ЕГЭ Обществознание
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) по теме
Материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Государственное устройство | 90 КБ |
Государство | 85.5 КБ |
Конституционные права граждан | 37.5 КБ |
Органы гос. власти в субъектах РФ | 77 КБ |
Политический режим | 38 КБ |
Правительство | 134.5 КБ |
Правовое государство | 76 КБ |
Прокуратура в РФ | 78 КБ |
Субъекты РФ | 143.5 КБ |
Судебные органы в РФ | 131.5 КБ |
Федеральное Собрание | 139.5 КБ |
Формы государства | 158.5 КБ |
Функции государства | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №4
Государственное устройство
Государственное устройство - это внутренняя территориальная структура государства, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между государством в целом и отдельными его частями, в частности между центральными и местными органами власти.
Выделяют три вида территориального устройства:
• унитарное государство; |
Унитарное государство - это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, так или иначе подчиненных центральным органам власти.
Административно-территориальные единицы не обладают суверенными свойствами (не обладают независимостью).
Признаки унитарного государства:
- Единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие руководство местными органами. Характерна единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, где чиновники местного уровня назначаются вышестоящими органами. Центральные органы власти могут решить по существу любой вопрос, находящийся в ведении местных органов. На территории унитарного государства действуют одна конституция, единая система законодательства. За административно-территориальными единицами не признается право на законотворчество.
- Единое гражданство.
- Все внешние официальные международные связи осуществляют центральные органы, официально представляющие государство на международной арене.
Большинство современных государств являются унитарными, например:
Китай | Япония | Франция | Испания | Швеция |
Федерация - это добровольное объединение самостоятельных государственных образований - субъектов федерации в единое союзное децентрализованное государство.
Субъекты федерации обладают отдельными суверенными свойствами.
Рассмотрим признаки федерации:
- Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, земель, республик). Изменить территорию субъекта федерации можно только с его согласия. Таким образом, субъект федерации обладает территориальной целостностью и неприкосновенностью.
- Статус субъекта федерации не может быть изменен без его согласия.
- В каждом субъекте федерации существуют свои высшие органы государственной власти, которые избираются непосредственно населением, а не назначаются центральной властью.
- Субъекты федерации обладают правом принятия собственной конституции и законов по вопросам своего ведения.
- Может устанавливаться гражданство субъектов федерации.
- Наличие верхней палаты в парламенте, представляющей интересы субъектов федерации (в Российской Федерации - это Совет Федерации).
- Субъекты федерации имеют собственную государственную символику, участвуют в международных связях от своего имени, вправе выпускать государственные ценные бумаги, вступать в кредитно-финансовые отношения и принимать на себя соответствующие обязательства, устанавливать региональные налоги и сборы.
Федерации делятся на национальные:
Бельгия | Югославия |
территориальные:
ФРГ | США |
Мексика |
смешанные:
Российская Федерация | Индия |
Конфедерация - это юридический союз суверенных государств, созданный на договорной основе для обеспечения их общих интересов. Участниками конфедерации становятся, как правило, государства, граничащие территориально и обладающие общими историческими, социально-культурными, экономическими корнями. Общие интересы могут находиться в экономической, военной, гуманитарной сферах.
Конфедерация не является государством в собственном смысле его статуса, скорее, это государственно-подобное образование.
Признаки конфедерации:
- Участники конфедерации могут иметь общие законодательные, исполнительные, судебные, иные органы. Но конфедеративные (объединенные) органы управления, создаваемые из представителей государств-участников, решают исключительно общие проблемы, не вмешиваясь в жизнедеятельность каждого отдельного участника.
- Конфедерация не предполагает создания единой армии, общей налоговой и банковской системы, единого бюджета.
- Сохраняется режим государственных границ между государствами - участниками конфедерации.
- Каждое государство - участник конфедерации вправе в любое время выйти из ее состава.
Примеры современных конфедераций:
Европейское Сообщество | Содружество Независимых Государств | Союз России и Белоруссии |
1. Какое государственное устройство присуще России?
2. Город федерального значения – Москва, является одним из субъектов Российской Федерации. Обладает ли правом принятия устава города Москвы данный субъект Российской Федерации?
Предварительный просмотр:
Урок №1
Что такое государство? Признаки государства.
Между правом и государством существует теснейшая связь. Исполнение правовых норм гарантируется силой государственной власти, и вместе с тем именно право наделяет государство этой властью. Современное демократическое государство не может существовать вне права. Человечеству понадобилось пройти длительный путь в своем историческом развитии, чтобы осознать неразрывность связи права и государства. Так что же такое государство?
Один из основоположников политической науки –Аристотель определял государство как общение между людьми. Историки относят возникновение первых государств к IV-III тысячелетиям до н.э.
Приведу вам несколько определений государства, данных юристами прошлого и современности:
«Можно определить государство как общественный союз, представляющий собою самостоятельное признанное принудительное властвование над свободными людьми» Н.М.Коркунов (1853-1904), русский юрист.
«Государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса» В.И.Ленин (1870-1924), советский политический деятель, основатель Советского государства.
Социальным назначением государства и его социальной ролью является регулирование отношений в классовом обществе.
Отличительные признаки государства:
Территория – Это своеобразная материальная основа государства, без которой оно просто не может существовать. В состав государственной территории входят: сухопутная территория, водная территория, земные недра, воздушное пространство над ними.
Население – Это второй основополагающий признак всякого государства. Население государства, как вам известно – это граждане, лица без гражданства и граждане других государств.
Государственная власть – Власть призвана охранять порядок и свободу граждан. Государственная или публичная власть распространяется на все население государства. Носителем этой власти является особая группа населения, называемая политической элитой.
Правовая система – Право в любом государстве является механизмом претворения в жизнь принятых властью решений путем провозглашения общеобязательных норм поведения.
Система государственных органов – Для того чтобы правовые нормы действительно соблюдались, необходимо претворять установленные правила в жизнь, следить за их применением и наказывать правонарушителей. Эта задача возлагается на особую систему государственных органов, иначе называемую государственным аппаратом. Особую подсистему государственного аппарата составляют правоохранительные органы. Эти органы наделены особыми полномочиями по пресечению и предотвращению правонарушений.
Армия – На всем протяжении человеческой истории важнейшей задачей государства являлась оборона внешних границ. Именно для этой цели предназначена армия, она призвана гарантировать защиту государства от агрессии. В исключительных случаях в период катаклизмов возможно использовать армию и внутри страны, в обычное же время порядок внутри страны поддерживают правоохранительные органы.
Налогово-бюджетная система – Для содержания государственного аппарата, армии, социальной сферы и осуществления иных функций государству необходимы деньги. Эти деньги собираются с населения в виде налогов. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств. Средством распределения собранных средств является государственный бюджет. Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств. Фактически – это смета доходов и расходов государства, где определяется сколько денег в виде налогов оно соберёт и на что оно их потратит.
Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны (внутренний суверенитет) и её независимость во внешней сфере (внешний суверенитет).
Государственная символика – Каждое государство стремиться выделить себя из числа других государств. Этой цели служит государственная символика. Любое государство имеет по крайней мере три государственных символа: государственный герб, государственный флаг и государственный гимн.
Наряду с вышерассмотренными основными признаками государства правоведы выделяют и некоторые другие, дополнительные признаки, такие как, единый государственный язык, единая денежная единица, административно-территориальное деление, единая транспортная система, однако, эти признаки присущи не всем государствам и носят факультативный характер.
Урок №1
Как вы считаете, что же такое государство?
1. Что такое государство? Россия - это государство?
2. Является ли независимость государственной власти (суверенитет) признаком государства?
Предварительный просмотр:
Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина
Конституционным правам, свободам и обязанностям отводится центральное место в институте основ правового статуса человека и гражданина.
Право человека — это юридически закрепленные вид и мера возможного поведения лица. Причем праву одного лица всегда соответствует обязанность какого-либо иного лица. Например, праву на медицинскую помощь одного лица соответствует обязанность другого лица такую помощь оказать.
Свобода — также закрепляет возможность определенного поведения лица. Однако свободе, в отличие от права, не соответствует обязанность какого-либо конкретного лица, связанная с какими-либо действиями, однако соответствует обязанность неопределенного круга лиц не препятствовать осуществлению свободы. Например, свобода вероисповедания предполагает возможность действовать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, вступать в религиозные объединения, менять свои религиозные убеждения и т. д. При этом никто не должен препятствовать осуществлению таких действий. В тексте Конституции Российской Федерации некоторые свободы, по традиции, названы правами. Например, свобода союзов называется правом на объединение, однако такое несоответствие названий не меняет их сути.
Обязанность — это юридически закрепленные вид и мера должного поведения.
Конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством).
Конституция РФ выделяет четыре группы прав и свобод человека и гражданина, а также гарантии их осуществления:
1. Личные права и свободы.
2. Политические.
3. Экономические, социальные и культурные.
4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
Гарантии — это обязательства, которые берет на себя государство и которые оно обязуется соблюдать или реализо-вывать для обеспечения беспрепятственного осуществления гражданами и иными лицами своих прав и свобод.
Каждая группа включает в себя множество различных прав и свобод (см. таблицу).
Права и свободы человека и гражданина
Личные права и свободы | Политические права и свободы | Экономические, социальные и культурные права и свободы | Гарантии прав и свобод человека и гражданина |
Право на жизнь; право на свободу и личную неприкосновенность; свобода мысли и слова; | Право граждан участвовать в управлении делами государства; | Экономические: | Равенство всех перед законом и судом; государственная и судебная защита прав и свобод |
Кроме прав и свобод лица также наделены и обязанностями.
Конституционными обязанностями человека и гражданина являются:
- обязанность соблюдать конституцию РФ и другие законы;
- защита Отечества — долг и обязанность гражданина РФ;
- обязанность охранять окружающую природную среду;
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы;
- обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования;
- обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.
В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Институт уполномоченного по правам человека впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.
Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека» правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.
Ребята, если вы хотите поближе познакомиться с институтом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, то загляните СЮДА
1. Какие требования предъявляют к претенденту на должность Президента Российской Федерации?
2. По каким основаниям прекращаются полномочия Президента Российской Федерации?
Предварительный просмотр:
Урок №11
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации все ее субъекты самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российском Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законодательством.
Возглавляют систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации президенты республик, губернаторы краев, областей, мэры городов. Названные должностные лица избираются законодательными собраниями субъектов Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. До 2005 года главы субъектов Российской Федерации избирались всеобщими прямыми выборами при тайном голосовании. Изменение порядка избрания руководителей регионов проведено в целях обеспечения согласованного функционирования вертикали исполнительной власти в условиях террористических угроз.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации называются по-разному, например, Народное Собрание Республики Дагестан, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Верховный Хурал Республики Тыва, Московская городская Дума (см.рисунок) и др. Они избираются всенародно на срок от 4 до 5 лет.
По внутренней структуре законодательные (представительные) органы государственной власти в большинстве субъектов однопалатные. Исключение составляют Государственное Собрание (Курултай) Башкортостана, Законодательное Собрание Карелии, Парламент Кабардино-Балкарской Республики, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Государственная Дума Ставропольского края, Законодательное Собрание народных депутатов Еврейской автономной области и некоторых других, где принята двухпалатная структура (например, Палата Представителей и Законодательная Палата Государственного Собрания (Курултая) Башкортостана).
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации в пределах своей компетенции принимают законы, обращения, декларации.
Исполнительную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют главы исполнительной власти и правительства республик, областей, краев, городов федерального значения, автономных образований, а также отраслевые органы управления: министерства, департаменты, службы соответствующего субъекта.
В субъектах Российской Федерации действуют подразделения федеральных служб и агентств.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными и муниципальными органами власти организуют исполнение законов, государственного бюджета, распоряжаются имуществом, относящимся к собственности субъекта, осуществляют программы в области экономики, культуры, социальной политики, обеспечивают законность, охрану прав граждан, борьбу с преступностью, терроризмом, организуют деятельность по пресечению диверсионных террористических акций. Координацию деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти осуществляет Президент Российской Федерации с помощью Государственного Совета — совещательного органа при Президенте Российской Федерации — и Полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Коллизии, т.е. разногласия по вопросам компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти, разрешает Конституционный Суд Российской Федерации по ходатайству заинтересованной стороны.
Какие органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации вам известны? Что входит в их компетенцию?
Предварительный просмотр:
Урок №5
Политический режим
Политический режим - это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти.
Если форма правления показывает, кто правит в государстве, то политический режим - как, каким образом государственное правление реализуется на практике. Главный критерий классификации политических режимов - права и свободы человека в государстве.
Демократический режим.
Сущность демократии проявляется в том, что государственная власть выражает волю большинства населения при обязательном признании и защите прав меньшинства. Права и свободы человека не только закреплены законом в качестве высшей ценности, но и реализуются в качестве таковых на практике. Государство не вмешивается в частную жизнь граждан. Регулярно проводятся выборы должностных лиц, функционируют институты непосредственной демократии.
Для демократического режима характерны независимые средства массовой информации, многопартийность, отсутствие единой официальной идеологии, политическое многообразие, существование легальной оппозиции действующей власти, реальное разделение властей. Обязательный атрибут демократии - рыночная экономика, гарантирующая право частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.
Антидемократический режим - власть узкой правящей группировки или диктатора; централизация государственной власти; ограничение прав и свобод человека, декларативность и отсутствие реальных гарантий соблюдения государством; огосударствление институтов гражданского общества, полный контроль государства за частной жизнью, чрезмерная правовая регламентация общественных отношений; преследование оппозиции, инакомыслия; господство официальной идеологии; цензура, ограничивающая свободу слова и средств массовой информации; широкое применение репрессивных методов, насилия, принуждения; планово-распределительная экономика, базирующаяся на государственной или крупной монополистической собственности. Антидемократические режимы могут маскировать свою сущность, с одной стороны, формально провозглашая в политике и законодательстве демократические ценности, а с другой - игнорируя их в практике государственного управления.
Антидемократическими режимами являются:
• тоталитарный режим – это режим, при котором со стороны государства контролируются все сферы жизни общества, а вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека;
• авторитарный режим – это режим, при котором власть сосредоточена в руках одного человека, но при этом действует следующий принцип правового регулирования: "разрешено только то, что разрешено законом".
1. Что такое "политический режим"?
2. Какой политический режим господствует в России (демократический, антидемократический)? Ответ обоснуйте.
Предварительный просмотр:
Урок №10
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство в любом государстве является высшим коллегиальным органом государственной власти. Оно возглавляет единую систему органов исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации формируется Президентом Российской Федерации с участием парламента. Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклонит представленные кандидатуры, Президент Российской Федерации сам назначает Председателя Правительства Российской Федерации. При этом он распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.
В состав Правительства Российской Федерации входят глава Правительства Российской Федерации, его заместитель и члены — федеральные министры. Они назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению председателя Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации формируется на срок полномочий Президента Российской Федерации.
Досрочное прекращение полномочий Правительства Российской Федерации возможно в случаях:
а) отставки Правительства Российской Федерации, которая принимается Президентом Российской Федерации;
б) принятия Президентом Российской Федерации по собственной инициативе решения об отставке Правительства Российской Федерации;
в) выражения недоверия Правительству Российской Федерации Государственной Думой, если с этим согласится Президент Российской Федерации.
Компетенция Правительства Российской Федерации разнообразна. Оно ведает всеми вопросами исполнительно-распорядительного характера.
В сфере государственного строительства Правительство Российской Федерации определяет систему федеральных органов исполнительной власти и осуществляет общее руководство их деятельностью. Правительство Российской Федерации определяет правовое положение подведомственных ему федеральных министерств, федеральных служб и агентств; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров; руководителей координационных и совещательных органов и организаций при Правительстве Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации рассматривает и вносит в Государственную Думу проекты федеральных конституционных и федеральных законов, участвует в законопроектной деятельности Президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроектная деятельность Правительства Российской Федерации осуществляется в соответствии с принимаемыми им программами и планами, которые формируются с учетом предложений федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных и иных организаций, субъектов Российской Федерации.
В сфере экономики Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку комплексных программ экономического развития страны, стимулирует рыночные отношения и предпринимательство.
В сфере финансов Правительство Российской Федерации отвечает за реализацию государственного бюджета, укрепляет единую финансовую, валютную и таможенную систему.
В социальной сфере на Правительство Российской Федерации возложена разработка основных направлений государственной социальной политики; принятие мер к социальной и правовой защищенности граждан; совершенствование системы пенсионного обеспечения; поддержка наименее социально защищенных групп населения. Правительство Российской Федерации стимулирует научно-технический прогресс; разрабатывает программы развития здравоохранения, народного образования, культуры, природных ресурсов и окружающей среды.
В сфере укрепления законности, безопасности и обороноспособности страны Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту интересов государства, охрану государственных границ России, оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новейшим оружием и военной техникой, охрану общественного порядка, законности, защиту прав и свобод граждан, организует борьбу с преступностью, терроризмом, коррупцией и наркобизнесом. Правительство Российской Федерации создает условия, способствующие участию граждан и их объединений в обеспечении безопасности, предупреждении и пресечении террористических проявлений.
В сфере международных отношений Правительство Российской Федерации реализует внешнюю политику государства; устанавливает контакты с международными организациями; заключает межправительственные соглашения; принимает меры к исполнению международных договоров; руководит внешней торговлей.
Правительство Российской Федерации ответственно перед Президентом Российской Федерации. Он может отменить неправомерный акт Правительства, освободить от должности любого члена и Председателя Правительства, отправить Правительство Российской Федерации в отставку.
Актами Правительства Российской Федерации являются постановления и распоряжения. Они издаются по вопросам компетенции Правительства. Это подзаконные акты. В случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству они могут быть отменены Президентом Российской Федерации или признаны неконституционными Конституционным Судом Российской Федерации.
1. Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную, законодательную или судебную власти?
2. На какой срок формируется Правительство Российской Федерации?
3. Какие акты издаёт Правительство Российской Федерации в процессе своей деятельности?
Закачать файл (Максимальный размер: 5Мбайт)
Предварительный просмотр:
Урок №6
Правовое государство
Термин “правовое государство” сформировался и утвердился в немецкой юридической литературе в XIX в. В России эта концепция широко была распространена в XIX – начале XX вв.
Всякое государство связано с правом. Без издания законов государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов.
рис.1 |
Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время.
Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон (рис.1) различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители,
а во втором – законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, “если закон владыка над правителями, а они его рабы”.
В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье (рис.2) и немецкого философа Канта (рис.3) . Кант выдвинул “категорический императив”, согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях.
рис.2 | рис.3 |
Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия.
По определению Канта “право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке”.
Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.
Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство – это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.
В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. Государство формулирует законы исходя из реальных отношений в обществе в основе которых свобода и равенство всех участников. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону.
Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.
Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.
Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо. Например, это права человека на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и другие права.
Взаимная ответственность государства и личности.
Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права. На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.
Суть правового государства заключается в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета (независимости) личности.
Главные признаки правового государства
- верховенство закона (то есть закон выше государства);
- реальное разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную;
- взаимность обязанностей и ответственности граждан и государства;
- реальность гарантии прав и свобод граждан.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме (многообразии), в свободе прессы и т.п.
Экономическая основа правового государства: В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ: индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности, которые экономически обеспечивают господство права, равенство участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.
Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы.
Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.
Обобщая, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А, кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.
1. Объясните "своими словами" что вы понимаете под термином "правовое государство"?
2. Как вы считаете, Россия-правовое государство?
Предварительный просмотр:
Урок №13
ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Прокуратура Российской Федерации - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции РФ, в Законе «О прокуратуре РФ», иных нормативных актах РФ и республик в её составе, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ.
Перед Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами поставлена задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории РФ законов органами государственной власти.
Всей своей деятельностью органы прокуратуры призваны воспитывать должностных лиц и граждан в духе неуклонного исполнения возложенных на них Конституцией обязанностей, строгого соблюдения предписаний законодателя.
Система, структура и организация органов прокуратуры.
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О прокуратуре РФ» органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ, который возглавляет систему органов прокуратуры.
В соответствии со ст.10 Закона «О прокуратуре РФ» систему органов прокуратуры помимо Генеральной прокуратуры РФ составляют прокуратуры республик в составе РФ, прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, действующих на правах областных прокуратур, прокуратуры автономной области, автономных округов, городов и районов.
Генеральный прокурор может создавать прокуратуры районов с подчинением их прокурору города. В крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Ростов, Екатеринбург и другие есть по несколько районов, в каждом из которых имеется прокуратура. Прокуратура этих городов как самостоятельное подразделение входит в прокуратуру края, области или города.
В систему органов прокуратуры входят также военные, транспортные прокуратуры, прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительно-трудовых учреждениях, природоохранные прокуратуры, прокуратуры воинских частей. Территориальные, а также указанные выше специализированные прокуратуры в своей совокупности и составляют стройную систему органов прокуратуры.
Компетенция деятельности органов прокуратуры и формы прокурорского реагирования на нарушения закона.
Прежде всего, прокурор выступает как орган надзора за исполнением законов. Он вправе отменить или изменить любое решение или акт органов расследования, отстранить лицо, производящее расследование, от дальнейшего производства по делу, передать уголовное дело другому следователю или принять его к своему производству, избрать, изменить или отменить избранную следователем меру пресечения в отношении обвиняемого и т. д. С другой стороны, являясь участником уголовно-процессуальной деятельности, прокурор вправе возбудить уголовное дело, санкционировать арест, обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, отстранение обвиняемого от занимаемой должности и т. д. Прокурор вправе также участвовать в выполнении следователем любого процессуального действия или самостоятельно расследовать преступление.
Наконец, прокурор наделен функциями административного характера относительно следственного аппарата органов прокуратуры. Как должностное лицо, возглавляющее орган прокуратуры, прокурор вправе применить к подчиненному ему следователю меры поощрения и взыскания, отстранить его от производства расследования конкретного уголовного дела или освободить от занимаемой должности и т. д. В компетенцию прокуратуры входит надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает не только быстрое и полное раскрытие преступлений, но и является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления, и предупреждения случаев привлечения лица, невиновного или непричастного к преступлению.
Важным аспектом деятельности прокуратуры является надзор за законностью возбуждения уголовных дел. Только своевременное и правильное возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следственных действий могут способствовать быстрому и полному его раскрытию и качественному расследованию преступления.
В компетенцию органов прокуратуры входит также и надзор за соблюдением конституционных гарантий прав и законных интересов граждан. Следственно-прокурорская практика показывает, что ошибки, промахи, упущения и даже нарушения норм уголовного процесса могут быть допущены при самом добросовестном исполнении своих служебных обязанностей следователем и прокурором. По любому уголовному делу всегда можно обнаружить противоречия в доказательствах, разноречия в показаниях одного и того же лица, но допрошенного в разное время, какие-либо ошибки технического порядка (нет подписи следователя на протоколе допроса, не указана или неточно указана дата и т.п.). Поэтому, когда речь идет об оценке опасности того или иного нарушения закона и норм уголовного процесса, следует подходить к этому разумно.
В стадии исполнения приговоров перед прокурорами стоят задачи, сформулированные в Законе «О прокуратуре РФ». Они состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения осужденных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным приговором режима содержания; соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы как в рабочих, так и в жилых зонах; исполнение законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания и перевоспитания осужденных, законность и обоснованность издаваемых администрацией исправительно-трудовых учреждений правовых актов и опротестование тех из них, которые не соответствуют закону; проверка законности дисциплинарной практики; соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных; своевременное и обоснованное освобождение осужденных от отбывания наказания, как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе; давая в судебном заседании квалифицированные заключения, способствовать суду вынести законное и обоснованное определение об условном или условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания и приносить протесты в тех случаях, когда такие определения судов не соответствуют или противоречат закону.
В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение; во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили; принимать обязательное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, предусмотренных законом; в случаях, требующих вмешательства прокурора, как блюстителя законности, обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав и законных интересов государственных органов и общественных организаций, а также отдельных граждан; своевременно опротестовать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение суда, а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение по кассационной жалобе участников процесса или кассационному протесту прокурора; глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составлять обоснованное заключение, направляя лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный ответ.
1. Кто возглавляет Генеральную Прокуратуру Росийской Федерации?
2. Что входит в обязанности прокурора?
Предварительный просмотр:
Урок №7
Субъекты Российской Федерации
Российская Федерация — государство с уникальной государственной структурой. В составе Российской Федерации в настоящее время насчитывается 83 субъекта: 21 республика, 9 краев, 46 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В них проживает более 140 наций и народов, исторически объединившихся на российской земле в многонациональный народ Российской Федерации.
Самые крупные по численности населения субъекты Российской Федерации — города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также Московская область и Краснодарский край.
Субъекты Российской Федерации различаются и по ряду признаков — уровню развития экономики в целом, наличию и развитию отдельных отраслей промышленности и сельского хозяйства, историческим традициям, национальной культуре всего или части населения. Однако, как следует из Конституции, эти и другие особенности не влияют на конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. Как известно, действующая Конституция закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Конституция сохранила те наименования субъектов, которые они дали сами себе.
В соответствии со ст.66 Конституции РФ основные положения, касающиеся статуса, т.е. правового положения субъекта Российской Федерации, определяются Конституцией Российской Федерации. Наряду с этим субъекты Российской Федерации обладают элементами учредительной власти. Это означает, что каждый субъект Федерации вправе решать вопросы своей внутренней организации и с этой целью принимать нормативные акты, регламентирующие его статус. Например, статус республики определяется не только Конституцией РФ, но и конституцией самой республики. Аналогично определяется и статус других субъектов Федерации — краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — с той лишь разницей, что наряду с Конституцией РФ он определяется уставом соответствующего субъекта, принимаемым его законодательным (представительным) органом (например, Устав (основой закон) Курской области; Устав (основой закон) Краснодарского края.
Таким образом, и уставы, и конституции субъектов имеют одно то же назначение. Роль устава аналогична роли конституции в республике — и тот и другой регулируют сходные виды правоотношений. При этом оба документа подлежат одинаковой государственно-правовой защите, исходя из равноправия субъектов в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Из содержания ст.66 Конституции РФ вытекает, что субъект Российской Федерации не может в одностороннем порядке изменить статус. Конституции республик и уставы других субъектов, являясь частью правовой системы Российской Федерации, не могут противоречить Конституции РФ, которой отведено главенствующее место в определении статуса субъектов. Вместе с тем в своих основных законах (конституциях и уставах) субъекты Федерации, естественно, могут и должны учитывать имеющиеся у них особенности, в числе которых специфические особенности их территории и проживающего на них населения, в том числе особенности его национального состава.
Преобразование конституционно-правового статуса субъекта, например области в республику может привести и к его переименованию. Но изменение статуса субъекта Федерации возможно и в рамках одного наименования субъекта, например при выходе автономного округа из состава края или области. Регулирование изменения статуса субъекта Российской Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Его принятие предусматривается Конституцией Российской Федерации. В этом акте следует сформулировать основания для постановки вопроса об изменении субъектом Федерации своего статуса и процедуру рассмотрения соответствующих вопросов. В нем должны предусматриваться: обязательное предварительное решение данного вопроса субъектом Федерации; возможность проведения регионального консультативного референдума; порядок рассмотрения в федеральном парламенте; способы разрешения разногласий и порядок обжалования в Конституционный Суд РФ в случае отказа в положительном решении вопроса.
_______________________________________________________________________
Дополнительная информация
В соответствии со ст. 65 Конституции Российской Федерации в состав Российской Федерации входят субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики;
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская бласть, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
1. Что такое субъект Российской Федерации? Дайте определение.
2. Является ли город Москва самостоятельным субъектом Российской Федерации? Если да, то в какой категории (область, край, республика и т.д.)?
Предварительный просмотр:
Урок №12
Судебные органы Российской Федерации
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами. В системе федеральных судов выделяются суды общей юрисдикции, арбитражные и конституционные (уставные суды).
Возглавляет систему судов общей юрисдикции Верховный Суд Российской Федерации. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; осуществляет судебный надзор за деятельностью этих судов; рассматривает дела, относящиеся к его подсудности; дает разъяснения нижестоящим судам по вопросам судебной практики.
В подсистему федеральных судов общей юрисдикции входят суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные, городов федерального значения, автономной области, автономных округов), районные, городские суды. Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции составляют военные суды.
К ведению судов общей юрисдикции отнесены уголовные и гражданские дела; споры неимущественного характера, возникающие между гражданами и государственными и негосударственными организациями, а также дела об административных правонарушениях.
В системе судов общей юрисдикции следует выделить суды присяжных, которые рассматривают уголовные дела, по которым может применяться смертная казнь или пожизненное заключение.
Верховный Суд Российской Федерации формируется Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации. Судей всех других федеральных судов назначает Президент Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не разрешается.
В системе судов общей юрисдикции вводятся должности мировых судей. Порядок назначения и установление правил организации деятельности мировых судей относится к ведению субъектов Российской Федерации. Мировые судьи назначаются законодательными собраниями субъектов Российской Федерации. Они единолично рассматривают несложные гражданские дела (о расторжении брака, если нет спора о детях; о разделе совместно нажитого супругами имущества, а также отнесенные к их ведению дела об административных правонарушениях). Мировые судьи выносят решения именем Российской Федерации, которые также общеобязательны для исполнения, как и акты правосудия федеральных судов.
Второй подсистемой судебных органов в Российской Федерации являются арбитражные (или хозяйственные) суды. К ним относятся: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Арбитражные суды рассматривают экономические споры, споры по поводу ненадлежащего исполнения договоров между коммерческими организациями и частными предпринимателями, дела о банкротстве, о защите деловой репутации фирм, споры в сфере управления и т.п.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируется Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации — это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет судебный надзор за деятельностью нижестоящих арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной арбитражной практики.
Особое значение в укреплении законности имеет создание органов конституционной юстиции.
На Конституционный Суд Российской Федерации возложена защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации оказывают существенное влияние не только на правоприменительную практику, но и на процесс правотворчества.
Конституционный Суд Российской Федерации:
1) разрешает споры о соответствии Конституции Российской Федерации законов Российской Федерации, указов Президента, актов палат парламента, постановлений Правительства Российской Федерации, конституций и уставов субъектов Федерации, а также региональных нормативных правовых актов по вопросам совместного ведения Федерации и ее субъектов;
2) рассматривает споры о компетенции между высшими органами государственной власти Российской Федерации (Президентом Российской Федерации, парламентом, правительством), высшими органами государственной власти Федерации и ее субъектов, а также высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) проверяет конституционность закона, подлежащего применению в конкретном судебном деле, по жалобам граждан или запросам судов;
4) дает официальное, т.е. общеобязательное толкование Конституции Российской Федерации;
5) по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении порядка выдвижения против Президента Российской Федерации обвинения для возбуждения процедуры импичмента, т.е. отстранения его от должности.
Конституционный Суд Российской Федерации формируется Советом Федерации по предложению Президента Российской Федерации. В его составе 19 судей. Судьей Конституционного Суда Российской Федерации может быть гражданин России, не моложе 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по профессии не менее 15 лет, обладающий высокой квалификацией в области права и безупречной репутацией. Судья не может быть членом политической партии или общественно-политического движения, баллотироваться на выборах. Предельный возраст пребывания в должности судьи 70 лет.
Особое место в системе органов государства, осуществляющих борьбу с преступностью и обеспечение законности, занимает Прокуратура Российской Федерации. Систему прокурорских органов составляют: Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуратуры субъектов Федерации, приравненные к ним военная и другие специализированные (транспортная, природоохранная прокуратуры), прокуратуры городов и районов.
Основным направлением деятельности прокуратуры является надзор за:
— соблюдением Конституции Российской Федерации и законов;
— соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
— оперативно-розыскной деятельностью, органами дознания и предварительного следствия;
— исполнением законов судебными приставами;
— за органами и учреждениями, исполняющими наказание, администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Прокуратура осуществляет уголовное преследование и координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры поддерживают обвинение в суде, могут опротестовывать в порядке надзора противоречащие закону приговоры и решения судов. Прокуроры и следователи обязаны иметь высшее юридическое образование и при вступлении в должность приносят присягу на верность закону.
- Какой суд возглавляет систему судов общей юрисдикции?
- Что входит в компетенцию арбитражных судов?
- Каким образом формируется Конституционный Суд Российской Федерации?
Предварительный просмотр:
Урок №9
ФЕДАРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание Российской Федерации является представительным и законодательным органом, парламентом Российской Федерации.
Федеральное Собрание Российской Федерации состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата образуется по-разному и имеет собственную компетенцию, которая закреплена в Конституции Российской Федерации.
Верхняя палата — Совет Федерации — представляет интересы субъектов Федерации. В ее состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от представительного (законодательного) и исполнительного органов государственной власти. Представитель от законодательной власти субъекта Российской Федерации избирается его представительным (законодательным) органом, а от исполнительной власти назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации — президентом республики, губернатором области, мэром города (Москвы, например) и т.п.
Совет Федерации:
1) утверждает изменение границ между субъектами Российской Федерации;
2) утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения;
3) решает вопросы об использовании контингента Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами страны;
4) назначает выборы Президента Российской Федерации;
5) отрешает Президента Российской Федерации от должности;
6) назначает на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
7) назначает и освобождает от должности Генерального прокурора Российский Федерации.
Нижняя палата Федерального Собрания Российской Федерации - Государственная Дума — состоит из 450 депутатов и набирается сроком на 5 лет.
Согласно ст. 103 Конституции Российской Федерации Государственная Дума:
1) дает согласие Президенту России на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
2) решает вопрос о доверии Правительству Российской Федерации;
3) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
4) участвует в формировании Счетной палаты Российской Федерации;
5) избирает Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;
6) объявляет амнистию;
7) выдвигает обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Важнейшей формой парламентской деятельности является законотворчество. Процедура принятия законов в Федеральном Собрании Российской Федерации называется законодательным процессом.
На первой стадии этого процесса в Совет Государственной Думы вносится законопроект. Правом законодательной инициативы обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации в целом и каждый его член: депутаты Государственной Думы; Правительство России; представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации.
На второй стадии законодательного процесса происходит обсуждение и текстуальная доработка проекта закона. Каждый законопроект проходит несколько стадий обсуждения.
Закон принимается большинством голосов от общего состава депутатов Государственной Думы, а по федеральным конституционным законам и законам о поправках к Конституции Российской Федерации требуется квалифицированное большинство — 2/3 депутатов Государственной Думы и 3/4 членов Совета Федерации.
Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации. Если в течение 14 дней этот закон не будет рассмотрен Советом Федерации, он автоматически считается одобренным. Однако законы о федеральном бюджете, федеральных налогах и сборах, по вопросам финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, статуса и защиты Государственной границы, войны и мира, а также конституционные законы и законы о поправках к Конституции Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации.
Завершающей стадией законодательного процесса является подписание и обнародование закона. Это должен сделать Президент Российской Федерации в течение 14 дней.
Палаты заседают раздельно. Проводятся открытые и закрытые, очередные и внеочередные заседания. По всем вопросам своей компетенции палаты принимают постановления. Каждая из палат для организационного руководства заседаниями избирает председателя и его заместителей.
Основная фигура в Федеральном Собрании Российской Федерации — парламентарий. Это — члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы.
Член Совета Федерации — это представитель субъекта Федерации в Федеральном Собрании, уполномоченный осуществлять законодательную власть от имени этого субъекта.
В каждой палате из числа ее членов создаются комитеты и комиссии. Так, в Совете Федерации создано 11 комитетов, в том числе Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам и др.
В Государственной Думе действует 27 комитетов, в том числе Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе; Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам; Комиссия по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики, Комиссия по регламенту. В Государственной Думе создаются также депутатские фракции и группы.
_____________________________________________________________________________________
Сегодня благодаря Интернету каждый гражданин может побывать в Государственной Думе, посетить зал пленарных заседаний, познакомиться с интерьерами помещений, где проходят парламентские слушания, "круглые столы", пресс-конференции. Для этого разработана уникальная программа, включающая в себя фотографические панорамы думских залов, холлов, кабинетов. Она расположена в сети Интернет на официальном сайте Государственной Думы Российской Федерации. Приглашаю Вас совершить ВИРТУАЛЬНУЮ ЭКСКУРСИЮ в Государственную Думу!
Также Вы можете посетить сайт Совета Федерации РФ, содержащий интересную и важную информацию о деятельности и составе Верхней палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Вы можете также совершить ВИРТУАЛЬНУЮ ЭКСКУРСИЮ в Совет Федерации.
1. Назовите палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
2. К компетенции какой из палат Федерального Собрания Российской Федерации относится:
-назначение выборов Президента Российской Федерации;
-объявление амнистии;
-законодательный процесс?
Предварительный просмотр:
Урок №3
Форма государства
Форма государства - это структура государственного устройства, которая состоит из таких компонентов как форма правления, государственное устройство, политический режим.
На этом уроке мы рассмотрим формы правления.
Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения компетенции между ними. Форма правления показывает, кто управляет государством, кто стоит во главе его.
В настоящее время выделяют две формы правления - монархию и республику.
Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность по законам престолонаследия.
Признаки монархии:
• Единоличный глава государства - монарх (царь, король, император, эмир, шейх, султан и др.);
• Бессрочный (пожизненный) характер власти. Монарх ни прямо, ни косвенно не избирается населением.
• Передача верховной власти по наследству по законам престолонаследия. При этом воля народа (избирателей) не учитывается. Таким образом, источником монархической власти выступает не народовластие, а традиция, подчас религиозно священная.
• Юридическая неприкосновенность, неподсудность монарха. Монарх не несет ответственности за свои политические действия.
• Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций и поколений, представляет государство на международной арене.
• Религиозная, божественная основа монархической власти. Монархические ритуалы, как правило, сопровождаются церковными действиями.
На сегодняшний день в обществе присутствуют следующие виды монархий:
Абсолютная монархия (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело и без каких-либо ограничений принадлежит монарху. Какие-либо законодательные акты и органы, ограничивающие монархическую власть, отсутствуют. В настоящее время к самодержавному типу государства может быть отнесен Бруней.
Конституционная монархия бывает двух видов: дуалистическая и парламентская. При дуалистической монархии верховная государственная власть разделена между монархом и парламентом, монарх является главой исполнительной власти. В этой сфере он независим и назначает правительство, ответственное перед ним. Парламенту принадлежат полномочия в сфере законотворчества и одобрения бюджета. Монарх обладает правом вето и может по своему усмотрению распустить парламент. Сегодня подобная форма существует в Иордании, Кувейте, Марокко; При парламентской монархии власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом (парламентом). Монарх - лишь номинальный глава государства, символ нации. Формально именно монарх назначает главу правительства и министров, подписывает законы, но реальная государственная власть сосредоточена у парламента и правительства. Правящая элита формируется населением в ходе выборов и далее по партийным спискам. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Все акты монарха вступают в силу только после согласования с соответствующими министрами. Яркие примеры парламентской монархии - Испания, Япония, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия.
Республиканская форма правления
Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.
Признаки республики:
• Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).
• Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).
• Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.
• Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.
Виды республик.
Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.
Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.
Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия, Югославия.
1. Что такое форма правления?
2. Какая форма правления существует в России? Ответ поясните.
Предварительный просмотр:
Урок №2
Урок №2
Функции государства
Функции государства выражаются в осуществлении государственного управления. Государственное управление - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов и должностных лиц по упорядочению общественных отношении в различных сферах жизни общества.
Функции государства - это основные, наиболее важные направления управленческой деятельности, в которых проявляется социальное назначение государства на конкретном историческом этапе.
Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.
Традиционно функции государства делят на внутренние и внешние.
Внутренние функции государства
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению жизнью общества:
Политическая функция государства предполагает формирование эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие. Статья 3 Конституции России определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Экономическая функция государства подразумевает выработку экономической стратегии, регулирование рыночных отношений с целью функционирования экономики страны в оптимальном режиме.
Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет - централизованный денежный фонд, используемый выполнения публичных задач и функций. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли - науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов - налоги и сборы.
Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание.
Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества.
Экологическая функция государства реализуется в охране окружающей природной среды. Обязанность всех кто находится на территории РФ беречь окружающую среду закреплена в Конституции РФ.
Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.
Внешние функции государства
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене:
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, а именно, установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание собственных национальных интересов. Это такие функции как борьба с международным терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных международных организациях, блоках, союзах.
Функция национальной обороны включает в себя укрепление оборонной мощи государства, а именно повышение боеспособности и боеготовности вооруженных сил, выработку военной доктрины, охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны.
Функция защиты граждан, находящихся за пределами государства. Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.
1. Какие функции присущи государству?
2. Формирование бюджета – что это за функция государства (экономическая, социальная и т.д.)? К какой классификации (внутренняя или внешняя) относится данная функция?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Проектные технологии на уроках истории и обществознания (Выступление на РМО учителей истории и обществознания).
В методической разработке рассматривается возможность внедрения проектных технологий на уроках истории и обществознания: требования, предъявляемые к проектам, их типология и практическое применение. М...
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию для РМО учителей истории и обществознания. Тема: «Найти себя»
Открытое внеклассное мероприятие по обществознанию "Найти себя" представляет собой час общения, посвященный профессиональному самоопределению учащихся 9 классов. Разработку отличает эффективное сочета...
Преподавание истории и обществознания в условиях открытой информационно-образовательной среды. Методические подходы к использованию ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении истории и обществознания.
Учитель истории МБОУ «Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....
Элективный курс по обществознанию для обучающихся 10 класса "Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию"
Настоящая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематический план, список используемой в изучении курса литературы.Курс предназначен для изучения в 10 классе и являет...
рабочие программы по истории, обществознанию. 8 класс- общество, 5 класс- история, 5 класс - общество, 9 - история, 9- краеведение, 9 - обществознание.
Папка содержит рабочую программу по подготовке к ГИА по обществознанию 9 класс....
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...