Конспект урока по праву Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры
план-конспект урока по праву (11 класс) на тему

Варлапова Ольга Васильевна

Предметные результаты.  Научатся: разрешать трудовые споры правовыми способами, применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собственное мнение, суждения, проявлять активную гражданскую позицию, находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности, составлять исковое заявление в суд.

Познавательные УУД: Владеть приемами осмысленного чтения, извлекать, преобразовывать и интерпретировать информацию, представленную в форме нормативно-правового акта. Знать трудовые права несовершеннолетних, уметь их отстаивать.

Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и самооценки, планировать свою деятельность, подбирать соответствующие средства для достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД: Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Личностные УУД: осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных проблем, ответственное отношение к порученному делу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_pravu_trudovye_spory.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по  учебному предмету «Право», 10А социально-правой класс.

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Используемая технология: кейс-стади.

Тема: «Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры».

Предметные результаты.  Научатся: разрешать трудовые споры правовыми способами, применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

Получат возможность научиться: работать в группах, высказывать собственное мнение, суждения, проявлять активную гражданскую позицию, находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности, составлять исковое заявление в суд.

Познавательные УУД: Владеть приемами осмысленного чтения, извлекать, преобразовывать и интерпретировать информацию, представленную в форме нормативно-правового акта. Знать трудовые права несовершеннолетних, уметь их отстаивать.

Регулятивные УУД: Вырабатывать критерии оценки и самооценки, планировать свою деятельность, подбирать соответствующие средства для достижения поставленной цели.

Коммуникативные УУД: Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща.

Личностные УУД: осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных проблем, ответственное отношение к порученному делу.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, бумага, цветные карандаши, фломастеры, извлечения из Трудового Кодекса РФ, Гражданско-процессуального кодекса РФ, бланк искового заявления.

Ход урока:

1.  Организационный этап.

Здравствуйте, дорогие юные правоведы! Сегодня мы с вами проведем урок в необычной обстановке. У нас присутствуют гости. Когда к нам в дом приходят гости, мы стараемся предложить им самое лучшее, что у нас есть, показать себя с самой лучшей стороны. Вот и сейчас, давайте с вами сделаем так, чтобы нашим гостям было приятно у нас на уроке.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определимся с темой. Предлагаю вашему вниманию фрагмент из фильма «Курьер» созданный в 1986 году режиссёром Кареном Шахназаровым. (демонстрация фрагмента)

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока. «Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры».

Какова цель урока, зачем нам изучать эту тему? «Изучить трудовые права несовершеннолетних, особенности их защиты. Осознать важность знания трудового законодательства Российской Федерации».

У нас есть группа художников. Вам предлагаю отдельное задание. Разработать проект социального рекламного плаката, в котором была бы обозначена проблема нашего сегодняшнего урока о популяризации знаний Трудового законодательства среди молодежи.

3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Прежде чем, мы начнем разговор по нашей теме,  давайте повторим материал, который мы уже изучили.

Фронтальный опрос д/з.

  1. Что такое трудовое право?
  2. Какие документы необходимы при приеме на работу?
  3. Как заключается трудовой договор?
  4. Кто из вас уже имеет опыт трудоустройства? С какими проблемами вы сталкивались при трудоустройстве? (История про знакомого, который отработал месяц и был уволен без оплаты)
  5. А что делать в этом случае? Смогли бы вы обратиться в суд? (родители (законные представители) могут сделать это от имени несовершеннолетних).
  6. А смогли бы вы написать исковое заявление самостоятельно, без помощи юриста? А давайте попробуем сегодня научиться это делать.

4) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). Деловая игра «Судебное разбирательство».

Вариант практической ситуации

Гражданин Кузнецов Иван Сергеевич, 16 лет, устроился 1 июля 2017 г. на работу промоутером в компанию-провайдер «Связь». В его обязанности входило распространение рекламных листовок и флаеров на улице и в многоквартирных домах. С молодым человеком был заключен срочный трудовой договор с 01.07.2017 по 31.08.2017.  Так как трудоустройство произошло впервые, ему была заведена трудовая книжка, в которой была сделана соответствующая запись о приеме на работу. Согласно трудовому договору рабочее время было определено: 5 рабочих дней в неделю,  2 часа в день с 16-00 до 18-00, за которые он должен был распространить в среднем   150-200 листовок на улице, или разнести их по адресам в 6 подъездах многоквартирных домов, прикрепив к входным дверям квартир. За 1 час работы Кузнецову И.С. была установлена оплата труда в размере 200 рублей, итого – 10000 рублей в месяц. Молодой человек осуществлял трудовую деятельность согласно условиям трудового договора в течение июля 2017 г.

31 июля 2017 года Кузнецов И.С. был вызван менеджером компании по персоналу в офис, где ему было объявлено, что он недобросовестно исполнял свои трудовые обязанности, листовки не распространял (особенно по квартирам), а просто выбрасывал их в мусорные контейнеры. В доказательство ему была предъявлена пачка листовок, найденная в подъезде одного из домов мастером компании, производившим подключение интернет-услуг в одной из квартир. По этой причине Кузнецов И.С. уволен за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей в соответствии со ст. 81.6 Трудового Кодекса РФ, без заработной платы.

Мать Кузнецова И.С., гражданка Кузнецова Е.П. обратилась в районный суд  с исковым заявлением к ООО «Связь» о признании увольнения незаконным, взыскании заработной платы за отработанное время в размере 10000 рублей, время вынужденного прогула в размере 10000 рублей и компенсации морального вреда в размере 30000 рублей.

Ход деловой игры.

1. Обозначение задач каждой группы. Итак, вы разделены на группы. Вам будет дано время на подготовку, вы должны распределить роли (примерный список ролей у вас в кейсе), продумать выступление каждого исполнителя. В кейсах  вы найдете необходимые материалы, извлечения из законодательства и другие необходимые материалы.

1 группа – вы представляете интересы истца. Ваша задача: написать исковое заявление, найти нарушения законодательства, связанные с трудоустройством  и увольнением несовершеннолетних, придумайте как можно больше аргументов и доказательств своей правоты, используйте для этого извлечение из Трудового Кодекса РФ и при выступлении приводите ссылки на соответствующие статьи.

2 группа – вы представляете интересы ответчика. Ваша задача: составить трудовой договор,  придумайте как можно больше аргументов и доказательств своей правоты, используйте для этого извлечение из Трудового Кодекса РФ и при выступлении приводите ссылки на соответствующие статьи.

3 группа -  художники рекламного агентства.

2. Работа в группах (7 минут).

3. Элемент судебного заседания. Итак, предлагаю разобраться в ситуации. Для того, чтобы провести наше заседание, я пригласила к нам Тузову Полину, ученицу 11 класса. Я попросила ее исполнить роль судьи, так как эта роль требует особой подготовки, и Полина любезно согласилась нам помочь. Я надеюсь, вы не возражаете против ее кандидатуры? А я буду исполнять роль секретаря. Спасибо за доверие.

Итак, встать, суд идет.

ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА.

СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ: всем встать, суд идет!

СУДЬЯ: здравствуйте, прошу садиться.

СУДЬЯ: в Первомайском районном суде г. Пензы рассматривается дело по исковому заявлению Кузнецовой Елены Петровны к  Обществу с ограниченной ответственностью «Связь» о признании увольнения незаконным, возмещении материального ущерба, причиненного в результате незаконного лишения возможности трудиться и компенсации морального вреда.

СУДЬЯ секретарю судебного заседания: все лица, участвующие в деле присутствуют в зале судебного заседания? (Устанавливает их личность и проверяет полномочия).  Извещены ли надлежащим образом лица, не явившиеся в судебное заседание, и какие имеются сведения о причинах их неявки?

СЕКРЕТАРЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДЕНИЯ: Все участники процесса присутствуют.

СУДЬЯ: явившихся в судебное заседание свидетелей прошу удалиться из зала судебного заседания и находиться в соседнем помещении до начала их допроса.

СУДЬЯ: дело рассматривается федеральным судьей Тузовой Полиной Романовной единолично.

СУДЬЯ: в деле участвуют:

Истец: Кузнецова Елена Петровна законный представитель, Кузнецова Ивана Сергеевича.

Ответчик: общество с ограниченной ответственностью «Связь» и его представители – заместитель директора ФИО и юрисконсульт ФИО.

Полномочия представителей подтверждены доверенностями.

Прокурор: ФИО помощник прокурора Первомайского района, г. Пензы.

Ведет протокол судебного заседания секретарь судебного заседания ФИО.

СУДЬЯ: истец, желаете ли вы заявить отвод?

ИСТЕЦ: нет, Ваша честь.

СУДЬЯ: ответчик, у вас имеются отводы составу суда?

ОТВЕТЧИК: нет, Ваша честь.

СУДЬЯ: лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

2. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ПО СУЩЕСТВУ.

2.1. ДОКЛАД ДЕЛА ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИМ.

СУДЬЯ: суд переходит к рассмотрению дела по существу.

Доклад дела председательствующим.

СУДЬЯ: чтение искового заявления.

Зачитываю исковое заявление ФИО (истца).

СУДЬЯ: поддерживает ли истец свои требования?

ИСТЕЦ: да, Ваша честь.

СУДЬЯ: признает ли представитель ответчика требования истца?

ОТВЕТЧИК: нет, Ваша честь.

СУДЬЯ: не желают ли стороны закончить дело мировым соглашением
ИСТЕЦ: объяснения по поводу данного вопроса.

ОТВЕТЧИК: объяснения по поводу данного вопроса.

СУДЬЯ: суд переходит к исследованию доказательств.

2.2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ.

ОБЪЯСНЕНИЯ СТОРОН

СУДЬЯ: слушаются объяснения истца (назовите ваше ФИО, место жительства, место работы и должность).

ИСТЕЦ: называет,  дает объяснения по поводу исковых требований.

СУДЬЯ: слушаются объяснения несовершеннолетнего, интересы которого представляет истец.

СУДЬЯ: имеются ли у лиц, участвующих в деле, вопросы к истцу?

ОТВЕТЧИК: да, Ваша честь.

Вопросы: _________________________________________________________?

ИСТЕЦ: отвечает по существу.

СУДЬЯ: слушаются объяснения представителя ответчика (назовите ваше ФИО, место жительства, место работы и должность).

ОТВЕТЧИК: называет и дает объяснения по поводу необоснованности требований и утверждений истца.

СУДЬЯ: имеются ли у лиц, участвующих в деле, вопросы к представителю ответчика?

ЛИЦА, УЧ. В ДЕЛЕ: нет, Ваша честь.

ИСТЕЦ: да, Ваша честь.

Вопросы: ___________________________________________________________________?

СУДЬЯ: имеют ли стороны что-либо добавить к своим объяснениям?

ИСТЕЦ: нет, Ваша честь.

ОТВЕТЧИК: нет, Ваша честь.

СУДЬЯ: объявляю заслушивание объяснений сторон законченным. Предлагаю сторонам определить порядок исследования доказательств.

ИСТЕЦ: Ваша честь, мы предлагаем допросить явившихся свидетелей, а затем исследовать письменные доказательства.

СУДЪЯ: мнение ответчика?

ОТВЕТЧИК: не возражаем, Ваша честь.

СУДЬЯ: суд переходит к заслушиванию показаний свидетелей.

ПОКАЗАНИЯ СВИДЕТЕЛЕЙ

СУДЬЯ: в зал судебного заседания приглашается свидетель ФИО.

Назовите ваше ФИО, год рождения, место жительства, место работы и должность.

Суд предупреждает Вас об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (свидетель дает подписку у секретаря судебного заседания). Вы должны говорить правду.

Что вы можете пояснить по данному делу?

СВИДЕТЕЛЬ:  называет и рассказывает о том, что знает по поводу данного дела.

СУДЬЯ: имеются ли у лиц, участвующих в деле, вопросы к свидетелю?

ИСТЕЦ: нет, Ваша честь, он защищает интересы своего работодателя.

СУДЬЯ: в зал судебного заседания приглашается свидетель ФИО.

Назовите ваше ФИО, год рождения, место жительства, место работы и должность.

Суд предупреждает Вас об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (свидетель дает подписку у секретаря судебного заседания).

Что вы можете пояснить по данному делу?

СВИДЕТЕЛЬ: называет и рассказывает о том, что знает по поводу данного дела.

СУДЬЯ: в зал судебного заседания приглашается свидетель ФИО.

Назовите ваше ФИО, год рождения, место жительства, место работы и должность.

Суд предупреждает Вас об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (свидетель дает подписку у секретаря судебного заседания).

Что Вам лично известно об обстоятельствах дела?

СВИДЕТЕЛЬ: называет и рассказывает о том, что знает по поводу данного дела.

СУДЬЯ: имеются ли у лиц, участвующих в деле, вопросы к свидетелю?

ОТВЕТЧИК: да, Ваша честь. ______________________________________

________________________________________________________________ 

СВИДЕТЕЛЬ:  дает объяснения по поводу заданного вопроса.

СУДЬЯ: суд переходит к исследованию письменных доказательств.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

СУДЬЯ: производится ознакомление участников процесса с имеющимися в деле письменными доказательствами.

Чтение и анализ документов _______________________________________

Возможны объяснения и пояснения сторон по поводу исследованных документов.  Вопросы задает судья.

СУДЬЯ: суд исследовал все имеющиеся в деле доказательства. Предоставляется слово для заключения прокурору.

ПРОКУРОР: анализирует информацию, констатирует нарушения и делает выводы по доказательственному материалу.

СУДЬЯ: не желают ли стороны дополнить материалы дела?

ИСТЕЦ: ……. Нет, Ваша честь.

ОТВЕТЧИК: …… Да, Ваша честь. Мы хотели бы заключить с истцом мировое соглашение. Мы предлагаем отменить приказ об увольнении по ст. 81,6 Трудового Кодекса РФ, заменив приказом об увольнении в связи с истечением срока действия трудового договора, внести соответствующие изменения в трудовую книжку Кузнецова И.С., выплатить заработную плату за отработанное время 10000 руб., время вынужденного прогула 10000 руб., компенсацию морального вреда 15000 руб. и 2300 руб,  составляющие расходы по оплате госпошлины при подаче искового заявления, итого 37300 руб. Также мы просим истца отказаться от исковых требований по компенсации морального вреда в размере 30000 руб.

СУДЬЯ: истец, вы принимаете мировое соглашение, предложенное ответчиком.

Истец: да, Ваша честь, принимаю.

4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ И ОБЪЯВЛЕНИЕ определения суда об утверждении мирового соглашения.

СУДЬЯ: именем Российской Федерации. Объявляется определение  суда об утверждении мирового соглашения на основании ст. 173 ГПК РФ.

Текст резолютивной части решения готовится заранее.

Стороны могут обжаловать настоящее определение в течение 10 суток с момента его вынесения в вышестоящий суд.

Поздравляю стороны с тем, что вам удалось уладить конфликт и завершить спор миром. Заседание суда объявляется закрытым.

4. Рефлексия. Итак, наша игра закончена, и я прошу вас ответить на вопросы (заполнить карточку «пять слов об уроке»). Прикрепите их на доску с помощью магнита. Если можно озвучьте свои впечатления.

Выберите  начало фразы и закончите предложение:

  • сегодня я узнал(а)…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я научился(лась)…
  • у меня получилось …
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

Презентация плаката.

А пока предоставим слово нашим художникам.

Заключительное слово. Спасибо всем за плодотворную, творческую работу. Надеюсь, сегодняшний разговор поможет вам избежать подобных ситуаций при трудоустройстве и найти хорошую высокооплачиваемую работу. Закончить наш урок я хотела бы словами Константина Дмитриевича Ушинского «Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас».



Приложения

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) извлечения.

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

1) ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем;

2) сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

3) несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации;

4) смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера);

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

7.1) непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Кодексе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами";

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;

13) предусмотренных трудовым договором с руководителем организации, членами коллегиального исполнительного органа организации;

14) в других случаях, установленных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 92. Сокращенная продолжительность рабочего времени 

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается:

для работников в возрасте до шестнадцати лет - не более 24 часов в неделю;

для работников в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;

для работников, являющихся инвалидами I или II группы, - не более 35 часов в неделю;

для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, - не более 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, продолжительность рабочего времени, указанная в абзаце пятом части первой настоящей статьи, может быть увеличена, но не более чем до 40 часов в неделю с выплатой работнику отдельно устанавливаемой денежной компенсации в порядке, размерах и на условиях, которые установлены отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами.

Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины норм, установленных частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста.

Настоящим Кодексом и иными федеральными законами может устанавливаться сокращенная продолжительность рабочего времени для других категорий работников (педагогических, медицинских и других работников).

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 242. Полная материальная ответственность работника Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного правонарушения.

Статья 265. Работы, на которых запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет 

Запрещается применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания).

Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы.

Перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до восемнадцати лет, а также предельные нормы тяжестей утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Статья 266. Медицинские осмотры лиц в возрасте до восемнадцати лет

Лица в возрасте до восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Предусмотренные настоящей статьей обязательные медицинские осмотры осуществляются за счет средств работодателя.

Статья 269. Дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора

Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.


"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 07.03.2018) извлечения

Статья 7. Единоличное и коллегиальное рассмотрение гражданских дел

 1. Гражданские дела в судах первой инстанции рассматриваются судьями этих судов единолично или в предусмотренных федеральным законом случаях коллегиально.

2. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать гражданские дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.

Статья 16. Основания для отвода судьи

 1. Мировой судья, а также судья не может рассматривать дело и подлежит отводу, если он:

1) при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителя, свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика;

2) является родственником или свойственником кого-либо из лиц, участвующих в деле, либо их представителей;

3) лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

2. В состав суда, рассматривающего дело, не могут входить лица, состоящие в родстве между собой.

3. Наличие информации о внепроцессуальном обращении, поступившем судье по гражданскому делу, находящемуся в его производстве, само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отвода судьи.

Статья 37. Гражданская процессуальная дееспособность

1. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю (гражданская процессуальная дееспособность) принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

2. Несовершеннолетний может лично осуществлять свои процессуальные права и выполнять процессуальные обязанности в суде со времени вступления в брак или объявления его полностью дееспособным (эмансипации).

3. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители. Однако суд обязан привлекать к участию в таких делах самих несовершеннолетних, а также граждан, ограниченных в дееспособности.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и иных правоотношений, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе лично защищать в суде свои права, свободы и законные интересы. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах законных представителей несовершеннолетних.

(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних, не достигших возраста четырнадцати лет, а также граждан, признанных недееспособными, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, защищают в процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Однако суд вправе привлечь к участию в таких делах граждан, признанных недееспособными.

Статья 45. Участие в деле прокурора

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Статья 69. Свидетельские показания

1. Свидетелем является лицо, которому могут быть известны какие-либо сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела. Не являются доказательствами сведения, сообщенные свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности.

2. Лицо, ходатайствующее о вызове свидетеля, обязано указать, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, может подтвердить свидетель, и сообщить суду его имя, отчество, фамилию и место жительства.

Статья 131. Форма и содержание искового заявления

1. Исковое заявление подается в суд в письменной форме.

2. В исковом заявлении должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается заявление;

2) наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем;

3) наименование ответчика, его место жительства или, если ответчиком является организация, ее место нахождения;

4) в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца и его требования;

5) обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;

6) цена иска, если он подлежит оценке, а также расчет взыскиваемых или оспариваемых денежных сумм;

7) сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон;

8) перечень прилагаемых к заявлению документов.

В заявлении могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты истца, его представителя, ответчика, иные сведения, имеющие значение для рассмотрения и разрешения дела, а также изложены ходатайства истца.

3. В исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

В случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином либо указание на обращение гражданина к прокурору.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исковое заявление подписывается истцом или его представителем при наличии у него полномочий на подписание заявления и предъявление его в суд.

Исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащее ходатайство об обеспечении иска, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 173. Отказ истца от иска, признание иска ответчиком и мировое соглашение сторон

1. Заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.

2. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон.

3. При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

4. В случае непринятия судом отказа истца от иска, признания иска ответчиком или неутверждения мирового соглашения сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу.

Статья 176. Предупреждение свидетеля об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний

1. До допроса свидетеля председательствующий устанавливает его личность, разъясняет ему права и обязанности свидетеля и предупреждает об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. У свидетеля берется подписка о том, что ему разъяснены его обязанности и ответственность. Подписка приобщается к протоколу судебного заседания.

2. Свидетелю, не достигшему возраста шестнадцати лет, председательствующий разъясняет обязанность правдиво рассказать все известное ему по делу, но он не предупреждается об ответственности за неправомерный отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.

Госпошлина в суд общей юрисдикции, мировые суды и Верховный суд Такой денежный сбор рассчитывается согласно ст. 333.19 НК РФ. Если существует возможность установить цену оспариваемого имущества, цена госпошлины составляет:

Цена иска, руб.

 Госпошлина

до 20 000

4% от суммы, минимальный размер 400 руб.

от 20 000

800 руб. + 3% от суммы иска

от 100 000

3 200 руб. + 2% от суммы иска

от 200 000

5 200 руб. + 1% от суммы иска

от 1 000 000

13 200 руб. + 0,5% от суммы иска, при этом максимальный возможный размер уплачиваемой госпошлины — 60 000 руб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по праву 11 класс "Правое регулирование труда несовершеннолетних" "

Урок права 11 класс по теме "Правовое регулирование труда несовершеннолетних"...

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВ настоящий период с ростом потребностей современной эконо­мики России в трудовых ресурсах возрастает роль работнико...

Схематический конспект урока по Праву "Гражданско-правовые отношения" 11 класс

схематическое изображение основных понятий темы "Гражданско-правовые отношения"...

Презентация к уроку права "Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры"

Презентация содержит фрагмент из фильма «Курьер» созданный в 1986 году режиссёром Кареном Шахназаровым...

Урок обществознания по теме «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних»

Урок обществознания по теме«Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних»Урок обществознания «Труд и право: правовое регулирование труда несовершеннолетних» в ...

Урок по учебному предмету «Право», 11 гуманитарный класс "Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Трудовые споры"

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).Используемая технология: кейс-стади, обучающие структуры Сингапурской методики, структура «Тик – тэк – тоу» (кре...

урок по праву.Тема: «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА»

В данной разработке идет работа в группах, основанная на работе с трудовым кодексом, конституцией, ребята  учатсяч на практике использовать статьи, которые им пригодятся в жизни....