Проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России
статья по праву по теме

Работа посвящена основным проблемам духовно-нравственного воспитания школьньков. Несмотря, на то что принята концепция по духовно-нравственному воспитанию школьников, разработаны программы, но проблема потерь нравственных ориентиров остается актуальной. В работе сделана попытка разобраться в причинах проблемы и высказано мнение, как эту проблему решить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_my_teryaem_nravstvennye_orientiry.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России.

В 2010 году создана концепция духовно-нравственного воспитания детей (нормативная база  Конституция РФ, «Закон об образовании» ). На основе данной концепции созданы программы духовно-нравственного воспитания детей. Т.е., духовно-нравственное воспитание в российском обществе должно бы занять приоритетное место.

Теория духовно-нравственного воспитания.

Формирование духовно-нравственных ценностей базируется на взаимосвязи и взаимодействии общеобразовательных учреждений с семьями, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и СМИ.  При таком взаимодействии создаются благоприятные условия для формирования духовно- нравственных ориентиров .

Создан идеал, к чему надо  стремиться, что должно получиться в результате – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Что является базовыми ценностями и что необходимо воспитать в ребенке, по этапам и с учетом возрастных и умственных способностях, :

I этап: (закладывается в семье и учреждениях дошкольного уровня, младший школьный возраст)

- Семья, любовь, верность;

- уважение к родителям; забота о старших и младших;

- Труд и творчество, уважение к труду, творчество и созидание;

- справедливость, милосердие, честь и достоинство;

- доверие к людям, толерантность.

II этап: (средний школьный возраст, основная школа)

- целеустремленность и настойчивость;

- стремление к истине;

- понятие гармония и красота;

- эстетическое развитие;

- этическое развитие;

- природа эволюции;

- прогресс человечества;

- научная картина мира;

- планета Земля;

- экологическое сознание.

III этап: (старшая школа)

- социальная солидарность, свобода личная и национальная;

- институты государства и гражданского общества;

- правовое государство;

- ценности религиозного мировоззрения;

- межконфессиональный диалог;

- международное сотрудничество;

- человечество мир во всем мире;

- патриотизм, любовь к Родине;

- служение Отечеству (естественно не только в армии!!!!)

- родная земля.

Все это возможно сформировать через социализацию личности ( социализация личности проходит через всю жизнь человека, «личностью не рождаются, а становятся»)

Формируются способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов:

- отношение к себе;

- отношение к другим людям;

- отношение к обществу, государству, Отечеству, к миру в целом.

Духовно-нравственное воспитание – это единство четырех граней обращение человека к ценностям, культуре, самому себе, к другому. Это превращение моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию

На личность при формировании духовно-нравственных ценностей оказывает влияние:

- индивидуально-личностное развитие ( закладывается в семье);

- нравственный пример педагога (дошкольное учреждение, школа );

- социальная востребованность воспитания (заинтересованность государства в высоконравственных гражданах).

Это все теория, это все на «бумаге», а что на самом деле?????

Проблемы:

- Все ориентиры закладываются в семье, это не оспоримо!

НО!

- утрачены семейные ценности, и это не только пережиток тоталитарного прошлого нашей страны, но и  беда современной России. Урбанизация, стремительный темп жизни, стремление получения большей прибыли  в условиях рыночной экономики. Все это отвлекает  от семьи, родители все меньше уделяют внимание  детям, не успевают даже поговорить с собственным ребенком. Дети теряют связь со своими бабушками и дедушками, а старшее поколение -  носители семейных ценностей, традиций (аргумент: «они жили в другом обществе!»), жесткая миграция населения, в поисках лучшей жизни. Воспитание собственного чада, перекладывается на чужие плечи (отдают в ясли, сад и т.д.). Мы забыли, что формирование характера ребенка происходит до 3-х лет, а самое главное  в этом возрасте –  ЛЮБОВЬ!!!!  А кто если не родители  могут  дать эту любовь!

Как же: «Крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха: «Что такое хорошо, и что такое плохо?!!!»», «мы в ответе, за тех, кого приучили», «Мама, папа, я – дружная семья»- все утрачено и забыто!!!!

Происходит подмена понятий, теряются вековые ценности, на которых было воспитано не одно поколение достойных людей, с  высоконравственными ориентирами.

- Что происходит в современной школе.

Сейчас  появилось понятие – рейтинг школы, от него зависит престиж школы, количество учащихся, зарплата учителя (т.к. бюджет школы ,государственной, рассчитывается  человека/ час, т.е. чем больше учеников, тем выше бюджет образовательного учреждения)

Рейтинг создается из:

- показателей ЕГЭ и ГИА;

- независимая экспертиза среза знаний по предметам учеников 4-ых и 7-ых классов;

- победители и призеры предметных олимпиад регионального и общероссийского уровня;

- освоение дополнительных программ.

Где в этом рейтинге мораль, ценность, милосердие, уважение к старшим, сострадание!

Учитель, дабы повысить себе зарплату, натаскивает учеников на тестовые задания ГИА, ЕГЭ, СтатГрада, МЦКО.

  Меняется общество, развивается экономика мы говорим о приходе к власти новых политиков, новых людей, а в школе руководство не меняется, да, есть школы «гос.заказа «, экспериментальные, но их единицы!!!

В основном, учебными заведениями руководят люди не желающие меняться, учителя старой школы боятся конкуренции со стороны молодых специалистов. Нельзя утверждать, что новое, всегда лучше старого, но опытный специалист обязан поделится своими знаниями с молодым, а молодой ,в свою очередь, добавит, что-то новое. Это и есть преемственность, о чем  говорят с высоких трибун, но на практике этого НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Многое мы заимствуем с Запада, забывая об особенностях Российской цивилизации, о русском характере, о русском менталитете. Мы забываем труды величайших российских педагогов Ушинского, Сухомлинского и т.д. Именно, они говорили о роли семьи в формировании личности ребенка и.

Все попытки в реализации программ духовно-нравственного воспитания школьников держатся на энтузиазме преподавателей, но они носят стихийный, а не системный характер!!!!

3. Роль государства в формировании ценностных ориентиров.

Хочется остановиться на роли СМИ. СМИ называют четвертой властью в стране. Что наши дети видят, слышат по телевидению. Где все то, что должно вызывать гордость за свою страну, прививать любовь к своей Родине. Один негатив, холод, крик, грязь, неразбериха. Есть, замечательные детские каналы «Карусель» и т.д., но их мало и там прослеживается преклонения перед западом.

Теряется вера, я действую во благо государства, заранее, зная, что государство, позаботится обо мне!

-

 

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"

Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....

Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.

В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....

Доклад на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе"

В даном докладе представлен материал по духовно-нравственному воспитанию из опыта работы МБОУ СОШ№6....

Родительское собрание по теме: "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье"

    «Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите –  будете плакать на старости лет - вот, по-моему, однаиз самых мудрых истин материнства и отцовства».     ...

Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"

Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...

"Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе"

Данный доклад поможет в работе Заместителя директора по ВР...

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.

Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....