Методическая разработка обучающей правовой игры "Конституция Российской Федерации" для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
методическая разработка по праву (7, 8, 9 класс) на тему
Методическая разработка обучающей правовой игры к 25-летию принятия Конституции РФ. Обучающая правовая игра с использованием презентации "Конституция РФ", которая была разработана авторским коллективом учителей Московского района, состоит из четырёх этапов. Игра включает в себя историко-правовой материал, применяются разнообразные задания (тестовые и творческие), которые предполагают различные виды совместной деятельности обучающихся. Каждое задание направлено на формирование у обучающихся правовой и коммуникативной культуры. Данная игра будет проходить 13.12. 2018 г. для обучающихся с ОВЗ Московского района. Презентация к игре будет опубликована позднее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
обучающая правовая игра | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка обучающей правовой игры
«Конституция Российской Федерации»
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Авторский коллектив:
Митникова Елена Александровна – учитель истории и обществознания ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга,
Курбатова Ольга Алексеевна – учитель истории и обществознания, воспитатель группы продленного дня ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга,
Смирнова Ольга Владимировна – учитель русского языка и литературы, и.о. зав.библиотекой ГБОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга,
Питернова Наталья Васильевна - учитель истории и надомного обучения ГБОУ школы № 613 Московского района Санкт-Петербурга.
Актуальность:
В ГБОУ школе № 370 Московского района Санкт-Петербурга обучаются дети с ОВЗ. Для обучающихся, воспитанников школы характерны подверженность отрицательному влиянию сверстников и безответственных взрослых людей, низкий уровень критичности, неумение анализировать ситуации и прогнозировать последствия своих и чужих слов и действий, трудности в овладении социальными ролями и т.д. При этом среди воспитанников школы много детей из неполных и малообеспеченных семей, чьи родители вынуждены много работать, чтобы обеспечить материальные потребности семьи. Есть группа родителей, которые полностью перекладывают ответственность за воспитание детей на плечи педагогов школы. Из общеобразовательных школ района в 5-9 классы школы № 370 переводят подростков с проблемами в обучении и девиантным поведением, у которых уже существует предрасположенность к совершению различного вида правонарушений. Также в школу поступают дети-мигранты, из семей плохо владеющих русским языком, часто не знающих законов РФ, правовых норм поведения.
В некоторых семьях обучающиеся слышат от своих родителей отрицательные высказывание в адрес государственной власти, приобретают искаженный жизненный опыт во взаимоотношениях с государственными учреждениями и негативно относятся к современным законам, что является серьезным препятствием для формирования у несовершеннолетних модели законопослушного поведения. Недостаток правовой культуры в семье отрицательно влияет на формирование личности ребенка. Поэтому больше внимания необходимо уделять таким вопросам, как воспитание правовой культуры у детей, права и обязанности родителей в семье и школе, права и обязанности подростка в семье и школе, формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки.
В Московском районе Санкт-Петербурга несколько школ, в которых обучаются дети с ОВЗ. Педагоги этих школ осознают, что обучающиеся с ОВЗ не могут на равных принимать участие в конкурсах, организованных для интеллектуально сохранных детей, поэтому разрабатывают совместные мероприятия. Чаще всего проводятся обучающие игры. К 25-летию принятия Конституции РФ и 100-летию Конституции РСФСР учителями школ 370 и 613 разработана обучающая правовая игра «Конституция РФ».
Цель:
обобщение знаний обучающихся с ОВЗ об истории Конституций в нашей стране, правах и обязанностях граждан РФ, символах государства Россия.
Задачи:
- повторить материал, изученный на уроках обществознания и во внеурочной деятельности;
- расширять и обобщать представления об истории создания и основных положениях главного документа нашей страны;
- продолжить работу с основным источником Российского права - «Конституция Российской Федерации»;
- воспитывать чувство уважения к Закону, понимание его важности в жизни общества и понимание ответственности за его нарушение;
- расширять словарный запас обучающихся ОУ;
- развивать познавательный интерес у обучающихся к изучению документов Российского и международного права;
- развивать творческие способности;
- развивать навыки работы в группе и коммуникативную культуру, социализацию.
Ожидаемые результаты:
Закрепление правовых знаний и социального опыта их применения:
- признание верховенства Конституции РФ на всей территории России, понимание неотчуждаемости основных прав и свобод граждан, а также единства прав и обязанностей граждан;
- уважительное отношение к Закону, понимание его важности в жизни общества и понимание ответственности за его нарушение.
Уважительное отношение к особенностям каждого человека.
Успешное выполнение учащимися с ОВЗ заданий игры в непривычных условиях. Радость от игры у ее участников.
Повышение мотивации к изучению положений Конституции РФ.
Описание игры.
Вступительная беседа. 12 декабря 2018 год – 25-летие принятия Конституции РФ, слайд № 1.
Этапы игры:
- Лента времени. Конституции в нашей стране, слайды № 2 – 5.
Беседа. Содержание Конституции России, слайд № 6.
- Символы государства Россия (герб, флаг, гимн), слайды № 7- 11.
- Единство прав и обязанностей, слайды № 12, 13.
- Кроссворд, слайды № 14, 15.
Оборудование и материалы к игре: Конституция РФ (обучающиеся могут пользоваться документом), мультимедийная установка, презентация, рабочие листы для команд-участников игры на каждую станцию.[1]
Критерии оценки:
Фактическое и историческое соответствие, «читаемость» записей (уважительное отношение к жюри).
Описание этапов игры.
1. «Лента времени. Конституции в нашей стране», слайды 2-5.
Учащиеся получают лист с заданием в виде схемы, где в произвольном порядке перечислены даты принятия Конституций в нашей стране, названия государства и имена руководителей, при которых приняты Конституции. Схема на экране.
Задача учащихся: выстроить даты в хронологическом порядке, сопоставить название страны и имена руководителей. После чего в рабочем листе заполнить таблицу (в хронологическом порядке): дата принятия Конституции, название страны, имя руководителя.
Время работы на этапе – 8-10 мин.
Максимальное количество баллов – 15, за каждый правильный ответ - 1 балл.
2. «Символы государства (герб, флаг, гимн России)».
На экране представлены символы государства РФ. Знакомство со статьей 70 Конституции РФ, слайд 7.
На экране и в рабочих листах представлен герб РФ. Учащиеся подписывают основные символы герба, называют имя всадника на щите, слайды 8, 9.
Время выполнения задания «Символы государства. Герб РФ» – 4 минуты.
Максимальное количество баллов – 7, за каждый правильный ответ - 1 балл.
На экране представлен Российский триколор. Учащиеся из листов цветной бумаги, с помощью ножниц и клея, на листе формата А4 выполняют макет Российского флага, с учётом соотношения (2:3[2]) ширины полотнища флага к его длине. На рабочем листе записывают соотношение ширины флага к его длине и объясняют значение цветов флага РФ, слайды 10, 11.
Время выполнения задания «Символы государства. Флаг РФ» – 8 минут.
Время работы на этапе – 12 минут.
Максимальное количество баллов – 15 баллов: за выполнение макета флага в правильном соотношении и порядке цветов – по 1 баллу (максимально 2 балла), за каждый правильный ответ на вопросы – 1 балл.
3. «Права и обязанности граждан РФ», слайды 12, 13.
На экране и у каждой команды на рабочем листе таблица с перечисленными в произвольном порядке правами и обязанностями граждан РФ. Учащиеся указывают стрелочками на графы таблицы «Права» и «Обязанности», разделяя понятия на права и обязанности.
Время работы на этапе – 8 минут.
Максимальное количество баллов – 22, за каждый правильный ответ на вопросы – 1 балл.
4. «Кроссворд», слайды 14, 15.
На экране незаполненный кроссворд (12 слов). Школьникам нужно внимательно прочитать вопросы и написать ответы в рабочем листе «Кроссворд».
Время работы на этапе – 10 минут.
Максимальное количество баллов – 12, за каждый правильный ответ – 1 балл.
Жюри оценивает игру каждой команды.
Перед объявлением результатов игры звучит первый куплет гимна России.
Награждение победителей игры.
Используемая литература:
Конституция РФ. Изд. «Омега-Л», 2018.
[1] После выполнения каждого задания капитаны команд сдают заполненные рабочие листы, члены жюри оценивают результаты, в это время ведущий обсуждает с игроками ответы и озвучивает правильный вариант.
[2] Соотношение двух одинаковых отрезков к трем таким же одинаковым отрезкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид)
Данная учебная программа по музыке для обучающихся 3-4 классов начальной школы с ограниченными возможностями здоровья (VI вид) составлена на основе:примерной программы начального общего образова...
Воспитание патриотического отношения к государственным символам Российской Федерации учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках истории Отечества в СКШ VIII вида.
В данной статье показана необходимость и целесообразность гражданско-патриотического воспитания школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в коррекционных школах VIII вида. Особенно...
Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)
Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
Методическая разработка: «Рабочая программа внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Методическая разработка:«Рабочая программа внеурочной деятельностидля детей с ограниченными возможностями здоровья»...
методическая разработка "Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе школы-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
В методической разработке представлено описание современных педагогических технологий и их практическое применение на уроках музыки с обучающимися ОВЗ в коррекционной школе....
Редкие часы методическая разработка занятия, реализация образовательной практики с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
В последнее время все большее значение в области социальной политики России имеют проблемы, связанные с активным включением в общественную жизнь такой социальной группы как дети с ограниченными возмож...