Турнир знатоков права "Закон и Я"
классный час по праву на тему
Предварительный просмотр:
ТУРНИР ЗНАТОКОВ ПРАВА
« ЗАКОН и Я»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ
ЦЕЛЬ: Повышение уровня правовой культуры учащихся школ; воспитание нравственной культуры старшеклассников; формирование у учащихся представления о правовом пространстве. Способствовать популяризации правовых знаний, способствовать интеллектуальному развитию школьников.
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Я приветствую всех собравшихся в этом зале на турнире знатоков права - «Закон и я». Думаю, что вы с интересом и пользой для себя проведете здесь время, будете активными участниками мероприятия.
Сегодня наша игра посвящена правовым знаниям и законам. Наверно, не стоит лишний раз говорить о том, насколько важна эта область человеческой деятельности для жизни и нормального существования людей. Вся история человечества свидетельствует о неумолимом движении в направлении цивилизованного правового пространства
Именно поэтому у нас обязательно будут вопросы, связанные с этой тематикой. Но законы – это правила, которые регламентируют жизнь общества, а поэтому у нас будут вопросы, посвященные и многим другим направлениям человеческой жизнедеятельности.
Сегодня играют команды ... (представить по названию каждую команду).
А сейчас хочу представить вам наше жюри, которое строго и справедливо будет оценивать игру (назвать всех членов жюри).
1 ГЕЙМ «РАЗМИНКА».
ВОПРОСЫ ДЛЯ 1 КОМАНДЫ:
1. Совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми (ПРАВО)
2. Назовите основной закон государства. (Конституция)
3. До какого возраста человек считается ребенком? (18)
4. Какой главный документ посвящен правам ребёнка? ( Конвенция ООН о правах ребёнка).
5. С какого возраста несовершеннолетние несут уголовную ответственность?
( С 16-ти лет, лишь за особо тяжкие преступления с 14-ти лет).
6. Это символы любого государства: ( герб, флаг, гимн)
7.Какой вид ответственности наступает при порче школьного имущества. (материальная).
ВОПРОСЫ ДЛЯ 2 КОМАНДЫ.
1.Что такое юридическое лицо?
2.Президентом Украины может быть лицо, которое достигло _________ лет(35).
3.Когда в Украине была провозглашена независимость?
4. Брачный возраст для женщины в Украине? (17 лет)
5 .Кто выступает защитником в суде? (Адвокат).
6.Какой документ удостоверяет гражданство человека? (Паспорт)
7. Какая организация приняла Всеобщую декларацию прав и свобод человека? (Генеральная Ассамблея ООН)
ВОПРОСЫ ДЛЯ 3 КОМАНДЫ.
1.Общественно опасное, противоправное, наказуемое даяние. (Преступление)
2. Нормативный акт Верховной Рады Украины, имеющий высшую юридическую силу? (Закон)
3. Нормы права регулируют чувства человека. (Нет)
4. Физическое лицо – это… (Человек)
5. Конституция Украины была принята…? ( 28 июня 1996г.)
6. Законы в Украине принимает … (Верховная Рада Украины)
Политико-правовая связь между человеком и государством, которая выражается во взаимных правах и обязанностях – это ? (Гражданство).
2 ГЕЙМ «ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛОТО»
Команды вытягивают фишки с цифрами, необходимо назвать юридическое значение цифр.
- - 5
- - 40
- - 14
- - 18
- - 21
- - 25
- - 35
- - 1
- - 450
- – 226
- – 60
- - 16
3 ГЕЙМ « ПОЛИГЛОТ»
Audamus veteres, sed nostris utimur annis [лавдамус вэтэрэс сэд нострис утимур аннис]- мы восхищаемся древностью, но живем современностью. Так говорили древние римляне. Современное украинское законодательство основано во многом на римском праве, а латинские юридические изречения не потеряли своей актуальности . Давайте попробуем это проверить.
Командам предстоит закончить латинское изречение, добавив всего одно слово, но так, чтобы при этом не был искажен смысл высказывания. (Учитель читают командам поочередно изречение на латинском языке, затем в переводе на русский без последнего слова. Время на обдумывание - 10 секунд.
№ | Латинское выражение | Оборванное изречение | Ответ |
1 | Non bis in idem | За одно и то же (преступление) два раза… | …не наказывают |
2 | Silentium videtur confessio | Молчание равносильно… | …признанию |
3 | Vox populi, vox Dei | Глас народа – глас… | …Божий |
4 | Leges humanae nascuntur, vivunt et moriuntur | Человеческие законы рождаются, живут и… | …умирают |
5 | Dura lex, sed lex | Суров закон, но он… | …закон |
6 | Pereat mundus et fiat justiti | Пусть погибнет мир, но правосудие… | …свершится |
4 ГЕЙМ «ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»
(Ведущий зачитывает текст «жалоб» животных, право на жизнь у которых человек иногда нарушает. Командам предлагается угадать о ком идёт речь, с трёх попыток. 1 попытка – 3 балла, 2 попытка – 2 балла, , 3 попытка – 1 балл )
Жалоба 1.
3. Сама знаю, что не красавица.
2. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что?
1. Придумали ведь, что от меня бородавки на руках бывают. Чушь какая – то (жаба).
Жалоба 2.
3. Нами пугают маленьких детей.
2. Есть период, когда на нас разрешена охота.
1. Но ведь мы являемся «санитарами леса» (волки)
Жалоба 3.
3. На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас.
2. Не нравится, что на обычных птиц и зверей не похожи. Что же нам делать?
1. Да, темноту мы любим, ведь такими мы уродились (летучие мыши).
5 ГЕЙМ « ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ»
1. Родители 17-летнего Андрея приняли решение выехать на постоянное место жительства в Молдову, откуда родом отец. При этом они подали заявление о выходе из украинского гражданства и приеме в молдавское гражданство. Юноша не хочет разлучаться с родителями и готов переехать в Молдову, но не хочет терять украинское гражданство. Он просит объяснить, можно решить данный вопрос в соответствии с его желанием.
2. В районный военкомат обратилось двое юношей с просьбой направить их на альтернативную службу. Гражданин М., 19 лет просит направить его на альтернативную службу, потому что он уже 6 лет является членом пацифистской организации «Прочь, оружие», устав, которой предусматривает отказ от пользования оружием в любой форме. Гражданин П., 21 года, просит направить его на альтернативную службу, потому что учение евангельских христиан-баптистов, в обществе, которых он состоит уже 2 года, не разрешает брать в руки любое оружие.
3. На день рождения 16-летнему одинадцатикласснику Н, бабушка подарила фотоаппарат. Через некоторое время Н. решил поменять этот фотоаппарат на велосипед своего сверстника С. Узнав об обмене, родители Н. начали требовать вернуть фотоаппарат и забрать велосипед, аргументируя свое требование тем, что они не знали об обмене, не давали на него согласие. Но родители С. возражали, заявляя, что они на обмен согласились. Определите, кто прав в данной ситуации.
КОНКУРС ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ «СКАЗКИ»
Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в один балл. Кто первый ответит.
1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)
2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).
4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)
6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)
6 ГЕЙМ «ЮРИДИЧЕСКОЕ АССОРТИ»
Задание: Возле высказывания команда должна поставить П, О, Ж.
1. Жить с родителями П
2. Учиться, посещать школу П
3. Целыми днями играть на компьютере Ж
4. Жить по совести О
5. Перебегать улицу, где удобно Ж
6. Дышать свежим воздухом П
7. Не учить уроки Ж
8. Добросовестно учиться О
9. Достойно вести себя в школе и вне школы О
10. Отдыхать на каникулах П
11. Слушать родителей О
12. Гулять поздно без сопровождения взрослых Ж
13. Иметь стол или место для занятий П
14. Ходить в библиотеку П
15. Выполнять требования учителей О
16. Иметь имя и фамилию П
17. Не унижать других О
18. Целыми днями разговаривать по телефону Ж
20. Обращаться к врачу в случае болезни П
21. Получать помощь, если попала в беду П
22. Беречь имущество О
23. Полоскать горло, когда оно болит Ж
24. Беречь природу О
Подведение итогов игры. Слово жюри.
Учитель: Уважаемые, ребята, только в соответствии с тем, как общество защищает своих детей и заботиться о них, измеряется его цивилизованность, проверяется его гуманность, демократичность и складывается его будущее. А каждый из нас должен помнить, что правовая культура начинается со знания своих прав и обязанностей в этом обществе и их неукоснительного соблюдения. Всего вам доброго и до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Турнир знатоков английской литературы
Задания для турнира знатоков английской литературы в 5-7 классах...
Разработка урока по обществознанию в 9 классе "Турнир знатоков"
Предлагаемый урок является повторительно-обобщающим по курсу общестовознание. Форма - турнир....
Турнир знатоков английской литературы
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5-7 классов....
Турнир знатоков русского языка
Данная разработка может использоваться при проведении предметной недели. Мероприятие предназначено для учащихся 5-х классов. Задания игрового характера составлены с учетом полученных учащимися з...
Турнир знатоков военной истории
Разработка внеклассного мероприятия и презентация к нему для учащихся 6-7 классов...
Презентация "Турнир знатоков русского языка "Что? Где? Когда?""
Презентация к внеклассному мероприятию в 8 классе в рамках Недели русского языка и литературы...
Турнир знатоков русского языка "Что? Где? Когда?"
Разработка внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы...