Разрешение конфликтов без насилия.
классный час по праву (8 класс) по теме
На занятии речь идет о необходимости разрешать любые конфликтные ситуации мирным путем, не применяя никакие виды насилия: ни физические, ни психологические. Предлагаюся ситуации для решения конфликтов мирным путем. Воспитанникам предложено сделать вывод о необходимости принимать правильные решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razreshenie_konfliktov_bez_nasiliya.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ
БЕЗ НАСИЛИЯ.
Цели:
1.Учить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.
2.Учить адекватному поведению при разрешении конфликтов.
3.Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.
Оборудование: на доске тема занятия, рабочие листы для каждого школьника лежат на партах.
Ход занятия
Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Социальный педагог:
Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ, а вы подумайте, как можно его закончить. Рома и Петя учились в девятом классе. Они давно дружили, много свободного времени проводили вместе. Самой любимой игрой для друзей была игра в футбол на большой школьной перемене. Уже несколько раз к их игре пытался присоединиться Антон, который в их классе учился недавно. Антон был грубым, недоброжелательным, часто сквернословил, поэтому ребята его недолюбливали и в сою игру брать не хотели. Но Антон был настойчив в свое желании поиграть, что Роман, в конце концов, пригласил его. С самого начала игры Антон стал вести себя вызывающе, неожиданно выхватил мяч у Пети, толкнул его. Петя рассердился, закричал на Антона, но тут прозвенел звонок на следующий урок, и ребята поспешили в школу. Но Антон продолжал приставать к Пете даже во время урока, предлагал после урока « поговорить». Петя старался не обращать внимания на Антона, так как не умел драться, да и не хотел. «Что, трусишь? - усмехнулся Антон,- Ну что ж, не хочешь иметь дело со мной, будешь иметь дело с моими друзьями. Вот только уроки закончатся».
После окончания уроков Рома и Петя заметили, что Антон с друзьями ждут Петю у входа в школу. Рома заметил, что его друг беспокоится. В это время мальчики услышали сигнал автомобиля. Это отец Ромы приехал за ними. Когда мальчики садились в автомобиль, они услышали, как Антон им крикнул: «Струсили! Ладно, завтра увидимся». На следующий день Петя и Рома встретились в раздевалке школы. Петя оглянулся, чтобы убедиться, что за ним никто не наблюдает, открыл свой портфель и вытащил пистолет. Рома оторопел и спросил: «Зачем тебе это?». «Да вот, у отца взял, - ответил Петя. – Попугаю Антона и его друзей. Может, они оставят нас в покое». Дело в том, что отец Пети работал в органах внутренних дел и имел право хранить дома оружие, но так, чтобы оно не было доступно другим членам семьи. Прозвенел звонок на первый урок. Петя обратился с просьбой к Роме. «Положи этот пистолет к себе в портфель и сохрани его там для меня, потому, что я боюсь, что мой отец перероет все мои вещи». «Я не могу,- ответил Рома. - Что, если меня поймают?». «Пожалуйста», - попросил Петя. «Ну, ладно, - согласился Рома. – Но только до перерыва на большую перемену».
Рита, с которой дружил Рома, обратила внимание, что он был очень расстроен, когда вошел в класс. «Что-нибудь случилось?» - участливо спросила девочка. «Я не могу тебе сказать, занимайся своим делом», резко ответил Рома. Рита, конечно же, обиделась. В тревоге Рома просидел первый урок, ему казалось, что все знают о пистолете у него в портфеле.
Как можно закончить рассказ?
Варианты ответов детей:
- Рома отдал пистолет Пете и сказал, чтобы он вернул его отцу.
- Приехал отец Пети в школу и забрал пистолет, а дома наказал его за это.
- После урока Антон с друзьями опять стали требовать от Пети и Ромы выйти и поговорить. И тогда мог бы кто-нибудь пострадать. Отца Ромы могли бы привлечь к уголовной ответственности за ненадлежащее хранение оружия.
Соц.педагог: Как вы думаете, зачем Петя принес оружие в школу, хотя знал, что это запрещено?
Дети: Хотел испугать Антона, чтобы тот отстал от него.
Соц.педагог: Почему Антон хотел подраться с Петей?
Ученики: Он хотел показать, что ничуть не хуже уже Пети. Ему было обидно, что все его игнорируют.
Соц.педагог: Между Петей и Антоном возник конфликт. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Разрешение конфликтов без насилия».
Основная часть
Беседа
Соц.педагог: Ребята, объясните, что значит КОНФЛИКТ?
Дети: Конфликт - это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.
Учитель: Конфликт - это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми или группами людей.
Записываем определение на доске.
Соц.педагог: Какие чувства мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами?
Дети: Раздражение. Злость. Обиду. Угнетенное состояние. Страх. Злость.
Соц.педагог: В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами, конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали.
Дети приводят примеры из своей жизни.
Соц. педагог: Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?
Учащиеся: Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо уйти. А через некоторое время, когда успокоюсь, подойти к нему и спокойно поговорить. Возможно, был прав он, а не я.
Соц.педагог: Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться драться), а сохранять спокойствие. Что это значит?
Дети: Внимательно выслушать другого человека, не кричать, говорить спокойно, не повышая голоса, не оскорблять собеседника, возможно, в чем-то уступить ему.
НА ДОСКЕ:
СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ ОЗНАЧАЕТ:
- Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца.
- Контролировать себя! Не позволять гневу или страху насилия победить вас.
- Говорить тихо, не оскорблять.
- Дать другому человеку шанс отступить.
- Сдерживать себя, например, лучше уйти, извинившись при этом.
- Идти на компромисс (уступить в чем-то).
- По возможности использовать юмор.
Самостоятельная работа учащихся
Соц . педагог: А сейчас вам предстоит заполнить рабочие листы.
Р А Б О Ч И Й Л И С Т
Ч то вас может рассердить, разозлить?
В группе?
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------------------------------------
В школе?
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Соц.педагог: Вам нужно написать, что вас может рассердить, разозлить в группе, в школе?
Дети работают самостоятельно
Соц.педагог: Теперь проверим, что же у вас получилось. Начнем с того, что вас может разозлить дома. Первым свою ситуацию читает Сережа.
Сережа: Когда кто-то из ребят слушает музыку громко.
Соц.педагог: Как ты поступаешь в данной ситуации?
Сережа: Прошу его, чтобы убрал громкость. Если он этого не делает, начинаю кричать на него.
Соц.педагог: Как можно поступить Сереже в данной ситуации?
Ученики: Объяснить Сереже, что он мешает учить уроки или смотреть телевизор.
Соц.педагог: Кого еще что раздражает?
Дети: Когда кто-то смотрит бразильские сериалы, а я их терпеть не могу.
Соц. педагог: Раз смотрят сериалы, значит, они им нравятся, и они не должны их бросать смотреть только потому, что кому-то они не нравятся.
Лучше во время сериала пообщаться с друзьями или погулять.
Далее аналогично рассматриваются все ситуации.
Соц.педагог: Как видите, любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблению и насилию. Но, если все-таки самому не получается разрешить возникшую конфликтную ситуацию, к кому можно обратиться за помощью?
Дети: К соц. педагогу, воспитателю, учителям, друзьям, братьям, сестрам.
Соц.педагог: Самое главное -не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь. Нужно научиться контролировать себя. Что это значит?
Дети: Научиться управлять своими эмоциями, не говорить сгоряча обидных слов.
Соц.педагог: Какие способы успокоения используете вы, когда чувствуете, что назревает конфликт?
Ученики: Убеждаю себя, что конфликт ни к чему хорошему не приведет.
Соц.педагог: Попробуем сформулировать правила «Контролируй себя». Во-первых, нужно сосчитать до десяти и обратно, дышать глубоко. Продолжите.
Дети: Поговорить о проблеме с друзьями или близкими, послушать любимую музыку, погулять.
НА ДОСКЕ
- Сосчитать до 10 и обратно
- Дышать глубоко.
- Обговорить проблему с друзьями, воспитателями, или с тем, кому больше всего доверяешь.
- Послушать музыку.
- Заняться спортом.
- Заняться любимым делом.
- Почитать книгу.
- Подумать, что ты можешь предпринять для того, чтобы научиться владеть собой.
Р О Л Е В А Я И Г Р А.
Соц.педагог: С группой ребят мы подготовили небольшую сценку. Я буду автором, а ребята - актерами.
Автор: Несколько ребят из 9 класса решили отметить окончание школы и собраться на квартире у Стаса.
Стас: Приходите вечером ко мне. Посидим, послушаем музыку.
Автор: Ребята согласились и вечером пришли по указанному адресу. Стас встретил их и провел в комнату. Его родителей дома не было, поэтому квартира была полностью в их распоряжении.
Стас: Я тут подготовился к вашему приходу. Ведь окончание 9 класса не должно пройти неотмеченным.
Автор: И Стас поставил на стол две бутылки пива.
Сергей: Это уж точно! Такое надо как следует отметить!
Аня: А здесь курить можно?
Лена: Я спиртное пить не буду.
Саша: Я тоже не буду, как я потом домой приду?
Миша: Все будут, и вы будете!
Стас: А зачем вы тогда вообще пришли? Чай с тортиком попить?
Автор: Одноклассники поддержали Стаса и Мишу колкими выражениями в адрес Лены и Саши.
Оля: Ах, да! Вы же отличники! Как можно пить эту гадость?!
Аня: Вы же ничего крепче кваса не пьете, а то мама с папой заругают!
Стас: Так, все! Хватит вымудряться! Давайте свои стаканы!
Саша: Я уже сказал, что не буду!
Лена: Мне тоже не наливайте.
Миша: Или вы будете как все, или выметайтесь отсюда!
Автор: Лена и Саша встали из-за стола и ушли.
Соц.педагог: Спасибо, ребята. Займите свои места. Правильно ли поступили Лена и Саша?
Дети: Правильно. Ребята бы все равно весь вечер портили бы им настроение, подшучивали. Если бы они остались, возможно, их бы все-таки уговорили выпить, а если бы и не уговорили, то конфликт мог перерасти в ссору и не исключено и в сцену насилия.
Соц.педагог: Как можно было избежать подобной ситуации?
Дети: Договориться заранее о том, для чего вообще собираться у Стаса в квартире, будет спиртное или нет.
Итог занятия.
Соц.педагог: Что же такое конфликт?
Учащиеся: Конфликт - это столкновение интересов, мнений, которое возникает между людьми или группой людей.
Соц.педагог: Что значит сохранять спокойствие в конфликтной ситуации?
Ученики: Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца. Не позволять гневу выплеснуться наружу. Говорить спокойно, не повышая голоса, дать другому человеку высказаться, идти на компромисс, по возможности использовать юмор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Конфликты. Разрешение конфликтов.»
Классный час на тему: «Конфликты. Разрешение конфликтов.»...
Конфликт. Пути разрешения конфликтов
Конфликт. Пути разрешения конфликтов...
Конфликт. Пути разрешения конфликтов
Конфликт. Пути разрешения конфликтов...
Классный час на тему:«Конфликты.Разрешение конфликтов.»
Цели классного часа:усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреждения конфликт...
Классный час. "Конфликты. Разрешение конфликтов"
Цели классного часа:-усвоение сущности понятий «спор», «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент»; рассмотрение правил;- предупреждения конфлик...
Конфликт. Способы разрешения конфликта. (Материалы для занятия с учащимися 3-5 классов)
В презентации рассматривается схема понятия "Конфликт" и способы его разрешения по Томасу. Все способы проиллюстрированы и рассмотрены их особенности. Данная презентация будет полезна...
Воспитательное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию «Давай мы с тобой помиримся…Разрешение конфликтов без насилия.»
Занятие по формирования безконфликтной среды в детском коллективе в условиях школы-интерната...
Комментарии
Разрешение конфликтов без насилия.
Занятие интересное, актуально. Воспитанники учатся размышлять, делать выводы, принимать правельные решения.