"Нет прав без обязанностей"
методическая разработка по праву (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
В данном методическом материале использованы методы и приёмы правового обучения через активную деятельность подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
net_prav_bez_obyazannostey.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАВКАЗСКОГО РАЙОНА
Объединение «НЕПОСЕДЫ»
занятие по программе «Ступени»
тема: «НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ»
Педагог дополнительного образования
Татьяна Валерьевна Буханцова
ст. Кавказская, 2016г.
тема «Нет прав без обязанностей»
Цель: способствовать формированию убежденности в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (статья 29 Всеобщей Декларации прав человека).
Задачи:
- познакомить учащихся с конституционными обязанностями в Российской Федерации;
- воспитание ответственности за свое будущее;
- формирование навыков нравственного и законопослушного поведения.
Интерактивные игры
- Игра «Нет прав без обязанностей».
- Игра «Необязательный человек».
Дидактический материал
- Карточки с извлечениями из Конституции РФ для игры № 1 и перечнем прав и свобод.
Ход занятия
- Организационный момент. Знакомство с темой занятия.
ОБЯЗАННОСТЬ - ЭТО УСТАНОВЛЕННАЯ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕСТИ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ |
- Игра «Нет прав без обязанностей»
Инструкция. Каждый участник получает карточки (язычки) с извлечениями из Конституции или с названием одного из прав человека и гражданина.
1. В течение 3-4 минут каждый участник игры знакомится
с содержанием своего «язычка».
2. Свободно перемещаясь по классу, необходимо найти
свою «пару», т. е. объединиться в соответствии с принципом «единство прав и обязанностей».
- Работа со статьями Конституции Российской Федерации
(Извлечение)
Статья 15
2. ... граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статья 38
2. Забота о детях и их воспитание - равные право и обязанность родителей.
Статья 38
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 43
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Статья 44
3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Статья 59
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Порядок выполнения вышеназванных конституционных норм определен в конкретных законах и кодексах.
Основные права по Конституции РФ (найдите соответствие своих прав и свобод основным обязанностям):
- право на образование;
- право на участие в культурной жизни;
- право на свободу и личную неприкосновенность;
- право на благоприятную окружающую среду;
- право на труд;
- право на отдых;
- право на охрану здоровья;
- право на социальное обеспечение;
- право на жилище;
- право на семью;
- право на детство;
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;
- право на получение квалифицированной юридической помощи и др.
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ВОЗМОЖНЫ ТОЛЬКО ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАЖДЫМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ |
- Притча «Как горели деньги»
Настало время сыну позаботиться о больных родителях, но он совершенно не был приучен ни к чему полезному. Отец сказал: «Будешь учиться кузнечному делу в моей кузнице». За сына вступилась мать: «Сам больной, сына надо поберечь, найдем ему работу полегче».
Тайком от отца она давала сыну каждый день немного денег. Вечером довольный, отдохнувший сын приходил домой и вручал деньги отцу. Отец брал их и тут же бросал в огонь. Сын спокойно вместе со всеми садился за стол ужинать. Так продолжалось до тех пор, пока у матери не закончился запас денег. Пришлось сыну по-настоящему начать работать. В первый же день уставший, грязный, он протянул отцу заработанные деньги, и отец бросил их в огонь. Сын мгновенно выхватил из огня горящие деньги.
- Почему изменилось поведение сына, когда отец бросил заработанные сыном деньги в огонь?
- Что не учитывала мать в воспитании сына?
- Какими правами пользовался сын, и какие обязанности он не выполнял?
Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Право четко обговаривает, что делать можно, а что нельзя, а что просто необходимо.
Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то жизнь в стране протекает организованно.
В повседневной жизни мы встречаем поговорки и пословицы о единстве прав и обязанностей:
- «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
- «Как аукнется, так и откликнется»
- «Под лежачий камень вода не течет»
- «Что посеешь, то и пожнешь»
- «По Тришке и кафтан»
- «Любишь кататься, люби и саночки возить»
- «Долг платежом красен»
- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» и др.
Конституционная обязанность - это установленная Российским государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая гражданину определенный вид поведения и ответственность в случае его неисполнения.
Кроме конституционных обязанностей, человек должен выполнять обязанности дома, в школе, в общественных местах и т. д.
Задание. Составьте список своих обязанностей в школе и дома.
- Игра «Необязательный человек»
Инструкция. Образуйте группы по 3-4 человека. Обсудите в группах по 1 статье Конституции РФ об обязанностях. Ответьте на вопрос: к чему приводит невыполнение конкретной обязанности?
Попробуйте инсценировать известные вам ситуации, когда человек не выполнял обязанности, но получал или надеялся получить права и свободы.
Вывод: независимо от желания, каждый обязан выполнять обязанности.
Задание. Прочтите и обсудите житейскую историю.
- Притча «Гвоздь воспитания»
Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.
Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями.
Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.
- Что же ты плачешь? - спросил отец. - Ведь гвоздей на столбе больше
нет.
- Гвоздей нет, а дырки остались...
- Подведение итогов. Вопросы для обсуждения
- Что символизировали вбитые в столб гвозди?
- Почему мальчик заплакал?
Чаще всего на путь нарушения закона становится тот, кто не привык выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказывать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав без обязанностей.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Материал для размышления
Обсуждение с детьми фрагмента сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы -у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка На кустике скоро появился бутон, и Маленький принц предчувствовал, что увидит чудо. И вот, наконец, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. Красавица роза сказала позевывая:
- Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить...
Маленький принц не мог сдержать восторга: - Как вы прекрасны!
-Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.
Скоро оказалось, что роза горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился. Он закрывал ее широкой ширмой от сквозняков, поливал ключевой водой, и, хотя полюбил прекрасный цветок его капризы делали Маленького принца несчастным. Он решил странствовать с перелетными птицами. В последнее утро он старательно прибрал свою планету, заботливо прочистил два действующих вулкана. Когда вулканы чистишь, они горят тихо, без извержений. Люди на земле слишком малы и не могут чистить вулканы, вот почему они доставляют людям столько неприятностей. Когда он в последний раз полил чудесный цветок, ему даже захотелось плакать.
- Прощайте, - сказал он розе.
- Я была глупая, - сказала розу с трудом. - Прости меня. Я люблю тебя. Моя вина что ты этого не знал. И уходи.
Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она планет. Это был очень гордый цветок
Маленький принц побывал на разных планетах и наконец попал на Землю. Здесь он встретил Лиса и они познакомились.
- Поиграй со мной, - попросил Маленький принц.
- Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
- А как это - приручить?
- Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. Я для тебя всего лишь Лис, такой же как сто тысяч лисов. Я тебе не нужен. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты для меня будешь единственным в целом свете. И я для тебя буду единственным в целом свете...
- Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. — Есть одна роза... наверно, она меня приручила.
- Очень возможно, - согласился Лис. - Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза дорога тебе потому, что ей ты отдавал все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
- Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Вопросы для обсуждения
- Что значит быть в ответе за других? За кого ты в ответе?
- Кого называют безответственным человеком?
- Что такое обязанности?
- Почему человек должен нести обязанности?
- Приведите примеры, подтверждающие выражение: «Нет прав
без обязанностей».
НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ!
Уклонение граждан от выполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные, предусмотренные законом меры наказания, что, в частности, может привести к ограничению прав и свобод граждан.
Использованная литература
- Т.А. Фалькович «По законам Добра», Москва, 2007
- Конституция РФ, Москва 1993
- Конвенция о правах ребёнка, Москва РИОР, 2009
- Правовой статус ребёнка, Москва, 2008
- ФЗ «Об общественных объединениях» Москва, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"
Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...
Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"
В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...
открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"
Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...
Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"
Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...
Родителям о правах детей, правах и обязанностях родителей.
Статья для родителей....
Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»
Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...
Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
Краткое описание деловой игры по праву...