Занятие "Преступление и наказание, или цена скейборда"
план-конспект занятия по праву по теме

Морозова Галина Александровна

Занятие для воспитанников 7 - 9 классов об ответвтвенности за правонарушения, о правильном принятии решений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prestuplenie_i_nakazanie_ili_cena_skeyborda.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ,

ИЛИ ЦЕНА СКЕЙБОРДА»

Время занятия: урок- 40 минут.

Цель занятия:

  1. Формирование навыков самостоятельного принятия ответственного решения.
  2. Занятие будет способствовать формированию у воспитанников навыка критического анализа сложных ситуаций.
  3. Будут рассмотрены понятия: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, наказание, возраст, с которого наступает уголовная ответственность.
  4. Продолжат формироваться умения работать в группе, выражать свои собственные взгляды, аргументировать, вести дискуссию.

Вопросы занятия:

  1. Почему люди совершают преступления?
  2. Нужно ли учитывать, что лицо, совершившее преступление, имело намерение его совершить или сделало это по неосторожности?
  3. С какого возраста лица, обвиняемые в совершении преступления, несут ответственность?
  4. Важна ли, на ваш взгляд, проблема преступности несовершеннолетних?            

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

- Преступление

- Умысел

- Соучастие в преступлении

- Уголовная ответственность

- Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

- Кража

- Грабеж

- Наказание

(Социальный педагог предлагает послушать историю и обсудить ее)    

«Сергей и Алеша учатся в девятом классе. Они подружились еще с тех пор, когда Сергей впервые в шестом классе появился в школе, где уже учился Алеша. Мальчики живут недалеко друг от друга. У них много общих интересов. Последнее время они одержимы идеей купить  скейборды, которые стоят очень дорого. Но ведь все друзья уже имеют их.

Один знакомый парень с соседней улицы, который старше их на четыре года, предложил ребятам купить у него доски, каждую за половину цены. Мальчики обрадовались, считая, что им повезло, выпал счастливый случай. И они решили, что постараются любой ценой найти необходимую сумму денег…»

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ

  1. Как вы думаете, почему ребятам предложено купить скейборды за пол цены, они ведь очень дорогие?
  2. Задумайтесь, почему  скейборды стоят так дешево? Подумайте, где парень взял эти скейборды?
  3. Не настораживает ли вас, что если ребята купят ворованные скейборды, можно ли это будет расценивать как соучастие в преступлении? Что ждет молодых людей в этом случае?

Ребята отвечают на вопросы, рассуждают

После этого слово предоставляется инспектору по делам несовершеннолетних ОВД, который описывает ситуацию с точки зрения закона, а также знакомит присутствующих с обстановкой преступности среди несовершеннолетних в районе. Можно рассказать и о состоянии правонарушений и преступлений, совершенных воспитанниками учебного заведения.

Особое внимание инспектор ПДН заостряет на том, что ожидает в данном случае Сергея и Алешу, если они купят ворованные скейборды.

(Затем предлагается послушать продолжение истории)

«…Одна проблема, которая омрачала хорошее настроение, заключалась в том, где найти необходимые деньги. У Сергея были небольшие сбережения- деньги, которые бабушка и дедушка подарили ему на день рождения. Но этого было явно недостаточно для покупки доски. Правда, была слабая надежда попросить недостающие деньги у отца. Но Сергей не был уверен, что тот согласится дать ему нужную сумму. У Алеши даже надежды не было. Он жил с мамой, которая зарабатывала  только на питание и покупку самого необходимого. В этой ситуации не было смысла просить мать дать ему денег. И снова на помощь друзьям пришел их знакомый, сказав, что он мог бы помочь ребятам, они смогут отработать позже, оказывая ему некоторые услуги. Мальчики решили подумать и дать ответ через два дня…»

Далее делим класс или группу на пары. Один из воспитанников поставит себя на место  Алексея, другой - на место Сергея. Просим  детей обсудить сложившуюся ситуацию с позиции мальчиков. Какие опасности могут их ожидать в случае согласия работать с их знакомым? Какова вероятность того, что ребята будут вынуждены быть втянутыми в преступление?

Подводим итоги работы в парах

Итоги вместе с детьми подводит участковый уполномоченный, присутствующий на занятии вместе с инспектором ПДН и ответственным секретарем по делам несовершеннолетних.

 

(Предлагаем воспитанникам послушать продолжение рассказа)

«…Придя домой, Сергей решил попросить денег у отца. Отец ответил, что в семье нет свободных денег для покупки доски. Он предложил сыну заработать деньги в мастерской своего друга, выполняя посильную работу. Сергей решил, что это, может быть, даже интересно для него, и согласился с предложением отца.

Алексей понимал, что у него нет никакой другой возможности достать деньги, кроме как согласиться с предложением своего знакомого, на следующий день он дал свое согласие. Через несколько дней знакомый позвонил и сказал, что вечером  он ждет Алексея, для которого есть работа. Когда Алеша пришел на встречу, выяснилось, что вместе с другим мальчиком они должны зайти в пустую квартиру и взять оттуда некоторые вещи…»

 ЗАДАНИЯ ДЛЯ  ДЕТЕЙ

 Вопросы:

1. Какие чувства испытывал бы каждый из вас, оказавшись в подобной ситуации?  

2. Есть ли выход для Алексея в сложившейся ситуации?

3. Должен ли Алексей заявить на своих знакомых в милицию или сообщить кому-либо из взрослых?

4. Будет ли это расценено как предательство со стороны других ребят, например, во дворе, на улице?

( Продолжение истории)

«…Алексей и мальчик, которого звали Владик, пришли по указанному адресу. Когда они открыли дверь и зашли в квартиру, то услышали какое-то движение в одной из комнат.

Заглянув туда, они увидели пожилую женщину, которая с трудом передвигаясь, шла им навстречу. Заметив подростков, она испугалась и закричала. Владик оттолкнул старушку, схватил кошелек, который лежал на тумбочке в прихожей, бросился бежать. Алексей сначала растерялся, но потом побежал за ним. На углу дома их задержали сотрудники милиции, которую вызвали соседи.»

Размышляем дальше. Пусть ребята расскажут всему классу о том, к каким выводам они пришли: что произойдет с Алексеем дальше?

Свое мнение выскажет и инспектор ПДН ОВД о том, что ждет Алексея и его сообщников. Также работник ОВД рассказывает о понятиях: преступление, умысел, соучастие в преступлении, уголовная ответственность, возраст, с которого она наступает, кража, грабеж, наказание  (на доске большими буквами написаны эти слова).

В конце занятия возвращаемся к вопросу: 

«Почему же люди все-таки совершают преступления?»

Подчеркиваем: 

Ответственность за совершение преступления несет сам человек.

Ему решать: стать преступником или жить честно.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценность ценна когда ее ценят

Классный час, посвященный ценностям семьи....

"Цена любви ценою жизни целой"

Урок-исследование "Цена любви ценою жизни целой".Современное прочтение повести "Бедная Лиза"...

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Обычные наказания, или когда наказания переходят границы. Родительское собрание в начальных классах.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом проведения родительского собрания, в начальных классах, посвященного проблеме жестокого обращения с детьми в семье. Тема актуальная, неоднозначная, сложно ...

План-конспект урока по экономике на тему: "Мировые и внутренние цены. Базисные и контрактные цены. Оптовые и розничные цены".

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об уровне и механизмах формирования мировых и внутренних цен, базисных и контрактных, оптовых и розничных....

Тренинг "Ценить себя, ценить других"

Профилактика буллинга в школе. Для обучающихся 5-7 классов...