Профильная рабочая программа по курсу "Право"
календарно-тематическое планирование по праву (11 класс) по теме
Данная программа рассчитана на изучение права учащимися 11 класса, обучающимися в профильном социально-гуманитарном классе ( 2 год обучения) и адаптирована к учебнику Баранова П.А.Воронцова А.В. Романова К.С. Право 10 – 11 кл. ( профильный уровень)для общеобразовательных учреждений – М. « Вентана – Граф», 2011.
Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе:
- примерной программы среднего (полного) общего образования по праву;
- авторской программы А.Ф. Никитина Правоведение 10 – 11 класс (140 час)
-программы общеобразовательных учреждений. Обществознание2010г,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_program_pravo_11kl.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа
«Лесколовский центр образования»
Всеволожского района Ленинградской области
«Согласовано» Руководитель кафедры СГЦ _______/Варава И.М./ Протокол №___ от «___» _______ 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по ШО _______/Пулинец А.А «___» _______ 2012 г. | «Утверждаю» Директор школы _____/Глазунова В.Г./ Приказ № ____ от «___» _______ 2012 г. |
Рабочая программа по курсу «Право» 11кл.
( профильный уровень)
Варава Ирины Михайловны
учителя истории и обществознания
2012-13 уч.г.
Общая характеристика учебного предмета
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
«Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:
проблемы взаимоотношений права и государства;
система и структура права;
правотворчество и правоприменение;
правоотношения;
правонарушения и юридическая ответственность;
право и личность;
основные правовые системы современности;
конституционное право;
гражданское право;
семейное право;
трудовое право;
административное право;
уголовное право;
экологическое право;
международное право;
правосудие;
юридическое образование.
«Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели поведения
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на изучение права учащимися 11 класса, обучающимися в профильном социально-гуманитарном классе ( 2 год обучения) и адаптирована к учебнику Баранова П.А.Воронцова А.В. Романова К.С. Право 10 – 11 кл. ( профильный уровень)для общеобразовательных учреждений – М. « Вентана – Граф», 2011.
Рабочая программа по праву в 10-11 классах составлена на основе:
- примерной программы среднего (полного) общего образования по праву;
- авторской программы А.Ф. Никитина Правоведение 10 – 11 класс (140 час)
-программы общеобразовательных учреждений. Обществознание2010г,
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника)
Содержание правового образования на данном уровне выстроено с учетом образовательных целей ступени, социальных потребностей и опыта взрослеющей личности. К основным содержательным линиям примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений; законотворческий процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России;
- вопросы семейного и образовательного права; имущественные и неимущественные права личности и способы их защиты; правовые основы предпринимательской деятельности; основы трудового права и права социального обеспечения;
- основы гражданского, уголовного, административного судопроизводства;
- особенности конституционного судопроизводства; международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Курс также включает темы, связанные с освоением способов составления простых документов, понимания юридических текстов, получения и использования необходимой информации, квалифицированной юридической помощи и т.п.
Цели
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задача в социально-правовой сфере, а также учебных задача в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Для учебного предмета «Право» на этапе среднего (полного) общего образования в области познавательной деятельности являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки целей до получения и оценки результата);
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если…».
В области информационно-коммуникативной деятельности
- предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права;
- извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства;
- объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается
- понимание ценности образования как средства развития культуры личности;
- объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды, осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Правовое образование в старшей школе на профильном уровне ориентировано на формирование умений осмысленно употреблять правовые понятия и категории, характеризовать основные правовые институты, механизмы и процедуры в России, объяснять взаимосвязь государства, права и других социальных норм; различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
Формы организации учебного процесса:
-работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
-анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
-изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
-решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
- характеризовать- право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
- объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
- различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
- приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
- анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
- изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
- применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
- осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
- обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Формы и средства контроля
Тестирование по всем темам программы
Фронтальный опрос – с вопросами самопроверки; групповая работа с документами и ответ на вопросы и задания к документам;
Письменный опрос – понятийный диктант, самостоятельная работа в форме двухуровневого теста, самостоятельная работа в форме многоуровневого теста.
Проверочные работы по заданиям рабочей тетради по праву.
Входной, промежуточный и итоговый контроль в объеме тематического среза.
Минипроектная деятельность.
Учебно- методическое сопровождение курса «Право»
Литература для учащихся:
1. « Право»П.А. Баранов, А. В. Воронцов,К.С. Романов. Учебник 10-11кл, профильный
уровень.» Вентана- граф»2011
2 Право: для учащихся 11 классов профильных средних учебных заведений / под ред. Л. Н.
Боголюбова, Т.Е. Абовой, А.И.Матвеева - М.: Просвещение, 2009 г.;
3. «Живое право. Курс практического права» т.2.В.Н. Пронькин. СПб.,2008
4. Рабочая тетрадь к т.2 по курсу «Живое право. Уголовное право».СПб., 2008
4.Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений М., 2008-2011.
5.Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 класс. М. Дрофа 2009-11 год.
Литература для учителя:
1.Основные кодексы и законы РФ
2.Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2009
3. Бабленкова И.И., Акимов В.В. ,Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для
поступающих в вузы.- М.: Эксмо,
4.А. В. Ильин. Из истории права 10-11 класс. - М.:
Просвещение, 2002 г.;
5 Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2008
6. Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права 2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс, 2009.
7. Кравченко А.И. Певцова Е.А.Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. – М.: Вита-Пресс,
2009.
8. Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования .Составители :
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. – М.: Вита-Пресс, 2009.
Список дополнительной литературы:
1.Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.-М.,2005
2.Никитин А.Ф.Конституционное право
3Никитин А.Ф.Уголовное право
4 Никитин А.Ф. Налоги
5 Никитин А.Ф Права человека
6 Никитин А.Ф Избирательное право-комплект дополнительных материалов к учебнику А.Ф. Никитина «Основы государства и права»
7. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений. Базовый и
профильный уровни: В4 ч.2-еизд._М.: ООО «ТИД «Русское слово»,2009
Календарно- тематическое планирование по курсу «Право» на 2012-13 уч.г 11класс.
Раздел\ глава | № уроков п/п | Тема урока | Дата | Обязательный минимум | Д\З | Примечание |
Раздел III Отрасли семейного права Гл.7 Семейное право | 1 2 | Основы регулирования семейных отношений Семейное законодательство | Семья с юридической точки зрения. Виды семьи. Сущность семейного права. Источники семейного права. Основные принципы семейного законодательства | *29 | м\м | |
3 4 | Основные вопросы брака Юридические аспекты брачных отношений | Порядок и условия брачного союза. | *30 | м\м | ||
5 6 | Права и обязанности родителей Права и обязанности супругов | Совместная супружеская собственность. Личная собственность в браке. Права и обязанности родителей. Порядок начисления алиментов. | *31 | |||
7 8 | Защита прав несовершеннолетних Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. | Права несовершеннолетних. Лишение родительских прав. Сиротство | *32 | |||
9 10 | Повторительно-обобщающий урок «Семейное право» | *29-32 | зачет | |||
Гл 8 Трудовое право | 11 12 | Основы трудового законодательства Принципы правового регулирования трудовых отношений | Роль трудовой деятельности .Источники трудового права. Регулирование трудовых отношений | *33 | Проекты уч-ся Трудовой кодекс | |
13 | Практикум « Порядок устройства на работу» | |||||
14 15 | Сущность трудового права и трудовых отношений Основные права и обязанности работника и работодателя | Возникновение трудовых отношений .Трудовое право. Права и обязанности сторон труд. отношений | *34 | Трудовой кодекс | ||
16 17 | Трудовой договор и его роль Особенности составления и расторжения трудового договора | Трудовой договор. Сроки и возраст трудового договора. Документы. Расторжение труд договора | *35 | Трудов.книжка м\м | ||
18 19 | Коллективный договор Поощрения за труд | Нормативные документы труд договора. Организация времени отдыха, рабочего времени | *36 | м\м | ||
20 21 | Трудовая дисциплина Трудовые споры | Дисциплина труда и дисциплинарные взыскания. Охрана труда. Роль профсоюзов | *37 | |||
22-23 | Повторительно-обобщающий урок | Семинар | ||||
Гл.9 Гражданское право | 24 25 | Основы гражданского права Гражданские правоотношения | Гражданский кодекс РФ. Субъекты гражданских правоотношений. Гражданская дееспособность | *38 | Гражданский кодекс РФ | |
26 27 | Имущественные отношения в гражданском праве Государство и права собственности | Вещь как объект гражданских правоотношений. Понятие собственности. Формы собственности Право собственности | *39 | Гражданский кодекс РФ | ||
28 29 | Предпринимательская деятельность Сделка и гражданский договор | Признаки предпринимательской деятельности. Виды предпринимательской деятельности. Гражданские правоотношения. Гражданский договор. | *40 | |||
30 31 | Неимущественные отношения Наследственное право | Неимущественные права. Защита чести, достоинства и деловой репутации. Интеллектуальная собственность. | *41 | |||
32-33 | Гражданско- правовая ответственность | Условия и освобождение отгражданско - правовой ответственности. | *42 | |||
34 | Тренинг по теме «Гражданское право» | м\м | ||||
Гл.10 Административное право | 35 | Государственное управление | Государственное управление и государственная служба. Органы исполнительной власти с правом принуждения | *43 | ||
36 37 | Административное право Особенности административно- правовых отношений | Источники административного права. Субъекты адм. Права. Административно- правовые отношения. | *44 | Кодекс административных правонарушений | ||
38 39 | Административные правонарушения Кодекс административных правонарушений | Виды административных правонарушений. Структура кодекса административных правонарушений | *45 | Кодекс административных правонарушений | ||
40 41 | Административная ответственность Административное наказание | Административное принуждение, админ. ответственность, админ. наказание. | *46 | Практическая работа | ||
42 43 | Повторительно- обобщающий урок по теме «Административное право» | |||||
Гл.11 Уголовное право | 44 45 | Источники уголовного права Преступление | Особенности уголовного права. Задачи и принципы уголовного права. Состав преступления. | *47 | Рабочая тетрадь к курсу «Живое право» т.2 | |
46 47 | Виды преступлений Обстоятельства , исключающие преступные деяния. | Объекты и субъекты преступления. Классификация преступления. Исключения | *48 | УК РФ | ||
48 49 | Уголовная ответственность Освобождение от уголовной ответственности | Признаки уголовной ответственности. Уголовная ответственность для несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. | *49 | УК РФ | ||
50 51 | Уголовный процесс Наказания и санкции | Стадии уголовного процесса. Виды наказаний. Исключающие обстоятельства. | *50 | УК РФ | ||
52-53 | Повторительно- обобщающий урок «Уголовное право и уголовный процесс» | |||||
Раздел IV Международное право Гл. 12 Развитие международного права | 54 | Становление международного права | История международного права, особенности развития. Изменения в международном праве | *51 | ||
55 56 | Развитие международного права Роль ООН | От Лиги Наций до ООН. Изменения международного права | *52 | |||
57 58 | Принципы современного международного права Субъекты и объекты международного права | Субъекты и объекты международного права. Принципы построения международного права | *53 | |||
59 | Тренинг по теме «Международное право» | |||||
Гл. 13 Значение международного права в регулировании проблем современного мира | 60 61 | Международные стандарты права Защита прав меньшинства | Содержание стандартов международного права | *54 | Работа с док-ми | |
62-63 | Практическая работа с Конвенцией прав ребенка | Конвенция прав ребенка | ||||
64 65 | Глобальные проблемы современности Система коллективной безопасности | Глобализация. Международные военные конфликты. | *55 | |||
66 67 | Международное сотрудничество в области права Интерпол | Принципы права окружающей среды Формы борьбы с международной преступностью и терроризмом | *56 | |||
68 | Итоговое обобщение « Роль права в правовом государстве» | |||||
2час | Резерв |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)...
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса профильный уровень (по программе В.Б.Захарова)
Рабочая программа по биологии для 11 профильных классов составлена на основе авторской программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом п...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса профильный уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс, профильный уровень по программе А.Г.Мордковича
приведена рабочая программа, с пояснительной запиской, рассмотрены требвания к уровню подготовки выпускников...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...