Турнир знатоков русского языка "Что? Где? Когда?"
план-конспект урока (8 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_gde_kogda.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мурзинская средняя общеобразовательная школа
Апастовского муниципального района
Республики Татарстан
Турнир знатоков
Внеклассное мероприятие в 8 классе
в рамках Недели русского языка и литературы
Учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Заббарова А.Г.
2009/2010 учебный год
Оборудование для игры: крутящийся барабан, конверты с номерами вопросов, компьютер, видеопроектор, презентация, видеовопросы.
Ход игры:
I. Представление команд – 2 команды по 4 игрока.
II. Ознакомление с правилами игры.
Игра продолжается до 3 очков. Каждая команда по очереди отвечает на выпавшие вопросы. При отсутствии ответа или в случае неправильного ответа на вопрос может ответить команда соперников. Если обе команды не смогут дать верный ответ, вопрос задаётся зрителям.
Всего 17 конвертов, из них 1 - с музыкальной паузой, 2 – с вопросами блицтурнира (за 1 минуту необходимо ответить на 3 вопроса).
При досрочном ответе сэкономленную минуту можно использовать при ответе на другой вопрос.
III. Вопросы для турнира.
1. Видеовопрос.
Учитель биологии:
Дорогие ребята, отгадайте загадку:
Не цветы, а вянут, не бельё, а развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные люди. Что это?
2. Блицтурнир.
Ответить за 1 минуту на 3 вопроса:
а) Кто говорит на всех языках?
б) Кто ходит в гости по утрам?
в) Сколько детей было у Дуни в «Станционном смотрителе»?
3. Презентация. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, произведение и автора.
«… человек со влиянием: он известного конокрада заставил возвратить лошадь, которую тот свёл со двора у одного из его знакомых, образумил мужиков соседней деревни, не хотевших принять нового управляющего и т.д. Впрочем, не должно думать, чтобы он это делал из любви к справедливости, из усердия к ближним – нет! Он просто старается предупредить всё то, что может как-нибудь нарушить его спокойствие.
Когда у него нет посещения, он обыкновенно сидит, как мешок, на земле перед дверью своей избы, подвернув под себя свои тонкие ножки, и перекидывается ласковыми словцами со всеми прохожими».
4. Презентация. Угадайте, как звучат по-русски названия известных сказок Ш.Перро и Г.-Х.Андерсена, представленные на болгарском, сербском и польском языках.
Болгарский | Сербский | Польский | Русский |
Червената шапчица | Crvenkapica | Czerwony kapturek | |
Пепеляшка | Pepeljuga | Kopciuszek | |
- | Uspavana ljepotica | Śpiąca królewna |
5. Видеовопрос.
Учитель литературы:
В 1916 году Марина Цветаева посвятила поэту Александру Блоку следующие строки:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
Внимание, вопрос: Какие именно пять букв имела в виду Цветаева?
6. Презентация. Все вы, конечно, знаете известную сказку о приключениях Незнайки. После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У него был знакомый поэт, который жил на улице Одуванчиков. Этого поэта по-настоящему звали Пудиком, но, как известно, все поэты очень любят красивые имена. Поэтому, когда Пудик начал писать стихи, он выбрал себе другое имя и стал называться Цветиком.
Внимание, вопрос: Каким термином называется новое имя Пудика – Цветик?
7. Чёрный ящик. Видеовопрос.
Учитель физкультуры:
То, что находится в чёрном ящике, имеется у каждого. Для нас это обычный предмет, а для кого-то – рабочий инструмент. В древности название этого инструмента стояло в двойственном числе. Ныне оно относится к множественному числу, не имеет формы единственного числа и категории рода. Этим же термином называется физическое упражнение, выполняемое для разминки. Подумайте одну минуту и покажите это упражнение.
8. Презентация. Если бы в русском языке существовало слово кечь, какой частью речи оно могло бы быть?
9. Блицтурнир. Ответить за 1 минуту на 3 вопроса:
а) Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими?
б) Ложь с намёком.
в) Какие два местоимения мешают автотранспорту?
10. Музыкальная пауза.
11. Видеовопрос.
Мама маленькой дочки:
Маленькие дети очень часто переделывают слова, изменяя их согласно своим понятиям. Например, «вазелин» они произносят как «мазелин», «лопатку» как «копатку». Внимание, вопрос: что ребёнок может называть словом «кусарики»?
12. Презентация. Рассмотрите фрагмент генеалогического древа и ответьте на вопрос: кем приходится Юлия Павловна Татьяне Алексеевне?
13. Видеовопрос.
Учитель английского языка:
Догадайтесь, какой фразеологизм или поговорку используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Лучше яйцо сегодня, чем курица завтра.
14. В книгАлексеевы
Ильины
Людмила Ивановна
Илья Николаевич
Алексей Петрович
Валентина Петровна
Сергей
Ирина
Татьяна
Павел
Андрей
Юля
е «От двух до пяти» К.И.Чуковский приводит множество ошибок, допущенных маленькими детьми, только начинающими говорить, и утверждает, что все они – результат слишком буквального следования законам языка.
Четырёхлетний Игорь, увидев большую лужу, сказал: «Какая она необходимая!»
Внимание, вопрос: Объясните, почему была допущена ошибка, и что хотел сказать Игорь?
15. Презентация. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложения точно такие же, как и в русском. За 1 минуту сделайте синтаксический разбор предложения и определите части речи:
Сурепая рашка тревело зажугила квинячий торщ.
16. Презентация. За одну минуту подсчитайте, сколько общих звуков в словах
завод и зовёт.
17. Внимание, вопрос: Какое наклонение имеет сразу два названия?
IV. Игра со зрителями.
V. Слово жюри. Подведение итогов игры. Награждение победителей.
ОТВЕТЫ
на вопросы турнира
1. Уши
2. а) эхо б) Винни Пух в) трое
3. И.С.Тургенев «Певцы». Трактирщик Николай Иваныч
4. «Красная шапочка», «Золушка», «Спящая царевна»
5. Блокъ
6. Псевдоним
7. Ножницы
8. Существительным III склонения или неопределенной формой глагола.
9. а) имя б) сказка в) ямы
10. Музыкальная пауза
11. Сухарики
12. Племянницей
13. Лучше синица в руке, чем журавль в небе.
14. Лужа большая, её не обойти.
15. Сурепая рашка тревело зажугила квинячий торщ
прил. сущ. нар. глаг. прил. сущ.
16. 4 общих звука: [з], [а], [о], [т]
17. Условное – сослагательное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"
Данное мероприятее можно проводить в рамках месячника по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях. Целями проведения мероприятия яв...
Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка
Развивать у детей понимание того, какую роль играет русский язык в современном мире и нашем многонациональном государстве....
Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов
Данное внеклассное мероприятие по русскому языку поможет проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 6-8 кл.
Данное мероприятие предусматривает 3 команды детей. Двое учителей-ведущие мероприятия. Турнир включает 6 туров: орфоэпический,лексический,фразеологический,морфемный,морфологический,редакторский. За ка...
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка".Данное мероприятие может проводиться в рамках Недели русского языка и литературы. Участие принимают команды пяты...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"
Цель:проверить знания учащихсяся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку...