимом языке. 
Статья 30.

7.Подросла, взяла я книжки.
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас. 
Статья 28.

8.Я могу свой детский праздник .
Как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь -
Пищу вправе получать. 
Статья 31.

9.Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным все равно

Ты родился быть счастливым.

 Это право всем дано. Статья 6.


Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

право на образование;

право на медицинское обслуживание.

право на заботу и воспитание;

право на защиту своих прав и законных интересов;

право на имущество;

на семью

на дополнительную помощь со стороны государства, если есть особые потребности (например, у детей с ограниченными возможностями).

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую памятку, которая называется «Мои права и обязанности». Рассмотрите ее.

 Так , как вы не просто дети , а ученики, полезно вспомнить еще и права учеников

 УЧЕНИК ИМЕЕТ ПРАВО:

выражать свое мнение, не обижая никого из одноклассников и учителей;

открыто получать оценку своих знаний по каждому предмету;

отдых на перемене;

помощь учителя в овладении знаниями;

участие во внеклассных мероприятиях;

поощрение за успехи в учебе и жизни класса.

 Итак мы еще раз закрепили знания о своих правах , а теперь давай проверим., как вы запомнили свои права.

1 конкурс. Как бы ответили сказочные герои , исходя из Всеобщей Декларации прав человека. Каждая команда дает ответ

 Сказка , «Колобок»  « Колобок , колобок , я тебя съем»

 - Не имеешь право  посягать на мою жизнь. 

 Сакзка  « Приключение Буратино» . Буратино, отдай , денежки!

« Не имеешь право лишать  мнея моего имущества»

 « Волк и семеро козлят»

- Козлятушки, ребятушки , отоприте-ка , отварите-ка.

 - Не имеешь право вторгаться в наше жилище , оно не прикосновенно.

 « Маша и медведь»

_ Будешь у меня жить , печку топить , кашу варить.

 - Не имеешь право посягать на мою свободу

1.  «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни?»

 (Ответ: право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

Учитель А теперь из сказок перенесемся в реальную жизнь Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация - это совет, разъяснение, а юристы - это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят ваши  сверстники.

 Следующий конкурс2  называется  ««Юридическая консультация».                                                                                                                                Дети из зала называют жизненные ситуации  и каждая команда отвечает , разъясняет нарушается права ребенка или нет

Ситуация 1.Однажды мы с одноклассниками  играли в футбол , подошли 2 старшеклассника и отобрали наш мяч. На наше замечание вы не имеете право, это наш мяч. Они ответили
- Молчите, Малявки, вы еще маленькие, чтобы говорить  о своих правах . Правы ли старшеклассники? Какое право было нарушено в данной ситуации. ( право на отдых, право на собственность)

 Ситуация2. Мама решила купить мне зимнюю куртку. Когда пошли на рынок, она купила куртку не ту . которую я хотела, а которую выбрала сама . Здесь есть нарушение моих прав или нет?  ( право на личное мнение)

Ситуация 3.Моя мама заставляет меня утром кушать всякие каши , а я их не люблю. Имеет ли она право заставлять кушать то . чего я не хочу. ?( Имеет . т.к. она заботится о твоем эдоровье)

 Ситуация 4. Я накопила 3 тыс. рублей  и хотела положить в банк , чтобы они выросли . На в банке  мне отказали принять мои деньги. Сказали подрасти еще.  С какого возраста  я имею право открыть счет в банке?( С 14 лет)

Ситуация 6.Моя сестра всегда включает громкую музыку ,  когда я сажусь за уроки, на мои замечания , что ты мне мешаешь, говорит  отстань от меня  , я хочу немного отдохнуть. Права ли моя сестра?

 Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются?(Заслушиваются примерные ответы детей).

     Да, я согласна с вами, что многие взрослые не считают детей полноправными личностями, не уважают детей, поэтому не соблюдают их прав.

4. Наши обязанности

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

- Помой посуду, сынок.

Сын:

- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

- Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). 

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся

УЧЕНИК ОБЯЗАН:

уважать окружающих его людей;

достойно вести себя в классе, в школе и за ее пределами;

всегда выполнять домашнее задание;

участвовать в полезном труде;

беречь имущество класса и школы;  заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни

Конкурс 4 «Обязан или нет?»

  • Ситуации. 1. Обязан ли ученик находиться на уроке физкультуры, если у  него имеется освобождение от физических нагрузок?( обязан , т.к. он освобожден от физических нагрузок, но не от урока)
  • 2. Обязан ли ученик не ходить в школу, если он очень не хочет? ( Обязан, это главная его обязанность)
  • Обязан ли ученик убираться в классе и на территории школы? ( Согласно Уставы школы обязан)

Конкурс 5. Право или обязанность

Ребята я сейчас вам буду перечислять права и обязанности. Если называю право, вы поднимаете руки и хлопаете в ладоши, если обязанности, то просто поднимаете руки вверх.

Соблюдать правила личной гигиены.

Соблюдать устав школы.

Добросовестно учиться.

Соблюдать правила дорожного движения.

Бесплатно учиться.

Бережно относиться к имуществу школы.

Отдыхать.

Беречь и охранять природу.

Помогать родителям.

Бесплатно пользоваться библиотекой.

Уважать честь и достоинство других учеников.

Принимать участие в конкурсах и соревнованиях.

  • На нашем мероприятии  прозвучало много терминов  Проверим , какая команда запомнила лучше всех

. Конкурс 6. « Новые термины»

  •  Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).
  • Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
  • Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).
  • Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).
  • Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
  • До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
  •  Главный закон государства _ Конституция

Главное , что должен запомнить каждый из вас , что

«Твои права кончаются там, где начинаются- права другого человека». …

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Права, обязанности и ответственность детей"

Классный час для учащихся 5 класса. В разработке классного часа предложена информация об основных правах детей, игровые ситуации, анкета....

Классный час "Права, обязанности, ответственность"

Класссный час для обучающихся 5 класса.    Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформиро...

Законы жизни в классном коллективе и обязанности членов дежурного звена.

Материал содержит законы жизнив классе и обязанности членов дежурного звена....

Классный час "Ответственность. Обязанности. Права"

Цель:продолжить формировать у  учащихся  понятия «поступок», «проступок», «ответственность», «обязанность», «право», с их значением в жизни человеказакрепить представление о «Декларации прав...

Классный час "Права, обязанность и ответственность несовершеннолетних".

Классный час на правовую тему в 8 классе "Права, обязанность и ответственность несовершеннолетних"....

Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка".

Данный классный час позволяет рассказать учащимся об их правах и обязанностях...

Классный час "Права, обязанности и ответственность "

Каждый из вас имеет множество прав в различных сферах. Чем вы взрослее, тем больше прав у вас появляется. Давайте вместе подумаем, какие у вас есть права:1. на имя2. на гражданство3. жить и воспитыват...