Программа элективного курса "Основы права" для 11 класса
элективный курс по праву (11 класс) на тему

Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в . содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих про6лем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательств. Программа рассчитана на 17 часов, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs11_pravo.doc176.5 КБ
Файл uchebno-tematicheskiy_plan.docx14.32 КБ
PDF icon retsenziya_k_kursu_osnovy_prava.pdf157.35 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация  Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                                         Утверждено:

Зам. директора по УР                                       Директор МКОУ«Перегребинская средняя

Погудина ЛА.                                                                            общеобразовательная школа»                                                                                                                           Штоль Г.В.

 «____»_____________2014г.                                                        «___»______________2014г    

.

ОСНОВЫ ПРАВА

Программа

элективного курса по праву.

11 класс

                                                             Автор:  Сирачитдинова А.З. учитель истории и

                                                        обществознания Перегребинской СОШ №2

Перегребное

2014г.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация  Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа»

Тип учебного учреждения:       Общеобразовательное учреждение

Вид учебного учреждения:       Средняя общеобразовательная школа

Класс  обучающихся:                11 класс

Название программы:               Основы права

Название образовательной

области:                                        Право.

Название учебной  

дисциплины:                                Право.

Вид образовательной

программы:                                 Образовательная программа

                                                        элективного курса

Перегребное.

2014г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЗАПИСКА

        В современных условиях перед нашим государством стоит задача превращения его в современное правовое государство. В решении этой задачи важную роль может сыграть правовое образование граждан, а следовательно, включение в учебные программы школ различных правовых курсов.

Актуальность программы определяется тем, что учащимся важно знать роль и значение права в их жизни и уметь защитить себя, отстаивая свои права.

Принципами отбора содержания материала программы являются:

- системность;

- научность;

- доступность';

- возможность практического применения полученных знаний;

Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в . содержании курса рассматривается много житейских проблем, касающихся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих про6лем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательств      

Настоящая авторская программа по курсу "Основы права" составлена на основе стандарта среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень), который включает положения об основных принципах правовых понятий, но и приобретают правовые  знания  на основе авторской программы элективного курса Автор:Т.А.Корнева кандидат исторических наук Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Цели:

]. Способствовать развитию правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.

2. Заинтересовать учащихся поиском необходимой правовой информации при решении конкретных жизненных ситуаций и проблем.

3. Воспитать у учащихся уважение к праву и закону.

Задачи курса:

]. Знакомство учащихся с основными нормативно-правовыми актами, с которыми человеку чаще всего приходится сталкиваться в жизни.

2. Освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав.

З. Развитие коммуникативных способностей, прежде всего устной речи.

4. Воспитание ответственности за собственное благополучие.

Необходимым условием реализации этих целей и задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных, форм работы наряду с традиционными..

Формы организации учебной деятельности: лекции, практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы.

 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Администрация  Октябрьского района

Управление образования

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа»

Согласовано:                                                                                         Утверждено:

Зам. директора по УР                                       Директор МКОУ«Перегребинская средняя

Погудина ЛА..                                                                             общеобразовательная школа»                                                                                                                           Штоль Г.В.

 «____»_____________2014г.                                                        «___»______________2014г    

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ОСНОВЫ ПРАВА»

№ уро- ка

Содержание обучения, разделы, темы

Всего  часов

В том числе

Формы

 контроля

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества

2

1

1

тест

2

Тема 2. Право на образование

2

1

1

тест

3

Тема 3. Семейное право

2

1

1

тест

4

Тема 4. Трудовое право

2

1

1

тест

5

Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика

2

1

1

тест

6

Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика

2

1

1

Тест

7

Тема 7. Уголовное право

2

1

1

Тест

8

Тема 8. Обобщение  по курсу

3

2

1

тест

ИТОГО:            17                                             9                              8

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

        Тема 1. Роль права в жизни человека и общества. (2 час) 

        Право его роль в судьбе отдельного гражданина и общества.

Основные отрасли права: уголовное, гражданское, семейное, трудовое, административное.

Законы - лишь разновидность различных нормативно-правовых актов.

Правила поведения и нормы права - это не диктат государства, а удобные образцы человеческой жизни, вносящие в нее организованность и стабильность.

        Тема 2. Право на образование. (2 часа) 

Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер образования, свобода и плюрализм в образовании.

        Виды и формы получения образования. Виды учебных заведений, дающих возможность получить профессиональное образование в РФ: начальное, среднее специальное, высшее. Диплом государственного образца. Негосударственные учебные заведения.

Лицензирование и аккредитация негосударственных учебных заведений.

        Российское законодательство и реальная практика. Разные возможности получения образования у городских и сельских учащихся.

        Материальные гарантии права на образование.

        Государственное финансирование образования.

        Тема 3. Семейное право.(2 часа) 

Семья: за и против. Семейный кодекс - отражение государственной политики в области семейного права. Правовое регулирование института брака в РФ. Гражданский и церковный браки.  Имущественные права и брачный договор.

Роль мужчины и женщины в обществе и семье. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Правоспособность и дееспособность субъектов семейного права.

Порядок расторжения брака. Порядок назначения и выплаты алиментов. Развод родителей и его влияние на судьбу детей.

        Тема 4. Трудовое право. (2 часа) 

Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права. Трудовой кодекс РФ.

Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приема на работу. Расторжение трудового договора. Споры между участниками трудовых отношений. Порядок увольнения.

Проблема трудоустройства. Проблема безработицы и социальных льгот, предоставляемых трудовым законодательством.

Трудовое законодательство о правах различных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних.

        Тема 5. Жилищные права граждан. (2часа) 

Нормативно-правовые акты, регулирующие жилищные правоотношения. Конституция РФ и Жилищный кодекс РФ о праве на жилище и порядке найма жилого помещения.

Приватизация жилья. Виды сделок с жильем. Купля-продажа, дарение, наследование жилья.

Ипотечное кредитование.

Региональное жилищное законодательство. Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда.

Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.

Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние. Права органов опеки и попечительства. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильём.

        Тема 6 Права потребителя. (2 часов)

 Понятие информации. Средства массовой информации как четвёртая власть. Основные источники информации для потребителя.

Советы друзей: плюсы и минусы данного источника информации для потребителя.

Информация производителя. Этикетка и упаковка товара.

Реклама как источник информации для потребителя. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе?

Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителей». Право на качественный товар или услугу - основное право потребителей. Право на безопасность товаров и услуг. Обязательность инструкции на русском языке. Гарантийный срок и срок службы товара.

Порядок обмена товара ненадлежащего качества.

Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителей. Комитет по защите прав потребителей.

        Тема 7. Уголовное право. (2часов) 

Уголовная ответственность. Уголовный кодекс РФ.

Различные виды преступлений. Обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона; крайняя необходимость; задержание лица, совершившего преступление; причинение вреда в результате физического принуждения).

Проблемы юридической ответственности. Мораторий на смертную казнь. У головная ответственность несовершеннолетних.

Порядок расследования преступления и судебного разбирательства.

Следователь, прокурор, адвокат.

Обжалование решения суда.

Тема 8 (обобщение по курсу). Я - гражданин России. (3час) 

Право вой статус гражданина России. Права и обязанности несовершеннолетних.

Общие планируемые  результаты  

        В результате изучения курса у учащихся должны сформироваться:

- знания и представления О нормах современного российского законодательства;

- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;

- коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.

АППАРАТ КОНТРОЛЯ

(ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ)

- тестирование;

- задания на выявление операционных умений;

- моделирование жизненных ситуаций.

Тестирование нацелено на определение уровня знаний, а две другие формы - на выявление поведенческого компонента в правосознании школьника.

Для оценивания достижений учащихся можно использовать следующие варианты тестов:

- с единственно верным вариантом ответа;

- с множественными верными ответами;

- на заполнение пропyсков в верном утверждении.

Оценить поведенческие знания поможет анализ предложенных ситуаций, умение выразить свою точку зрения по тому или иному юридически значимому вопросу.

     Виды диагностики и контроля знаний и умений учащихся.

Что оценивается (какой вид учебной деятельности)? Оцениваются выполненные старшеклассниками практические (письменные) и творческие работы, устные ответы, участие в обсуждении, дискуссии, выполненные индивидуальные проекты , наблюдения, домашняя работа.

В какой форме выражается оценивание?

Виды оценивания:

- отметка;

- накопительная система (портфолио);

- самооценка. 

1.1. Оценивание выполнения тестов текущего и итогового контроля

Оценивание итогов текущего (поурочного) контроля в виде тестирования зависит от количества тестов и типов заданий.

Если заданий не много, например, 6-10, то учитель может сам разработать шкалу оценки и обязательно сообщить ее учащимся. В такой вариант контроля можно включить 4-6 заданий по типу части «А» и 2-3 – по типу части «В». В таком случае шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть так:

«2» - 1-2 задания

«3» - не менее 3-4 заданий

«4» - не менее 5 заданий

«5» - 6 заданий

Для оценивания выполнения тестов итогового контроля также используется шкала перевода баллов в отметку. За 40-45 минут старшеклассники могут выполнить 22-25 тестовых заданий разного типа, но заданий из части С (высокого и повышенного уровня сложности) не может быть более 2-3. Так, если заданий 24, то следует помнить, что менее 50% выполненных заданий оценивается на «2», и шкала перевода баллов в пятибалльную систему может выглядеть следующим образом:

«2» - 1-12 заданий

«3» - 13-16 заданий

«4» - 17-20 заданий

«5» - 21-24 задания

1.2. Оценивание портфолио

Портфолио ученика – сфера ответственности самого старшеклассника – все необходимые материалы он собирает и оформляет сам. Старшеклассники могут выбрать одну из двух форм портфолио: портфолио работ ученика (рефлексивный портфолио) и проблемно-исследовательский портфолио. Можно вести обе формы. Автор может хранить в портфолио все, что считает свидетельством собственных усилий в изучении материала, прогресса или достижений по данной теме (разделу, предмету в целом).

Первый вид - Портфолио работ ученика.

Вариант оформления портфолио работ ученика.

1. Фамилия, имя, отчество

2. № школы, класс

3. Сведения о прохождении элективного учебного курса (таблица ниже)

4. Приложение (рабочие листы с текстами учебных работ, тетрадь для творческих работ, выполненные тесты, рефераты и др.) 

Сведения о прохождении элективного учебного курса

 

Дата

вид учебного мероприятия

итоговая оценка

 

 

 

 

 

Пример заполнения

Дата

вид учебного мероприятия

итоговая

оценка

1

тестирование

2

анализ текста и конспектирование

3

анализ текста и составление плана

4

тестирование

5

эссе

6

домашнее задание, реферирование

7

участие в дискуссии

8

контрольная работа

 

 

 

 

Второй вид портфолио, который могут выбрать учащиеся, — проблемно-исследовательский, связанный с написанием докладов, реферата, эссе, проектов, накоплением учебных ресурсов. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например:

- тематические подборки - статьи, выдержки из статей, материалы СМИ, Интернет для построения аргументации по обществоведческим темам;

-  таблицы, схемы;

- дневники (политический, экономический и т.п.);

-  список литературы, ресурсы Интернет для изучения определенных тем;

-  факты, цифры, статистика;

-  список литературы, ресурсы Интернет для написания письменной работы;

-  варианты названий реферата (доклада, сообщения);

- материалы для участия в дискуссии, дискуссионные точки зрения;

-  планы исследования, наблюдения;

-  цитаты, афоризмы;

-  результаты исследования;

-  выводы по результатам исследования;

- словарь.

Портфолио ученика элективного предмета представляет собой собрание различных учебных, творческих, проектных работ старшеклассников, статистики оценивания, которые сохраняются в компьютере учителя. В случае отсутствия возможности ведения электронного варианта портфолио может оформляться в виде файловой папки ученика с приложением его работ (накапливаются в течение года), представленных в виде статистики оценок письменных работ, текстов, электронных версий, хранится в кабинете в свободном доступе для старшеклассников.

Критерии оценки портфолио должны быть сообщены старшеклассникам заранее и мотивировать их для учебной деятельности. Критерии оценки портфолио: по количеству выполненных заданий, по степени их трудности, по уровню самостоятельности учащихся (степень помощи учителя-тьютора), по степени использования дополнительной литературы и другие.

1.3. Критерии оценивания эссе.

Критерии оценки эссе вновь изменились: разработчики выделили отдельно критерий К2 - характер и уровень теоретической аргументациии К3 - качество фактической аргументации. Кроме того, введено условие снижению оценки по критерию К2 на 1 балл в случае наличия ошибочных с точки зрения научного обществознания положений. 

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл (или раскрыл неверно) смысл высказывания, не обозначил поставленную автором проблему (выдвинутую тему), и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2–К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется 0 баллов.

 

Критерии оценивания ответа на задание С9

Баллы

К1

 

Раскрытие смысла высказывания

 

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

1

 

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт

представления о его понимании

0

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания

положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

Избранная тема раскрывается с опорой на соответствующие

понятия, теоретические положения и выводы

2

 

Приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими компонентами аргументации понятия или положения

1

 

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл

ключевых понятий не объяснён; теоретические положения,

выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой

0

К3

Качество фактической аргументации

Факты и примеры почерпнуты из различных источников:

используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов

(истории, литературы, географии), факты личного социального

опыта и собственные наблюдения

2

 

Фактическая аргументация дана с опорой только на личный

социальный опыт и житейские представления

1

 

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому

тезису

0

 

Максимальный балл

5

АЛГОРИТМЫ.

2.1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»

1. Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы.

Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.

2. Внимательно изучи диаграмму:

- проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;

- прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответствующими сегментами (столбцами);

- установи, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;

- лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.

3. Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.

2.2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7

Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).

ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ

1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.

2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;

- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с данными условия задачи. 

4)   Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.
5)   Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.
6)   Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

     соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;

     если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;

     нет ли противоречий между вашими аргументами;

     нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

     можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

     не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.

Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.

Задание С7. К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.

Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:

1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;

2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;

3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача  (социальная сфера), понятие «социальная общность»;

4) выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).

Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) названа общность: этническая группа;

2) два признака по тексту:

– общность культуры;

– общность территории.

3) дополнительный признак, например:

– общность языка;

– сознание своего единства.

Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.

2.3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»

1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.

2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.

3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль.

4. Озаглавь каждую часть.

5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.

6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.

7. В случае необходимости внеси корректировки.

8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.

9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки. 

2.4. ПАМЯТКА «КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ (С9)» 

         1 этап. КАК ВЫБРАТЬ ТЕМУ ЭССЕ?

Выбирая тему, ты должен быть уверен, что:

1) имеешь неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;

2)  ясно понимаешь смысл высказывания (не согласен с ним, а понимаешь, что именно утверждает автор);

3)   владеешь  обществоведческими терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (обрати внимание – термины, которые тебе предстоит употребить, должны относиться непосредственно к теме эссе);

5) сумеешь привести факты и примеры из СМИ, учебных предметов (истории, литературы, географии), общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции.

2 этап. КАК НАПИСАТЬ ЭССЕ.

1. Текст эссе должен иметь непосредственное отношение к той науке, к которой относится выбранное тобой высказывание (философии, социологии, политологии, экономике, праву). Все понятия, теоретические положения, факты, примеры должны относиться именно к этой науке!!!

2. В первой части напиши смысл высказывания. Ты должен правильно понять его смысл. Не выходи за рамки проблемы и не увлекайся рассуждениями, не относящимися к смыслу высказывания. Можно использовать клише:

- «Смысл данного высказывания состоит в том, что …»;

- «Автор обращает внимание на то, что …»;

- «Автор убежден в том, что …»

3. Во второй части эссе важно привести теоретическую аргументацию.

Основой теоретической аргументации являются

- понятия,

- теоретические положения

- и выводы.

Обязательно используй обществоведческие понятия, термины! Вспомни словарь по обществознанию и попробуй написать определение самых необходимых понятий. Помни, что они должны помогать в раскрытии темы!

4. В третьей части обязательно приведи фактическую аргументацию.  

Факты и примеры могут быть почерпнуты из различных источников: используй

       сообщения СМИ,

       материалы учебных предметов (истории, литературы, географии),

       факты личного социального опыта

       и собственные наблюдения

Помни, что можно использовать примеры из общественной жизни, СМИ, Интернета, личного опыта, твоего окружения (друзья, соседи). Можно использовать известные тебе научные данные или результаты исследований. Все это – тот  фактический материал, за который ты можешь получить баллы.

5. В последней части обязательно сделай выводы.

Вывод сводит воедино в одном-двух предложениях основные идеи аргументов и подводит итог рассуждений. Обычно, вывод начинается со слов: «Таким образом, можно сделать вывод о …» или «В итоге можно сделать вывод о …»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для реализации курса эффективно использование индивидуально-дифференцированных технологий обучения.         

В классах со слабой подготовкой учащиеся могут работать парами, малыми группами, обращаясь за помощью к учителю, а в более подготовленных классах –  самостоятельно. Учащимся с хорошей подготовкой по предмету обществознание можно предложить выполнение заданий более сложного уровня – индивидуально, а с ребятами среднего уровня – организовать консультативную помощь.  

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебники: Обществознание 8 – 11 кл. А.И.Кравченко

Учебные пособия:  Сборник элективных курсов под редакцией Т.А.Корневой. Волгоград, издательство «Учитель», 2006 г. А.В. Хорошенкова, элективный курс по изучению правовых дисциплин, издательство «Панорама», Волгоград, 2006 г.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

(ПЕРЕЧЕНЬ РАЗРАБАТЫВАЕМОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ДИДАКТИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ПРОГРАММЫ)

  1. Методические рекомендации к разработке занятий.
  2. Тесты.
  3. Варианты самостоятельных работ.

Приложение 1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Те м а 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Урок 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Ц е л и: способствовать формированию у учащихся понимания необходимости получения правовых знаний; умения высказать свое мнение, анализировать ситуацию; формировать умение работать в группе, уважать мнение других.

Содержание урока:

1) Роль права в судьбе отдельного гражданина.

2) Oтрасли права. Нормы права.

3) Различные виды нормативно-правовых актов.

4) Роль права в жизни общества.

Формы и методы обучения: эвристическая беседа с обсуждением правовых ситуаций; работа в группах; работа с документами.

Элементы рефлексии.

3 а д а н и е: продолжите предложения:

«Право для меня важно, так как... ».

«Право важно для cтpaны, так как... ».

Т е м а 2. ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ

Урок 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Ц е л и: познакомить учащихся с содержанием государственной политики в области образования; способствовать совершенствованию навыков работы с законодательными актами; формировать умение работать в группе, уважать мнение других.

Содержание урока:

1) Основные принципы государственной политики в области образования.

2) Виды и формы получения образования. Государственные и негосударственные учебные заведения.

3) Диплом государственного образца.

Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы; работа с законом РФ «Об образовании».

Формы контроля: открытый микрофон: «Что бы вы посоветовали нашему правительству по изменению политики в области образования».

Урок 3. ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Ц е л и: сформировать у учащихся понимание необходимости получения образования; развивать навыки устной речи; воспитывать желание помочь другому.

Содержание урока:

1) Российское законодательство и реальная практика.

2) Материальные гарантии права граждан на образование.

3) Государственное финансирование образования.

Формы и методы обучения: беседа; «мозговой штурм»; групповая работа.

Домашнее задание: написать письмо в Министерство образования со своими предложениями об улучшении образовательных услуг в сельской местности.

Т е м а 3. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Урок 4. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА

Ц е л и: способствовать формированию у учащихся восприятия семьи как необходимой ячейки общества; способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся; воспитывать уважение к семейным отношениям.

Содержание урока:

1) Семья: за и против.

2) Правовое формирование института брака в РФ.

3) Виды брака. Условия, препятствующие вступлению в брак.

4) Имущественные права и брачный договор.

Формы и методы обучения: беседа; сюжетно-ролевая игра;

работа с документами.

Формы контроля:

1) Тест.

Какие из перечисленных ситуаций имеют отношение к нормам Семейного кодекса РФ?

а) Гражданин Котов подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСА, указав в ней, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой Семеновой, которая живет в другом городе, но прислала в ЗАГС письменное согласие на брак, заверенное у нотариуса.

б) «Вдруг я заболею, - сказала жена своему мужу, - тогда мне потребуется от тебя материальная помощь. Давай заключим брачный договор, где укажем (если ты не возражаешь) твое обязательство В случае моей болезни оказывать мне регyлярную финансовую помощь». На это муж возразил: «3-э-э... поезд уже ушел. Надо было заключать брачный договор до брака, а теперь поздно».

в) Муж говорит своей жене: «Я решил, что мы в следующем месяце переедем в город Днепропетровск. Как бы ты к этому ни относилась, все равно тебе придется ехать со мной, потому что ты как жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет».

2) Можно предложить учащимся заполнить брачный договор на вымышленных людей.

Урок 5. РОДИТЕЛИ И ДЕТИ

Ц е л и : способствовать пониманию того, что дети несут определенные обязанности по отношению к родителям; развивать коммуникативные навыки у учащихся; воспитывать уважение к семейным отношениям.

Содержание урока:

1) Роль мужчины и женщины в обществе и семье.

2) Права ребенка в семье.

3) Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом.

4) Развод в судьбе детей.

Формы и методы обучения: беседа; диктант по правовым понятиям; групповая работа; работа с документами.

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Семья -это...» или «Создание семьи - очень ответственный шаг, потому что…».

Т е м а 4. ТРУДОВОЕ ПРАВО

Урок 6. РАБОТОДАТЕЛИ И РАБОТНИКИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Ц е л и: способствовать расширению знаний учащихся о нормативно-правовой базе трудового права; способствовать развитию аналитического мышления у учащихся; воспитывать уважение к труду и людям, умеющим трудиться.

Содержание урока:

1) Право человека на свободный труд. Нормативно-правовая база трудового права.

2) Работник и работодатель на рынке труда.

3) Трудовое законодательство о правах различных категорий граждан, в том числе несовершеннолетних.

Формы и методы обучения: эвристическая беседа; групповая работа; работа с документами.

Формы контроля: тестирование.

Какие документы должен представлять в отдел кадров поступающий 110 работу гражданин:

а) трудовую книжку;

б) характеристику с предыдущего места работы;

в) резюме;

г) паспорт;

д) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

е) документы о наградах.

Домашнее задание: подобрать из прессы примеры нарушения трудового законодательства.

Урок 7. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ТРУДОВОЙ СФЕРЕ

Ц е л и: способствовать пониманию того, как на практике можно применить имеющиеся знания; развивать умение в выгодном свете представить свои способности; воспитывать уважение к труду.

Содержание урока:

J) Споры между участниками трудовых отношений. Расторжение трудового договора. Увольнение. Сокращение.

2) Проблема безработицы и социальных льгот. Скрытая безработица.

3) Государственные органы, помогающие разрешить спорные вопросы в трудовой сфере.

Формы и  методы обучения: решение правовых задач; сюжетно-ролевая игра: «Расторжение трудового договора).

Формы контроля: фронтальный опрос.

Найти в документах ответы на  в о п р о с ы :

1) В каком случае вы можете быть приняты на работу, если вам 13 лет? 14 лет? 15 лет? 16 лет.

Можете ли вы подписать трудовой договор, если вам 13 лет?

14 лет? 15 лет? 16 лет?

2) Имеете ли вы право на труд? Подтверждение найдите в документе.

3) Олег работает в школе лаборантом. В школе он сдал вступительные экзамены в институт. Олег подал заявление о расторжении трудового договора. В заявлении он указал, что увольняется в связи с зачислением в институт и просит его уволить с 1 сентября, так как в этот день начинаются занятия. Должен ли Олег после подачи заявления отработать две недели?

Домашнее задание: поговорить с родителями о том, сталкивались ли они с трудовыми спорами. Если да, то как они разрешились. Найти в документах подтверждение правильности принятого решения.

Т е м а 5. ЖИЛИЩНЫЕ ПР АВА ГРАЖДАН:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И РЕАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Урок 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ НЕДВИЖИМОСТИ

Ц е л и: углубить знания учащихся о нормативно-праВ080Й базе по жилищным правам граждан; начать формировать навыки поведения при совершении различных видов сделок с жильем; воспитывать уважение к мнению другого.

Содержание урока:

1) Конституция РФ о праве на жилище и Жилищный Кодекс РФ о порядке найма жилого помещения.

2) Виды сделок с жильем. Правила поведения при их совершении.

3) Порядок предоставления гражданам жилья из муниципального фонда.

Формы и методы обучения: лекция с элементами практикума;

решение правовых ситуаций; работа в группах.

Домашнее задание: подобрать ситуативный материал для следующего урока по теме: «Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем}).

Урок 9. ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК С ЖИЛЬЕМ

Цели: углубить знания учащихся по жилищному законодательству; способствовать развитию творческого и аналитического мышления школьников; воспитывать уважение учащихся друг к другу.

Содержание урока:

1) Участие несовершеннолетних в приватизации жилья.

2) Несовершеннолетние как собственники жилья. Условия совершения сделок с жильем, в котором проживают несовершеннолетние.

3) Роль органов опеки и попечительства в защите прав несовершеннолетних.

Формы и методы обучения: групповая работа: «Анализ реальных случаев из судебной практики».

Домашнее задание:

1-й г р у п п е : выяснить в администрации района, сколько и какого жилья было предоставлено несовершеннолетним, оставшимся без попечения родителей;

2-й г р у п п е : узнать в органах опеки и попечительства, возникают ли спорные вопросы при продаже жилья, в котором проживают несовершеннолетние;

3-й г р у п п е: провести социологический опрос: «Необходимы ли изменения в жилищном законодательстве? Если да, то какие?».

Т е м а 6. ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

И РЕАЛЬНАЯ  ПРАКТИКА

Урок 10. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ

Цели: формировать понимание того, что «реклама - двигатель торговли» не лозунг, а действующий закон на рынке труда; продолжить работу по формированию навыков отстаивать свою точку зрения.

Содержание урока:

1) Понятие информации. Информация как власть.

2) Основные источники информации для потребителя.

3) Влияние рекламы на потребителя.

Формы и методы работы: беседа, «мозговой штурм».

Домашнее задание: нарисовать упаковку к любому товару и придумать к этому товару рекламный ролик.

УРОК: 11. ЗАКОН РФ «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

Ц е л и: познакомить учащихся с содержанием закона «О защите прав потребителей»; продолжить работу по формированию навыков работы с документами.

Содержание урока:

1) Кто такой потребитель по российскому закону «О защите прав потребителей».

2) Права потребителей.

3) О работе комитета по защите прав потребителей.

Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы; работа с документами; «мозговой штурм».

Элементы рефлексии: ответить на вопрос, может или нет потребитель защитить свои права?

«Mожет, потому что...» «Не может, потому что...»

Урок 12. ПРАВИЛА ГРАМОТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

Ц е л и: познакомить учащихся с азбукой поведения на рынке товаров и услуг; формировать навыки по защите своих прав; воспитывать уважение к государственным органам, защищающим интересы потребителей.

Содержание урока:

1) Основные правила грамотного потребительского поведения.

2) Порядок защиты прав потребителя, обращение в соответствующие государственные органы.

Формы и методы обучения: сюжетно-ролевая игра; практическая работа по заполнению претензионного заявления и искового заявления в суд; групповая работа.

Формы контроля: заполнение заявлений.

Тема 7. УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Урок 13. ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДА ТЕЛЪСТВА

Ц е л и: познакомить учащихся с основами уголовного законодательства России; повышать мотивацию к учебной деятельности.

Содержание урока:

1) Уголовный кодекс РФ.

2) Уголовная ответственность. Различные виды преступлений.

3) Обстоятельства, исключающие преступность деяний.

Формы и методы обучения: лекция с элементами беседы;

«МОЗГОВОЙ штурм» по решению проблем роста преступности.

Домашнее задание: высказать свое мнение относительно следующего утверждения;

«Смертная казнь - это нарушение права человека на жизнь, поэтому ее надо запретить».

Если вы с этим тезисом не согласны, приведите аргументы против. Свою точку зрения можно подтвердить материалами прессы или цитатами из художественной литературы.

Урок 14. ПОРЯДОК СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА

Ц е л и: познакомить учащихся с ходом судебного разбирательства; формировать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; воспитывать уважение к мнению других.

Содержание урока:

1. Что такое следствие.

2. Полномочия прокурор а, адвоката, суда.

З. Возможность обжалования решения суда.

Желательно посещение судебного заседания.

Домашнее задание: выступите (на ваш выбор) в роли прокурора или адвоката в предложенной ситуации:

Находясь за рулем автомобиля «Жигули», Владимир Петрович Николаев нарушил правила дорожного движения. Машину отбросило на тротуар, где стояла Марина Васильевна Павлова. Женщина упала. Не дожидаясь сотрудников ГАИ, Николаев посадил пострадавшую в машину и отвез ее в больницу. Затем он приехал в ближайшее отделение милиции и рассказал, при каких обстоятельствах сбил пешехода.

С п р а в к а. Совершено преступление, предусмотренное частью статьи 264 УК РФ.

Могут быть назначены следующие виды н а к а з а н и я :

- ограничение свободы на срок до пяти лет;

- арест на срок от 3 до 6 месяцев;

- лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством до Трех лет или без такового.

Урок 15. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ В СИСТЕМЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ц е л н: объяснить учащимся, какую ответственность несут несовершеннолетние в случае нарушения закона; отрабатывать навыки групповой работы и работы с документами; воспитывать уважение к закону.

Содержание урока:

1) Уголовная ответственность несовершеннолетних.

2) Обстоятельства, смягчающие или отягчающие совершенное преступление.

Формы и методы обучения: беседа; групповая работа с документами.

Формы контроля: «открытый микрофон», «Возраст уголовной ответственности несовершеннолетниx надо снизить, так как...».

«Главными причинами роста уровня преступности несовершеннолетних являются...».

«Мои предложения по вопросу снижения уровня преступности среди несовершеннолетних».

Урок 16-17. ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ: «Я-ГРАЖДАНИН РОССИИ)

Цели: обобщить полученные в ходе изучения курса «Основы права!» знания; способствовать формированию аналитического и творческого мышления.

Содержание урока:

1) Правовой статус гражданина России.

2) Права и обязанности несовершеннолетних.

Формы и методы обучения: работа с материалами из СМИ о нарушении или соблюдении отдельных конституционных прав граждан; групповая работа по отдельным правам граждан.

Формы контроля: итоговый тест.

1. Самая распространённая сделка по nрио6ретению права со6ственности на жильё:

а) обмен;

б) дарение;

в) купля-продажа;

г) рента и пожизненное содержание с иждивенцем.

2. Приватизация жилья оформляется:

а) договором передачи;

б) свидетельством о регистрации;

в) договором дарения.

3. Владимир Л купил автомо6шtь. Через некоторое время он о6ратил внимание на стук в двигателе двигателе. Он обратился в транспортную мастерскую, но мастера не смогли определить причину стука и отказались принимать какие-либо меры. Владимир Л 06ратWlСЯ в суд. Суд обязал продавца заменить автомобиль, так как:

а) покупатель в любом случае имеет право заменить купленный автомобиль на новый;

б) наличие шума в двигателе не характерно для нормальной работы автомобиля, а значит, автомобиль не соответствует обычно предъявляемым требованиям;

в) гарантийная мастерская оказалась малокомпетентной и непрофессиональной.

4. Что из перечисленного должен подписать гражданин, поступающий па работу:

а) договор о проведении ремонта в кабинете;

б) обязательство не опаздывать на работy;

в) трудовой договор;

г) коллективный договор.

5. В каком правовом акте отражены oснoвныe нормы трудового права:

а) в Конститyции РФ;

б) в коллективном договоре, заключенном между работниками и директором предприятия;

в) в Трудовом кодексе РФ;

г) в Международной Конвенции об упразднении принудительного труда.

6. Степанов с., 16 лет, решил устроиться на работу. Определи то место, куда его могут принять на работу в соответствии с трудовым законодательством;

а) ночной сторож в детском саду;

б) грузчик в магазине;

в) работник по уборке газонов;

г) почтальон;

д) официант в ночном клубе.

7. Совершеннолетие наступает:

а) в 14 лет;

б) в 16 лет; в) в 18 лет; г) в 21 год.

8. Уголовная ответственность наступает:

а) с 14 лет;

б) с 16 лет; в) с 18 лет.

9. Если вами совершено преступление, вы должны:

а) просить потерпевшего не писать заявление;

б) бежать в другой город;

в) искать человека, который возьмет ответственность на себя;

г) идти в отделение милиции.

10. Смягчающими обстоятельствами являются;

а) подкуп следователя;

б) побег;

в) чистосердечное признание;

г) содействие следствию.

11. Официально признанным в России является:

а) брак. зарегистрированный в ЗАГСе;

б) брак, зарегистрированный в церкви;

в) и тот, и другой.

12. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте:

а) 12-14 лет;

б) 14-16 лет; в) 14-18 лет.

13. Если вы приобрели товар ненадлежащего качества, а магазин отказался вам его заменить, куда вы должны обратиться в первую очередь:

а) к соседям;

б) в суд;

в) в комитет по защите прав потребителей.

14. При обращении в суд вы должны написать:

а) претензионное заявление;

б) ходатайство;

в) исковое заявление.

15. Правом на образование обладают:

а) граждане в возрасте от 7 до 17 лет;

б) граждане в возрасте от 7 до 35 лет;

в) все граждане государства;

г) каждый человек. проживающий в стране.

16. При поступлении па работу вы пишете:

а) заявление;

б) ходатайство;

в) иск.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ВАРИАНТ ПРО ВЕДЕНИЯ УРОКА

Урок 1. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

Ц е л и: способствовать формированию у учащихся понимания необходимости получения правовых знаний; учить высказывать свое мнение, анализировать ситуацию; формировать умение работать в группе, уважать мнение других.

Ход урока 1. Организационный момент.

11. Изучение нового материала.

После вступительного слова учителя каждый учащийся получает описание правовой ситуации.

Вопрос:

- О чем идет речь в предложенных ситуациях?

(О нарушении прав.) -- Вспомним, что такое право и каковы его признаки. Сделаем мы это с помощью метода незавершенных мыслей:

Право-это нормы... регулирующие... отношения между людьми, устанавливается... государством, обязательно... для всех.

охраняется и защищается... государством.

должно быть... специально оформлено.

- А теперь сформулируем определение.

Право - это система общеобязательныx норм, регулирующиx поведение людей, установленных и охраняемых государством.

-- Объединимся по группам: 1-4; 5-8; 9-12; 13-16.

- Объясните принцип объединения вас в группы? (По отраслям права).

- Подумайте и ответьте на в о про с ы:

1) Какие отношения регулирует ваша отрасль права?

2) Какие законодательные акты вам известны?

3) Какие государственные органы решают конфликтные вопросы, связанные с вашей отраслью права?

4) Можем ли мы отказаться от правовых норм?

5) Что будет, если в государстве исчезнут права?

6) Только ли право регулирует взаимоотношения людей в обществе? (Еще мораль и религия).

- Работая в группах, выполните з а д а н и е :

1) Разделите приведенные далее понятия на четыре группы:

а) относящиеся к правовой сфере;

б) к морально-нравственной сфере;

в) к религиозной сфере;

г) одновременно к нескольким сферам:

Закон, правопорядок, добро, грех, справедливость, молитва, договор, зло, собственность, свобода совести, доверие, благодарность, референдум, раскаяние, совесть, преступление, стыд, любовь, причастие, дееспособность, суеверие, устав, свобода слова.

- Заслушаем ответ группы, которая первая справилась с заданием.

- Из нижеприведенных признаков найдите общие для права и морали.

1) Активно воздействует на поведение людей;

2) Отмирает вместе с государством;

3) Обусловлено экономическими интересами;

4) Возникает раньше государства;

5) Исполнение обеспечивается принуждением государством;

6) выражает общественное мнение.

- Объясните эту связь: право базируется на нормах морали.

А значит, исторически обусловлено и необходимо.

- И в заключение - «открытый микрофон»:

«Право важно для меня...» «Право важно для страны...»

 Итог   урока

Домашнее задание: закрепить изученное на уроке.

ВОЗМОЖНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА НА ОБОБЩАЮЩЕМ УРОКЕ

1. В рамках гарантийного срока у гражданина Петрова сломался пылесос. Он обратился в гарантийную мастерскую, где ему ответили, что ремонт будет платным, так как сломалась очень дорогостоящая деталь.

2. Марина купила в магазине платье, а придя домой обнаружила на нем пятно. Обратившись в магазин с просьбой заменить товар, получила отказ.

3. Сергей купил билет на поезд, зашел в вагон и выяснил, что его место занято. Обратился к проводнику за разъяснением, а она сказала, что может предложить ему лишь более худшее место.

4. Марина начала работать по устному распоряжению директора, а через две недели она была поставлена в известность, что уволена. Трудовой договор заключен не был, и директор посчитал, что правила при увольнении соблюдать не надо.

5. Андрей подал заявление о расторжении трудового договора, а через две недели директор завода сказал, что уволить Андрея не может, так как на его место не найден новый работник. «А если не выйдешь на работу - уволю за прогул!» - сказал директор.

6. Юноше отказали в приеме на работу на том основании, что он не имеет опыта работы, хотя была вакансия именно по его специальности.

7. Человек вернулся домой и обнаружил, что из его квартиры похищена видеотехника.

8. Пятнадцатилетние подростки взяли чужой автомобиль, чтобы «покататься».

9. Саша и Миша играли на стройке. Саша толкнул Мишу, тот упал и, ударившись виском о кирпич, скончался на месте.

1 О. Родители Владимира и Леонида не заботятся о воспитании своих детей, в связи с чем они часто приходят в школу голодными.

11. Владимир Сергеевич считает, что воспитать настоящего мужчину можно только очень строгими мерами, и поэтому часто применяет к сыну телесные наказания.

12. Взрослые дети вспоминают о своей престарелой матери только затем, чтобы уговорить ее переехать в дом престарелых, продав свой дом.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Соколов, Я В,Прутченков, А. С. Граждановедение.9 класс.-М.:НВЦ «Гражданин», 2001.

2. Соколов, Я в., Прутченков, А. С. Граждановедение. 8 класс. М.: НВЦ «Гражданин», 2001.

З. Никитин, А. Ф. Право и политика. - М.: Просвещение, 2001.

4. Никитин, А. Ф., Суворова, Н г, Тюляева, Т. И. Право и политика: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001.

5. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. - М., 2002.

6. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. - М., 2002.

7. Комментарий к уголовному кодексу РФ. - М., 2002. 8. Комментарий к Семейному кодексу РФ. - М., 2002.

9. Федеральный Закон РФ «Об образовании». - М.: Ось-89, 2002.

10. КО1/цепцuя модернизации российского образования на период до 201 О года // Вестник образования России. - Н2 6. - 2002.

11. Основы государства и права России: Учебное пособие / под ред. Б. П. Смагоринского, Н. И. Пикурова. - Волгоград: Волгоград·· ский юридический институт МВД России, 1995.

12. Основы правовых знаний. 10-11 классы: в 2 частях / под ред.

А. Г. Калпина, А. В. Клигмана, Н. Н. Нечаева. - М.: Вита-пресс, 2003.

13. Задачник по обществознанию / А. И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2003.



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

№ уро- ка

Содержание обучения, разделы, темы

Кол-во часов

Формы и приёмы обучения

Обеспечение.

Дата урока.

Коррекция даты.

1.

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества

1

Работа в малых группах; работа с локальными законодательными актами

Карточки с правовыми ситуациями; устав школы

2.

Тема 2. Право на образование

Государственная политика

1

Лекция с элементами беседы; работа с законодательными актами

Конституция РФ; закон РФ «Об образовании»; концепция модернизации образования

3.

Доступность образовательных услуг

1

Беседа с элементами «мозгового штурма»

 4.

Тема 3. Семейное право Правовые основы брака

1

Беседа; сюжетно-ролевая игра; работа с законодательными актами

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ; карточки с заданиями.

5.

Родители и дети

1

Диктант по правовым понятиям; работа в малых группах; работа с документами

6.

Тема 4. Трудовое право Работодатели и работники на рынке труда

1

Беседа; работа в малых группах;

работа с законодательными актами

Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ;

образец трудового договора (контракта); трудовая книжка; Положение о комиссии по трудовым спорам

7.

Правила поведения в трудовой сфере

1

Решение правовых задач; сюжетно-ролевая игра: «Расторжение трудового договора».

8.

Тема 5. Жилищные права граждан: государственные гарантии и реальная практика

Правовое регулирование отношений в сфере недвижимости

1

Лекция с элементами практикума;

работа в малых группах

Конституция РФ; жилищный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; закон РФ «О товариществах собственников жилья»

9.

Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем

1

Анализ реальных случаев из судебной практики

Карточки с - заданиями; Жилищный кодекс РФ

10

Тема 6. Права потребителя: законодательство и реальная практика

Источники ин формации для потребителя

1

«Мозговой Рекламные - штурм»; беседа

Рекламные проспекты; издания периодической печати

11

Закон «О защите прав потребителей»

1

Лекция с элементами беседы; работа с дoкyмeнтoм

Закон РФ «О защите прав потребителей»

12

Правила грамотного поведения потреби на рынке товаров и услуг

1

Практикум; сюжетно-ролевая игра

- Образцы:

претензионного заявления, искового заявления

13

Тема 7. Уголовное право Основы уголовного законодательства

1

Лекция с элементами беседы; «мозговой штурм» по решению проблем роста преступности

УК РФ;  Конституция РФ.

14

Порядок судебного разбирательства

1

Посещение судебного заседания

УК РФ;  Конституция РФ

15

Несовершеннолетние в системе уголовного законодательства

1

Беседа, работа с документами

УК   РФ

16.

Тема 8. Обобщение  по курсу «Имею право!»

1

Опережающее задание: подобрать материал из СМИ о нарушении или соблюдении отдельных конституционных прав граждан Работа в малых труппах; итоговое тестирование по курсу: «Имею право!»

Тексты тестов;  законодательные акты РФ, - изучаемые по  курсу.

17

Я - гражданин России (обобщение)

1

Опережающее задание: подобрать материал из СМИ о нарушении или соблюдении отдельных конституционных прав граждан Работа в малых труппах;

Тексты тестов;  законодательные акты РФ, - изучаемые по  курсу.

ИТОГО:                                        17


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса 9 класса

Программа элективного курса для 9 класса " Человек и его права"...

Рабочая программа элективный курс 10 класс

Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...

Теория и практика литературоведческого исследования (программа элективного курса) 11 класс

Для реализации целей структуры и содержания литературного образования автором работы был разработан элективный курс «Теория и практика литературоведческого исследования» по литературе для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного  курса 10 класс...

Программа элективного курса 9 класса "В лабиринтах математики"

Работа состоит из пояснительной записки и учебно-тематического планирования...

Программа элективного курса (9 класс) «Графические редакторы».

Курс «Графические редакторы» является предметным  элективным курсом образовательной области «Информатика», который углубляет и расширяет раздел основного курса «Технология создания и обработки гр...