Командная игра "Турнир знатоков права"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме
Целью этого учебного мероприятия является закрепление в неформальной, игровой обстановке правовых знаний, воспитание активной гражданской позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_znatokov_prava.rar | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
Ролевые игры.
В процессе ролевой игры каждый ученик «переживает» ту роль, которая ему задается. Каждая игра организуется под эгидой определенной темы. Так ученики проигрывают некоторые модели поведения, пытаясь понять, какие из вариантов наиболее приемлемы в реальной жизни. У детей формируются умения вести переговоры, принимать самостоятельные решения. Ученики сами определяют модель своего поведения в игре. Например, наша командная игра «Турнир знатоков права» позволит понять, какие права граждан нашей страны предусмотрены законодательством. Большой потенциал для игровой деятельности содержит материал по правовому разделу. Однако, цель урока по правоведению должна включать в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять полученные знания на практике. Иными словами, учитель, конструируя предстоящий урок (игру), выступает в роли автора, сценариста и, формулируя цель, мысленно задает себе вопросы: чему научатся ребята? Что будет способствовать их развитию и как? Последний вопрос является очень важным.
Любая игровая ситуация должна быть оценена и проанализирована. Ребятам необходимо понять, чему они научились в ходе игры, какие ошибки были допущены. Ещё К.Д. Ушинский заметил, что «самостоятельные мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний». Таким образом, учитель должен стимулировать именно самостоятельную деятельность школьников по приобретению новых знаний, умений. Такую активность ребят следует поощрять и всемерно развивать.
Командная игра «Турнир знатоков права»
6 класс.
На своем опыте мы не раз убеждаемся, что в игровой форме материал, даже «трудный» и «скучный», усваивается лучше. Кроме того, игра развивает активность, творческое мышление, формирует навыки практического использования знаний. В предлагаемой ниже игре могут участвовать две команды шестиклассников. Побеждает та, которая после всех конкурсов набирает больше баллов.
Целью этого учебного мероприятия является закрепление в неформальной, игровой обстановке правовых знаний, воспитание активной гражданской позиции. Зал (класс) для игры оформляется плакатами с латинскими «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.
Подготовка. Недели за две до проведения игры учитель дает задание ученикам: читать литературу по праву, просмотреть законы РФ, Конституцию РФ. В течение этого времени контролирует ребят, советует, какие книги, источники надо ещё прочитать. Когда он убедится, что ученики готовы, можно проводить игру.
Класс делится на две команды по 5 – 7 человек, не участвующая часть класса относится к болельщикам каждой из команд. Оценивают конкурс приглашенные учителя (члены жюри в количестве 3 – 4 человека).
Названия конкурсов:
- Приветствие команд (5 баллов).
- Конкурс «Всякая всячина» (5 баллов).
- Конкурс «Что это?» (4 баллов).
- Конкурс «Права человека» (10 баллов).
- Конкурс капитанов (12 баллов).
- Установить порядок ( 6 баллов)
- Обязанности гражданина (8 баллов)
- Блиц опрос
- Финал (5 баллов).
1-й конкурс «Приветствие команд» оценивается в 5 баллов.
2-й конкурс «Всякая всячина»
Правила игры. Команды должны ответить на 5 вопросов в отведенные на конкурс 1 минуту. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Вопросы первой команде:
- Кто является главой Российской Федерации? (Президент РФ).
- Какие органы из этого перечня не входят в систему органов государственной власти? (Совет Федерации, Правительство РФ, органы местного самоуправления, судебные органы).
- Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация).
- Предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние (действие или бездействие). (Преступление).
- Кто является премьер-министром РФ?
Вопросы второй команде.
- Кто занимает сегодня пост президента РФ?
- Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция РФ).
- Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет).
- Отрасль права формулирует понятие преступления, устанавливает круг преступлений, виды и размер наказаний за них. (Уголовное право).
- Тайное хищение имущества. (Кража).
3-й к. «Что это?»
- У халифов он был желтым, у албанцев – без клюва и когтей, у их российского «собрата» они есть. (герб)
- То, что в переводе означает «установление, устройство». (Конституция)
- Книга, состоящая из двух частей – общей и особенной. В первой, в частности дается определение того, что считается преступлением. (УК)
- Этот документ получает гражданин страны достигший 14 лет. (Паспорт)
4-й к. Права человека
10 слайд: Гадкий утенок – Право на достоинство личности; на свободу и личную неприкосновенность.
11 слайд: Злой Карабас Барабас, директор кукольного театра, использовал труд несовершеннолетних детей: Мальвины, Пьеро, Арлекино. Он не давал им возможности жить свободно, по сути, держал их в плену, и поэтому куклы вынуждены были убежать от Карабаса Барабаса. Таким образом, куклы использовали свое законное право обрести свободу. Буратино, главный герой сказки, не послушался своего отца папу Карла и самовольно ушел из дома, оказался предоставленным самому себе и поэтому попал под дурное влияние Карабаса Барабаса, кота Базилио и лисы Алисы. Буратино нарушил право на образование. Он отказался от уроков, которые предложила ему Мальвина, не хотел учиться.
12 слайд: Заяц и лиса – На неприкосновенность жилища; на собственность.
13 слайд: Герой сказки не соблюдал личную гигиену, не хотел жить в чистоте и порядке, «не дружил с мылом и расческой», разбрасывал вещи и поэтому они от него убежали.
Не соблюдены правила экологической безопасности.
14 слайд: Чипполино – право на жизнь; на судебную защиту. «Конек –горбунок»- право на жизнь. «Лягушка-путешественница» - свобода передвижения. «По щучьему велению» - Право на достоинство личности.
15 слайд: Кай оказался в плену у Снежной королевы. Писатель ничего не говорил о том, что она его кормила, дала возможность связаться с родными. Кай вынужден был выкладывать из льдинок слово «ВЕЧНОСТЬ», и только горячее сердце Герды сумело растопить чертоги Снежной королевы.
Нарушены права пленного и права ребенка на свободу творчества.
16 слайд: 1. Право на создание семьи 2. Право на труд; на достоинство личности
17 слайд: Героиня сказки Шарля Перро «Золушка» подвергалась принудительному непосильному труду, была лишена возможности отдыхать вместе со свободными сестрами на балу у короля. Только при помощи доброй волшебницы она смогла попасть во дворец, где познакомилась с принцем.
Таким образом, нарушено право Золушки на отдых, мачеха не имела права заставлять Золушку трудиться целыми днями. мачеха даёт падчерице непосильную работу.
18 слайд: Три поросенка: - на свободу и личную неприкосновенность.
19 слайд: Гарри Поттер -
5-й конкурс «В шутку о серьёзном» - капитанов
Команды отвечают письменно; время, отводимое на конкурс, - 3 минут; за каждый правильный ответ – 1 балл.
- Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». («Черт побери»).
- Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. (Буратино).
- У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? (Билета).
- Какое право нарушили кот Базилио и лиса Алиса, пытаясь отобрать у Буратино монеты? (Право на имущество).
- Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока).
- В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» («Кавказская пленница»).
- любимая фраза Шерлока Холмса? ( это же элементарно, Ватсон)
- На каком инструменте играл Шерлок Холмс (на скрипке)
6 - й к. Обязанности гражданина
Задача команд отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.
А) соблюдать законы
б) платить налоги
в) состоять в рядах какой-либо партии
г) работать на предприятии
д) защищать Отечество
е) сохранять природу и окружающую среду
ж) учиться, получать образование
з) бережно относиться к памятникам истории и культуры
Последний конкурс:
Блиц опрос для команд :за каждый правильный ответ опередившая команда получает 1 балл.
- Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? (Шапка).
- решение суда о виновности или невиновности подсудимого (приговор)
- посредник в спорах не судебного характера (арбитр)
- крупный шантаж, вымогательство, осуществляемое гангстерами путем угроз и насилия. (рэкет)
- В западной Европе сыщик, ведущий расследование уголовного дела (детектив)
- морской разбойник, флибустьер (пират)
- лицо, обращается в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права (истец)
- государственное преступление, особо опасное, выражается в похищении, передаче или собирании сведении, составляющих государственную тайну. (шпионаж)
Балда: «буду служить тебе славно, усердно и очень исправно, в год за три щелка тебе по лбу, есть же давай вареную полбу»
Данный конкурс является заключительным и решающим.
В «Декларации прав человека» сказано: «Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом, в котором живет, и должен вести себя так, чтобы его права и свободы не мешали правам и свободам других людей». Из слова «обязанность» командам предстоит за одну минуту составить максимальное количество новых слов.
По истечении игры даётся «заключительное слово» членам жюри. Подсчитывается средний бал всех конкурсов. Выигрывает команда набравшее максимальное количество баллов. Вручение призов проигравшей команде и победившей, плюс оценка «отлично», а также активным болельщикам.
Обязанности гражданина
Задача команд отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны.
А) соблюдать законы
б) платить налоги
в) состоять в рядах какой-либо партии
г) работать на предприятии
д) защищать Отечество
е) сохранять природу и окружающую среду
ж) учиться, получать образование
з) бережно относиться к памятникам истории и культуры
А) соблюдать законы
б) платить налоги
в) состоять в рядах какой-либо партии
г) работать на предприятии
д) защищать Отечество
е) сохранять природу и окружающую среду
ж) учиться, получать образование
з) бережно относиться к памятникам истории и культуры
А) соблюдать законы
б) платить налоги
в) состоять в рядах какой-либо партии
г) работать на предприятии
д) защищать Отечество
е) сохранять природу и окружающую среду
ж) учиться, получать образование
з) бережно относиться к памятникам истории и культуры
Президент РФ является:
1) главой государства
2) главой правительства РФ
3) главой парламента РФ
4) Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ
Парламент России является:
1) Советом Федерации
2) Федеральным собранием
3) Государственной Думой
4) Верховным Советом
Суды в России:
1) принимают законы
2) проводят выборы в стране
3) вершат правосудие в России
4) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица.
Президент РФ является:
1) главой государства
2) главой правительства РФ
3) главой парламента РФ
4) Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ
Парламент России является:
1) Советом Федерации
2) Федеральным собранием
3) Государственной Думой
4) Верховным Советом
Суды в России:
1) принимают законы
2) проводят выборы в стране
3) вершат правосудие в России
4) являются единственным государственным органом, определяющим виновность или невиновность лица. 1. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права.
Название отрасли права | Содержание отрасли права |
1. Уголовное право | А) Регулирует отношение между органами власти и гражданами. |
2. Административное право | Б) Определяет порядок наследования, защиты и достоинства, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок и др. |
3. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право | В) Регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни. |
4. Трудовое право | Г) Устанавливает преступность и меру наказания за нее. |
5. Семейное право | Д) Определяет порядок разрешения гражданских и уголовных дел. |
6. Гражданское право | Е) Устанавливает порядок разрешения гражданских и уголовных дел. |
1. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права.
Название отрасли права | Содержание отрасли права |
1. Уголовное право | А) Регулирует отношение между органами власти и гражданами. |
2. Административное право | Б) Определяет порядок наследования, защиты и достоинства, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок и др. |
3. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право | В) Регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе и в процессе семейной жизни. |
4. Трудовое право | Г) Устанавливает преступность и меру наказания за нее. |
5. Семейное право | Д) Определяет порядок разрешения гражданских и уголовных дел. |
6. Гражданское право | Е) Устанавливает порядок разрешения гражданских и уголовных дел. |
Кто такие?
1. Адвокат 2. Истец 3. Ответчик 4. Защитник 5. Прокурор
6. Нотариус 7. Подзащитный 8. Следователь 9. Юрист
Что такое?
1. Право 2. Обязанность 3. Юридическая ответственность
4. Адвокатура 5. Трудовой контракт 6. Брачный контракт
7. Прокуратура 8. Иск 9. Правоспособность 10. Дееспособность
11. Административная ответственность 12. Гражданское правонарушение
13. Дисциплинарный проступок 14. Материальная ответственность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знатоки права
Использовала данные вопросы во время проведения Недели правовых знаний...
Командная игра по праву "Путешествие по городу ПРАВОГРАДУ"
Цель: воспитание личности школьника и активизация гражданской позиции через правовую игру. Задачи: 1. Способствовать развитию межпредметных навыков и...
Турнир знатоков права
Конкурс по праву проводится между командами учащихся и родителей...
Командная игра «Турнир знатоков права»
В предлагаемой ниже игре участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие ...
Конкурс "Знатоки права" в рамках Месячника права в коррекционной школе
Разработка занятия предназначена для проведения в 8 - 9 классах коррекционной школы....
Конспект занятия с элементами командной игры "Мои права и обязанности"
формирование у обучающихся знание о правах и обязанностях, воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека....
Командная игра «Знатоки права»
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний...