Урок права "ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ"
план-конспект урока по праву (10 класс) на тему
Предлагаю разработку урока для учащихся 10 класса по курсу "Право" (профильный уровень).
Используемый учебник: "Право". 10 класс (профильный уровень)/ под ред. Л.Н. Боголюбова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prava_formy_pravleniya.doc | 49.5 КБ |
formy_pravleniya.ppt | 210 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок права 10 класс (соц-гум профиль)
Тема урока: ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
Цели урока:
- получить представление о различных формах правления и их характеристиках;
- совершенствовать навыки ведения дискуссии;
- закрепить умение анализировать документ в работе с учебником;
- проявить творческие способности при работе с карикатурой;
- пополнить свои знания новыми понятиями.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний по теме «Сущность государства» - проверка д/з
1. Опрос по вопросам учебника с.31 (вопросы для самопроверки)
- Изучение новой темы.
1. Беседа с классом.
Вводный вопрос:
- Какие бывают формы государства? (Обычно учащиеся дают самые разнообразные ответы на данный вопрос – монархии, республики, фашистские, коммунистические, самодержавные, религиозные, многонациональные, федеративные и т.п.). – ответы записать на доске.
Определение (записать в тетради) В политологическом словаре дается следующее определение формы государства: «Форма государства – это организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных и местных органов, должностных лиц, различных территориальных единиц и центра». |
Все предложенные варианты следует выписать на доске, а затем предложить разделить их на несколько групп по близости значений (например: монархии, республики – группируются по форме правления; федерация, конфедерация, унитарное государство – группируются по форме государственного устройства; коммунистическое, фашистское и т.д. – группируются по форме государственного (политического) режима.
В результате обсуждения вводится классификация:
1. Формы правления (источник, способы и структура высших органов власти),
2. Формы государственного устройства (способы взаимоотношений территориальных единиц и центральной власти),
3. Формы политического режима (способы взаимоотношений между властью, обществом и личностью).
Подробнее на данном уроке будет говориться о формах правления.
2. Объяснение учителя.
Затем учитель кратко рассказывает о наиболее известных в истории классификациях форм правления (Аристотеля и современную). Обе классификации можно отразить в виде схем, где следует дать как краткое определение понятия, так и попробовать найти в истории человечества пример государства, который может быть иллюстрацией данной формы правления. Например (слайд 1, Презентация1):
ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ПО АРИСТОТЕЛЮ
Монархия – правление одного, в пер. с греч. «единовластие», формальным или фактическим источником государственной власти является одно лицо, получающее ее по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти. Древний Египет, Вавилонское царство.
Олигархия – правление немногих в пер. с греч., власть узкой группы лиц в государстве, полученная не за их выдающиеся способности, а на основе происхождения, богатства или принадлежности к правящей элите. Древняя Иудея, города-государства средневековой Германии.
Аристократия – правление меньшинства. Древний Рим.
Демократия – правление большинства, в пер. с греч. "власть народа". Древние Афины.
Охлократия – власть толпы, состояние власти, характеризующееся доминированием в политике государства социальных низов (люмпенов) и маргинальных групп, связывалось с приходом к власти "черни", низших слоев общества, неспособных эффективно управлять государством и склонных к непродуманным действиям, нарушению закона, использованию самосуда. Отдельные периоды истории греческих городов-государств, государство Емельяна Пугачева.
Геронтократия – правление мудрецов или лиц, достигших преклонного возраста и обладающих значительным жизненным опытом, в силу которого они и могут управлять с большим успехом. Таких государств практически не было, но можно отметить опыт привлечения философов к управлению некоторых китайских императоров.
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ (слайд 2, презентация 1)
Монархия – смотри определение выше. Великобритания, Швеция.
Республика – в переводе с латыни «общественное (общее) дело», форма государства, отличительными признаками которого являются признание народа высшим источником, сувереном власти и выборность высших органов государства. Франция, США, Россия.
3. Работа с текстом учебника (самостоятельно)
Учитель делит класс на четыре группы (при недостатке учащихся индивидуальные задания), каждая из которых определяет:
Задание группам (учащемуся)
Первая группа (либо первый учащийся) – прочитать пункт параграфа «Формы правления», определить и записать в тетрадь отрицательные стороны монархии.
Вторая группа (либо второй учащийся) – прочитать пункт параграфа «Формы правления», определить и записать в тетрадь – положительные стороны монархии.
Третья группа (либо третий учащийся) – прочитать пункт параграфа «Формы правления», определить и записать в тетрадь – отрицательные стороны республики.
Четвертая группа (либо четвертый учащийся) – прочитать пункт параграфа «Формы правления», определить и записать в тетрадь – положительные стороны республики.
4. Закрепление изученного на уроке.
Можно провести в виде дискуссии. Выйти на вопрос
– «Что более демократично: монархия или республика?» - мнения групп, отдельных учащихся (при этом следует обратить внимание, что однозначного ответа здесь быть не может и не следует добиваться обязательного обличения монархии, как отжившей формы правления - практика зачастую показывает совершенно другое, а смысл обсуждения состоит в умении определять свою позицию, находить аргументы в ее защиту и вообще в том, что учащиеся задумаются о том, есть ли связь между формой правления и степенью демократичности государства).
После этого необходимо добавить, что монархии и республики имеют в современной политологии деление.
Монархии бывают:
1. Абсолютные - основанные на всевластии главы государства (совр. Саудовская Аравия, Катар, Оман).
2. Конституционные (или ограниченные) - ограничение полномочий монарха конституцией. Они в свою очередь делятся на дуалистические (монарх преимущественно наделен исполнительной властью и лишь частично - законодательной; совр. Иордания, Кувейт, Марокко) и парламентские (монарх, хотя и считается главой государства, но фактически обладает представительными функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет также право вето на решения парламента; совр. Дания, Испания, Швеция, Великобритания).
Республики бывают:
1. Парламентские - главной отличительной чертой является образование правительства на парламентской основе (обычно парламентским большинством) и его формальная ответственность перед парламентом. Совр. ФРГ, Италия.
2. Президентские - главный отличительный признак состоит в совмещении президентом одновременно функций главы государства и главы правительства. Совр. Франция, США. Иногда выделяют еще один вид - суперпрезидентские республики - разновидность государства, в котором авторитарная власть оформляется и камуфлируется с помощью фактически бесправных демократических институтов, почти вся реальная власть сосредоточивается у президента, который находится вне контроля парламента и судебных органов и фактически обладает полудиктаторскими полномочиями. Совр. Малави, ряд государств Латинской Америки и Африки. Некоторые политологи причисляют к данной категории и Россию после 1993г. ("Введение в политологию. Словарь-справочник. Под ред. В.П. Пугачева, М. 1996г.) - обсудите с учащимися это мнение и аргументы за и против данного утверждения.
3. Полупрезидентские (смешанные) - главный отличительный признак состоит в двойной ответственности правительства - перед президентом и перед парламентом, сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Совр. Австрия, Португалия, Финляндия.
Учащиеся могут высказать свое мнение о данных классификациях и привести аргументы в его поддержку.
IV. Итог урока.
1. Рефлексия.
2. Д/з § 4 п.1-2 читать
Письменно выполнить задание 1 (Изобразите в виде схемы существующие формы правления)
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока: "Итоги правления Ивана 4"
Тема урока «Россия в XVI веке»10 классИспользуемые технологии: групповая технология, учебно-исследовательская деятельность.Цели урока:1) подвести итог п...
презентация к уроку истории "Правление Ярослава Мудрого"
Внутренняя и внешняя политика Князя Ярослава Мудрого. Материал преминим при изучении нового материала или закреплении домашнего задания в 6 классе....
конспект урока: "Начало правления ПетраI"
консект урока по истории " Начало правления ПетраI" предназначен для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы-интернат VIIIвида.цель: показать, что начало правления Петра I ознаменовалось в...
Презентация к уроку истории "Правление Владимира Святославовича"
Данная презентация может быть использована при изучении истории России в 6 классе по теме : "Принятие Христианства"...
Тема урока: "Начало правления Николая II"
Конспект урока по истории "Начало правления Николая II". Урок проводится в коррекционной школе 8 вида и предназначен для учащися 9 класса. Урок построен в соответствии с ...
Технологическая карта урока Начало правления Ивана Грозного
Цель урока - сформировать представление о начале правления Ивана Грозного, о деятельности Земского Собора, Избранной рады, Боярской Думы; решение пробелмы «Кто он Иван Грозный - великий правитель и ре...