Проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России
статья по праву по теме
Работа посвящена основным проблемам духовно-нравственного воспитания школьньков. Несмотря, на то что принята концепция по духовно-нравственному воспитанию школьников, разработаны программы, но проблема потерь нравственных ориентиров остается актуальной. В работе сделана попытка разобраться в причинах проблемы и высказано мнение, как эту проблему решить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_my_teryaem_nravstvennye_orientiry.docx | 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы духовно-нравственного воспитания в современной России.
В 2010 году создана концепция духовно-нравственного воспитания детей (нормативная база Конституция РФ, «Закон об образовании» ). На основе данной концепции созданы программы духовно-нравственного воспитания детей. Т.е., духовно-нравственное воспитание в российском обществе должно бы занять приоритетное место.
Теория духовно-нравственного воспитания.
Формирование духовно-нравственных ценностей базируется на взаимосвязи и взаимодействии общеобразовательных учреждений с семьями, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и СМИ. При таком взаимодействии создаются благоприятные условия для формирования духовно- нравственных ориентиров .
Создан идеал, к чему надо стремиться, что должно получиться в результате – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Что является базовыми ценностями и что необходимо воспитать в ребенке, по этапам и с учетом возрастных и умственных способностях, :
I этап: (закладывается в семье и учреждениях дошкольного уровня, младший школьный возраст)
- Семья, любовь, верность;
- уважение к родителям; забота о старших и младших;
- Труд и творчество, уважение к труду, творчество и созидание;
- справедливость, милосердие, честь и достоинство;
- доверие к людям, толерантность.
II этап: (средний школьный возраст, основная школа)
- целеустремленность и настойчивость;
- стремление к истине;
- понятие гармония и красота;
- эстетическое развитие;
- этическое развитие;
- природа эволюции;
- прогресс человечества;
- научная картина мира;
- планета Земля;
- экологическое сознание.
III этап: (старшая школа)
- социальная солидарность, свобода личная и национальная;
- институты государства и гражданского общества;
- правовое государство;
- ценности религиозного мировоззрения;
- межконфессиональный диалог;
- международное сотрудничество;
- человечество мир во всем мире;
- патриотизм, любовь к Родине;
- служение Отечеству (естественно не только в армии!!!!)
- родная земля.
Все это возможно сформировать через социализацию личности ( социализация личности проходит через всю жизнь человека, «личностью не рождаются, а становятся»)
Формируются способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов:
- отношение к себе;
- отношение к другим людям;
- отношение к обществу, государству, Отечеству, к миру в целом.
Духовно-нравственное воспитание – это единство четырех граней обращение человека к ценностям, культуре, самому себе, к другому. Это превращение моральных норм во внутренние убеждения личности, установки к действию
На личность при формировании духовно-нравственных ценностей оказывает влияние:
- индивидуально-личностное развитие ( закладывается в семье);
- нравственный пример педагога (дошкольное учреждение, школа );
- социальная востребованность воспитания (заинтересованность государства в высоконравственных гражданах).
Это все теория, это все на «бумаге», а что на самом деле?????
Проблемы:
- Все ориентиры закладываются в семье, это не оспоримо!
НО!
- утрачены семейные ценности, и это не только пережиток тоталитарного прошлого нашей страны, но и беда современной России. Урбанизация, стремительный темп жизни, стремление получения большей прибыли в условиях рыночной экономики. Все это отвлекает от семьи, родители все меньше уделяют внимание детям, не успевают даже поговорить с собственным ребенком. Дети теряют связь со своими бабушками и дедушками, а старшее поколение - носители семейных ценностей, традиций (аргумент: «они жили в другом обществе!»), жесткая миграция населения, в поисках лучшей жизни. Воспитание собственного чада, перекладывается на чужие плечи (отдают в ясли, сад и т.д.). Мы забыли, что формирование характера ребенка происходит до 3-х лет, а самое главное в этом возрасте – ЛЮБОВЬ!!!! А кто если не родители могут дать эту любовь!
Как же: «Крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха: «Что такое хорошо, и что такое плохо?!!!»», «мы в ответе, за тех, кого приучили», «Мама, папа, я – дружная семья»- все утрачено и забыто!!!!
Происходит подмена понятий, теряются вековые ценности, на которых было воспитано не одно поколение достойных людей, с высоконравственными ориентирами.
- Что происходит в современной школе.
Сейчас появилось понятие – рейтинг школы, от него зависит престиж школы, количество учащихся, зарплата учителя (т.к. бюджет школы ,государственной, рассчитывается человека/ час, т.е. чем больше учеников, тем выше бюджет образовательного учреждения)
Рейтинг создается из:
- показателей ЕГЭ и ГИА;
- независимая экспертиза среза знаний по предметам учеников 4-ых и 7-ых классов;
- победители и призеры предметных олимпиад регионального и общероссийского уровня;
- освоение дополнительных программ.
Где в этом рейтинге мораль, ценность, милосердие, уважение к старшим, сострадание!
Учитель, дабы повысить себе зарплату, натаскивает учеников на тестовые задания ГИА, ЕГЭ, СтатГрада, МЦКО.
Меняется общество, развивается экономика мы говорим о приходе к власти новых политиков, новых людей, а в школе руководство не меняется, да, есть школы «гос.заказа «, экспериментальные, но их единицы!!!
В основном, учебными заведениями руководят люди не желающие меняться, учителя старой школы боятся конкуренции со стороны молодых специалистов. Нельзя утверждать, что новое, всегда лучше старого, но опытный специалист обязан поделится своими знаниями с молодым, а молодой ,в свою очередь, добавит, что-то новое. Это и есть преемственность, о чем говорят с высоких трибун, но на практике этого НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Многое мы заимствуем с Запада, забывая об особенностях Российской цивилизации, о русском характере, о русском менталитете. Мы забываем труды величайших российских педагогов Ушинского, Сухомлинского и т.д. Именно, они говорили о роли семьи в формировании личности ребенка и.
Все попытки в реализации программ духовно-нравственного воспитания школьников держатся на энтузиазме преподавателей, но они носят стихийный, а не системный характер!!!!
3. Роль государства в формировании ценностных ориентиров.
Хочется остановиться на роли СМИ. СМИ называют четвертой властью в стране. Что наши дети видят, слышат по телевидению. Где все то, что должно вызывать гордость за свою страну, прививать любовь к своей Родине. Один негатив, холод, крик, грязь, неразбериха. Есть, замечательные детские каналы «Карусель» и т.д., но их мало и там прослеживается преклонения перед западом.
Теряется вера, я действую во благо государства, заранее, зная, что государство, позаботится обо мне!
-
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы "Воспитательные мероприятия по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников"
Материалы по духовно- нравственному воспитанию содержат сценарии общешкольных праздников "Рождество Христово", "Светлый праздник Пасхи", "Масленица", "Покров"....
Система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания школьников и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом.
В данной работе раскрывается система работы учителя-словесника по решению проблемы духовно-нравственного воспитания и формированию толерантности в условиях взаимодействия с социумом....
Доклад на тему "Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе"
В даном докладе представлен материал по духовно-нравственному воспитанию из опыта работы МБОУ СОШ№6....
Родительское собрание по теме: "Современные проблемы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье"
«Любя своих детей, учите их любить Вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, однаиз самых мудрых истин материнства и отцовства». ...
Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...
"Актуальность проблемы духовно – нравственного воспитания на современном этапе"
Данный доклад поможет в работе Заместителя директора по ВР...
Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК.
Статья : Проблемы духовно-нравственного развития в современном обществе и решение данной проблемы на уроках ОПК....