Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Психология" социально-гуманитарной направленности 11класс
рабочая программа (11 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_vneurochnoy_deyatelnosti_psihologiya_11_kl.doc | 589.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Психология»
социально-гуманитарной направленности
11аб классы
(среднее общее образование)
Количество часов: 17
Программа составлена на основе
программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы учебного курса «Психология для старшеклассников. Психология общения» (11 класс).
Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой
Составители: Подоксенова И.В.,
Жутикова Л.С.,
педагоги-психологи
МБОУ гимназии г. Советский
2021 – 2022 г.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Практическая значимость курса.
Рабочая программа психологии в 11 классе составлена на основе программы «Психология» 5-11 класс Т. С. Белокрыловой, программы учебного курса «Основы психологии для старшеклассников» (11 класс). Л.П.Пономаренко, Р.В.Белоусовой.
Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования. Социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни выдвигает на первый план развитие таких личностных качеств, как психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию. Очень важным для подрастающего поколения является понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом.
Данная программа направлена на развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в современном обществе.
Целью программы является формирование психологической культуры и социальной компетентности учащихся.
Основные задачи курса:
- вооружить подростка психологическими средствами, которые обеспечат его самопознание, саморазвитие и самореализацию;
- способствовать раскрытию и развитию способностей, овладению навыками самоанализа;
- научить понимать чувства и мотивы поведения других людей;
- обучить приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению творчески преодолевать конфликты.
Место курса в базисном учебном плане: 17 часов в год (один раз в две недели) продолжительностью 40 минут.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа к курсу «Психология» обеспечивает достижение учащимися 11 класса определенных личностных, предметных и метапредметных результатов по развитию социальной компетентности и формированию психологической культуры
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты можно определить, как психические новообразования, то есть качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, к внутренней и внешней жизни. Личностными результатами становятся формирование и развитие:
ученик научится:
- осознавать и развивать свои интересы, потребности, способности.
- готовности и способности к саморазвитию, самовоспитанию и самообразованию на протяжении всей жизни,
- самостоятельно и независимо определять жизненные цели и выбор будущей профессии.
- осознанному, уважительному и доброжелательному отношению к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- социальным нормам, правилам поведения, ролям и формам социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- решать проблемы на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
- коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
ученик имеет возможность научиться:
- реализовывать уверенное поведение;
- уметь планировать свое будущее;
- осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями.
- формировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ученик научится:
- приемам саморегуляции в стрессовых ситуациях, умению конструктивно преодолевать конфликты;
- развивать интеллектуальную сферу (общие и специальные способности, познавательной направленности и пр.); эмоциональную сферу (чувства, переживания, настроения и пр.), понимание чувств и переживаний других людей, самосознание (чувство собственного достоинства, адекватной самооценки);
- анализировать сложные /проблемные/ психологические ситуации, находить ответы на них и оптимальный выход из конфликтных ситуаций;
- создавать психологический портрет личности;
- адаптироваться в учебном процессе, активизировать познавательную, поисковую и проектно - исследовательскую деятельности;
- высказывать собственное мнение;
- формировать собственную личностную позицию.
ученик имеет возможность научиться:
- применять теоретические знания для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций.
- понимать чувства и мотивы поведения других людей;
- ориентироваться в психологической информации;
- повысить психологические компетентности учащихся (личностные, социальные, коммуникативные).
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ученик научится:
- планировать свое будущее;
- уметь планировать свое время;
- слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.
- формулировать навыки противостояния групповому давлению;
- оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;
- реализовывать уверенное поведение;
ученик имеет возможность научиться:
- уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;
- принимать свою половую идентификацию;
- уметь выстраивать партнёрские отношения со всеми субъектами образовательного процесса и социума в целом;
Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.
Коммуникативные УУД обеспечивают:
- социальную компетентность и учет позиции других людей,
- умение слушать и вступать в диалог,
- участвовать в коллективном обсуждении проблем,
- продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
3.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Вводный | Выявление сплоченности группы. «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». Письмо самому себе. | 3 | Слушание объяснений учителя. |
Психологическая подготовка к ЕГЭ Саморегуляция | Что такое стресс. Устойчивость к стрессу. Первая помощь в острой стрессовой ситуации. Определение уровня стрессоустойчивости личности. Определение уровня тревожности, депрессии. Первая помощь в острой стрессовой ситуации. Что такое ЕГЭ и что он значит для меня? ЕГЭ и твои возможности. Приемы быстрого овладения материалом. Как я контролирую свои эмоции. Способы преодоления эмоциональных трудностей. Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. Психологический тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя. | 9 | Слушание объяснений учителя, анализ выступлений одноклассников, проигрывание и анализ конкретных ситуаций, выполнение тестов и последующее обсуждение результатов, практическое задание. |
Выбор профессии | Проектирование профессионального жизненного пути. Возможные затруднения при выборе профессии. Пути их преодоления. Определение профессиональной направленности личности («Профориентатор») Рефлексия по полученным результатам. | 2 | Слушание объяснений учителя, выполнение теста и последующее обсуждение результатов. |
Рефлексия | Жизненное самоопределение. «Модель моей будущей жизни». «Школа – это жизненный кирпичик» | 3 | Практическое задание, рефлексия. |
17 |
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Подоксенова И. В. 11а класс | ||||
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вводный. Выявление сплоченности группы. | 1 | ||
2 | «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». | 1 | ||
3 | Письмо самому себе. | 1 | ||
4 | Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ. Что такое стресс? | 1 | ||
5 | Определение уровня стрессоустойчивости личности. | 1 | ||
6 | Определение уровня тревожности, депрессии. | 1 | ||
7 | Первая помощь в острой стрессовой ситуации. | 1 | ||
8 | ЕГЭ и твои возможности. | 1 | ||
9 | Приемы быстрого овладения материалом. | 1 | ||
10 | Способы преодоления эмоциональных трудностей в предэкзаменационный и экзаменационный периоды. | 1 | ||
11 | Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. | 1 | ||
12 | Тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя. | 1 | ||
13 | Проектирование профессионального жизненного пути. | 1 | ||
14 | Определение профессиональной направленности личности. | 1 | ||
15 | Жизненное самоопределение. Модель моей будущей жизни. | 1 | ||
16 | «Школа – это жизненный кирпичик». | 1 | ||
17 | Рефлексия. | 1 |
Жутикова Л. С. 11б класс | ||||
№ | Тема урока | Кол- во часов | Дата | |
план | факт | |||
1 | Вводный. Выявление сплоченности группы. | 1 | ||
2 | «Прошлое нам дорого, а будущее рядом». | 1 | ||
3 | Письмо самому себе. | 1 | ||
4 | Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ. Что такое стресс? | 1 | ||
5 | Определение уровня стрессоустойчивости личности. | 1 | ||
6 | Определение уровня тревожности, депрессии. | 1 | ||
7 | Первая помощь в острой стрессовой ситуации. | 1 | ||
8 | ЕГЭ и твои возможности. | 1 | ||
9 | Приемы быстрого овладения материалом. | 1 | ||
10 | Способы преодоления эмоциональных трудностей в предэкзаменационный и экзаменационный периоды. | 1 | ||
11 | Дерево жизни. Что хорошо и что плохо влияет на мое здоровье. | 1 | ||
12 | Тренинг саморегуляции. Учимся “слушать” себя. | 1 | ||
13 | Проектирование профессионального жизненного пути. | 1 | ||
14 | Определение профессиональной направленности личности. | 1 | ||
15 | Жизненное самоопределение. Модель моей будущей жизни. | 1 | ||
16 | «Школа – это жизненный кирпичик». | 1 | ||
17 | Рефлексия. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки» 4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"
Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Игротека »
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берёт на своё вооруже...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направление «Волейбол-путь к здоровью»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности спортивно оздоровительное направления «Волейбол-путь к здоровью» разработана на основе Федерального государственного образов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)
Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...