Классный час "Права несовершеннолетних".
материал по праву (11 класс) по теме
мероприятия по развитию правовой грамотности у учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_nesovershennoletnih.doc | 59 КБ |
dlya_klassnogo_chasa.ppt | 617 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №4»
Классный час
«Права несовершеннолетних».
(для 11 классов)
Автор:
Социальный педагог
Федченко Т.В.
Дзержинск 2015
Цели и задачи:
Проработка документов по правам несовершеннолетних
1.Познакомить учащихся с правами несовершеннолетних.
2.Рассмотреть «Конвенцию о правах ребенка».
3.Рассказать о системе защиты прав ребенка.
4.Формирование правосознания и навыков правового поведения.
5.Развитие общеучебных умений и навыков (работа с текстом, умение выделять главное).
6 Способствовать повышению правовой культуры учащихся, пополнению арсенал их знаний по правам ребенка в обществе и умению анализировать и сопоставлять теоретический материал с фактами из жизни.
Понятия: права ребенка, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.
Оснащение: ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Защита прав несовершеннолетних».
Метод: объяснительно-иллюстративный в форме мини-лекции с учетом развития у учащихся критического мышления.
Вопросы для рассмотрения:
1.Основные права ребенка.
2.Права ребенка в законодательстве РФ.
3.Защита прав ребенка
На прошлом уроке мы с вами изучали международное право, и сейчас мы проверим ваши знания по теме с помощью тестов, которые вы должны 1) подписать и 2) ответить на несколько вопросов.
На работу с тестом вам отводится 5 минут.
Ребята, как вы думаете, что такое детство? (отвечают)
Детство - счастливая завидная пора для взрослых. Для детей это время сложное, порой вы сталкиваетесь с такими проблемами, которые не в состоянии решить без помощи взрослых. Не всегда эта помощь носит положительный результат.
На доске написаны две посылки:
1.У человека есть права.
2.Ребенок – человек.
- Какой вывод следует сделать из этих посылок?
Об этом и пойдет речь сегодня на уроке. Мы должны выяснить, что представляют собой права ребенка и как ребенок может защитить свои права. В каких документах это отражено.
Вопросы:
-Подумайте, почему права ребенка нарушаются в большей степени?
-знаете ли вы свои законные права?
-Имеете ли вы такие же права, как и взрослый?
-Как несовершеннолетний сам может защитить свои права?
-известны ли вам названия документов, в которых фиксируются права несовершеннолетних?
Перед вами на столах лежат таблицы с 3мя колонками: я знаю, хочу узнать, узнал, посовещайтесь в группе и зафиксируйте пожалуйста в 1 колонке, что вы знаете, буквально несколько тезисов. 2 минуты
Объяснительная беседа:
На ваш взгляд, кто такой ребенок?
Слайд ребенок
Ребенком считается человек до 18 лет. От взрослого он отличается тем, что не имеет больших возможностей, чтобы защитить себя, ему требуется помощь и поддержка, защита, он зависит от взрослых. Поэтому человечество должно ему дать те права, в которых он нуждается.
Слайд права ребенка
В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка – рекомендательный документ для всех стран. Этот документ содержит 10 статей о правах ребенка и должен был привлечь внимание к правам ребенка.
В 1989 году ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.
10 лет разрабатывался это документ, а принят был за одну минуту.
-Как вы думаете, о чем это говорит?
Работа c Конвенцией
Задания:
1.Проработать текст Конвенции, делая пометки:
«+» - я это знаю
«-» -я не знаю
«?» -не понял
«N» -новая информация
НА ВАШУ РАБОТУ ДАЕТСЯ 10 МИНУТ
вопросы:
- что в тексте вам показалось знакомым?
- Каковы основные права ребенка?
- что вызвало у вас наибольший интерес?
- встретилась ли вам информация, которая показалась вам совершенно новой?
- Считаете ли вы этот документ действующим?
Как же в нашем законодательстве учтены требования Конвенции, каким правами обладает ребенок в РФ, как защищаются его права. Присоединившись к Конвенции, российское государство взяло на себя обязательство ее исполнять. Но реальное исполнение будет в том случае, если положения международного документа найдут отражение в законодательстве страны.
На дом вам было домашнее задание, познакомиться с некоторыми документами которые защищают права детей в РФ и теперь рассмотрим,
Как же учтена Конвенция в нашем законодательстве?
Вопрос к 1 группе.
вопрос ко 2 группе. Как же учтена Конвенция в рамках семейного кодекса?
Итак, в семейном законодательстве предусмотрены права ребенка как личности и механизм защиты его прав,, что же предусматривает ГК 3я группа?
в трудовом кодексе тоже прописаны права несовершеннолетних, каковы же они, вопрос 4 группе:
наконец,5 группа, какие права прописывает уголовный кодекс?
Ребята, а вы хотели бы узнать о своих правах еще больше? Отвечают.
Сейчас в ваших группах нужно составить грамотно один вопрос, что бы вы еще хотели узнать и записать его во вторую колонку нашей таблицы.
На задание дается 1 минута
Слайды
ПРАВА РЕБЕНКА В ШКОЛЕ
ОБЯЗАННОСТИ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
ЗАЩИТА ПРАВ
ДОКУМЕНТЫ
А теперь, вы в своих группах в нашей таблице в 3 колонке должны записать, что вы сегодня узнали, даю вам 2 минуты
заключительное слово
А теперь скажите мне,
1) какими должны быть права несовершеннолетних в 2-3х прилагательных
2) что делают те документы, что мы с вами рассмотрели- 3мя глаголами
3) составьте одно предложение о правах несовершеннолетних
4) назовите синоним словосочетания «права несовершеннолетних»
Слайд д\з
Домашнее задание:
Предлагаю на выбор 3 варианта:
- составить кроссворд на тему «права несовершеннолетних,
- эссе – «как в моей жизни нарушались права»
- составить памятку о правах н\л в картинках для начальной школы
Мы начали наш урок с того, что сказали, что у человека есть права,
У человека есть права.
Ребенок – человек.
Я знаю | Хочу знать | узнал |
Самостоятельная работа
Дайте понятие международного права
Перечислите принципы международного права
Раскройте смысл принципа невмешательства во внутренние дела государств
Самостоятельная работа
Дайте понятие международного права
Перечислите принципы международного права
Раскройте смысл принципа невмешательства во внутренние дела государств
1 группа
- основным документом в РФ является Конституция, В Конституции РФ ряд положений, относящихся к охране детства, содержится во 2 Главе об основных правах и свободах человека и гражданина.
В её основных статьях проиллюстрировано:
- В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина
согласно принципам и нормам международного права. - Основные права и свободы человека принадлежат от рождения.
- Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должны нарушать прав и свободы других лиц.
Также в конституции говорится о правовой защите, поддержке материнства и детства.
- право на бесплатное образование; всеобщее обязательное среднее образование молодежи.
- говорится о социальных правах населения, в том числе и детей, которые включают в себя социальное страхование, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и соц. Защиту прав и свобод человека и гражданина РФ. ..
Так же Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина в РФ.
? Какой можно сделать вывод?
Вывод
Есть еще один документ, который содержит права несовершеннолетних - Семейный Кодекс РФ (1996г.) имеет 11-ю главу «Права несовершеннолетних детей».
Права по семейному законодательству следующие :
-жить и воспитываться в семье;
-знать своих родителей;
-воспитание, содержание, забота со стороны родителей и лиц, их заменяющих;
-уважение человеческого достоинства;
-выражение своего мнения;
-главное право - право на защиту прав в семье, где защищают права ребенка
- Законные представители ребенка:
-родители;
-усыновители (приравниваются к кровным родителям);
-приемные родители(заключают договор с органами опеки, «работают» родителями);
-опекуны(до 14 лет);
-попечители (с 14 до 18 лет). Обязаны проживать с подопечным, заботиться о нем. Опека осуществляется и над личностью и над имуществом ребенка. Опекун не имеет права распоряжаться имуществом ребенка без разрешения органов опеки.
Также
- Органы опеки и попечительства, прокурор, суд:
Защищают ребенка от злоупотребления со стороны родителей и лиц, их заменяющих;
-ребенок до 14 лет может обратиться в органы опеки;
-с 14 лет может обратиться в суд для защиты своих прав.
Какой вывод можно сделать?
Вывод, права по семейному кодексу тоже должны выполняться.
2 группа
3 группа
Гражданский Кодекс РФ, предусматривает следующие положения:
-дети обладают правоспособностью: могут владеть имуществом на праве собственности, иметь права авторов художественных и научных произведений и изобретений, избирать место жительства;
-лица с 14 до 18 лет являются ограничено дееспособными: могут совершать мелкие бытовые сделки, получать подарки, иметь вклады, доходы и распоряжаться ими, крупные сделки совершают с согласия родителей или лиц, их заменяющих;
-лица с 16 лет могут стать полностью дееспособными при условии:
а) вступления в брак;
б) эмансипации (работает, занимается предпринимательской деятельностью. Эмансипируют, либо с согласия родителей, либо по решению суда).
4 группа
Кодекс законов о труде РФ выделяет, что:
-трудовая дееспособность наступает с 15 лет;
-имеются льготы для несовершеннолетних;
-рабочее время 24ч. В неделю у 15-16-летних;
-рабочее время 36ч. В неделю у 16-18-летних;
-время отдыха- 1 мес. В любое время года;
-полная оплата труда;
-обязательное представление рабочего места.
5 группа,
-не допускается смертная казнь и пожизненное заключение.
Наказание может быть заменено мерами принудительного воспитательного воздействия.
Перечислины преступления, за совершение которых подросток может быть привлечен к уголовной ответственности с 14-летнего возраста (по остальным преступлениям ответствен-ность наступает только с 16 лет):
Вопросы
1 гр. - какие права ребенка в школе
2 гр - обязанности несовершеннолетних
3 гр - ответственность несовершеннолетних
4 гр. – как осуществлять защиту прав ребенка?
5 гр. – какие еще документы в РФ отражают защиту прав детей?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду.Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних
Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...
Презентация к классному часу "Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних"
Презентация к классному часу по профилактике ассоциального поведения несовершеннолетних...
Классный час: "Права несовершеннолетних"
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, м...
Классный час: "Права несовершеннолетних"
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, м...
Роль классного руководителя в профилактике употребления ПАВ несовершеннолетними.
Обобщение опыта работы классного руководителя по данной теме....
классный час "Несовершеннолетний имеет право..."
классный час носит правовой характер, знакомит с правами ребенка, со статьями....
Материал к классному часу "Ответственность несовершеннолетних"( в помощь классным руководителям).
Несовершеннолетние — это особая группа молодых людей, которые еще не адаптировались к жизни, их психика неустойчива к окружающему миру, они лишены возможности правильн...