"Знатоки права"
материал по праву (7 класс) на тему
Правовая игра для 6-8 классов "Знатоки права".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_prava_2015.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение:
«Средняя общеобразовательная школа №16 с углубленным изучением отдельных предметов»
ПРАВОВАЯ ИГРА ДЛЯ 6-8 КЛАССОВ
ЗНАТОКИ ПРАВА
Подготовила:
Данилова Татьяна Алексеевна
учитель истории и обществознания
2015
Правовая игра для 6-8 классов
«Знатоки права»
Цель:
- стимулирование интереса подростков к изучению предметов правового цикла, активизация творческой, интеллектуальной инициативы учащихся;
- воспитание у подростков гражданско – правовой позиции, правовой культуры, правосознания
Оборудование: - компьютер
- мультимедийная установка
- оценочные листы для жюри
- грамоты
Участники: команды учащихся 6-8 классы (5 человек + 1 капитан)
Предварительная работа:
- подготовка командами визитной карточки (название, девиз,
эмблема)
- листовка по правовой тематике, ее защита
Ход игры
Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, гости, учителя. Сегодня мы проводим правовую игру «Знатоки права» для 6-8 классов, посвященную Конституции РФ. Ребята сегодня продемонстрируют правовые знания.
Игра носит интеллектуальный характер. Мы надеемся, что те вопросы, которые у вас вызовут затруднения, стимулируют желание найти на них ответ.
Каждой команде 6-8 классов помогали учащиеся – консультанты из 10 – 11 классов. Удачи!
Представление жюри.
Итак, начинаем.
Конкурс 1. Представление команд (Максимальный балл – 3 балла).
Конкурс 2. Разминка (за каждый правильный ответ – 1 балл).
Каждой команде поочередно задается вопрос. 10 секунд на обсуждение. В случае если команда не ответила на вопрос, вопрос передается следующей команде.
- Когда была принята Конституция РФ?
- На сколько лет избирается Президент РФ?
- С какого возраста можно стать Президентом РФ?
- Назвать цвета российского флага?
- Какого возраста нужно достигнуть гражданину РФ, чтобы можно было голосовать?
- Ребенком считается человек не достигший возраста?
- Назовите Президента РФ.
- Назовите премьер – министра РФ.
- Какой закон имеет высшую юридическую силу?
- С какого возраста гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?
- Что по Конституции РФ является высшей ценностью?
- С какого возраста все граждане РФ обязаны иметь паспорт?
- С какого возраста по Трудовому кодексу РФ возможно заключение трудового договора?
- К какой группе прав относится право избирать и быть избранным?
- К какой группе прав относится право на жизнь?
- К какой группе прав относится право на благоприятную окружающую среду?
- С какого возраста наступает уголовная ответственность?
- Назовите первую строчку куплета гимна РФ.
- Как называется нормативно – правовой документ, который регулирует отношения ОУ с обучающимися и их родителями?
- Как называется парламент РФ?
- Какой вид ответственности наступит за нецензурную брань в общественном месте?
- В случае нарушения прав, куда может обратиться гражданин РФ?
- Назовите Международный день прав человека?
- Кто является гарантом Конституции РФ?
Конкурс 3. «Песни- Заморочки. Права человека» ( за правильный ответ – 1 балл)
Все граждане РФ обладают правами и обязанностями, закрепленными в Конституции РФ. Мы сами того не предполагая можем встретиться с реализацией или нарушением прав в разных ситуациях. Вам предлагаются отрывки из детских песенок. Определите, какие права названы в этих песнях.
Отвечает команда, первой поднявшей сигнальную карточку.
Часть 1
- Антошка (право на отдых, право на труд)
- Буратино (право на имя)
- В траве сидел кузнечик (право на жизнь)
- Лесной марш (право на благоприятную окружающую среду, обязанность защищать природу)
- Ни кола, ни двора (право на жилье)
- Бременские музыканты (свобода передвижения)
- Песенка Львенка и черепахи (право на отдых)
- Песня про маму (Воспитываться в семье)
- Песня царевны (право на свободу)
- Учат в школе (право на образование).
Часть 2. Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл.
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности всё кончается
благополучно? («Красная Шапочка».)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят».)
4. В этой сказке речь идёт о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает («Колобок».)
5. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна-лягушка».)
6. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить её на части, но сумевшим это сделать. В итоге - богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба».)
Конкурс 4. Правовой статус ребенка.
Раздаются болельщикам. За каждый правильный ответ 1 балл (максимум – 10 баллов)
Основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».
С какого возраста ребенок пользуется своими правами и выполняет обязанности.
Права и обязанности ребенка | Возраст |
| 18 |
| 17 |
| 16 |
4) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора | 16 |
5) Имеет право на получение паспорта | 14 |
6) Имеет право на вступление в брак | 18 |
7) Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода | 10 |
8) Имеет право на имя, отчество и фамилию | С рождения |
9)Приобретает право на гражданство. | С рождения |
10) Несет уголовную ответственность за любые преступления | 16 |
«Грамотным гражданином ты быть обязан» (за каждое соотнесение – 1 балл) – раздаются командам
Соотнести понятия с определением.
гражданин | декларация |
закон | Конвенция |
Конституция | Имя |
Культура поведения | ООН |
- Международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
- Объявление, провозглашение основных принципов, программных положений. Не имеет обязательной силы, это только рекомендация.
- Принята в декабре 1993 года. Ее вторая глава – «Права и свободы человека и гражданина» отражает требования «Всеобщей декларации прав человека».
- Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.
- Обязательные для всех правила. Принимается государством, которое следит за его выполнением.
- Создана в 1945 году, представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства, с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.
7. Культура поведения- это совокупность сформированных, социально
значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе,основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
8. Личное название человека, даваемое ему при рождении.
Конкурс 5. Правовые ситуации (за правильно решенную задачу – 3 балла).
Вниманию учащихся предлагаются различные ситуации. Дети обсуждают в группах и говорят свои ответы. Далее идет совместное обсуждение и правильный ответ.
Ситуация 1.
У 13-летнего подростка родители уехали из дома к бабушке, оставив его одного дома. Он пригласил друга домой. Вместе они до 24.00 слушали громко музыку, а затем решили сбегать в круглосуточный магазин, чтобы купить чипсы и пепси-колу.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия подростков с точки зрения закона? Есть ли нарушения?
Ситуация 2.
В автобусе 14 – летние школьники шумно вели себя, рассказывали анекдоты, громко смеялись. На замечание пассажиров грубо отвечали им, оскорбляли.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Правильный ответ:
Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Оскорбительное поведение по отношению к пассажирам и другие действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен штраф, при повторном нарушении – постановка на учет в КДН.
Ситуация 3.
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. Женя толкнул Кирилла, последний упал и разбил голову.
Вопрос. Оцените действия подростков с точки зрения закона? Наступит ли ответственность?
Правильный ответ:
Причинение вреда здоровью. Уголовная ответственность. С 14 лет
Ситуация 4.
Два подростка после шестого урока за школой решили покурить. За этим занятием к ним подошел полицейский патруль. Оцените действия подростков с точки зрения закона. Понесут ли они ответственность.
Правильный ответ: Административное правонарушение. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
Ситуация 5.
Группа школьников на перемене обсуждала фильм. Один из подростков использовал нецензурную лексику.
Вопрос. Оцените действия подростка с точки зрения закона?
Правильный ответ: Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158). Нецензурная брань в общественных местах – административная ответственность с 16 лет.
Ситуация 6.
12 –летний учащийся опаздывал в школу и решил сократить путь, перебежав улицу рядом с пешеходным переходом. Нарушил ли подросток закон? Понесет ли ответственность?
Конкурс 6. «Защита листовок» (Максимальное количество баллов – 3 балла).
Ведущий рассказывает легенду: «Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано: «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочел на другой стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Мы надеемся, что знания, полученные на уроках, на сегодняшнем мероприятии пригодятся вам в жизни. Вы должны хорошо знать свои права и обязанности, соблюдать законы, никогда не приступать их.
Мы верим, что вы будете законопослушными гражданами нашей страны.
Награждение команд.
Конкурс 5. Правовой статус ребенка.
Основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».
С какого возраста ребенок пользуется своими правами и выполняет обязанности.
Права и обязанности ребенка | Возраст |
| |
| |
| |
4) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора | |
5) Имеет право на получение паспорта | |
6) Имеет право на вступление в брак | |
7) Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода | |
8) Имеет право на имя, отчество и фамилию | |
9)Приобретает право на гражданство. | |
10) Несет уголовную ответственность за любые преступления |
Конкурс 7. Правовые ситуации.
Ситуация 1.
У 13-летнего подростка родители уехали из дома к бабушке, оставив его одного дома. Он пригласил друга домой. Вместе они до 24.00 слушали громко музыку, а затем решили сбегать в круглосуточный магазин, чтобы купить чипсы и пепси-колу.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия подростков с точки зрения закона? Есть ли нарушения?
Ситуация 2.
В автобусе 14 – летние школьники шумно вели себя, рассказывали анекдоты, громко смеялись. На замечание пассажиров грубо отвечали им, оскорбляли.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков наказать?
Ситуация 3.
Между одноклассниками Женей и Кириллом произошел спор, после которого мальчики подрались. Женя толкнул Кирилла, последний упал и разбил голову.
Вопрос. Оцените действия подростков с точки зрения закона? Наступит ли ответственность?
Ситуация 4.
Два подростка после шестого урока за школой решили покурить. За этим занятием к ним подошел полицейский патруль. Оцените действия подростков с точки зрения закона. Понесут ли они ответственность.
Ситуация 5.
Группа школьников на перемене обсуждала фильм. Один из подростков использовал нецензурную лексику.
Вопрос. Оцените действия подростка с точки зрения закона?
Ситуация 6.
12 –летний учащийся опаздывал в школу и решил сократить путь, перебежав улицу рядом с пешеходным переходом. Нарушил ли подросток закон? Понесет ли ответственность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знатоки права
Использовала данные вопросы во время проведения Недели правовых знаний...
Турнир знатоков права
Конкурс по праву проводится между командами учащихся и родителей...
Игра "Турнир знатоков права"
Данный материал может быть использован как внеклассное мероприятие, целью которого является закрепление знаний, полученных на уроках обществознания....
Командная игра «Турнир знатоков права»
В предлагаемой ниже игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие ...
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Конкурс знатоков права "Вместе сквозь года"
данный материал был создан для проведения конкурса для старшеклассников "Подросток и закон", посвященный 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав России....
«Знатоки правил дорожного движения»
Данный этап проводится в закрытом помещении (классе), в котором расположены: экран (размер не менее 2х2 м), видеопроектор, напротив экрана - стулья для участников. На стульях - жесткие папки - п...