Разработка урока: "Итоги правления Ивана 4"
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме
Тема урока «Россия в XVI веке»
10 класс
Используемые технологии: групповая технология, учебно-исследовательская деятельность.
Цели урока:
1) подвести итог правления Ивана Грозного;
2) определить особенности развития нашего края в этот период;
3) развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы
4) воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: карта «Россия в 16 веке», пакет документов, выставка книг по истории серпуховского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka__itogi_praleniya_ivana_4_10_kl.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Россия в XVI веке»
10 класс
Используемые технологии: групповая технология, учебно-исследовательская деятельность.
Цели урока:
- подвести итог правления Ивана Грозного;
- определить особенности развития нашего края в этот период;
- развивать умения работать с документами, анализируя ответы, делать сравнительные выводы
- воспитывать интерес не только к истории отечества, роли отдельной личности, но и к истории родного края
Тип урока: повторительно-обобщающий
Оборудование: карта «Россия в 16 веке», пакет документов, выставка книг по истории серпуховского края.
Ход урока
Учащиеся заранее разделены на 3 группы, всем даны задания на повторение темы и подбору материала по истории родного края в XVI веке.
На доске записана тема урока и план
1.Итоги развития России в период правления Ивана Грозного
2. Серпуховский край в XVI веке.
I. Вступительное слово учителя. Если бы среди персонажей отечественной истории проводился конкурс в номинации «самая популярная личность», то царь Иван Васильевич Грозный , без сомнения, занял бы место в первой десятке, а то и в пятёрке.
Иван IV ,в отличие от более ранних деятелей отечественной истории, является фигурой , о которой можно писать полноценные биографические труды, сравнивая противоречивые свидетельства, раскрывая «роковые тайны», проникая в тёмные уголки неординарной судьбы. Такая ситуация обусловлена масштабами личности. И сегодня у нас задача не разгадывать тайны биографии, а подвести итоги, как деятельность этой неординарной личности повлияла на судьбу страны, подвести итоги развития России в период правления Ивана Грозного.
Вторая задача: определить, как перемены в жизни нашего государства отразились в судьбе серпуховского края.
Каждая группа получает индивидуальные задания. В конце урока командир группы, посоветовавшись с командой, оценит участие каждого в работе.
Карточка №1
- Реформы Избранной рады
- Составить схему «Управление Россией при Иване IV»
Карточка №2
!. Опричнина : цели и итоги
Карточка №3
- Цели внешней политики
- Методы осуществления
- Итоги
Даётся время на обдумывание вопросов, ребята решают. Кто будет отвечать на данные вопросы. К доске приглашаются представители 1 группы. Они готовятся у доски.
Вопросы классу:
Назовите даты правления Ивана Грозного?
В исторической науке сложилась традиция делить правление Ивана Грозного на два периода. Определите их хронологические рамки,
Прослушав ответы у доски, подумайте и сделайте сравнительные выводы об итогах 1 и 2 периода.
На столе у каждой группы тексты трёх документов. Пока ребята готовятся у доски, просмотрите документ №1, возможно, если кто-то не сможет сразу ответить на вопрос, то внимательно выслушав своих товарищей, вы найдёте подсказку.
Ответы учащихся первой группы должны подвести к выводу: реформы Избранной рады привели к дальнейшему формированию централизованного государства; Россия – сословно-представительная монархия.
Работа с документом №1.
В историческом музее в Москве демонстрируется грамота, к которой прикреплена восковая печать с изображением двуглавого орла.
В грамоте сказано, что некоему Арсеньеву Назару Ивановичу поручается управление одной из областей страны.
Ему предоставляется право окончательного судебного решения, т.е. не подлежащего обжалованию. Всему населению предписывается почитать и слушать правителя Арсениьева.
Вознаграждение за службу Арсеньеву предлагается собирать на месте.
? О каких явлениях свидетельствует эта грамота ?
К какому времени она относится?
Учащиеся приходят к выводу, что грамота вручается наместнику. Это видно из широкого круга полномочий, которые ему предоставляются. Это период, когда существовал порядок называемый кормлением. Документ не мог появиться раньше, чем принят на Руси герб с двуглавым орлом, а это 1485 год, и не мог быть выдан позже ликвидации кормления. Таким образом, приведённый документ мог быть выдан в период с конца 15 века до середины 16 века.
Заслушивается ответ второй группы о причинах, ходе и итогах опричнины.
Далее 3 группа: продолжением внутренней политики была внешняя. Ответ должен сопровождаться работой по карте.
Работа с документом №2
Оборона крепости длилась 5 месяцев. Защитники поклялись «биться до самой смерти, без всякой хитрости». Послы для переговоров не были приняты.
Стефан Баторий послал стрелу, к которой было привязано послание: «Дальнейшее кровопролитие для вас бесполезно, знаете сколько городов завоёвано мною за два года. Сдайтесь мирно: вам будет оказана всякая честь и милость».
Король получил ответ: «Не изменим крестному целованию за богатства целого мира».
? О какой крепости идёт речь в документе?
Чем закончилась оборона?
Сравните поведение защитников крепости с поведением опричного
войска.
После прослушивания ответов 3-х групп учитель напоминает задание: сделать выводы об итогах преобразований в России, сравнивая 1 и 2 период правления Ивана Грозного. Предлагаются линии сравнения: государство, хозяйство, внешняя политика.
Государство
1 период 2 период
Укрепление централизованного Укрепление режима личной
государства в форме сословно- неограниченной власти
представительной монархии ( подавление всякой оппозиции,
( сложилась система управления, ликвидация очагов удельного
постоянное войско, законы, сепаратизма, остатков самосто-
укрепилась роль церкви) ятельности в словах и действиях
подданных)
Хозяйство
Успехи в хозяйстве: Цена укрепления власти -
рост городов, ремесла, торговли, хозяйственный кризис:
но дальнейшее закрепощение запустение сёл, деревень, бегство
крестьян, увеличение повинностей на окраины, волнения, описание
земель, отмена «Юрьева дня»,
«заповедные годы»
Внешняя политика
Успехи на востоке Неудачи в Ливонской войне
Из сравнительного анализа можно сделать вывод, что следует учитывать и положительные стороны правления Ивана Грозного (укрепление государства) и отрицательные (террор, ухудшение положения народа).
II. События бурного XVI века нашли отражение и в жизни серпуховского края. Наряду с общими тенденциями, характерными для всей страны, в его истории проявились и местные особенности. У учащихся было домашнее задание подобрать краеведческий материал по вопросам : управление, формы землевладения, занятия населения, борьба с набегами крымских татар.
Выводы по характеристике серпуховского края.
- В административном отношении государство делилось на уезды, наш край в XVI веке – это Сепуховский уезд.
- В городе появилось местное управление. Должностные лица избирались из среды посадских людей.
- Формы землевладения: вотчинное и поместное.
- Занятия населения: сельское хозяйство, промыслы, в городе главное занятие - ремесло.
- Место Серпухова в южной системе укреплённых городов: до конца XVI века – это центр береговой службы. С начала XVII века эта роль утрачивается.
Работа с документом №3
В первой половине шестнадцатого века московский край процветал. По тем временам города Подмосковья были довольно крупными центрами. Так в Коломне число жителей примерно 3-3,5 тыс. человек (600-700 дворов).
В Серпухове население по численности не уступало Коломне. Около 400 дворов было в Кашире. Быстро росло население Дмитрова. Особенно важным центром был Можайск – число его жителей достигало 10 тыс. человек.
Но хозяйственный и культурный подъём первой половины шестнадцатого века сменился упадком. В 20-е годы XVII столетия число дворов в Сепуховском посаде по сравнению с серединой предыдущего века уменьшилось в 10 раз и составляло немногим более 60.
Даже спустя 200 лет численность населения московского края едва достигала уровня начала XVI века. Например, в Коломне и Можайске опустевших дворов было больше, чем заселённых.
? Объясните причины изменений в состоянии городов Московского края в конце XVI века?
В ответе на поставленный вопрос должны прозвучать причины: вторжение Крымского хана, увеличение налогов государства, рост поборов помещиков, грабежи и насилия опричников, как следствие уход населения в поисках лучшей доли, эпидемии.
Подводя итог эпохе Ивана Грозного можно сказать, что при всех её успехах она оставила тяжёлое наследство, что привело к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени, но это тема следующего урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме " Начало правления Ивана IV"
Зачастую обучаемые испытывают страх и неуверенность в том, что им по силам усвоить такой объем материала. Моя задача – научить ребят управлять информацией и уметь ее усваивать. Для этого необход...
Разработка урока "Правление Ивана Грозного. Реформы 50-хгг. Опричнина."
эта разработка урока поможет учителю подготовиться к уроку по теме Иван Грозный...
Методическая разработка по истории 10 класс на тему: «ПРАВЛЕНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО»
Цели:1. Способствовать формированию оценочных суждений об эпохе Ивана Грозного, побудить учащихся к размышлениям над этим периодом отечественной истории.2. Закрепить формирование исторических по...
Методическая разработка урока истории в 10 классе "Правление Ивана III: время или ЭПОХА"
Данная методическая разработка с использованием технологии проблемного обучения предназначена для проведения повторительно-обобщающего урока в 10-ом классе....
Тест по истории 10 класс. правление Ивана III и Ивана IV
Тестовая работа по истории 10 класс -правление Ивана 3 и Ивана 4...
Методическая разработка открытого урока по истории по теме "Правление Ивана Грозного"
Правление Ивана Грозного,годы правления,внешняя и внутренняя политика....
Методическая разработка урока "Итоги Второй мировой войны"
Методическая разработка включает конспект урока, презентацию, приложения. Может быть использована на уроках истории в 9 и 11 классах....