Турнир знатоков права
учебно-методический материал по праву (10, 11 класс) по теме

Семёнова Наталья Александровна

Турнир знатоков права

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка55 КБ

Предварительный просмотр:

Турнир знатоков права

Цели и задачи

  1. Закрепление в неформальной обстановке правовых знаний.
  2. Развитие творческого мышления
  3. Воспитание активной гражданской позиции.

Правила игры

В турнире участвуют две команды по 5 человек. Болельщики формируют группы поддержки. В каждой команде выбирается капитан, эмблема, название. Жюри оценивает ответы команд.

Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие обучающихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Целевая аудитория: обучающиеся 1-4 курсов

Форма проведения: конкурс

Место проведения: учебная аудитория

Оформление аудитории: плакаты с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам; экранная заставка с названием конкурса

Используемые методы: командная игра (творческие конкурсы, решение  проблемных задач, блиц-турнир)

Оборудование и материалы: карточки-задания для команд

Вступительное слово

Сегодня мы проводим Турнир знатоков права. Не зная законов, человек не может в полной мере воспользоваться своими правами. Цель данного турнира - выяснить, насколько хорошо вы разбираетесь в устройстве нашего правового общества. В ходе разнообразных конкурсов каждый из участников сможет показать свои знания и вспомнить основные законы, по которым живёт наше государство. Хочется, чтобы этот турнир расширил ваши знания о Законе, которые вы затем могли бы применить в жизни. Желаю вам удачи!

Конкурс № 1: «Блиц – турнир»

Вопрос - ответ. На обдумывание ответа до 30 сек. Капитаны руководят своими командами и выбирают отвечающих. За каждый правильный ответ - 1 балл. За полный ответ на вопрос, предполагающий развёрнутый ответ, дополнительно до 2-х баллов.

Вопросы задаются по очереди каждой команде. Вопросы можно менять или использовать выборочно.

Вопросы:

  1. Основной закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя, форму правления, организацию и основные принципы правосудия. (Конституция) 
  2. В каком году была принята ныне действующая Конституция? (1993)
  3. Назовите документ, регламентирующий систему организации и деятельности нашего колледжа. (Устав)
  4. Основной документ, удостоверяющий личность гражданина в нашей стране. (Паспорт)
  5. На кого Конституция возлагает обязанность заботиться о детях и воспитывать их? (родители)
  6. Является ли нарушением общественного порядка распитие спиртных напитков или появление в пьяном виде в общественном месте? (да)
  7. С какого возраста наступает административная ответственность? (16 лет)
  8. С какого возраста наступает уголовная ответственность за тяжкие преступления? (14 лет)
  9. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)
  10. Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

Конкурс № 2: «Разобрать ситуацию»

Каждой команде будет дано по 3 ситуации. Команда, подумав 1 мин, должна сказать, какое преступление совершено. За каждый правильный ответ - 2 балла. За неполный ответ - 1 балл.

Ситуации для команды №1

  1. 03.10.2014 г., около 23 часов, несовершеннолетний Иванов, 1997 г.р., находился в подъезде жилого дома по ул. Лесной, где распивал спиртные напитки в группе с другими подростками. (Административное правонарушение) 
  2. 30.01.2014 г., в 14.30, во дворе дома по ул. Ломоносова поссорились 3 подростка: Николай - 2002 г.р., Артём - 2001 г.р., Вадим – 2000 г.р. В ходе ссоры Вадим нанес ряд ударов Артёму. При этом Николай сдерживал Артёма, скрестив ему руки за спиной. Все действия причинили Артему физическую боль. (Уголовное преступление - нанесение побоев. Но подростки не достигли возраста уголовной ответственности. За данное преступление ответственность наступает с 16 лет)
  3. Подросток рисует на памятнике. Другой подросток в классе вырезает свои инициалы на парте, а две одноклассницы разрисовывают учебник и вырывают страницы. (Административные правонарушения, если подросткам нет 16 лет, то к ответственности будут привлечены родители или опекуны)

Ситуации для команды №2

  1. 31.01.2014 г. несовершеннолетний Вадим, 1997 г.р., пришел на дискотеку в ГДО около 20 часов. Билет стоил 200 рублей. Увидев на крыльце незнакомого подростка, Вадим подошел к нему и спросил, есть ли у него деньги. Подросток ответил отрицательно. Тогда Вадим стал проверять карманы. В одном из них нашёл 100 рублей и забрал их. (Уголовное преступление - кража)
  2. 15.02. 2014 г., в 18.30, два несовершеннолетних, 1997 г.р., гуляя по городу, подошли к подъезду одного из домов по ул. Мира, подожгли имевшуюся у них петарду и бросили в подъезд. (Административное правонарушение)
  3. Учитель ведет урок. Раздается телефонный звонок, детский голос сообщает о заложенном взрывном устройстве. (Административное правонарушение, если  подросткам нет 16 лет, то к ответственности будут привлечены родители или опекуны)

Конкурс № 3: «Я имею право»

Каждая команда получает два листа. На одном – список художественных произведений, на втором – тексты статей Конституции РФ, где названы права, нарушенные или отстаиваемые в указанных произведениях. Команды должны напротив каждого произведения указать, какое право (из перечисленных в списке) в нём затрагивается. За каждый правильный ответ - 2 балла. За неполный ответ - 1 балл.

  1. Былина «Садко». (Ст.34. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности)
  2. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». (Ст.27. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства)
  3. Былина «Илья Муромец и Калин-царь». (Ст.59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РК)
  4. Дж. Ролинг «Гарри Потер и философский камень». (Ст.23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени)
  5. С.В. Михалков «Три поросёнка». (Ст.25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нём лиц иначе как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения)
  6. А.С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде». (Ст. 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы)
  7. Ш. Перро «Красная шапочка». (Ст. 20. Каждый имеет право на жизнь)
  8. Дж. Родари «Чиполлино». (Ст. 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища)
  9. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». (Ст. 43. Каждый имеет право на образование)
  10. К. Чуковский «Айболит». (Ст. 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений)

Конкурс для болельщиков

  1. В одной стране для установления личности стали измерять ноги специальной меркой. Кого искали таким необычным образом? (Золушку из сказки Ш.Перро)
  2. Некая высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства и отравляет её. Умершую помещают в гроб, однако впоследствии девушка оживает при помощи своего жениха. Назовите его имя. (Елисей из сказки «О мёртвой царевне» А.С.Пушкина)
  3. Голова, отделённая от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Черномор из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
  4. Два брата из ревности губят друг друга. Их престарелый отец сам хочет жениться на красавице. И ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был и наказан. Кем? (Золотым петушком из одноименной сказки А.С.Пушкина)
  5. Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина напрасно стараются урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Что это за оружие? (Коса. Сказка «Лиса и заяц»)

Конкурс № 4: «Продолжи пословицы»

Ведущий читает начало пословицы, участники продолжают её (если неизвестен правильный ответ, можно предложить свой вариант). За каждый правильный ответ - 1 балл.

  1. Вор ворует – мир горюет.
  2. Дурное слово, что смола: пристанет – не отменишь.
  3. Из краденой крупы вкусной каши не сваришь.
  4. Ища чужое, своё потеряешь.
  5. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
  6. Вору потакать – самому воровать.
  7. Других не суди – на себя погляди.
  8. За ушко, да и на солнышко.
  9. Доброе слово и кошке приятно.
  10. Лишнее говорить – себе вредить.
  11. На языке мёд, а под языком лёд.
  12. В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется – мал кажется.

Подведение итогов

Награждение участников медалями и грамотами «Лучшие знатоки права».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир знатоков права

Конкурс по праву проводится между командами учащихся и родителей...

Игра "Турнир знатоков права"

Данный материал может быть использован как внеклассное мероприятие, целью которого является закрепление знаний, полученных на уроках обществознания....

Командная игра «Турнир знатоков права»

В предлагаемой ниже игре участвуют две  команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие ...

Командная игра "Турнир знатоков права"

Целью этого учебного мероприятия является закрепление в неформальной, игровой обстановке правовых знаний, воспитание активной гражданской позиции....

Внеклассное мероприятие по обществознанию: «Турнир знатоков права» 7 класс

Сценарий турнира «Знатоки права» способствует  развитию правового образования учащихся....