"Будущий избиратель"
материал по праву (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Правовая игра
«Будущий избиратель»
Цели:
- повысить уровень политической и правовой культуры обучающихся;
- укрепить их умение аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию;
- развитие умений применять знания в нестандартных ситуациях, творческих способностей обучающихся;
- совершенствовать навыки групповой работы;
- воспитание уважения к закону;
- воспитание гражданской ответственности, активной жизненной позиции будущих избирателей, чувства патриотизма;
- воспитание умения работать в команде, чувства ответственности за коллектив.
Задачи:
- активизировать обучающихся;
- сформировать положительное отношение друг к другу;
- способствовать формированию четких жизненных позиций, таких как: принятие ответственных решений, доброжелательное отношение к людям;
- сформировать умение разрешать конфликтные ситуации;
- привить навыки оценочной деятельности (умение обосновать свое отношение к событиям и их участникам).
Оборудование: мультимедиапроектор, персональный компьютер, CD диск.
Порядок проведения мероприятия.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
3. Представление команд.
4. Конкурс капитанов.
5. Прохождение туров.
6. Подведение итогов и награждение победителей.
Игра проводиться между учащимися I и II курса. Команды должны состоять из равного количества человек. Каждую команду возглавляет капитан. Для проведения игры предусмотрены места для команд, болельщиков и жюри.
Командам необходимо пройти 6 туров и выполнить задания, соответствующие названию данного тура. За правильный и полный ответ команда получает один балл. За неполный ответ – полбалла, если ответ неправильный – 0 баллов. Также игра предполагает представление команд (название, девиз, эмблема – все это должно соответствовать содержанию) и конкурс капитанов. Команда – победительница определяется по сумме результатов, показанных в течение всей игры.
Задания, представленные в виде таблиц, предполагают наличие раздаточных комплектов, с помощью которых команды за определенное время выполняют задания.
Слово учителя.
Наступит день, когда вы - сегодняшние старшеклассники, достигнув 18-летнего возраста, станете избирателями. Будете ли вы к этому готовы? Пойдете ли голосовать, ясно сознавая свою роль в принятии того или иного решения? Это во многом будет зависеть от того, какой правовой, избирательной культурой вы владеете. Тема сегодняшнего мероприятия «Избирательное право». Актуальность данной темы доказывает сама жизнь - необходимо формировать гражданское самосознание в области избирательного права.
Вы, ребята, будущие избиратели. Это вы будете в недалеком будущем избирать представителей и избираться сами в наши федеральные и местные органы власти. Это от вашей политической грамотности, вашего выбора во многом будет зависеть судьба нашей страны. Здесь имеется в виду ваш собственный выбор, который вам предстоит сделать в скором будущем.
Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин голосует потому, что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Пока возраст не дает вам права принять участие в таких выборах, но сегодня вам предлагается проверить свои знания по вопросам избирательного права.
Конкурс капитанов
Каждому человеку в жизни пригодиться умение убеждать других людей. Особенно важным это умение является для будущих политиков. Капитанам команд предлагается представить, что перед ними - ученик с самыми средними способностями и невысокой успеваемостью. Задание состоит в том, чтобы за одну минуту привести как можно больше аргументов, которые повлияли бы на развитие у него мотивации к обучению.
Каждая команда должна пройти шесть туров, каждый из которых имеет свое название:
- «Избирательная система»
- «Избирательные комиссии»
- «Демократия и выборы»
- «Избирательное право»
- «Избирательный процесс»
- «Символика».
I тур. «Избирательная система»
Определите – для какой избирательной системы характерно понятие «одномандатный округ»:
- Мажоритарной.
- Пропорциональной.
- Прямого делегирования.
- Многопартийной.
Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в левой колонке, нужно подобрать соответствующую позицию из второго столбца правой.
Типы избирательных систем | Признаки | |
1) | Мажоритарная | а) Голосование осуществляется по партийным спискам |
2) | Пропорциональная | б) Победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников |
в) Распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую голосов | ||
г) голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких депутатов |
Ответ: 1б, г; 2а, в
Какие из признаков отличают пропорциональную избирательную систему от мажоритарной?
- Выборы являются всеобщими и равными.
- Победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе.
- Голосование на избирательных участках является тайным.
- Избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий.
Что из перечисленного является примером смешанной избирательной системы?
- Половина состава Государственной Думы РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной.
- Конгрессмены США избираются по многомандатным округам, насчитывающим равное количество жителей.
- В Австралии победившим на выборах считается кандидат, набравший 50% + 1 голос.
- Во Франции при выборах депутатов в парламента в первом туре голосования применяется система абсолютного большинства, во втором – большинство относительное.
В государстве Г. Существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы:
- Создается единый общенациональный избирательный округ.
- Предусмотрен второй тур голосования.
- В средствах массовой информации представляются программы кандидатов.
- Победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
Верны ли следующие суждения о мажоритарной избирательной системе?
- Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатов по партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно голосование избирателей в одномандатных округах.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения неверны.
II тур. «Избирательные комиссии»
Расшифруйте: ЦИК, ИКСФ, ТИК, ОИК, УИК.
Ответ:
ЦИК – центральная избирательная комиссия.
ИКСФ – избирательная комиссия субъекта федерации.
ТИК – территориальная избирательная комиссия.
ОИК – окружная избирательная комиссия.
УИК - участковая избирательная комиссия.
Соотнесите правильно: в какие избирательные комиссии представляют документы кандидаты?
Избирательные комиссии | Кандидаты |
1) ТИК | а) на должность Президента РФ |
2) ЦИК | б) на должность губернатора субъекта федерации |
3) ИКСФ | в) на должность главы муниципального образования |
Ответ: 1в, 2а, 3б.
За сколько дней до голосования избирательной комиссией, организующей выборы, составляются списки избирателей?
- За 21 день.
- За 31 день.
- За 41 день.
Может ли член УИК выдать избирателю второй бюллетень?
- Нет, не может.
- Да. Может.
- Да, может – взамен испорченного.
Как погашаются неиспользованные бюллетени?
- Перечеркиваются фломастером крест – накрест.
- Надрезаются треугольником в верхней части бюллетеня.
- Отрезается левый нижний угол, не допуская никаких повреждений квадратов справа.
Могут ли представители средств массовой информации присутствовать при подсчете голосов?
- Да, могут.
- Нет, не могут.
- Могут присутствовать только по специальному разрешению.
III тур. «Демократия и выборы»
Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?
- Военнослужащий перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своем выборе вышестоящее начальство.
- Граждане, осужденные по приговору суда, не участвуют в голосовании.
- Гражданин в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участия в выборах.
- Голоса граждан разных социальных групп не равны между собой.
Избирательную систему демократического типа отличает:
- Единство политической программы кандидатов.
- Отсутствие возрастного ценза избирателей.
- Тайная подача голосов избирателей.
- Имущественный ценз для избирателей.
Кто является источником власти в демократической стране?
- Народ.
- Передовой общественный класс.
- Представители крупного бизнеса.
- Интеллектуальная элита общества.
Органы местного самоуправления:
- Не входят в систему органов государственной власти.
- Входят в систему органов государственной власти.
- Это зависит от устава субъекта федерации.
Как осуществляется местное самоуправление в городских, сельских поселениях и на других территориях?
- С учетом исторических и местных традиций.
- По директивам вышестоящих органов власти.
- Согласно уставу субъекта федерации.
Избирательную систему демократического типа отличает:
- Выдвижение кандидатов от одной партии.
- Равенство голосов граждан.
- Открытая подача голосов избирателей.
- Имущественный ценз для избирателей.
Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ?
- Президент.
- Правительство.
- Федеральное собрание.
- Народ России.
Верны ли следующие суждения?
А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.
Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения неверны.
IV тур. «Избирательное право»
Что такое пассивное избирательное право?
- Право быть избранным.
- Право избирать.
- Право участвовать в выборах.
Что означает принцип прямого избирательного права?
- Избиратели выбирают выборщиков, которые, в свою очередь, избирают представителей или каких-либо иных лиц.
- Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах.
- Избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов непосредственно.
Верны ли следующие суждения о павах граждан?
А. В референдуме имеет право участвовать гражданин РФ, достигший 18 – летнего возраста.
Б. Гражданин, признанный судом недееспособным, не может принимать участия в выборах.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения неверны.
Кто не имеет права избирать и быть избранным?
- Пенсионеры.
- Студенты.
- Недееспособные.
- Инвалиды.
В каком возрасте гражданин получает право быть избранным в Государственную Думу?
- 18 лет.
- 21 год.
- 25 лет.
- 35 лет
Как называются палаты Федерального Собрания РФ?
- Совет Союза.
- Совет Федерации.
- Сосет национальностей.
- Государственная Дума.
- Палата представителей.
В следующем перечне оснований, по которым граждане могут быть лишены избирательного права, отметьте те, которые соответствуют Конституции РФ:
- Не обладающие политической культурой.
- Входящие в оппозиционные объединения.
- Признанные судом недееспособными.
- Имеющие недемократические взгляды.
- Содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
Соотнесите характеристики избирательного права в РФ и соответствующие определения:
Характеристики избирательного права | Определения |
1) Всеобщее | а) Избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно |
2) Равное | б) Никто из голосующих не получает каких – либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос |
3) Прямое | в) Избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе |
4) С тайным голосованием | г) Какой – либо контроль за волеизъявлением исключается |
Ответ: 1в, 2б, 3а, 4г.
Основанием для ограничения права гражданина быть избранным на пост президента РФ является:
- Пол.
- Размер годового дохода.
- Профессия.
- Возраст.
V тур. «Избирательный процесс»
Верны ли следующие суждения о выборах?
А. Точная и четкая процедура проведения выборов – решающе условие развитие демократии.
Б. При выборах при мажоритарной избирательной системе существует тесная связь между избирателями и депутатами.
- Верно только А.
- Верно только Б.
- Верны оба суждения.
- Оба суждения неверны.
Сколько доверенных лиц вправе назначить депутат?
- До 3.
- До 5.
- До 10.
Чем должна являться предвыборная агитация в демократическом обществе?
- Давление на сознание политически незрелых масс.
- Помощью избирателям в определении их позиции.
- Политическим шоу для прикрытия давно предопределенных результатов голосования.
- Способом повысить уровень политической и правовой культуры широких масс.
Имеет ли право наблюдатель присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования?
- Да, имеет право.
- Нет, не имеет такого права.
- Имеет право только с разрешения председателя комиссии.
Назовите время работы избирательных участков в день голосования:
- 6.00 – 20.00
- 8.00 – 20.00
- 8.00 – 22.00
Переместите карточки с целью установления правильного порядка голосования.
а) Предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию |
б) Подпись избирателя в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня |
в) Личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своем избирательном участке |
г) Заполненный избирательный бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосования |
д) Голосование проводится в отдельной кабине путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, соответствующий выбору избирателя |
е) Получение избирателем избирательного бюллетеня |
Ответ: в, а, б, д, г.
Переместите карточки с целью установления правильной последовательности избирательного процесса.
а) Назначение дня выборов |
б) Составление списка избирателей |
в) Проведение предвыборной агитации |
г) Образование избирательных округов и участков |
д) Голосование |
е) Выдвижение и регистрация кандидатов |
ж) Повторное голосование (возможная, но не всегда необходимая стадия) |
з) Определение результатов выборов |
и) Формирование избирательных комиссий |
Ответ: а, г, и, б, е, в, д, з, ж.
VI тур. «Символика»
Соедините цвет, используемый в символике, с его толкованием.
1. Зеленый | А. Символизирует честь, славу, преданность, добродетель, чистое небо, водные просторы |
2. Серебряный | Б. Символизирует природу, здоровье, жизненный рост, отражает богатые сельскохозяйственные угодья |
3. Красный | В. Символизирует скромность, образованность. печаль |
4. Лазоревый | Г. Символизирует богатство. Стабильность, интеллект, уважение |
5. Пурпурный | Д. Символизирует благородство, почет, достоинство, славу |
6. Черный | Е. Символизирует храбрость, мужество, неустрашимость |
7, Золотой | Ж. Символизирует чистоту, мир, взаимопонимание |
Ответ:1Б, 2Ж, 3Е, 4А, 5Д, 6В, 7Г.
Соедините термин и его определение.
1. Флаг | А. Древнерусское название воинского знамени |
2. Герб | Б. Наука, изучающая гербы и их происхождение |
3. Вексиллология | В. Торжественная хвалебная песня |
4. Геральдика | Г. Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях |
5. Гимн | Д. Наука о флагах |
6, Скипетр | Е. Золотой шар с крестом на верху, символ верховной власти |
7, Стяг, хоругвь | Ж. Золотой жезл, символ верховной власти |
8, Держава | З. Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски |
Ответ: 1З, 2Г, 3Д, 4Б, 5В, 6Ж, 7А, 8Е.
Подведение итогов и награждение команд.
Типы избирательных систем | Признаки | |
1) | Мажоритарная | а) Голосование осуществляется по партийным спискам |
2) | Пропорциональная | б) Победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников |
в) Распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу поданных за каждую голосов | ||
г) голосование осуществляется по избирательным округам за одного или нескольких депутатов |
Избирательные комиссии | Кандидаты |
1) ТИК | а) на должность Президента РФ |
2) ЦИК | б) на должность губернатора субъекта федерации |
3) ИКСФ | в) на должность главы муниципального образования |
Характеристики избирательного права | Определения |
1) Всеобщее | а) Избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно |
2) Равное | б) Никто из голосующих не получает каких – либо преимуществ, каждый имеет и отдает только один голос |
3) Прямое | в) Избирать имеют право все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законе |
4) С тайным голосованием | г) Какой – либо контроль за волеизъявлением исключается |
а) Предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию |
б) Подпись избирателя в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня |
в) Личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своем избирательном участке |
г) Заполненный избирательный бюллетень опускается в опечатанный ящик для голосования |
д) Голосование проводится в отдельной кабине путем внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, соответствующий выбору избирателя |
е) Получение избирателем избирательного бюллетеня |
а) Назначение дня выборов |
б) Составление списка избирателей |
в) Проведение предвыборной агитации |
г) Образование избирательных округов и участков |
д) Голосование |
е) Выдвижение и регистрация кандидатов |
ж) Повторное голосование (возможная, но не всегда необходимая стадия) |
з) Определение результатов выборов |
и) Формирование избирательных комиссий |
1. Зеленый | А. Символизирует честь, славу, преданность, добродетель, чистое небо, водные просторы |
2. Серебряный | Б. Символизирует природу, здоровье, жизненный рост, отражает богатые сельскохозяйственные угодья |
3. Красный | В. Символизирует скромность, образованность. печаль |
4. Лазоревый | Г. Символизирует богатство. Стабильность, интеллект, уважение |
5. Пурпурный | Д. Символизирует благородство, почет, достоинство, славу |
6. Черный | Е. Символизирует храбрость, мужество, неустрашимость |
7, Золотой | Ж. Символизирует чистоту, мир, взаимопонимание |
1. Флаг | А. Древнерусское название воинского знамени |
2. Герб | Б. Наука, изучающая гербы и их происхождение |
3. Вексиллология | В. Торжественная хвалебная песня |
4. Геральдика | Г. Изображение щита со знаками, эмблема государства, города, рода; изображается на флагах, монетах, печатях |
5. Гимн | Д. Наука о флагах |
6, Скипетр | Е. Золотой шар с крестом на верху, символ верховной власти |
7, Стяг, хоругвь | Ж. Золотой жезл, символ верховной власти |
8, Держава | З. Полотнище на древке или шнуре определенной раскраски |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Я -будущий избиратель
Данная викторина по обществознанию может быть использована в урочной и внеурочной деятельности....
Разработка урока по обществознанию для 8 класса "Ты будущий избиратель"
Урок дает представление обучающимся 8 класса о системе выборов в нашем государстве, в форме ролевой игры пройти все этапы выборов. Вызвать у учащихся интерес к выборам как краеугольному институту...
Я будущий избиратель
Презентации для внеклассного мероприятия к параграфу 7 учебника Обществознание для 9 класса А.И. Кравченко "Голосование, выборы, референдум"...
«Мы, будущие избиратели»
Тема изучается в курсе обществознания в 9-11кл. В ней заложены основы гражданско-правового воспитания, рассматривается проблема выборов. Урок нацелен на повышение правовой культуры и развитие са...
«Мы - будущие избиратели». Ролевая игра для старшеклассников.
Цель: пропаганда политической и правовой культуры среди молодежи.Задачи: показать смысл и значение демократических выборов, ...
Я-будущий избиратель
Занятие по праву в 10 классе(Тип занятия: ситуативная игра с социальной направленностью)Стратегическая цель преподавания права: развитие гражданского сознания и самосознания учащихся, их правово...
Методическая разработка на тему "Я - будущий избиратель"
Участие в районном конкурсе на лучшую методическую разработку....