Выступление на III Всероссийской научно-практической конференции
статья по праву на тему
Представлена ствтья "Образовательная адаптация детей с ОВЗ посредством реализации программы элективного курса "Основы правовых знаний" для предпрофильной подготовки обучающихся старших классов специальной (коррекционной) школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_konferentsii.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ
Степанов Ю.Г.
Степанова Н.В.
ГОКУ «Илирская школа-интернат»
В статье представлена программа элективного курса для предпрофильной подготовки обучающихся старших классов специальной (коррекционной) школы «Основы правовых знаний», реализуя которую возможно сформировать компетенции правовой культуры выпускников школы, способствующие их успешной социальной адаптации в обществе.
Пояснительная записка
Образовательная организация в современном обществе должна приложить все усилия для утверждения человеческого достоинства и ценности человеческой личности. Существование гражданского общества зависит от ценности прав человека. Правовое государство может существовать там, где есть согласие граждан в достижении общих целей его развития, где свобода и права человека соотносятся с уважением и доверием граждан к органам государственной власти и друг к другу.
В современном обществе приоритетным является развитие массового правосознания и правовой культуры. Поэтому необходимо сделать право фундаментом всех политических, экономических и социальных процессов, показать приоритет прав человека и правового государства. Правовые знания занимают главное место в условиях правового государства. Возможность в рамках закона реализовать себя, обеспечить своим близким достойный уровень жизни, приносить пользу Родине – все базируется на знании законов.
Каждый гражданин должен быть участником и организатором сложных общественных, экономических процессов, а осознанию этого способствует изучение основ права, формирование правовой культуры.
Правовые знания и правомерное поведение во взаимодействии составляют основу правовой позиции, базирующейся на уважении достоинства каждого, на соблюдении конституционных прав и обязанностей.
Предлагаемая программа элективного курса «Основы правоведения» предназначена для предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников при изучении предмета «Обществознание». Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с ОВЗ и направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает правовое, гражданское, нравственное воспитание.
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю. Курс «Основы правоведения» является источником знаний, который поможет заложить у воспитанников с ОВЗ основы правовой компетенции.
Цель курса:
- Формирование правовой компетентности воспитанников 9 класса специальной (коррекционной) школы с ОВЗ
Задачи курса:
- Создание условий для формирования интереса к изучению прав человека, понимания их ценности для развития демократического общества.
- Подготовка воспитанников к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе. Способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.
- Показать значимость правовых знаний для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению жизненных проблемных ситуаций.
- Рассмотреть правовые ситуации и модели правомерного поведения личности, опираясь на социальный опыт старшеклассников.
Ожидаемые результаты:
В конце курса воспитанники должны:
Уметь
- осуществлять свои права на практике;
- руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
- проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
знать
- основные юридические термины и понятия;
- правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
- социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
владеть
- четкими установками на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
- представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
- конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
Методы преподавания определяются целями и задачами курса, направленного на формирование способностей обучающихся и основных компетентностей в предмете:
- Метод проблемного обучения основан на создании проблемной ситуации, активной познавательной деятельности обучающихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов
- Интересным приемом использования проблемного метода можно назвать дидактические игры
- Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска и является условием формирования интереса
Приемы организации деятельности:
- Лекция
- Беседа
- Собеседование по теме
- Диспут
- Дискуссия
- Мини-сочинение
- Практическая работа
- Ролевая игра
- Деловая игра
- Дебаты
- «Мозговой штурм»
- Работа с источниками
- Подготовка презентации проекта правовой ситуации.
Во время занятий используются различные виды индивидуальной, парной и групповой работы.
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля обучающимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
- Текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
- Итоговый (написание мини-сочинений, подготовка презентации проекта).
Тематическое планирование.
№ | Наименование тем курса | Всего часов |
|
1. | Страна, в которой мы живем. | 2 | 1 |
2. | Гражданин РФ. Ответственность граждан. |
| 1 |
Государство, право, мораль | 11 | ||
3. | Что такое государство? |
| 1 |
4. | Основные принципы правового государства |
| 1 |
5. | Законодательная власть |
| 1 |
6. | Исполнительная власть |
| 1 |
7. | Судебная власть |
| 1 |
8. | Что такое право? |
| 1 |
9. | Роль права в жизни человека |
| 1 |
10. | Правонарушение |
| 1 |
11 | Преступление, как вид правонарушения; его признаки |
| 1 |
12 | Правовая ответственность. |
| 1 |
13 | Мораль. Нравственность. |
| 1 |
| Гражданское право. | 4 |
|
14 | Понятие и источники гражданского права | 1 | |
15 | Наследование. Страхование. |
| 1 |
16. | Право собственности. |
| 1 |
17. | Гражданская правоспособность и дееспособность. Гражданские права несовершеннолетних. |
| 1 |
Законодательство о налогах. | 4 | ||
18 | Налоговое право. Налоговые органы. |
| 1 |
19. | Виды налогов. |
| 1 |
20. | Налоги с физических лиц. |
| 1 |
21. | Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
| 1 |
Семейное право. | 4 | ||
22. | Понятие и источники семейного права. |
| 1 |
23. | Брак, условия его заключения. |
| 1 |
24. | Права и обязанности супругов. |
| 1 |
25 | Права и обязанности родителей и детей. Усыновление, опека (попечительство) |
| 1 |
Трудовое право. | 5 | ||
26. | Понятие и источники трудового права. | 1 | |
27. | Трудовой договор. Виды поощрения и наказания. |
| 1 |
28. | Рабочее время и время отдыха. |
| 1 |
29. | Оплата труда. Охрана труда. |
| 1 |
30 | Трудовые споры. Ответственность по трудовому праву. |
| 1 |
31-32. | Практикум по решению жизненных задач | 2 | 2 |
33 | Правовая культура. |
| 1 |
34 | Итоговое занятие. Защита презентации проекта. | 1 | 1 |
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека.
- Гражданский кодекс РФ. Москва.2006г.
- Кодекс об административных правонарушениях. Москва. 2007г.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция РФ. Москва.
- М. В. Мустафина «Правоведение» Сборник элективных курсов, 2006 г.
- Методика преподавания права в школе. Морозова С.А. 2004г.
- А. Ф. Никитин «Правоведение», Издательство «Просвещение», 2004 г.
- А. Ф. Никитин «Право и политика», Издательство «Просвещение», 2005 г.
- Основы государства и права России. Под ред. Смагоринского Б.П. Волгоград. 2005г.
- Семейный кодекс РФ. Москва. 2005г.
- Теоретические и методические основы преподавания права в школе. Москва. 2002г.
- Трудовой кодекс РФ. Москва. 2007г.
- Уголовный кодекс РФ. Москва. 2005г.
- Электронное учебное пособие «Экономика и право». 9-11 класс. Дрофа. 2004г.
- Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний». ООО «Кирилл и Мефодий».
- Электронное учебное пособие курс уроков и методических разработок по «Международному гуманитарному праву». «Учитель» 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции «Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации»...
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"
Презентация к выступлению на Всероссийской научно-практической конференции в СПб "Визуальное расписание-эффективный способ обучения уч - ся с ДЦП с умеренной УО"...
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Коррекционно-развивающее обучение: опыт регионов"
28 марта мне довелось выступить на Всероссийской конференции с докладом на тему "Организация обучения детей с ЗПР и УО в условиях общеобразовательной школы". В докладе описано как в условиях общеобраз...
Системно - деятельностный подход на уроках истории и обществознания в школе. Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня
Презентация публичного выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Традиции и инновации в методике обучения истории и обществознанию ( к 120-й годовщине со дня рождения Н.В. Андреевс...
Выступление на I Всероссийской научно-практической конференции «Образование в современном мире: вопросы теории и практики», которая состоялась 8-13 декабря 2014 года.
В СТАТЬЕ ОСВЕЩАЕТСЯ ВОПРОС РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ И ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СПОСОБА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНО – ТРУДОВОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РАСШИРЕНИЯ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙ...
Выступление на IV Всероссийской научно-практической конференции «Инклюзивное и специальное образование в современном обществе: актуальные вопросы, достижения и инновации-2022» на тему «Изографы, перкуссия и «Весёлые гонзики» как эффективные практики"
Подробно описывается методика использования изографов, перкуссии и "весёлых гонзиков" в практической работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ....