"Нет прав без обязанностей"
методическая разработка по праву (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

В данном методическом материале использованы методы и приёмы правового обучения через активную деятельность подростков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon net_prav_bez_obyazannostey.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАВКАЗСКОГО РАЙОНА

Объединение  «НЕПОСЕДЫ»

занятие  по  программе  «Ступени»

тема: «НЕТ ПРАВ БЕЗ ОБЯЗАННОСТЕЙ»

                               

     

Педагог дополнительного образования

                                                       Татьяна  Валерьевна  Буханцова

ст. Кавказская, 2016г.

тема «Нет прав без обязанностей»

Цель: способствовать формированию убежденности в том, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» (статья 29 Всеобщей Декларации прав человека).

Задачи:

  • познакомить учащихся с конституционными обязанностями в Российской Федерации;
  • воспитание ответственности за свое будущее;
  • формирование навыков нравственного и законопослушного поведения.

Интерактивные игры

  1. Игра «Нет прав без обязанностей».
  2. Игра «Необязательный человек».

Дидактический материал

  1. Карточки с извлечениями из Конституции РФ для игры № 1 и перечнем прав и свобод.

Ход занятия

  1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.

ОБЯЗАННОСТЬ - ЭТО УСТАНОВЛЕННАЯ ОБЩЕСТВОМ И ГОСУДАРСТВОМ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕСТИ СЕБЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМ ОБРАЗОМ

  1. Игра «Нет прав без обязанностей»

Инструкция. Каждый участник получает карточки (язычки) с извлечениями из Конституции или с названием одного из прав человека и гражданина.

1.        В течение 3-4 минут каждый участник игры знакомится

с содержанием своего «язычка».

2.        Свободно перемещаясь по классу, необходимо найти

свою «пару», т. е. объединиться в соответствии с принципом «единство прав и обязанностей».

  1. Работа со статьями Конституции Российской Федерации

                         (Извлечение)

Статья 15

2. ... граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

       Статья 38

2.        Забота о детях и их воспитание - равные право и обязанность родителей.

      Статья 38

3.        Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

       Статья 43

4.        Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

     Статья 44

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

    Статья 57

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

     Статья 58

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

    Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Порядок выполнения вышеназванных конституционных норм определен в конкретных законах и кодексах.

Основные права по Конституции РФ (найдите соответствие своих прав и свобод основным обязанностям):

  • право на образование;
  • право на участие в культурной жизни;
  • право на свободу и личную неприкосновенность;
  • право на благоприятную окружающую среду;
  • право на труд;
  • право на отдых;
  • право на охрану здоровья;
  • право на социальное обеспечение;
  • право на жилище;
  • право на семью;
  • право на детство;
  • свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества;
  • право на получение квалифицированной юридической помощи и др.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ВОЗМОЖНЫ ТОЛЬКО ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КАЖДЫМ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

  1. Притча «Как горели деньги»

Настало время сыну позаботиться о больных родителях, но он совершенно не был приучен ни к чему полезному. Отец сказал: «Будешь учиться кузнечному делу в моей кузнице». За сына вступилась мать: «Сам больной, сына надо поберечь, найдем ему работу полегче».

Тайком от отца она давала сыну каждый день немного денег. Вечером довольный, отдохнувший сын приходил домой и вручал деньги отцу. Отец брал их и тут же бросал в огонь. Сын спокойно вместе со всеми садился за стол ужинать. Так продолжалось до тех пор, пока у матери не закончился запас денег. Пришлось сыну по-настоящему начать работать. В первый же день уставший, грязный, он протянул отцу заработанные деньги, и отец бросил их в огонь. Сын мгновенно выхватил из огня горящие деньги.

  • Почему изменилось поведение сына, когда отец бросил заработанные сыном деньги в огонь?
  • Что не учитывала мать в воспитании сына?
  • Какими правами пользовался сын, и какие обязанности он не выполнял?

Любая совместная деятельность людей регулируется нормами права. Право четко обговаривает, что делать можно, а что нельзя, а что просто необходимо.

Если люди ведут себя в соответствии с установившимися нормами и выполняют соглашения, используя данные им права, то жизнь в стране протекает организованно.

В повседневной жизни мы встречаем поговорки и пословицы о единстве прав и обязанностей:

  • «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
  • «Как аукнется, так и откликнется»
  • «Под лежачий камень вода не течет»
  • «Что посеешь, то и пожнешь»
  • «По Тришке и кафтан»
  • «Любишь кататься, люби и саночки возить»
  • «Долг платежом красен»
  • «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться» и др.

Конституционная обязанность - это установленная Российским государством в интересах всех членов общества и закрепленная в Конституции необходимость, предписывающая гражданину определенный вид поведения и ответственность в случае его неисполнения.

Кроме конституционных обязанностей, человек должен выполнять обязанности дома, в школе, в общественных местах и т. д.

Задание. Составьте список своих обязанностей в школе и дома.

  1. Игра «Необязательный человек»

Инструкция. Образуйте группы по 3-4 человека. Обсудите в группах по 1 статье Конституции РФ об обязанностях. Ответьте на вопрос: к чему приводит невыполнение конкретной обязанности?

Попробуйте инсценировать известные вам ситуации, когда человек не выполнял обязанности, но получал или надеялся получить права и свободы.

   Вывод:  независимо от желания, каждый обязан выполнять обязанности.

Задание. Прочтите и обсудите житейскую историю.

  1. Притча «Гвоздь воспитания»

Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал, наконец, вот что: вкопал против дома столб, и после каждого проступка сына вбивал в этот столб гвоздь.

Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь он был утыкан гвоздями.

Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый хороший поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот наступил торжественный момент: последний гвоздь вытащен из столба. Но на сына это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

  • Что же ты плачешь? - спросил отец. - Ведь гвоздей на столбе больше
    нет.
  • Гвоздей нет, а дырки остались...

  1. Подведение итогов. Вопросы для обсуждения

- Что символизировали вбитые в столб гвозди?

- Почему мальчик заплакал?

Чаще всего на путь нарушения закона становится тот, кто не привык выполнять обязанности. Такой человек привык ни в чем себе не отказывать. Проходя по жизни, как по тротуару, он расталкивает окружающих его людей, забывая, что нет прав без обязанностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал для размышления

Обсуждение с детьми фрагмента сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

На планете Маленького принца всегда росли простые, скромные цветы -у них было мало лепестков, они занимали совсем мало места и никого не беспокоили. Они раскрывались поутру в траве и под вечер увядали. А этот пророс однажды из зерна, занесенного неведомо откуда, и Маленький принц не сводил глаз с крохотного ростка На кустике скоро появился бутон, и Маленький принц предчувствовал, что увидит чудо. И вот, наконец, едва взошло солнце, лепестки раскрылись. Красавица роза сказала позевывая:

  • Ах, я насилу проснулась... Прошу извинить...
    Маленький принц не мог сдержать восторга:
  • Как вы прекрасны!

-Да, правда? - был тихий ответ. - И заметьте, я родилась вместе с солнцем.

Скоро оказалось, что роза горда и обидчива, и Маленький принц совсем с ней измучился. Он закрывал ее широкой ширмой от сквозняков, поливал ключевой водой, и, хотя полюбил прекрасный цветок его капризы делали Маленького принца несчастным. Он решил странствовать с перелетными птицами. В последнее утро он старательно прибрал свою планету, заботливо прочистил два действующих вулкана. Когда вулканы чистишь, они горят тихо, без извержений. Люди на земле слишком малы и не могут чистить вулканы, вот почему они доставляют людям столько неприятностей. Когда он в последний раз полил чудесный цветок, ему даже захотелось плакать.

  • Прощайте, - сказал он розе.
  • Я была глупая, - сказала розу с трудом. - Прости меня. Я люблю тебя. Моя вина что ты этого не знал. И уходи.

Она не хотела, чтобы Маленький принц видел, как она планет. Это был очень гордый цветок

Маленький принц побывал на разных планетах и наконец попал на Землю. Здесь он встретил Лиса и они познакомились.

  • Поиграй со мной, - попросил Маленький принц.
  • Не могу я с тобой играть, - сказал Лис. - Я не приручен.
  • А как это - приручить?
  • Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. Я для тебя всего лишь Лис, такой же как сто тысяч лисов. Я тебе не нужен. Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты для меня будешь единственным в целом свете. И я для тебя буду единственным в целом свете...
  • Я начинаю понимать, - сказал Маленький принц. — Есть одна роза... наверно, она меня приручила.
  • Очень возможно, - согласился Лис. - Зорко лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза дорога тебе потому, что ей ты отдавал все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за свою розу.
  • Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

Вопросы для обсуждения

  1. Что значит быть в ответе за других? За кого ты в ответе?
  2. Кого называют безответственным человеком?
  3. Что такое обязанности?
  4. Почему человек должен нести обязанности?
  5. Приведите примеры, подтверждающие выражение: «Нет прав
    без обязанностей».

НЕОБХОДИМО ЗАПОМНИТЬ!

Уклонение граждан от выполнения обязанностей дает право государству применять по отношению к ним различные, предусмотренные законом меры наказания, что, в частности, может привести к ограничению прав и свобод граждан.

   

Использованная литература

  1. Т.А. Фалькович «По законам Добра», Москва, 2007
  2. Конституция РФ,  Москва 1993
  3. Конвенция о правах ребёнка, Москва РИОР, 2009
  4. Правовой статус ребёнка, Москва, 2008
  5. ФЗ «Об общественных объединениях» Москва, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав"

Цели: Познакомить детей с представлением о правах и обязанностях, научить применять их в жизни. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.Представляю сцен...

Внеклассное мероприятие по праву. "Имею право, но обязан"

В каждом обществе есть свои права и обязанности,  которые все должны знать и помнить. Мероприятие "Имею право, но обязан" поможет ребенку запомнить основные права и не забывать про обязанно...

открытый урок права "Права и обязанности членов семьи"

Данный урок является первым в разделе "Права и обяаннности и ответственность членов семьи" в соответствии с программой курса «Право» для профильного уровня обучения учащихся 11 класса общеобразовател...

Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"

Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...

Классный час о правах и обязанностях ребенка на тему «Требуешь своих прав - не забывай о других!»

Представленный классный час может быть проведен для детей среднего и старшего звена школы (5-11 классы). Мероприятие позволит познакомить детей с основными положениями Конвенции ООН о правах реб...

Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"

Краткое описание деловой игры по праву...