Cемья и семейные ценности.
методическая разработка по праву (10 класс) на тему

Дементеева Наталья Николаевна

Семья и семейные ценности

                                                                                    Урок обществознания в 10 классе.

 Тип урока: урок актуализации ранее полученных знаний с элементами подготовки к ЕГЭ, с применением современных технологий.

 Форма урока: «Брейн-ринг».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_semeynye_tsennosti.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Семья и семейные ценности.

                                                    (Семейное право)  

                                              Урок обществознания в 10 классе.

Слайды 1-2

«Семья – это общество в миниатюре,                                                                                                                            от целостности которого зависит безопасность

 всего большого человеческого общества»  (Ф. Адлер)

   Тип урока: урок актуализации ранее полученных знаний с элементами подготовки к ЕГЭ, с применением современных технологий.

 Форма урока: «Брейн-ринг».

Цели:

образовательная :обобщить знания учащихся по  теме  «Семейное право» с использованием полученных знаний, законодательных актов  и опорой на жизненный опыт учащихся; определить значение семьи для развития человека.  

 развивающая: продолжить работу над выработкой у учащихся умения      анализировать и классифицировать социальную информацию,  осваивать учебный материал с помощью практической деятельности,  представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать в группах. Способствовать формированию мыслительных умений: сравнения, анализа, синтеза, критического мышления через проблемные ситуации, анализ документов, статистических данных; аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме.

воспитательная: продолжить работу по формированию активной гражданской позиции личности учащегося,  эмоционально-личностного отношения к изучаемым событиям; формирование осознанного нравственного поведения, воспитывать уважительное отношение к институту семьи, семейным ценностям.

Оборудование урока:

1.Компьютер, проектор, экран.

2.Компьютерные презентации по теме урока.

3.Документы для исследовательской работы.

4.Учебное пособие «Обществознание» под редакцией Л.Н. Боголюбова,      М., 2013.

5.Конституция РФ.

6.Семейный кодекс.     

I. Организация  начала урока (возникновение проблемной ситуации)
Учитель  рассказывает притчу: (под музыку, показ слайдов)
Слайды 3-13
«Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все человеческие ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.

Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило:
– На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места.
Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила:
– Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве.
Вдруг  Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле.

Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась.

Но вдруг она услышала голос, где-то позади: «Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой ».  Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши ,и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя.

Тогда она обратилась к Познанию: - Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец?

Познание посмотрело на Любовь: - Это было Время.

- Время? - переспросила Любовь. - Но почему оно спасло меня?

Познание еще раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
- Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь.

2. Постановка учащимися проблемы урока.
А) подводящий проблемный диалог:
- Зачем я рассказала вам эту притчу? Какую роль играет любовь в нашей жизни? Зачем нужна любовь, ведь без неё гораздо проще жить, спокойнее? Актуальна ли она для ваших современников и почему?
- Как люди выстраивают свои отношения, когда между ними возникает чувство любви? (заключают брак).

- Какие ассоциации у вас возникают с  понятием брак?
(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д).

Сколько бы ни  прошло лет, веков, тысячелетий люди всегда будут стремиться создать семью, без которой нет дома, любви, тепла.

 Вижу, что вы достаточно серьезно подошли к изучению темы «Семейное право»

 Я хочу предложить вам игру. Все  мы представители известной адвокатской фирмы «Узы Семьи» , специализирующейся на семейных отношениях. В нашей фирме проводится конкурс на право стать «Ведущей адвокатской группы». С этой целью я предложила вам разделиться на две самостоятельные команды. Помогать мне будет экспертная группа, которая будет вносить пояснения, подводить итоги. Каждая адвокатская группа пройдет 4 этапа. Давайте не будем забывать, чтобы стать высококвали фицированным  юристом, вам  необходимо первоначально сдать успешно ЕГЭ, поэтому часть заданий соответствует требованиям экзамена  Инструкции к деятельности я буду давать на каждом этапе. Успех фирмы зависит от согласованной работы в группах

Слайд-14     Первый блок. « Семейное право»  

Блиц- опрос.(вопросы раздаются)

                   -Что такое  семейное право?

                    - Что такое  институт права?

                    -Кто является субъектами семейных правоотношений?

                    -Какие вопросы включает в себя семейное законодательство?

                    -Почему семейное право связано с гражданским правом?

                    - Назовите источники семейного права.

Информация:

Семейное право- это отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака, принадлежности к семье.

Институт права - это  правовые нормы, регулирующие важнейшие вопросы отрасли права.

Субъектами семейных правоотношений являются - супруги, родители, дети, усыновители,  усыновлённые, опекуны, попечители.

 Семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные  неимущественные и  имущественные отношения между членами семьи, также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Источники семейного права - Конституция РФ, Семейный Кодекс РФ(1996 г.) и.др.

Нормативные акты, регулирующие семейные правоотношения

Как вы думаете, какие юридические документы регулируют семейные отношения?

После заслушивания ответов, учитель: Вы правы,  семейные отношения в РФ регулируют следующие юридические документы: (демонстрирует документы)

-Конституция РФ

-Гражданский кодекс РФ

-Уголовный кодекс РФ

-Жилищный кодекс РФ

-Семейный кодекс РФ и другие правовые акты.

А сейчас прослушайте историческую справку:

Историческая справка(эксперт)

Слайд-16

Семейный кодекс РФ был принят в декабре 1995 г. Государственной Думой РФ, с 1 марта 1996 г. введен в действие.

Состоит из 8 разделов, 22 глав и 170 статей, которые регулируют следующие отношения: 1.Условия и порядок вступления в брак

2. Прекращение брака и признание его недействительным

3. Личные имущественные отношения между членами семьи

4. Права и обязанности супругов

5. Права и обязанности родителей и детей

6. Алиментные обязательства членов семьи

7. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей

8. Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства

Слайд-17

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный институт». Составьте план, в соответствии с которым вы будите освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Работа в тетрадях  и у доски (эксперты дают оценку)

Ответ:

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

  1. Понятие семьи.
  2. Функции семьи:

а) репродуктивная;

б) хозяйственная;

в) социализации и др.

  1. Права и обязанности членов семьи.
  2. Виды семей:

а) патриархальная и демократическая;

б) многопоколенная, нуклеарная.

5) Ресурсы семьи:

а) экономические;

б) информационные и др.

Слайд-18

Второй блок «Институт брака»

1. Найдите правовые ошибки в юмористическом тексте: "Возможно, это знают не все, но традиция надевать во время свадьбы супругу кольцо на палец идёт из Древнего Рима. Там кольцо надевали рабу, чтобы показать: теперь он лишён свободы и стал собственностью господина. Обряд-то, конечно, красивый. Подъезжает эскорт машин. Празднично одетые молодые по пушистому ковру входят во Дворец. И наконец, торжественное: "Именем РФ объявляю вас мужем и женой!" Свершилось! Он надевает кольцо ей : и делает своей собственностью. Она надевает кольцо ему: и делает его своей собственностью. А печальное событие, оформляющее этот акт насильственного лишения свободы, называется свадьбой!":

Учитель:

   -Что такое брак?

   - Каковы виды брака?

   -Каково ваше отношение к гражданскому и церковному бракам?

У вас на столах СК РФ, выдержки статей из него, давайте обратимся к статьям 11-14

Обсуждение позитивных условий для заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины, достижение брачного возраста; негативные условия, препятствующие заключению брака – состояние в другом браке, близкое родство и состояние усыновления, недееспособность.

                  -Назовите условия и порядок заключения брака (информационная справка учащегося о брачном возрасте.)              

                  -Какие обстоятельства являются препятствующими заключению брака?

                  - Какие права и обязанности приобретают граждане при вступлении в брак?

                  - Какой порядок расторжения брака предусматривает закон?

                  - Что такое брачный договор? (информационная справка эксперта о брачном договоре)

Почти все из вас видели, как проходит торжественно церемония заключения брака в ЗАГСе или венчания в церкви. Эти радостные моменты помнят не только муж и жена, но и их родственники и друзья. Красивое начало семейной жизни, все дарят подарки и веселятся, но в семейной жизни всегда будут трудные и печальные моменты. Все это будет успешно преодолеваться, если крепкой будет любовь и дружба супругов. Если люди не были готовы к браку, то семья может разрушиться.

 Цифры статистики в РФ не радуют: каждый третий брак распадается. Учитель спрашивает о возможных причинах разводов (беседа).

Давайте выясним  причины счастливой и несчастливой семейной жизни. Учащиеся самостоятельно высказывают свои мнения,

     

Информация:

Брак- это юридически оформленный, свободный, добровольный союз мужчины и женщины, направленный на создание  семьи и порождающий для них взаимные права и обязанности.

Виды брака:1- Юридический, зарегистрированный органами ЗАГС, порождающий взаимные личные и имущественные права и обязанности супругов.

                      2-Гражданский, незарегистрированный органами ЗАГСа, порождающий  лишь отношения материнства и отцовства, без имущественных прав.

                      3-Церковный, неимеющий юридических последствий, а регулирующийся только нормами внутрицерковного( канонического) права.

Условия заключения брака:             

  1.Добровольное согласие  мужчины и женщины.(согласия третьих лиц закон не требует

  2.Достижение брачного возраста(18 лет, с 16 лет при наличии уважительной причины).

  3. Соблюдение принципа моногамии (человек имеет право одновременно состоять только в одном браке.)

  4. Недопускается брак между  родственниками, усыновителями и  усыновлёнными.

  5.Не могут вступать в брак лица, страдающие слабоумием или душевой болезнью.

Порядок заключения брака:

               1.Заключается в органах ЗАГС (запись актов гражданского состояния)

               2.Подача заявления лично присутствующих лиц, вступающих в брак.

               3. Испытательный срок -1 месяц (при наличии уважительных причин, может  сокращён.)

Порядок расторжения брака:

               1.Расторжение брака в органах ЗАГС:

                           -при взаимном согласии супругов на развод;

                          -если нет несовершеннолетних  детей;

                          -если нет имущественных разногласий;

                2 Расторжение брака в суде:

                        -при наличии у супругов общих несовершеннолетних  детей;

                          -при отсутствии одного из супругов на расторжение брака;

                           -если судом установлено, что сохранение семьи невозможно.

                            -супруги могут представить суду соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние  дети, о порядке выплаты средств на содержание детей или нетрудоспособного супруга, о разделе имущества (если соглашение отсутствует, то это решает суд).

                         -муж не может без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребёнка.

Брачный договор- это соглашение, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке в случае его расторжения.

Права и обязанности вступивших, в брак:

             1.Личные права супругов:

                    -выбор фамилии;

                    - выбор рода занятия, профессии;

                    -места пребывания и жительства;

                    -расторжения брака;

                    -супруги равны в решении основных вопросов жизни семьи

   Учитель:

  Физминутка.

 “Комочек счастья”

Чтобы восстановить силы, мысли, рабочее состояние выполним упражнение “Комочек счастья”

Первое упражнение для снятия напряжения с глаз – «Пальминг». Потрите ладошки и приложите их к глазам на несколько секунд. Повторите 3 раза. Следующее упражнение для позвоночника: сцепите руки «в замок» за головой и сведите локти. Выполните  3 раза.

На части не делится солнце лучистое,
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья – луча серебристого
Вы в силах родным подарить.

Давайте   встанем в круг. Представьте себе, что у меня в руках маленькое солнце, комочек счастья, в которое я вложила все свое тепло, радость, и я готова поделиться с вами “ Комочек счастья” отправлять буду я. Итак, начинаем. (Каждый участник передает воображаемое счастье.) Отдохнули, восстановили силы, продолжаем работать.

Слайд-19

 Текст высвечивается, группы работают

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Возникновение семейных правоотношений связано с официальной регистрацией браков в установленном законом порядке. (Б) В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление о государственной регистрации брака. (В) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом нетрудоспособным. (Г) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно. (Д) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер;
  2. характер оценочных суждений;
  3. характер теоретических утверждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А

Б

В

Г

Д

Ответы:  31122.

Текст на экране.

Слайд-20

Четвёртый блок «Институт родителей и детей»

      -Назовите права и обязанности родителей по отношению к детям.

      -В каких случаях родителей лишают родительских прав?

      -Какой правовой документ определяет права несовершеннолетних детей?

     - Назовите права детей в семье.

     -Назовите обязанности детей по отношению к родителям.

     -Что такое алименты?

     - Назовите формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (информационная справка учащихся об усыновлении, опеке и

попечительстве, о приёмной семье.)

Развод осуществляется в ЗАГСе, если нет у супругов спорных вопросов и несовершеннолетних детей. И в суде по гражданским делам, если один из супругов не согласен, решается вопрос об алиментах и проживании детей.

Учащиеся обращаются к статьям 47,54, 56 СК РФ и получают знания о родительских правах и правах детей. Учитель обращает внимание, что права родителей одновременно являются их обязанностями: определение имени, отчества и фамилии ребенка, место жительства, школы и т.д.

Обсуждение права несовершеннолетних детей: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту и другие права.

К сожалению, в современной РФ участились случаи лишения родительских прав судом. Учитель задает вопросы о причинах появления таких явлений. Учащиеся высказывают свои мнения, а учитель делает общий вывод. Затем учитель поясняет понятие об алиментных отношениях.

Если дети остались без родителей, то государство устанавливает для них особые формы защиты – усыновление, опека и попечительство, приемная семья. Самое лучшее для ребенка - это воспитание в семье, где он может получить любовь, заботу, полноценное развитие.

Итак, вы восстановили в памяти основные положения семейного законодательства. Теперь приступим к решению практических задач.

Слайд-21

 С6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 «Существуют два условия возникновения семьи - _______ (А) и родство. Российское государство признаёт лишь союз, заключенный в органах записи гражданского состояния. __________(Б) брак не признаётся законным. Вступая в брак, мужчина и женщина приобретают личные и _______(В) права и обязанности. К _________(Г) имуществу супругов относятся вещи индивидуального пользования, имущество, полученное одним из супругов в порядке _________(Д), награды, полученные за заслуги в научной деятельности. _________(Е) каждого из супругов разделу не подлежит. В интересах несовершеннолетних детей, при разделе имущества, доля одного из супругов может быть увеличена по решению суда».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
 

  1. заключенный
  2. церковный
  3. собственность
  4. имущество
  5. брак
  6. семья
  7. имущественные
  8. личное                                                
  9. наследование

                                                         Ответ: 527893.

У всех народов мира, во всех моральных и религиозных нормах семья является высшей ценностью. В православной вере наших предков всегда почитали родителей и семейные устои, с этим связывали счастье и долголетие. Великий пример семейной любви: 13 век, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, которые жили счастливо и умерли в один день. День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных. С 2008  8 июля ,объявлен праздником семьи ,любви и верности.

Слайд-21

Притча «Пятьдесят лет вежливости»

Одна пожилая супружеская пара после долгих лет совместной жизни праздновала золотую свадьбу. За общим завтраком жена подумала: «Вот уже пятьдесят лет я стараюсь угодить своему мужу. Я всегда отдавала ему верхнюю половину хлеба с хрустящей корочкой. А сегодня я хочу, чтобы этот деликатес достался мне».

Она намазала себе маслом верхнюю половинку хлебца, а другую отдала мужу. Против ее ожидания он очень обрадовался, поцеловал ей руку и сказал:

 Моя дорогая, ты доставила мне самую большую радость. Вот уже более пятидесяти лет я не ел нижнюю половину хлебца, ту, которую я больше всего люблю. Я всегда думал, что она должна доставаться тебе, потому что ты так ее любишь.

Мы можем сделать вывод, что семья по-прежнему остается величайшей ценностью общества.  

    Какие из семейных ценностей мы можем внести в разряд вечных?

Семейные ценности

1. Верность

2. Постоянство

3. Любовь

4. Уважение

5. Толерантность

6. Взаимный интерес

7. Понимание

- Какие ценности, существующие в семьях ваших родителей, вы бы приняли и перенесли в свои будущие семьи, а от каких отказались? Ответ аргументируйте.

Слайд-22

 Рефлексия

Теперь в заключение урока я прошу каждого из вас в качестве итога продолжить фразы:

  -На мой взгляд, счастливая семья – это…,

   -Мою семью можно назвать счастливой, потому что…,

 - Больше всего мне понравилось …,

 - Полезнее всего для меня было узнать …

Оценки

Домашнее задание : написать эссе на одну из тем

1.Семья и семейные ценности
2.«Семья является первичным лоном человеческой культуры»
(И. Ильин).
3.“Семья более священна, чем государство”. Папа Пий XI
4."Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему" Л.Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Воспитание семейных ценностей как важное звено духовно-нравственного воспитания личности

Воспитание семейных ценностей как важное звено  духовно-нравственного воспитания личностиРечь идет о воспитании семейных ценностей через реализацию проекта "Православный семейный городок" В нашей...

Семейные ценности

Отзыв о семье, которая прошла отборочный тур семейного конкурса и вошла в десятку лучших из 240 претендентов....

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Статья по теме "Семья. Семейные ценности.Семейные реликвии" (для классного часа).

Тема семьи всегда была и будет важной для детей из неблагополучных семей....