Занятие "Преступление и наказание, или цена скейборда"
план-конспект занятия по праву по теме
Занятие для воспитанников 7 - 9 классов об ответвтвенности за правонарушения, о правильном принятии решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prestuplenie_i_nakazanie_ili_cena_skeyborda.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ,
ИЛИ ЦЕНА СКЕЙБОРДА»
Время занятия: урок- 40 минут.
Цель занятия:
- Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения.
- Занятие будет способствовать формированию у воспитанников навыка критического анализа сложных ситуаций.
- Будут рассмотрены понятия: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, наказание, возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
- Продолжат формироваться умения работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию.
Вопросы занятия:
- Почему люди совершают преступления?
- Нужно ли учитывать, что лицо, совершившее преступление, имело намерение его совершить или сделало это по неосторожности?
- С какого возраста лица, обвиняемые в совершении преступления, несут ответственность?
- Важна ли, на ваш взгляд, проблема преступности несовершеннолетних?
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
- Преступление
- Умысел
- Соучастие в преступлении
- Уголовная ответственность
- Возраст, с которого наступает уголовная ответственность
- Кража
- Грабеж
- Наказание
(Социальный педагог предлагает послушать историю и обсудить ее)
«Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились еще с тех пор, когда Сергей впервые в шестом классе появился в школе, где уже учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. Последнее время они одержимы идеей купить скейборды, которые стоят очень дорого. Но ведь все друзья уже имеют их.
Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики обрадовались, считая, что им повезло, выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег…»
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ
- Как вы думаете, почему ребятам предложено купить скейборды за пол цены, они ведь очень дорогие?
- Задумайтесь, почему скейборды стоят так дешево? Подумайте, где парень взял эти скейборды?
- Не настораживает ли вас, что если ребята купят ворованные скейборды, можно ли это будет расценивать как соучастие в преступлении? Что ждет молодых людей в этом случае?
Ребята отвечают на вопросы, рассуждают
После этого слово предоставляется инспектору по делам несовершеннолетних ОВД, который описывает ситуацию с точки зрения закона, а также знакомит присутствующих с обстановкой преступности среди несовершеннолетних в районе. Можно рассказать и о состоянии правонарушений и преступлений, совершенных воспитанниками учебного заведения.
Особое внимание инспектор ПДН заостряет на том, что ожидает в данном случае Сергея и Алешу, если они купят ворованные скейборды.
(Затем предлагается послушать продолжение истории)
«…Одна проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги. У Сергея были небольшие сбережения- деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда попросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму. У Алеши даже надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала только на питание и покупку самого необходимого. В этой ситуации не было смысла просить мать дать ему денег. И снова на помощь друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам, они смогут отработать позже, оказывая ему некоторые услуги. Мальчики решили подумать и дать ответ через два дня…»
Далее делим класс или группу на пары. Один из воспитанников поставит себя на место Алексея, другой - на место Сергея. Просим детей обсудить сложившуюся ситуацию с позиции мальчиков. Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с их знакомым? Какова вероятность того, что ребята будут вынуждены быть втянутыми в преступление?
Подводим итоги работы в парах
Итоги вместе с детьми подводит участковый уполномоченный, присутствующий на занятии вместе с инспектором ПДН и ответственным секретарем по делам несовершеннолетних.
(Предлагаем воспитанникам послушать продолжение рассказа)
«…Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных денег для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это, может быть, даже интересно для него, и согласился с предложением отца.
Алексей понимал, что у него нет никакой другой возможности достать деньги, кроме как согласиться с предложением своего знакомого, на следующий день он дал свое согласие. Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером он ждет Алексея, для которого есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи…»
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Вопросы:
1. Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?
2. Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?
3. Должен ли Алексей заявить на своих знакомых в милицию или сообщить кому-либо из взрослых?
4. Будет ли это расценено как предательство со стороны других ребят, например, во дворе, на улице?
( Продолжение истории)
«…Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат.
Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники милиции, которую вызвали соседи.»
Размышляем дальше. Пусть ребята расскажут всему классу о том, к каким выводам они пришли: что произойдет с Алексеем дальше?
Свое мнение выскажет и инспектор ПДН ОВД о том, что ждет Алексея и его сообщников. Также работник ОВД рассказывает о понятиях: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, возраст, с которого она наступает, кража, грабеж, наказание (на доске большими буквами написаны эти слова).
В конце занятия возвращаемся к вопросу:
«Почему же люди все-таки совершают преступления?»
Подчеркиваем:
Ответственность за совершение преступления несет сам человек.
Ему решать: стать преступником или жить честно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ценность ценна когда ее ценят
Классный час, посвященный ценностям семьи....
"Цена любви ценою жизни целой"
Урок-исследование "Цена любви ценою жизни целой".Современное прочтение повести "Бедная Лиза"...
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"
Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от...
"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...
Обычные наказания, или когда наказания переходят границы. Родительское собрание в начальных классах.
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом проведения родительского собрания, в начальных классах, посвященного проблеме жестокого обращения с детьми в семье. Тема актуальная, неоднозначная, сложно ...
План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".
Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....
Тренинг "Ценить себя, ценить других"
Профилактика буллинга в школе. Для обучающихся 5-7 классов...