Разработка урока: "Итоги правления Ивана 4"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

Грабовская Ольга Григорьевна

 

Тема урока «Россия в  XVI  веке»

10 класс

Используемые технологии: групповая технология, учебно-исследовательская деятельность.

Цели урока:

1)      подвести итог правления Ивана Грозного;

2)      определить особенности развития нашего края в этот период;

3)      развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы

4)      воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:  карта «Россия в 16 веке», пакет документов, выставка книг по истории серпуховского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka__itogi_praleniya_ivana_4_10_kl.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Россия в  XVI  веке»

10 класс

Используемые технологии: групповая технология, учебно-исследовательская деятельность.

Цели урока: 

  1. подвести итог правления Ивана Грозного;
  2. определить особенности развития нашего края в этот период;
  3. развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы
  4. воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края

Тип урока: повторительно-обобщающий

Оборудование:  карта «Россия в 16 веке», пакет документов, выставка книг по истории серпуховского края.

Ход урока

Учащиеся заранее разделены на 3 группы, всем даны задания на повторение темы и подбору материала по истории родного края в XVI веке.

 На доске записана тема урока и план

1.Итоги развития России в период правления Ивана Грозного

2. Серпуховский край в XVI веке.

I.    Вступительное слово учителя.  Если бы среди персонажей отечественной истории проводился конкурс в номинации «самая популярная личность», то царь Иван Васильевич Грозный , без сомнения, занял бы место в первой десятке, а то и в пятёрке.

Иван IV ,в отличие от более ранних деятелей отечественной истории, является фигурой , о которой можно писать полноценные биографические труды, сравнивая противоречивые свидетельства, раскрывая «роковые тайны», проникая в тёмные уголки неординарной судьбы. Такая ситуация обусловлена масштабами личности. И сегодня  у нас задача не разгадывать тайны биографии, а подвести итоги, как  деятельность этой неординарной личности повлияла на судьбу страны, подвести итоги развития России в период правления Ивана Грозного.

Вторая задача: определить, как перемены в жизни нашего государства отразились в судьбе серпуховского края.

Каждая группа получает индивидуальные задания. В конце урока командир группы, посоветовавшись с командой, оценит участие каждого в работе.

Карточка №1

  1. Реформы Избранной рады
  2. Составить схему «Управление Россией при Иване IV»

Карточка №2

!. Опричнина : цели и итоги

Карточка №3

  1. Цели внешней политики
  2. Методы осуществления
  3. Итоги

Даётся время на обдумывание вопросов, ребята решают. Кто будет отвечать на данные вопросы.  К доске приглашаются  представители 1 группы. Они готовятся у доски.

Вопросы классу:

Назовите даты правления Ивана Грозного?

В исторической науке сложилась традиция делить правление Ивана Грозного на два периода. Определите их хронологические рамки,

Прослушав ответы у доски, подумайте и сделайте сравнительные выводы об итогах 1 и 2 периода.

На столе у каждой группы тексты трёх документов. Пока ребята готовятся у доски, просмотрите документ №1, возможно, если кто-то не сможет сразу ответить на вопрос, то внимательно выслушав своих товарищей, вы найдёте подсказку.

 Ответы учащихся первой группы должны подвести к выводу:  реформы Избранной рады привели к дальнейшему формированию централизованного государства; Россия – сословно-представительная монархия.

Работа с документом №1.

В историческом музее в Москве демонстрируется грамота, к которой прикреплена восковая печать с изображением двуглавого орла.

В грамоте сказано, что некоему Арсеньеву Назару Ивановичу поручается управление одной из областей  страны.

Ему предоставляется право окончательного судебного решения, т.е. не подлежащего обжалованию. Всему населению предписывается почитать и слушать правителя Арсениьева.

Вознаграждение за службу  Арсеньеву предлагается собирать на месте.

 ? О каких явлениях свидетельствует эта грамота ?

    К какому времени она относится?

Учащиеся приходят к выводу, что грамота вручается наместнику. Это видно из широкого круга полномочий, которые ему предоставляются. Это период, когда существовал порядок называемый кормлением. Документ не мог  появиться  раньше, чем принят на Руси герб с двуглавым орлом, а это 1485 год, и не мог быть выдан позже ликвидации кормления. Таким образом, приведённый документ мог быть выдан в период с конца 15 века до середины 16 века.

Заслушивается ответ второй группы о причинах, ходе и итогах опричнины.

Далее 3 группа: продолжением внутренней политики была внешняя. Ответ должен сопровождаться работой по карте.

Работа с документом №2

      Оборона крепости длилась  5 месяцев. Защитники поклялись «биться до самой смерти, без всякой хитрости». Послы для переговоров не были приняты.

     Стефан Баторий послал стрелу, к которой было привязано послание: «Дальнейшее кровопролитие для вас бесполезно, знаете сколько городов  завоёвано мною за два года. Сдайтесь мирно: вам будет оказана всякая честь и милость».

     Король получил ответ: «Не изменим крестному целованию за богатства целого мира».

           ?  О какой крепости идёт речь в документе?

               Чем закончилась оборона?

               Сравните поведение защитников крепости с поведением опричного    

               войска.

 После прослушивания ответов 3-х групп учитель напоминает задание: сделать выводы  об итогах преобразований в России, сравнивая 1 и 2 период правления Ивана Грозного. Предлагаются линии сравнения: государство, хозяйство, внешняя политика.

                                             

Государство

 1 период                                                                       2 период

Укрепление централизованного                Укрепление режима личной

государства в форме сословно-                  неограниченной власти

представительной монархии                       ( подавление всякой оппозиции,

( сложилась система управления,               ликвидация очагов удельного

постоянное войско, законы,                         сепаратизма, остатков самосто-

укрепилась роль церкви)                               ятельности в словах и действиях

                                                                               подданных)

Хозяйство

Успехи в хозяйстве:                                           Цена укрепления власти -

рост городов, ремесла, торговли,                 хозяйственный кризис:

но дальнейшее закрепощение                      запустение сёл, деревень, бегство

крестьян, увеличение повинностей              на окраины, волнения, описание                                          

                                                                                земель, отмена «Юрьева дня»,

                                                                                «заповедные годы»

Внешняя политика

Успехи на востоке                                               Неудачи в Ливонской войне

        Из сравнительного анализа можно сделать вывод, что следует учитывать и положительные стороны правления Ивана Грозного (укрепление государства) и отрицательные (террор, ухудшение положения народа).

II.    События бурного XVI века нашли отражение и в жизни серпуховского края. Наряду с общими тенденциями, характерными для всей страны, в его истории проявились и  местные особенности.  У учащихся было домашнее задание подобрать краеведческий материал по вопросам : управление, формы землевладения, занятия населения, борьба с набегами крымских татар.

 Выводы по характеристике серпуховского края.

  1. В административном отношении государство делилось на уезды, наш край в XVI веке – это Сепуховский уезд.
  2. В городе появилось местное  управление.  Должностные  лица избирались из  среды посадских людей.
  3. Формы землевладения: вотчинное и поместное.
  4. Занятия населения: сельское хозяйство, промыслы, в городе  главное занятие  - ремесло.
  5. Место Серпухова в южной системе укреплённых городов: до конца XVI века – это центр береговой  службы. С начала XVII века эта роль утрачивается.

 Работа с документом №3

      В первой половине шестнадцатого века московский край процветал. По тем временам города Подмосковья были довольно крупными центрами. Так в Коломне число жителей  примерно 3-3,5 тыс. человек (600-700 дворов).

     В Серпухове население по численности не уступало Коломне. Около 400 дворов было в Кашире. Быстро росло население Дмитрова. Особенно важным центром был Можайск – число его  жителей достигало 10 тыс. человек.

    Но хозяйственный и культурный подъём первой половины шестнадцатого века сменился упадком. В 20-е годы XVII столетия число дворов в Сепуховском посаде по сравнению с серединой предыдущего века уменьшилось в 10 раз и составляло немногим более 60.

     Даже спустя 200 лет численность населения московского края едва достигала уровня начала XVI века. Например, в Коломне и Можайске опустевших дворов было больше, чем заселённых.

   

  ?  Объясните причины изменений в состоянии городов Московского края в конце XVI  века?

В ответе на поставленный вопрос должны прозвучать причины: вторжение Крымского хана, увеличение налогов государства, рост поборов помещиков, грабежи и насилия опричников, как следствие уход населения в поисках лучшей доли, эпидемии.

    Подводя итог эпохе Ивана Грозного можно сказать, что при всех её успехах она оставила тяжёлое наследство, что привело к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени, но это тема следующего урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по теме " Начало правления Ивана IV"

Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем материала. Моя задача – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого необход...

Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."

эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный...

Методическая разработка по истории 10 класс на тему: «ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО»

Цели:1. Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над этим периодом  отечественной истории.2. Закрепить формирование исторических по...

Методическая разработка урока истории в 10 классе "Правление Ивана III: время или ЭПОХА"

Данная методическая разработка с использованием технологии проблемного обучения предназначена для  проведения повторительно-обобщающего урока в 10-ом классе....

Тест по истории 10 класс. правление Ивана III и Ивана IV

Тестовая работа по истории 10 класс -правление Ивана 3 и Ивана 4...

Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"

Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....

Методическая разработка урока "Итоги Второй мировой войны"

Методическая разработка включает конспект урока, презентацию, приложения. Может быть использована на уроках истории в 9 и 11 классах....