Турнир знатоков права
учебно-методический материал по праву (10, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Турнир знатоков права
Цели и задачи
- Закрепление в неформальной обстановке правовых знаний.
- Развитие творческого мышления
- Воспитание активной гражданской позиции.
Правила игры
В турнире участвуют две команды по 5 человек. Болельщики формируют группы поддержки. В каждой команде выбирается капитан, эмблема, название. Жюри оценивает ответы команд.
Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие обучающихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.
Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 курсов
Форма проведения: конкурс
Место проведения: учебная аудитория
Оформление аудитории: плакаты с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам; экранная заставка с названием конкурса
Используемые методы: командная игра (творческие конкурсы, решение проблемных задач, блиц-турнир)
Оборудование и материалы: карточки-задания для команд
Вступительное слово
Сегодня мы проводим Турнир знатоков права. Не зная законов, человек не может в полной мере воспользоваться своими правами. Цель данного турнира - выяснить, насколько хорошо вы разбираетесь в устройстве нашего правового общества. В ходе разнообразных конкурсов каждый из участников сможет показать свои знания и вспомнить основные законы, по которым живёт наше государство. Хочется, чтобы этот турнир расширил ваши знания о Законе, которые вы затем могли бы применить в жизни. Желаю вам удачи!
Конкурс № 1: «Блиц – турнир»
Вопрос - ответ. На обдумывание ответа до 30 сек. Капитаны руководят своими командами и выбирают отвечающих. За каждый правильный ответ - 1 балл. За полный ответ на вопрос, предполагающий развёрнутый ответ, дополнительно до 2-х баллов.
Вопросы задаются по очереди каждой команде. Вопросы можно менять или использовать выборочно.
Вопросы:
- Основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя, форму правления, организацию и основные принципы правосудия. (Конституция)
- В каком году была принята ныне действующая Конституция? (1993)
- Назовите документ, регламентирующий систему организации и деятельности нашего колледжа. (Устав)
- Основной документ, удостоверяющий личность гражданина в нашей стране. (Паспорт)
- На кого Конституция возлагает обязанность заботиться о детях и воспитывать их? (родители)
- Является ли нарушением общественного порядка распитие спиртных напитков или появление в пьяном виде в общественном месте? (да)
- С какого возраста наступает административная ответственность? (16 лет)
- С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие преступления? (14 лет)
- Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)
- Кто является главой Российской Федерации? (Президент)
Конкурс № 2: «Разобрать ситуацию»
Каждой команде будет дано по 3 ситуации. Команда, подумав 1 мин, должна сказать, какое преступление совершено. За каждый правильный ответ - 2 балла. За неполный ответ - 1 балл.
Ситуации для команды №1
- 03.10.2014 г., около 23 часов, несовершеннолетний Иванов, 1997 г.р., находился в подъезде жилого дома по ул. Лесной, где распивал спиртные напитки в группе с другими подростками. (Административное правонарушение)
- 30.01.2014 г., в 14.30, во дворе дома по ул. Ломоносова поссорились 3 подростка: Николай - 2002 г.р., Артём - 2001 г.р., Вадим – 2000 г.р. В ходе ссоры Вадим нанес ряд ударов Артёму. При этом Николай сдерживал Артёма, скрестив ему руки за спиной. Все действия причинили Артему физическую боль. (Уголовное преступление - нанесение побоев. Но подростки не достигли возраста уголовной ответственности. За данное преступление ответственность наступает с 16 лет)
- Подросток рисует на памятнике. Другой подросток в классе вырезает свои инициалы на парте, а две одноклассницы разрисовывают учебник и вырывают страницы. (Административные правонарушения, если подросткам нет 16 лет, то к ответственности будут привлечены родители или опекуны)
Ситуации для команды №2
- 31.01.2014 г. несовершеннолетний Вадим, 1997 г.р., пришел на дискотеку в ГДО около 20 часов. Билет стоил 200 рублей. Увидев на крыльце незнакомого подростка, Вадим подошел к нему и спросил, есть ли у него деньги. Подросток ответил отрицательно. Тогда Вадим стал проверять карманы. В одном из них нашёл 100 рублей и забрал их. (Уголовное преступление - кража)
- 15.02. 2014 г., в 18.30, два несовершеннолетних, 1997 г.р., гуляя по городу, подошли к подъезду одного из домов по ул. Мира, подожгли имевшуюся у них петарду и бросили в подъезд. (Административное правонарушение)
- Учитель ведет урок. Раздается телефонный звонок, детский голос сообщает о заложенном взрывном устройстве. (Административное правонарушение, если подросткам нет 16 лет, то к ответственности будут привлечены родители или опекуны)
Конкурс № 3: «Я имею право»
Каждая команда получает два листа. На одном – список художественных произведений, на втором – тексты статей Конституции РФ, где названы права, нарушенные или отстаиваемые в указанных произведениях. Команды должны напротив каждого произведения указать, какое право (из перечисленных в списке) в нём затрагивается. За каждый правильный ответ - 2 балла. За неполный ответ - 1 балл.
- Былина «Садко». (Ст.34. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности)
- М. Гаршин «Лягушка-путешественница». (Ст.27. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства)
- Былина «Илья Муромец и Калин-царь». (Ст.59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РК)
- Дж. Ролинг «Гарри Потер и философский камень». (Ст.23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени)
- С.В. Михалков «Три поросёнка». (Ст.25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения)
- А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». (Ст. 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы)
- Ш. Перро «Красная шапочка». (Ст. 20. Каждый имеет право на жизнь)
- Дж. Родари «Чиполлино». (Ст. 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища)
- А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Ст. 43. Каждый имеет право на образование)
- К. Чуковский «Айболит». (Ст. 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений)
Конкурс для болельщиков
- В одной стране для установления личности стали измерять ноги специальной меркой. Кого искали таким необычным образом? (Золушку из сказки Ш.Перро)
- Некая высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства и отравляет её. Умершую помещают в гроб, однако впоследствии девушка оживает при помощи своего жениха. Назовите его имя. (Елисей из сказки «О мёртвой царевне» А.С.Пушкина)
- Голова, отделённая от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Черномор из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
- Два брата из ревности губят друг друга. Их престарелый отец сам хочет жениться на красавице. И ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был и наказан. Кем? (Золотым петушком из одноименной сказки А.С.Пушкина)
- Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина напрасно стараются урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Что это за оружие? (Коса. Сказка «Лиса и заяц»)
Конкурс № 4: «Продолжи пословицы»
Ведущий читает начало пословицы, участники продолжают её (если неизвестен правильный ответ, можно предложить свой вариант). За каждый правильный ответ - 1 балл.
- Вор ворует – мир горюет.
- Дурное слово, что смола: пристанет – не отменишь.
- Из краденой крупы вкусной каши не сваришь.
- Ища чужое, своё потеряешь.
- Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
- Вору потакать – самому воровать.
- Других не суди – на себя погляди.
- За ушко, да и на солнышко.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Лишнее говорить – себе вредить.
- На языке мёд, а под языком лёд.
- В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется – мал кажется.
Подведение итогов
Награждение участников медалями и грамотами «Лучшие знатоки права».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков права
Конкурс по праву проводится между командами учащихся и родителей...
Игра "Турнир знатоков права"
Данный материал может быть использован как внеклассное мероприятие, целью которого является закрепление знаний, полученных на уроках обществознания....
Командная игра «Турнир знатоков права»
В предлагаемой ниже игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие ...
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
Командная игра "Турнир знатоков права"
Целью этого учебного мероприятия является закрепление в неформальной, игровой обстановке правовых знаний, воспитание активной гражданской позиции....
Внеклассное мероприятие по обществознанию: «Турнир знатоков права» 7 класс
Сценарий турнира «Знатоки права» способствует развитию правового образования учащихся....