СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: история и современность
творческая работа учащихся по праву на тему
Проблема целесообразности применения смертной казни существует в человеческом обществе на протяжении очень длинного отрезка его истории.
И даже, несмотря на то, чтово многих странах смертная казнь как вид наказания уже не применяется, однако в нашем обществе продолжается дискуссия на эту тему. Ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, философы, писатели, граждане поднимали и поднимают многочисленные вопросы, связанные с этой проблемой. Является ли угроза применения смертной казни фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной меры для поддержания и охраны правопорядка? На эти и другие вопросы можно ответить в том случае, если дать надлежащие объяснения, в чем заключаются задачи и цели смертной казни как вида наказания. Задачами исследования стало установление сущности смертной казни как наказания, освещение истории применения этого вида наказания и определение отношения к этому виду наказания среди подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
man_2010_istoriya_odnogo_nakazaniya.doc | 653.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым
МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ШКОЛЬНИКОВ КРЫМА «ИСКАТЕЛЬ»
Секция правоведения
Нижнегорский районный филиал
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ:
история и современность
Работу выполнила:
Земницкая Елена, кдч
(Нижнегорский район,
Жемчужинская ОШ I-III ступеней,
11 кл.)
Научный руководитель:
Сулейманова Ш,Д., учитель истории
Жемчужинской ОШ I-III ступеней
Нижнегорск - 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 3 с.
- Понятие смертной казни………………………………………………..... 4 с.
- Смертная казнь как способ наказания…………………………………....6 с.
- Развитие института смертной казни в уголовном законодательстве зарубежных стран………………………………………………………….9 с.
3.1. История применения смертной казни…………………………………..9 с.
3.2. Смертная казнь в законодательстве некоторых зарубежных стран….11 с.
3.3. Смертная казнь в истории России……………………………………...15 с.
3.4. Смертная казнь в истории Украины……………………………………19 с.
4. «За» и «против» смертной казни…………………………………………..21 с.
5. Общественное мнение……………………………………………………..26 с.
Заключение. ……………………………………………………………………...29 с.
Список использованной литературы…………………………………………...30 с.
Приложения………………………………………………………………………31 с.
В В Е Д Е Н И Е
Проблема целесообразности применения смертной казни существует в человеческом обществе на протяжении очень длинного отрезка его истории.
И даже, несмотря на то, что в Украине смертная казнь как вид наказания уже не применяется, однако в нашем обществе продолжается дискуссия на эту тему. Ученые, юристы-практики, общественные и политические деятели, философы, писатели, граждане поднимали и поднимают многочисленные вопросы, связанные с этой проблемой. Является ли угроза применения смертной казни фактором, сдерживающим преступность? Нарушает ли она права человека? Может ли государство оправдать или доказать необходимость подобной меры для поддержания и охраны правопорядка? На эти и другие вопросы можно ответить в том случае, если дать надлежащие объяснения, в чем заключаются задачи и цели смертной казни как вида наказания.
Известно, что формы методы и средства борьбы с преступностью в различных социально-политических системах различны; отличаются и взгляды на них даже в рамках одной системы. Отношение к смертной казни, как к мере наказания важный показатель уровня социального и культурного развития общества. Чем он ниже, тем грубее и примитивнее формы "воспитания "его членов наказанием, тем пренебрежительнее отношение к человеку и его жизни. Поэтому значение института смертной казни выходит далеко за рамки права.
Если подойти к проблеме смертной казни исторически, то мы сможем в каждой эпохе, измеряемой десятилетиями, а порой и столетиями, увидеть, как поднималась дискуссия вокруг проблемы подобного вида наказания. Дошли свидетельства о том, что вопрос смертной казни активно дебатировался уже в Древней Греции во времена Пелопонесской войны. С тех пор прошло около 2500 лет, и мы получили от далеких предков смертную казнь в современное законодательство, а вместе с этим унаследовали и всю проблематику, как правовую, так и нравственную, в современной правовой мысли.
Задачами моего исследования стало установление сущности смертной казни как наказания, освещение истории применения этого вида наказания и определение отношения к этому виду наказания среди моих сверстников.
- ПОНЯТИЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ.
Смертная казнь - одно из древнейших наказаний. А сущность любого наказания – кара. Кара это комплекс установленных законом правоограничений, конкретно выражающихся при применении того или иного вида наказания. Таким образом, кара это лишение человека его прав или интересов уменьшение их объема, либо введение особого порядка их осуществления установление обязанностей, которые предусмотрены наказанием и на других граждан обычно не распространяются. В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного к исключительной мере наказания отнимается жизнь, естественно, и все другие права и интересы. Но это происходит только после приведения приговора в исполнение, а до этого за ним сохраняются многие права.
Осужденный имеет целый комплекс прав, которые присущи ему только как осужденному к смертной казни. Речь идет о праве обжаловать приговор в установленном порядке, а в предусмотренных законом случаях и написать ходатайство о помиловании, иметь с адвокатом свидания без ограничения их продолжительности и количества. Вследствие этого, приведение приговора в исполнение приостанавливается до получения ответа.
Осужденный имеет право подавать жалобы и заявления в связи с действиями администрации места лишения свободы, в котором он находится. Осужденный имеет право в установленном порядке на свидание с родственниками, со священником получение и отправление писем.
Все исследователи данного вида наказания отмечают, что смертная казнь приносит страдания. Осужденный к смертной казни ощущает страдания в момент вынесения приговора, в ожидании результатов рассмотрения поданных им жалоб и заявлений ходатайств о помиловании. В этой ситуации у большинства осужденных появляется страх смерти, который нередко сочетается с состоянием безысходности, иногда с осознанием своей вины, угрызениями совести и т.п. Но страдания преступника уже не нужны обществу, т.к. не ставит своей задачей исправить его в чем-то убедить, что-то доказать. Общество вычеркивает его из своего состава, он перестает существовать. Говоря о страданиях, которые вызывает осуждение к смертной казни, следует иметь в виду, также страдания родных и близких приговоренного. Если страдания последнего прекращаются в момент приведения приговора в исполнение, то близкие особенно остро начинают ощущать потерю именно в это время. Вышеизложенное позволяет сформулировать следующий тезис смертная казнь является самым суровым наказанием. Это предопределяется тем, что осужденный лишается самого ценного блага человека – жизни.
Смертная казнь применяется от имени государства и только органами, осуществляющими правосудие. Поэтому смертной казнью не могут считаться случаи самосуда даже правомерного убийства в результате необходимой обороны или в состоянии крайней необходимости. Смертной казнью не являются и случаи убийства преступника при его задержании, даже правомерного.
Смертная казнь применяется только судом. В нашей истории были периоды массовых внесудебных расправ над гражданами. Особенно широкое распространение они получили в 30-е годы, когда огромное количество людей расстреливались по постановления различных особых совещаний "троек" "специальных присутствий" и т.п. Хотя внешне такие расправы напоминали смертную казнь, но их нельзя рассматривать как наказание, так как они не являлись следствием совершения преступления и не проходили установленной судебной процедуры, которая давала бы им силу закона.
Для того чтобы дать характеристику любому наказанию необходимо описать те задачи и цели, которые оно преследует. Наказание вытекает из мести, но отличается от нее тем, что обращает внимание на интересы наказуемого. Поэтому выбор меры наказания должен опираться на мотивы: кара должна иметь свои задачи пользу для преступника (исправление перевоспитание), пользу для лиц заинтересованных, чтобы преступление не совершилось и пользу для всего государства и общества (устрашение предупреждение). Исходя из данной формулировки, смертная казнь не является тем видом наказания, которое должно решать в полном объеме поставленные перед ним задачи. Устранив субъекта преступления, можно говорить лишь о мести, а также о предупреждении тяжких преступлений. Отсюда следует, что как мера наказания, она не исполняет своей основной цели исправления преступника.
Таким образом, можно определить круг тех целей, которые решает исключительная мера наказания:
- устранение наиболее опасных лиц физически;
- сдерживающее средство от совершения преступлений для других лиц;
- удовлетворение чувства справедливости.
2. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ КАК СПОСОБ НАКАЗАНИЯ
Смертная казнь как способ государственного наказания ведет свою историю с античной эпохи. Стоит отметить, что уже в те времена способ казни зависел от социального статуса преступника.
Так, в Древней Греции для свободных людей было предусмотрено: сбрасывание со скалы, отравление ядом или удушение. Рабов же, нарушивших закон, топили и забивали камнями. В Древней Греции была известна и казнь через распятие, однако наибольшее распространение она получила в Древнем Риме в качестве смертельного наказания для рабов, пиратов и участников мятежей. Как правило, крестную казнь применяли лишь по отношению людям, не имеющим римского гражданства, однако из этого правила было исключение — распятием наказывали за государственную измену. Казнь через распятие просуществовала в течение многих веков и была отменена только в 337 году первым христианским императором Константином Великим. (см. прилож. 1)
Особой популярностью в Риме пользовалась травля преступников хищными зверями, происходившая на арене цирка. Чаще всего в травле участвовали львы, однако использовались и медведи, леопарды и крупные собаки. (см. прилож. 2)
Закон предусматривал этот вид казни для дезертиров, фальшивомонетчиков, отравителей и похитителей детей. Как и в случае с распятием, травля хищниками редко применялась по отношению к свободнорожденным гражданам, тем более — представителям высших слоев населения. Исключением была государственная измена, если преступник был замешан в подстрекательстве на восстание или покушении на убийство императора.
Существовал в Риме и такой вид казни как погребение заживо. Его применяли по отношению к жрицам богини Весты, нарушившим свой обет хранить девственность.
В Средние века наиболее распространенными видами высшей меры наказания были обезглавливание, повешение, сожжение, а также колесование и четвертование. В течение нескольких столетий обезглавливание при помощи топора или меча считалось «благородным» способом казни: его применяли лишь по отношению к аристократам. Однако после того как холодное оружие было вытеснено огнестрельным, «почетным» видом казни стал расстрел, а к смерти через обезглавливание начали приговаривать и простолюдинов.
Немалую роль в «демократизации» этого вида смертной казни сыграла гильотина — механизм для обезглавливания. Наибольшую популярность гильотинирование получило во Франции времен Великой Французской революции, но применялось оно и в других странах, например, в Шотландии и Ирландии в XVI-XVII веках. Вопреки распространенному мнению, доктор Гильотен вовсе не изобрел эту адскую машинку, он лишь узаконил этот способ умерщвления, предложив сделать гильотину единственным законным орудием казни во Франции.(см. прилож. 3)
Смертная казнь через сожжение ассоциируется у нас с инквизицией. Действительно, преследование еретиков и охота на ведьм в массовом сознании неотделимы от костров инквизиции, хотя сожжение еретиков практиковалось и на Руси. Правда, русских старообрядцев сжигали не на кострах, а в небольших деревянных срубах. (см. прилож. 4)
Еще одним способом смертной казни, распространенным сначала в Византии, а после ее падения — на бывших византийских территориях и на Руси, было сажание на кол. За привычку отправлять своих врагов, а также преступников и просто неугодных подданных именно в это неуютное место один из румынских правителей XV века, Влад III, получил прозвище Цепеш («Колосажатель»). Кстати, Цепеш, вошедший в историю под именем Влада Дракулы, по преданию, любил разнообразить свою жизнь и другими острыми ощущениями.
Вместо распятия, в Средние века в Европе убийц и грабителей с больших дорог ждало колесование — преступнику ломали все крупные кости, а затем привязывали его к большому колесу и оставляли умирать. В России колесование было законодательно утверждено при Петре I.
За особо тяжкие государственные преступления человека могли приговорить к четвертованию, то есть разрубанию тела на четыре части и последующему обезглавливанию. В Великобритании четвертование было заключительным этапом мучительной казни, включавшей в себя также повешение до полусмерти и потрошение. Окончательно этот вариант высшей меры наказания был отменен лишь 1870 году. В России государственным преступникам отрубали конечности, а потом — голову. Последним четвертованным считается Емельян Пугачев, которому по указу Екатерины II сначала отрубили голову, а лишь затем четвертовали.
К концу XIX в Европе наиболее мучительные казни перестали использоваться, а к началу XX века одиннадцать европейских стран, в том числе Португалия, Италия, Скандинавские страны и Швейцария, отказались от смертной казни в мирное время. На территории остальной Европы основными вариантами высшей меры наказания стали повешение, расстрел и удушение гарротой. (см. прилож. 5)
В России с начала XIX века и до конца Гражданской войны использовались только два вида высшей меры наказания: расстрел и повешение. Начиная в 1920 года, единственным способом смертной казни в России стал расстрел.
В настоящее время около 130 стран мира законодательно отменили смертную казнь или отказались от нее в уголовной практике, сохранив этот вид наказания только для особо тяжких преступлений, совершенных в военное время. Высшая мера наказания продолжает применяться более чем в 60 странах. При этом в законах ряда государств сохраняется такой древний, и жестокий вид казни, как избивание камнями. Например, в Иране так казнят неверных супругов.
3. РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СМЕРТНОЙ КАЗНИ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
3.1 ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ
Англия уже в начале XIX века занимала первое место по количеству преступлений, караемых смертной казнью. В первой четверти XIX столетия, число преступлений за совершение, которых полагалась смертная казнь, доходило до 240. Причем наравне с государственными преступлениями и со столь тяжкими посягательствами на личность, как убийство и изнасилование, такой же мерой наказания угрожал закон за угрозу на письме, за увечье животных, за лесные порубки, за кражу из лавок на сумму свыше 5 шиллингов, кражу в церкви, на ярмарке на сумму свыше 1 шиллинга, кражу животных и т.д. Но, начиная с 30-х годов, в особенности в период правления королевы Виктории число преступлений, караемых смертью, стало значительно уменьшаться, а после 1861 года к этой группе относятся лишь: посягательство на особу королевы и членов царствующего дома; бунт, сопровождающийся насилием и т.п.; убийство, злоумышленное нанесение ран, окончившееся смертью; морской разбой и поджог доков и арсеналов.
Во Франции в конце XVIII столетия смертная казнь назначалась в 119 случаях. По кодексу 1810 года она назначалась еще в 39 случаях, но это число было значительно уменьшено реформами 1832 и в особенности 1848 гг., отменившими эту казнь за политические преступления, хотя даже после этих реформ по числу случаев, караемых смертью, французский кодекс на первую четверть XX столетия занимал одно из первых мест, причем смертная казнь назначалась не только за тяжкие виды убийства, но и за другие преступления, окончившиеся смертью потерпевшего, как кастрация, или грозившие опасностью жизни - лишение свободы, истязания, поджог, взрывы и т.п. В Бельгии, хотя смертная казнь и не отменена, но фактически не применяется с 1863 года.
В Германии законодательство угрожало смертью за 44 рода преступных деяний. Германский кодекс 1872 года сохранил смертную казнь только в двух случаях: при предумышленном убийстве, и при посягательстве на жизнь императора или главы отдельного государства, когда посягательство учинено его подданным или лицом, находящимся на территории этого государства. По военно-уголовным законам число случаев применения смертной казни было значительно больше. В Германии первой половины XX века стандартным способом казни было гильотинирование. Существовали также газовые камеры, однако использовались в основном по отношению к политическим и военным заключенным, а не к уголовным преступникам. Газовые камеры широко использовались немцами во время Холокоста — систематического уничтожения евреев.(см. прилож. 6)
В Австрии число случаев, облагаемых смертью было чрезмерно еще по кодексу Марии Терезии (впрочем, при преемнике Марии Терезии Иосифе II смертная казнь была вовсе отменена в 1787 году, но снова восстановлена в 1796 году), но уже кодекс 1803 года, исправленный в 1852 году, допускал ее только в пяти случаях - бунт, предумышленное убийство, разбой, сопровождавшийся убийством, поджог с отягчающими обстоятельствами и некоторые общеопасные случаи повреждения железнодорожных сооружений.
В большем объеме назначалась смертная казнь по скандинавским кодексам. Например, шведский кодекс 1864 года угрожает смертью в 23 случаях. Но зато смертная казнь вовсе была отменена во второй половине ХIХ столетия по законодательствам: Румынии с 1864 года, Италии с 1890 года, Голландии с 1870 года, Португалии с 1867 года.
Но угроза смертью не только значительно уменьшилась в законодательствах ХХ века, она в то же время "упростилась", потеряла свой прежний облик, потрясающий современного человека своей жестокостью. В течение XIX столетия она отменена почти за все остальные виды преступлений против собственности, за исключением только тех, которые вместе с тем заключали посягательства на жизнь отдельных лиц и общественную безопасность. На начало ХХ века она остается за государственные преступления в узком смысле и за преступления против жизни, но область и этих преступлений постепенно сужается).
3.2. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ НЕКОТОРЫХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
В настоящее время в Великобритании смертная казнь назначается за: 1) "великую измену" - измену суверену или государству и оказание помощи врагу; 2) пиратство, сопряженное с насилием, по Закону о пиратстве 1837 года; 3) за ряд тяжких воинских преступлений. При этом смертная казнь не может применяться к лицам моложе 18 лет и беременным женщинам. В первом случае она заменяется лишением свободы на неопределенный срок, но не пожизненным; во втором случае - пожизненным сроком. В течение последних двадцати лет смертная казнь за измену и пиратство фактически не применялась. Как показал недавний опрос членов парламента Великобритании, нет никаких оснований считать, что эта мера будет применяться в будущем.
В отличие от большинства современных государств в Англии до сих пор применяется повешение. Но в отличие от обычного повешения, когда смерть наступает от асфиксии в результате сдавливания петлей дыхательных путей, в этой стране этот акт осуществляется при помощи "долгой петли" - способа, изобретенного дублинским профессором Хотоном.
Недостатком этого вида казни является то, что она совершается непосредственно человеком - палачом, - что носит характер мести, которая учинена одним лицом над другим. Это в современный период развития общества абсолютно неприемлемо, так как смертная казнь является, прежде всего, физическим уничтожением, гарантом того, что человек более не сможет совершить тяжкое преступное деяние, а не расправой над преступником.
В США смертная казнь как вид наказания предусматривается федеральным законодательством и УК 36 штатов. Причем, если в штате Нью-Йорк она была отменена, то в Нью-Джерси и Огайо - восстановлена.
Условия, в силу которых преступление может повлечь смертную казнь, в разных штатах разные. Например, Южной Каролине - за тяжкое убийство в тюрьме, а в Неваде - за любое тяжкое убийство. По законодательству Техаса суд может приговорить лицо к смертной казни, если есть вероятность того, что оно будет и в дальнейшем совершать насильственные преступления. По федеральному законодательству по состоянию на 1985 год смертный приговор может выноситься примерно в 15 случаях (за совершение тяжкого убийства, изнасилование, измену, воздушное пиратство со смертельным исходом и другие преступления). Смертная казнь может также применяться за совершение некоторых воинских преступлений (дезертирство, нападение на вышестоящего начальника или неподчинение ему, ненадлежащее использование пароля и т.д.). Сейчас речь идет не об отмене смертной казни, а о расширении ее применения. На данный момент уже предусмотрено 70 видов преступлений, попадающих под наказание смертной казнью.
Вопрос о целесообразности смертной казни и пределах ее применения дискутируется в США с различной степенью активности на протяжении многих лет.
Кроме того, на позицию судей, законодателей и политических деятелей влияет общественное мнение. Оно же, по данным опросов, свидетельствует о том, что с 1972 года большинство, а в последние годы - подавляющее большинство американцев являются сторонниками смертной казни.
Способ и порядок исполнения смертных приговоров решается законодательством штатов. Наиболее распространена казнь на электрическом стуле - в 17 штатах. (см. прилож. 7) В некоторых штатах применяют газовые камеры ( см. прилож. 8); в четырех, а также за воинские преступления по федеральному закону – повешение (см. прилож. 9); в штате Юта - расстрел и в остальных - смертельные инъекции.(см. прилож. 10) В некоторых штатах используется несколько видов смертной казни. Например, в штате Арканзас преступник может быть расстрелян, казнен на электрическом стуле или с помощью смертельной инъекции. В отдельных штатах преступникам предоставляется возможность выбирать форму своей смерти, а также им по их желанию могут быть сделаны инъекции психотропных препаратов. Приговоры, вынесенные гражданским лицам по федеральным законам, исполняются способом, определенным в том штате, где совершается казнь.
Особенностью американского законодательства является то, что оно нередко позволяет подвергать смертной казни несовершеннолетних. Например, в Миссисипи - с 13 лет, Миссури и Юта - с 14, Арканзас - с 15 лет. В 13 штатах возраст в законе вообще не указан, т.е. вопрос, по существу, решается судом. В связи с недавним расширением применения смертной казни предлагается распространить ее на несовершеннолетних, совершивших не только убийства, но и грабежи и изнасилования при отягчающих обстоятельствах.
В США, как в стране с федеративным устройством, установлен необычный порядок помилования. Согласно Конституции президент имеет право отсрочки исполнения приговоров, а также помилования лишь за преступления, совершенные против федеральных законов. Помилование осужденных за преступления, совершенные против законов отдельных штатов, входит в компетенцию этих штатов и осуществляется их губернаторами.
Президент принимает решение о помиловании единолично. Он и его советники могут истребовать новые материалы, помимо имеющихся в деле, назначить новую проверку старых материалов.
Приговор к смертной казни может быть смягчен путем замены его любым другим наказанием. Обычно смертная казнь заменяется пожизненным заключением, значительно реже - заключением на срок.
В заключение хотелось бы отметить, что США - одно из немногих государств, где смертная казнь носит действительно легитимный характер, что выражается в соответствии регламентации этого наказания в законодательстве и практики применения смертной казни с общественным мнением. Это является следствием хорошо разработанной законодателем модели такого вида наказания, хотя, необходимо помнить, что эта модель является далеко не идеальной и имеет множество недостатков.
Уголовное законодательство Японии предусматривает смертную казнь за тринадцать уголовных составов. Из посягательств на государство как правовое благо - это акции, связанные с внутренним восстанием или внешней военной агрессией. Из посягательств на общество - поджог жилья и его порча, взрыв взрывоопасного предмета, действия, вызвавшие железнодорожную катастрофу (со смертельным исходом для людей) и опасность для транспорта (с тяжкими последствиями), отравление водопроводной воды (со смертельным исходом для людей). Из посягательств на личность - убийство, разбойное нападение, повлекшее смерть или сопряженное с изнасилованием.
Казни в Японии производятся в полном секрете и никаких публикаций не появляется. Министерство юстиции объясняет это тем, что таким образом родственники казненного защищены от позора.
Хотя приговоры к смертной казни в Японии чрезвычайно редки, здесь, как и во многих странах есть мнения и "за", и "против".
Нужно отметить, что наряду со странами, практикующими смертную казнь, в настоящее время имеется группа стран, где смертная казнь отменена или фактически не применяется. Так среди стран, в законодательстве которых не предусмотрена смертная казнь ни за одно преступление, находятся: в Европе - Австрия, Гренландия, Исландия, Италия, Монако, Сан-Марино, Франция, ФРГ, Финляндия; в Северной Америке - Мексика (24 из 29 штатов, федеральный округ и обе территории), ряд штатов США; в Южной Америке - Бразилия, Венесуэла, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Уругвай, Эквадор; в Австралии - штат Квинсленд.
В Великобритании последняя смертная казнь была приведена в исполнение в 1964 году, когда в Манчестере и Ливерпуле казнили двух убийц. В 1969 году высшая мера наказания в этой стране была отменена. В 1978 году высшая мера наказания была отменена в Испании. В 1949 году - на территории ФРГ. В ГДР в 1966 году гильотинирование было заменено расстрелом, а в 1987 году смертная казнь была отменена.
Последней страной Европейского Союза, на уровне конституции запретившей на своей территории смертную казнь, стала Франция. Это произошло в феврале 2007 года.
Существует также ряд стран, где смертная казнь хоть не отменена, но фактически не применяется. Среди них: Дания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Швейцария, Гондурас и Панама.
Итак, в зарубежных странах существуют разнообразные институты смертной казни, которые порой неоднозначны, противоречивы. Также различается и практика применения этого вида наказания. В странах, где применяется смертная казнь, большинство юристов склоняются к мнению, что она необходима, но не может являться постоянным видом наказания. Со временем можно будет осуществить постепенный переход от смертной казни к другим, более гуманным видам наказания, но пока ни общество, ни законодатели, ни юристы-практики не готовы к подобному переходу, да и ситуация с преступностью не предоставляет возможности для отказа от смертной казни, так как не существует более лучшей защиты интересов государства, общества от тяжких противоправных посягательств, чем физическое уничтожение преступника.
3.3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ИСТОРИИ РОССИИ
Прообразом смертной казни в России, как и у других народов, являлся варварский обычай кровной мести, который представлял собою не что иное, как жестокую борьбу за существование. С возникновением государства он приобретает публичный характер и трансформируется в уголовное наказание - смертную казнь, применяемую от имени государственной власти.
«Русская правда» - первый письменный источник русского права - смертной казни не знала. После крещения Руси именно греческие епископы рекомендовали князю Владимиру заимствовать римско-византийскую карательную систему, широко применявшую смертную казнь. Но сам князь отнесся к их совету неодобрительно. Эта традиция не угасла и в дальнейшем: «Не убивайте и не повелевайте убивать, даже если кто и будет повинен в чьей-то смерти». (Владимир Мономах)
И хотя на практике казни, производимые властями, имели место, впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно закрепляется лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Впоследствии область применения смертной казни расширялась (Псковская судная грамота 1467 года, судебники 1497 и 1550 гг.). Особое распространение смертная казнь получает при Иване Грозном, когда было казнено около 4 тысяч человек.
В России дальнейшее расширение области применения смертной казни имело место при Петре I, когда она могла быть назначена за 123 состава преступлений, (а том числе за незаконную порубку леса, за драки на спорных землях и т. п.).
Сенатским указом от 7 мая 1744 года в период двадцатилетнего правления Елизаветы Петровны смертная казнь в России была отменена полностью, а в последующем применялась по именным указам царей. (Например, казнь Екатериной П Пугачева и его товарищей).
В XIX веке повсеместно усиливается стремление к ограничению и даже полному запрещению смертной казни в законодательном порядке
Эта тенденция не обошла и Россию. Так, за 80 лет (с 1826 по 1906 гг.) к смертной казни русскими судами были приговорены 612 человек, в отношении многих из которых она приведена в исполнение не была. Начиная с 1891 г. в русских гражданских судах не было вынесено ни одного смертного приговора. А что касается периода с 1905-1907 годов, это была пресловутая военно-полевая юстиция, вызвавшая всеобщее возмущение и негодование.
Первый же демократически избранный парламент России - I Государственная Дума - одобрила в 1906 году законопроект об отмене смертной казни. Однако он не был утвержден правительством. После этого, как известно, наступила реакция, и смертная казнь применялась особенно широко.
Следующий драматический цикл событий, связанный со смертной казнью в истории России относится к 1917 году. Февральская революция отменила смертную казнь полностью, и Россия стала (к сожалению, лишь на очень короткое время) одной из самых свободных стран той эпохи. Летом 1917 года Временное правительство восстановило смертную казнь на фронте. Это вызвало резкие протесты, и движение за отмену смертной казни (несмотря на чрезвычайные обстоятельства) приобрело всенародный размах.
В конце лета 1917 года - в один из поворотных моментов в истории страны - принимая резолюцию «О власти», большевики выдвигают требование отмены смертной казни в качестве одного из главных лозунгов.
И в первые дни после прихода к власти большевики действительно отменили смертную казнь. Но это «предвыборное обещание» сразу, же было нарушено, и смертная казнь приобрела невиданные в истории масштабы.
Ни одно государство, претендующее на цивилизованность, не знало столь массовых казней, взятия и расстрелов заложников: расстрелов по спискам, расстрелов людей, которые были даже оправданы по суду. Одним из первых, широко известных и описанных преступлений был расстрел царской семьи - 11 человек, включая женщин и малолетних детей.
Только по официальным данным 1917-1919 гг. внесудебными органами ВЧК было расстреляно 6671 человек, в 1920 г. военными трибуналами приговорены к смертной казни 6541 человек, а с 1921 по 1954 год к смертной казни приговорено 642 тыс. 980 человек. Вслушаемся в эту цифру (конечно, далеко не полную)... Ни одна страна в мире не знала столь кровавой бойни.
Попытки отмены смертной казни (кроме 1917 г.) предпринимались в советское время еще дважды: в 1920 г. (отмена продержалась лишь несколько месяцев) и с 1947 по 1950 гг. Впрочем, эти отмены были действиями чисто пропагандистскими, поскольку применение смертной казни внесудебными органами продолжалось.
Дальнейшее расширение сферы применения смертной казни в СССР предпринято в 1960-х годах. Она стала применяться и за хозяйственные преступления, причем в нарушение всех правовых принципов новому закону, ужесточающему наказание, была придана обратная сила. Введение смертной казни за некоторые виды изнасилования в 1962 году привело к росту числа убийств - преступники предпочитали не оставлять жертву в живых. Вероятно, что это, во многом спровоцированное законодательством, соединение изнасилования с убийством впоследствии привело к росту жестокости и изощренности преступлений в целом.
В недалёком прошлом, хотя власти и подчеркивали «временный» и «исключительный» характер смертной казни - по действовавшему законодательству она предусматривалась для 34 составов преступлений (18 в мирное и 16 в военное время). Большее количество преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь, имеется лишь в Ираке, Иране, Турции, Судане, Сирии (в Иране, например, может быть казнена женщина за измену мужу).
Масштабы применения смертной казни в СССР также нельзя отнести к категории «исключительных» случаев.
Советский Союз оказался на одном из первых мест по казням в мире, за последние 5 лет своего существования, в стране приговорено к смертной казни более 2 тыс. человек.
Уголовный кодекс 1960 г. был отменен 1 января 1997 г., формально грозя высшей карой за 31 преступление. Смертная казнь в 90-е годы почти не применялась : в 1991 году было казнено 15 человек, в 1992 – 1, в 1993 – 4, в 1994 – 19, в 1995 – 86, в 1996 – 53.
16 мая 1996 года указом президента Бориса Николаевича Ельцина был введен мораторий на смертную казнь, поэтому ее заменяют пожизненным заключением.
3.4. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ В ИСТОРИИ УКРАИНЫ
Очень долгий период своей истории Украина не имела собственной государственности. С момента включения украинских земель в состав других государств на них автоматически распространялось законодательство этих государств. Хотя в те периоды истории, когда украинские земли добивались суверенитета, отношение к смертной казни не всегда было однозначным. Например, на Запорожской Сечи и на Гетманщине смертная казнь применялась. Особенно на Запорожье. Казакам под страхом смерти запрещалось употребление спиртных напитков во время походов; так наказывали за трусость, разбой, предательство.
В условиях Национально-освободительной войны применение смертной казни также было узаконено.
В 1917 году в Украине начинается революция в ходе, которой патриотические силы образовали Центральную Раду. Начав свою деятельность с немногочисленной группы известных представителей украинского национально-освободительного движения, Украинская Центральная рада со временем превратилась в настоящую руководящую силу, своего рода украинский парламент. ЦР издает Универсалы своего рода малые Коституции. Уже в Третьем Универсале содержатся положения, отменяющие смертную казнь. Но, к сожалению, в борьбе за независимость патриотические силы проиграли, а наши земли надолго оказались под властью тоталитаризма.
В 1991 году Украина стала независимым государством. Начинаются государствосозидающие процессы. Начав проводить самостоятельную внешнюю политику, Украина стала активно сотрудничать со странами Европы. Очень важным было выйти на международную арену демократическим государством. И то предопределило отношение к смертной казни.
В 1997 году, тогдашний Президент Украины Леонид Кучма объявил в государстве мораторий на смертную казнь. Этому шагу предшествовало вступление Украины осенью 1995 года в Совет Европы. Тогда Украина взяла на себя обязательства отказаться от смертной казни.
В феврале 2000 года Украина ратифицировала Протокол к Конвенции о защите прав человека, который гласит, что "смертная казнь должна быть отменена. Никто не может быть приговорен к подобному наказанию или казнен".
5 апреля 2001 года Верховная Рада приняла новый Уголовный кодекс, который запретил смертную казнь в принципе. Этот законодательный акт вступил в силу с 1 сентября 2001 года.
В мае 2002 года Украина присоединилась к Протоколу N13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Этим протоколом наше государство обязалось не применять смертную казнь ни при каких обстоятельствах.
Через год, в 2003-м, тогдашняя заместитель Министра юстиции Украины Валерия Лутковская констатировала, что статистика не подтверждает увеличения количества особо тяжких преступлений после отмены смертной казни в Украине. Для Украины "проблемой является не жестокость наказания, а избежание повторных преступлений", - пояснила она. "Вместе с тем, мы имеем главное последствие - государство не превращается в потенциального убийцу", - заявила заместитель Министра юстиции.
Тем не менее, в конце ноября 2007 года депутаты от Коммунистической партии Украины Петр Симоненко и Александр Голуб предложили Верховной Раде ввести в перечень наказаний, предусмотренных в Уголовном кодексе за особо тяжкие преступления, смертную казнь.
В феврале 2008 года Комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности рекомендовал парламенту принять в первом чтении законопроект о введении смертной казни. На заседании комитета отмечалось, что, несмотря на общую мировую тенденцию отказа от смертной казни, уголовное законодательство многих стран предусматривает применение такой высшей меры наказания. Докладчики обращали внимание на то, что общая декларация прав человека не запрещает смертную казнь, а международным пактом о гражданских и политических правах разрешается ее применение за наиболее тяжкие преступления.
Но данный законопроект не получил согласия большинства. И до сегодняшнего момента в нашей стране смертная казнь как наказание не применяется.
4. «ЗА» и «ПРОТИВ» СМЕРТНОЙ КАЗНИ
По отношению к этому виду наказания в настоящее время существуют три теоретических позиции. Одни ученые и практики выступают целиком против применения смертной казни и за ее немедленную отмену, объясняя это аморальностью и нецелесообразностью подобного наказания. Другие поддерживают применение смертной казни, рассматривая ее не только как правовое ограничение, но и как физическое уничтожение преступника, которое гарантирует обществу полную безопасность от подобного деяния этого лица. Третьи, в принципе поддерживая эту меру, выступают за сокращение применения и постепенную отмену смертной казни. Все эти мнения достаточно обоснованы, и выбор наиболее правильного подхода к проблеме смертной казни представляется тяжелым.
Самый, пожалуй, распространенный довод, приводимый в оправдание смертной казни - утверждение о ее устрашающем воздействии на потенциальных преступников.
Однако этот довод не подтверждается ни статистическими исследованиями, ни многолетними криминологическими наблюдениями, согласно которым лица, совершающие тяжкие преступления, либо вообще не задумываются о последствиях, либо рассчитывают на то, что они не будут задержаны и осуждены. Лишь 5-10 % убийств являются заранее обдуманными. Но даже те, кто их совершает, рассчитывает, прежде всего, на безнаказанность.
«Смертная казнь не оказывает большего сдерживающего воздействия, чем пожизненное заключение... Хотя представители полиции и правоохранительных органов являются самыми большими сторонниками смертной казни, факты убедительно доказывают, что там, где смертная казнь сохраняется, полицейские не находятся в большей безопасности, чем там, где она отменена».(Т. Маршалл, член Верховного суда США)
«Влияние смертной казни на общество скорее отрицательное, развращающее. В то время, когда во Франции наиболее деятельно работала гильотина, этот инструмент в виде игрушки был в каждом семействе; дети для забавы гильотинировали птиц, собак, кошек и т. п. Все это показывает, что смертная казнь производит действие, противоположное тому, которого от нее ожидают». (И. Я. Фойницкий, профессор права).
По мнению кубинского правительства, высказанному в докладе для ООН в 1998 году, при оценке вопроса о том, сохранять или отменять смертную казнь в какой-либо отдельной стране, не следует игнорировать, в частности, право жертв преступлений, всего общества на то, чтобы жить в мире и безопасности, равно как уровень преступности в стране, национальную уголовную политику и настроения самого населения.
В докладе, представленном ООН в 1988 году, также содержится вывод о том, что смертная казнь не оказывает большого сдерживающего эффекта, чем лишение свободы пожизненно.
И научные исследования в различных районах, тому подтверждение. Обычно рост преступности против жизни нигде не наблюдался, когда отменяли смертную казнь. Например, в Канаде отменили смертную казнь в 1976 году; в 1975 году было совершено 3.09 убийства на 100000 населения. Восемь лет спустя в 1983 году соответствующая цифра была 2.74. Но если проанализировать отмену смертной казни в зависимости от количества совершаемых преступлений, то связи между ними не прослеживаются. В качестве примера для научных исследований и сравнений, как нельзя лучше, подходят США. Там смертная казнь применяется, однако не во всех штатах, причем она вообще не применялась в США с 1967 по 1977 год. Сопоставление отдельных штатов США дает необходимые данные. Следующая таблица показывает число преступлений против жизни на 100000 человек по пятилетним периодам в 3-х штатах: Мичиган, где смертной казни нет, а также Огайо и Индиана, где смертная казнь применяется.
Период, годы | Мичиган | Огайо | Индиана |
1920-1924 | 8.2 | 7.4 | 6.1 |
1925-1929 | 8,2 | 8,4 | 6,6 |
1930-1934 | 5,6 | 8,5 | 6,5 |
1935-1939 | 3,9 | 5,9 | 4,5 |
1940-1944 | 3,2 | 4,3 | 3,0 |
1945-1949 | 3,5 | 4,8 | 3,8 |
1950-1954 | 3,8 | 3,8 | 3,7 |
1955-1959 | 3,0 | 3,4 | 3,0 |
1960-1964 | 3,6 | 3,2 | 3,2 |
Количество преступлений в штате Мичиган практически без исключений ниже, чем в штате Огайо, хотя последний довольно широко применял смертную казнь. Итак, можно заметить, что колебания в количестве преступлений не зависят от наличия смертной казни в уголовном законодательстве, как штата, так и страны, а от других факторов. Этот вывод следует также из того факта, что, несмотря на значительный процент применения смертной казни в 60-е годы в бывшем СССР, происходил неуклонный рост преступлений, за которые может быть назначена исключительная мера наказания. Сдерживающим фактором, видимо будет выступать не наличие в уголовном законодательстве смертной казни, а другие факторы: политическая стабильность общества, уровень экономического развития, уровень общей культуры, духовности, а главное возможность государства не оставлять безнаказанным преступное деяние.
Можно рассмотреть и довод сторонников смертной казни о необходимости лишить преступника возможности повторно совершить тяжкое преступление. Такой довод мог бы серьезно рассматриваться в древности, когда ни практики, ни правовых основ длительной изоляции преступников не существовало. Современный мир, располагающий средствами длительной (вплоть до пожизненной) изоляции преступников, на этот довод ссылаться не может. В особых случаях, очевидно, необходимы одиночные камеры. К сожалению, государственная система не всегда в состоянии изолировать опасного преступника надежно - дает ему возможности для побега, подкупа своих служащих и т. п
Нельзя не учитывать также и того, что главными факторами, провоцирующими преступность, являются бедность, невежество, неравенство. Общество, мирящееся с такими пороками или медлящее с их преодолением, несет немалую долю ответственности за преступления, совершаемые его членами.
Правоохранительная система больна теми же пороками, что и все общество. Поэтому смертная казнь в ее руках не только не служит справедливому возмездию, но может полностью дискредитировать и сам принцип общественной справедливости.
Вот еще одно свидетельство другого подхода:
«Как человек, чьи муж и свекровь стали жертвами убийства, я твердо и безоговорочно выступаю против казни тех, кто совершает преступления, наказуемые смертью... Зла не исправить злом, совершаемым как акт возмездия. Справедливость не вершится лишением жизни человека. Мораль не упрочить санкционированным убийством». (Коретта С. Кинг, вдова Мартина Лютера Кинга).
Принцип возмездия перечеркивается также и тем, что никогда и никому еще не удавалось создать юстицию, работающую без ошибок. А это, при наличии смертной казни, означает, что неизбежно казнят невиновных. С 1900 по 1985 гг. в США было казнено 25 невиновных человека. Все случаи подобных казней едва ли будут выявлены, поскольку эта деятельность требует больших затрат, на которые после смерти осужденного идут не всегда. К тому же власти, естественно, всячески препятствуют расследованиям.
В качестве аргумента против отмены смертной казни или за ее восстановление в тех странах, где она отменена, часто приводится общественное мнение. Все, однако, согласны с тем, что такие вопросы, как нравственные или научные, не могут решаться на референдумах. Вопрос о смертной казни - слишком сложный и острый, чтобы он мог решаться без серьезной фактической базы. В то же время даже законодатели нередко поддаются соблазну опираться на чисто эмоциональные представления о ее эффективности.
“«Я помню казненного по имени Лим Сет. Я надеялся, что его смерть послужит делу борьбы с наркоманией в стране, но сегодня наркомания распространилась в еще больших масштабах. Создано Командование по борьбе с наркоманией - целое командование... Таким образом, жизнь этого человека, казненного, чтобы остановить наркоманов, была отнята у него напрасно». (Т. Нативидад, автор Закона об опасных веществах 1972 г., Филиппины)
Нередко можно слышать также аргумент, что отмена смертной казни - удел лишь благополучных стран. Динамика отмены смертной казни показывает, однако, что она часто отменялась в странах, которые только что освободились от диктаторских режимов, но задолго до достижения стабильности в стране:
Португалия (1976), Никарагуа, Перу (1979), Кипр, Сальвадор (1983), Аргентина (1985), Филиппины (1987), Румыния (1989), Чехословакия (1990), Испания (1978).
В заключение этого обзора приведу еще несколько высказываний об отношении к смертной казни.
«Плод моего опыта имеет горький привкус: я не верю, что смерть хотя бы одного из казненных мною каким-либо образом предотвратила другие убийства. Я считаю, что смертная казнь не дает никаких результатов. Она - только месть». (А. Пиэрпоинт, бывший палач, Великобритания)
«А вы знаете, я не сторонник смертной казни. Серьезно. Лучше бы ее не было. Пусть для негодяев - пожизненное заключение, пусть вкалывают на самых тяжелых работах. (Из интервью с современным советским палачом, газета «Труд» от 25.08.90).
Чтобы прийти к отказу от смертной казни европейской цивилизации потребовалось две тысячи лет прежде чем стала сначала ограничивать применение смертной казни, а затем и вовсе отказалась от узаконенного убийства.
5. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
Как же относятся к смертной казне мои сверстники? Этот вопрос очень заинтересовал меня, и я решила провести небольшое исследование. В ходе этого исследования я попыталась определить поддерживают ли мои сверстники применение смертной казни.
Для себя я определила круг опрашиваемых. Это были старшеклассники и выпускники школы. Возраст опрашиваемых 15- 22 года.
Всем им я задавала вопрос: « Необходимо ли в нашей стране применять смертную казнь?». В опросе приняло участие 42 человека. И вот какие у меня получились данные:
- «ЗА» - 12 человек
- «ПРОТИВ» - 30 человек.
Когда я стала спрашивать: « Почему Вы так думаете?» , чаще всего мне отвечали:
- «это совсем не гуманно» - 7 человек;
- «государство тогда тоже становиться убийцей» – 10 человек;
- «таким образом, преступник свою вину не искупает» - 13 человек.
Вот такие у меня получились данные.
Затем мне стало интересно: « А как же относятся к смертной казни взрослые?». Я стала опрашивать своих близких, соседей, знакомых. Всего было опрошено 35 человек. Как оказалось, взрослые к смертной казни относятся по-другому:
- «ЗА» - 24 человека
- «ПРОТИВ» - 11 человек.
На вопрос: «Почему Вы так думаете?» чаще всего отвечали:
- «исполнение приговора исключает повторное преступление» - 5 человек;
- «так наше общество защищает себя» - 7 человек;
- «так искупается вина» - 12 человек.
Как видно из диаграмм, молодежь наша более лояльна. Чем это можно объяснить? Трудно ответить. К слову сказать, и меня такие данные привели в замешательство. Получается, что взрослые более жестоки чем , ругаемая всеми за озлобленность молодежь. Хотя, взрослые, имеют гораздо больший жизненный опыт и, наверное, им лучше знать как следует бороться с преступностью и как следует наказывать убийц, насильников.
Позиция неприятия смертной казни близка и мне. Да, ещё совершаются чудовищные по своей жестокости преступления, тяжкие убийства, процветает преступность, и общество, пока, не достигло подлинного гуманизма, цивилизованности. Но я считаю, что смертная казнь это мера временная и исключительная. Надо искоренять факторы, которые приводят к развитию и росту преступности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высказывая свои мысли, я понимаю, что могут быть и другие точки зрения, может более убедительные. Но мне хотелось показать насколько сложна проблема смертной казни, как уголовного наказания, как она неоднозначна. Ёе нельзя решать, не взвесив все "за" и "против", не руководствуясь реалиями жизни.
Так что же есть смертная казнь, как уголовное наказание для общества, польза или зло? Зло – всё то, что лишает человека дарованной ему природой жизни, ибо человек рождается для созидания, а не для того чтобы преждевременно, да ещё насильственно, лишиться её. И в этом общефилософском смысле смертная казнь – зло. Но когда общество применяет к преступникам всякое наказание и смертную казнь в особенности, тогда получается что оно как бы исправляет само себя и тем самым очищается.
И в этом плане можно говорить, что пока общество и люди не совершенны на столько, чтобы не идти на преступление, смертная казнь даже полезна. Хотя польза через зло – это не тот идеал, к которому должно стремиться человечество.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Лаврин А. П. «1001 смерть» М. 1991.
- Л.Б.Сурова "Проблема смертной казни в современном обществе"// "Государство и право" №4, 1996 г.
- О.Ф. Шишов, Т.С.Парфенов «Смертная казнь: за и против»// Бестужев – Лада И. В. «Узаконенное убийство» М. 1989.
- С.Покшанс "Да и нет смертной казни"// Рига-1993
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Казнь рабов в Древнем Риме
Приложение 2
Ж.Л. Жером. Последняя молитва христиан перед казнью. 1883 год
Приложение 3
Гильотина во Франции
Приложение 4
Мученичество Аввакума. Старообрядческая икона. Конец XIX века
Приложение 5
Ф. Гоя. 3 мая 1808 года. 1814 год
Приложение 6
Газовая камера в концлагере Дахау
Приложение 7
Электрический стул
Приложение 8
Газовую камеру американцы придумали раньше чем немцы а именно в 1924 г.
Приложение 9
Ведут на виселицу (X1X в.)
Приложение 10
Так выглядит кушетка, для приговоренного к смертной казни через введение смертельной инъекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок-дебаты на общественно-политическую тему в 11 классе "Смертная казнь в России"
Урок русского языка в 11 классе "Смертная казнь в России" создан на основе технологии "Дебаты". Пришлось немного модифицировать работу в группах из-за небольшой наполняемости класса, но в больших клас...
Смертная казнь: "за и против".
Данная работа посвящена рассмотрению смертной казни в России с древнейших времен и до настоящего времени. А также позиции ученых в отношении этой меры наказания....
Смертная казнь в России – исторические, правовые, нравственные аспекты
Я выступаю против смертной казни. Подтверждением моей позиции служат документы, где отражены основные гуманистические ценности....
внеклассное мероприятие в 11 классе смертная казнь: "за" или "против"
Данное занятие может быть использовано как на уроке права, обществознания, истории, литературы, так и на факультативных занятиях, элективных курсах, классных...
Нетрадиционный урок в форме дебатов "Мораторий на смертную казнь: гуманность или жестокость"
Дебаты по теме "Мораторий на смертную казнь:гуманность или жестокость". Может использоваться как обобщающий урок по разделу "Мораль"...
Проблема отменны смертной казни
Урок-диспут по обществознанию в 11 классе...
- Мне нравится (1)