Методическая разработка командной игры по истории России и обществознанию
план-конспект занятия по истории (9 класс)

Семенова Татьяна Михайловна

       Для формирования у обучающихся нашей школы компетенций гражданина РФ запланированы разнообразные внеклассные мероприятия. Одним из них является мероприятие по теме «Политические партии» в форме командной игры «Машина времени» «Машина времени» - учащиеся в ходе мероприятия переносятся из условий современности в 1905 год и обратно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mashina_vremeni.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка командной игры по истории России и обществознанию

Семенова Татьяна Михайловна, учитель права, истории, обществознания

МОШИ «Аксарковская школа интернат С(П)ОО»,

Приуральский район,

Ямало – Ненецкий автономный округ

Аннотация

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового воспитания. Одним из условий  правовой культуры, неотъемлемой частью общей культуры является сформированное политическое сознание граждан.

Жизнь в гражданско-правовом обществе формирует политическое  независимо от того, происходит ли это стихийно или целенаправленно в рамках правового воспитания. В современных условиях именно правовое воспитание может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и государством.  

Для формирования у обучающихся нашей школы компетенций гражданина РФ запланированы разнообразные внеклассные мероприятия. Одним из них является мероприятие по теме «Политические партии» в форме командной игры «Машина времени» «Машина времени» - учащиеся в ходе мероприятия переносятся из условий современности в 1905 год и обратно.

Внеклассное мероприятие по теме «Политические партии»

 в форме командной игры «Машина времени»

Цели и задачи:

Образовательные: формировать  знания об особенностях процесса образования политических партий в России на рубеже XIX – XX вв., показать тенденции развития политических партий.

Развивающие: продолжить формирование аналитического мышления, умения рационально решать познавательные и проблемные задачи, участвовать в дискуссии; развивать самостоятельность и инициативность, умение работать в команде.

Воспитательные: способствовать правовому воспитанию учащихся, формировать отношение к политическим партиям и их роли в жизни общества на разных этапах.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиа аппаратура, интерактивная доска;
  • ноутбуки с подключенным Интернетом и сетевой папкой для каждой команды.

Форма урока: командная игра «Машина времени» (с элементом ролевой игры)

Предварительная подготовка к мероприятию:

  1. Формируются  4 (и более)  группы из учащихся 9-10 классов;
  2. Каждая группа выбирает название  политической партии начала XX века и назначает лидера;
  3. Выбираются  эксперты;
  4. Каждая команда –партия готовит:
  • визитную карточку (визитная карточка включает: придуманная группой эмблема партии с объяснением);
  • выступление во 2 туре: пояснение требований политической  партии, которые способны убедить присутствующих в правоте программных требований именно их партии;
  • подготовка провокационных вопросов для других партий.

Ход мероприятия:

Вступительное слово

Современная молодежь живет в условиях плюрализма, свободы выбора, многопартийности. На политической арене действуют различные политические силы. Среди реальных политических сил, действующих открыто, самой влиятельной являются партии.

Однако этому предшествовали семьдесят лет монопольного руководства страной коммунистической партией.

Наше внеклассное мероприятие призвано актуализировать исторический опыт российской многопартийности, познакомить с идейными платформами политических партий  начала XX в, а также  основными тенденциями развития политических партий современности. Для этого мы используем импровизированную «машину времени» и перенесемся в начало XX века.

Моделирование игровой ситуации.

Итак, мы присутствуем на съезде политических партий в 1905 году. На съезде присутствуют четыре партии: РСДРП, эсеры, кадеты, октябристы.

(Если принимает участие 4 команды. Команды в ходе предварительной подготовки вправе самостоятельно выбрать название политической партии начала XX века)

От каждой из этих партий на съезде выступает лидер, который, называя себя (напомню, игра идет от первого лица), должен рассказать о своей партии, показать эмблему и объяснить, почему те или иные элементы изображены на эмблеме.

После выступления лидеров всех партий, члены партий должны рассказать о своих программных требованиях, при этом убедить присутствующих в правоте именно их требований.

По ходу выступления члены других партий могут задавать провокационные вопросы.

Группа экспертов координируют выступления, оценивают степень аргументированности каждого, начисляют баллы группам по 5-ти балльной шкале.

Первый тур «Съезд политических партий»

Итак, представьте, что вы живете в 1905 гг, а сейчас присутствуете на съезде политических партий. На этом же съезде находятся Ленин, Гучков, Милюков, Плеханов, Чернов и другие известные нам люди…

Слово предоставляется лидеру партии кадеты: Милюкову Павлу Николаевичу.

( РСДРП – В.И. Ленин,

Эсеры – В.М. Чернов,

Октябристы – А.И. Гучков.)

Лидер рассказывает о своей партии, показывает эмблему и объясняет, почему те или иные элементы изображены на эмблеме.

Эксперты оценивают по 5-балльной шкале.

Второй тур «Съезд политических партий»

Члены партий рассказывают о своих программных требованиях, стараясь убедить присутствующих в правоте именно их требований.

По ходу выступления члены других партий  задают  провокационные вопросы. Эксперты оценивают выступление партий по 10 -ти балльной шкале

Третий тур «Брейн-ринг»

Для закрепления изученного материала предлагаю брейн-ринг.

После того, как задан вопрос, группа – партия обсуждает ответ в течение одной минуты. В это же время лидер группы-партии назначает отвечающего и извещает присутствующих о своей готовности.

При правильном ответе команда зарабатывает один балл.

Примерные вопросы:

  • Какие общие недостатки отличали I  съезд партии эсеров и I съезд партии РСДРП?
  • Костяк какой партии составили члены «Союза Освобождения»?
  • Название партии полностью оформившейся после опубликования царского манифеста?
  • Какая партия избрали индивидуальный террор средством тактической борьбы?
  • Назовите единственную социал-демократическую партию, в программе которой был лозунг диктатуры пролетариата?
  • Учредительный  съезд какой партии открылся в разгар Всероссийской октябрьской политической стачки?
  • Манифест 17 октября 1905 года по-разному  был встречен в общественно-политических кругах России.
  • 18 октября вышло воззвание «К русскому народу». Цитирую:
  • «Борющийся  пролетариат России победил… Царь пуль и нагаек, царь тюрем и виселиц, царь шпионов и палачей подписал манифест о правах народа… Царь и манифесты лгут и лицемерят, и верить им нельзя.
  • Они хотят успокоить народ бумажной конституцией и втихомолку отнять то, что ему наобещали. Победа одержана, но этого мало…»
  • Какая партия подготовила это воззвание?
  • Назовите фамилию лидера одной из партий, который называл развитие революции в направлении к вооруженному восстанию экстремизмом и сравнивал его с «лошадью, несущейся вперед, но не везущей воза»?

Четвертый тур «Проблемный мост»

Политические партии выступают в качестве главных элементов гражданского общества. Трудно представить политическую систему без взаимодействия партий и партийных группировок. Политические силы, возникая в гражданском обществе, выражая и представляя интересы его групп, являются связующим звеном между государством и гражданским обществом. Не секрет, что сегодня роль и значение политических партий резко возросло.

 Следующий тур нашего мероприятия – проблемный мост. Перед Вами будет поставлена проблема, поэтому тур называется  - проблемный. Мост – так как мы на нашей «машине времени» плавно переносимся из 1905 года в современность. «Проблемный мост» - это разновидность дискуссии в группе.  

В качестве разминки, каждой команде необходимо охарактеризовать какую – либо из современных политических партий, опираясь на типологию политических партий (Приложение № 1). В помощь командам для поиска дополнительной информации о политических партиях – Интернет.

(Выполнение задания, представление результатов – 10 минут)

Разминка в этом туре закончилась и Вам предстоит решить более проблемную, но творческую задачу – спрогнозировать будущее развития политических партий в России. По окончании работы необходимо публично представить результаты свое работы в любой творческой форме.

Работа команд в течение 15 минут, представление результатов своей работы (возможно сделать проецирование результатов  на экран через мультимедиа аппаратуру).

Эксперты оценивают по 10-ти балльной шкале.

Финал игры. Эксперты подсчитывают баллы, выявляют победителя. В ходе подведения итогов экспертами для участников игры предлагается рефлексия.

Рефлексия.

 Уважаемые участники игры, сегодня на «машине времени» мы перенеслись с 2013 года в начало XX века, а затем обратно в начало  XXI век. Вспомнили особенности образования политических партий в начале XX века и проанализировали политические партии XXI века, пояснили роль политических партий в жизни общества. А   теперь  осмыслите, оцените  условия и результаты нашей деятельности. Проведем рефлексию с помощью метода «Шляпы мышления».

Шесть разноцветных шляп символизируют шесть различных стилей мышления, шесть различных подходов к анализу конкретной ситуации, постановке и решению проблем, выбору тактики аргументирования своих рассуждений. У вас есть свобода выбора – любая из шляп. (Каждая команда выбирает шляпу – цвет шляпы)

Значение цвета шляп:

Белый цвет: перечислить новые сведения по теме игры

Красный цвет: выразить чувства, эмоции, предчувствия по проблеме развития политических партий

Желтый цвет: обобщить все положительное на внеклассном мероприятии

Черный цвет: выделить все негативное на мероприятии

Синий цвет: сформулировать общие выводы по итогам мероприятия

Зеленый цвет: в любой оригинальной форме представить тенденции развития политических партий

Работа в  группах, подготовка 5 мин, выступления. Экспертами не оценивается.

Подведение итога внеклассного мероприятия – игры:

  • Ребята, какую партию вы поддержали бы в 1905 году?
  • Требования какой партии, на ваш взгляд, наиболее отвечали особенностям и задачам развития России?
  • Какими качествами (личными, деловыми), на ваш взгляд, должен обладать политический лидер, чтобы возглавлять политическую партию, пользоваться доверием избирателей?
  • Какой из лидеров начала века вызывает ваши симпатии? А из современных?

Объявление победителей игры «Машина времени»

Приложение № 1

Типология политических партий

                

Библиография:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Рабочая программа по истории России 6 класс"

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина "История России с древнейших времен до конца XVI века". М. Дрофа, 2011г....

Методическая разработка. Деловая игра по теме" Россия в период реформ Петра первого"

данный урок предназначен для систематизации и обобщения полученных знаний на предидущем уроке....

Методическая разработка интерактивного урока по истории России "Создание единого русского государства"

Данная работа представлена, как методическая разработка урока по направлению «Интерактивный урок». Тема урока «Создание единого Русского государства». Урок построен в соответствии с требованиями «Прог...

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов.

Методическая разработка исторического марафона по истории России для учащихся 7 классов....

Методическая разработка командной игры «Берегите воду!»

Уважаемые коллеги! Перед вами методическая разработка командной игры «Берегите воду!», которую можно использовать как промежуточный  контроль усвоения образовательных программ по разд...

Сценарий командной игры по истории России в 6-8 классах

Сценарий командной игры по истории России в 6-8 классах может использоваться при проведении мероприятий в рамках предметной недели...

Методическая разработка интегрированного урока по истории России и истории Санкт-Петербурга в 9 классе

Данный урок составлен  с использованием технологии критического мышления по теме " Культура России в первой половине XIX века"...