Надо ли ходить на выборы?
методическая разработка по праву (9 класс) по теме
разработка урока по избирательному праву(обществознание)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nado_li_hodit_na_vybory.docx | 35.59 КБ |
Предварительный просмотр:
«Надо ли ходить на выборы?».
Урок обществознания в 9 классе
08.11.2012
Спиридонова Наталья Николаевна
учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №4»
Цели урока:
1.познакомить учащихся с сущностью избирательного права, дать представление о том, что выборы – это одна из наиболее массовых форм участия граждан в управлении страной; показать этапы избирательной кампании; ознакомить ребят с различными избирательными системами.
2. Способствовать развитию навыков работы с документами; развивать умение рассуждать, выражать свое отношение, делать выводы, обобщать и систематизировать знания, участвовать в беседе, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы; формировать отношение к процессу избирательной кампании, овладение основными компонентами электоральных действий
3.Подвести учащихся к пониманию роли ответственного гражданина, осознания своей причастности к судьбе страны. Воспитывать гражданские чувства, формировать активную гражданскую и жизненную позицию.
Основные понятия: гражданин, гражданственность, выборы, избиратель, электорат, демократия, мажоритарная и пропорциональная избирательная система.
Оборудование: мультимедийная установка, раздаточный материал: выдержки из Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», карточки с заданиями.
Методы обучения: проблемное изложение, беседа, самостоятельная работа учащихся, групповая поисковая и аналитическая работа, информационные.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация с гиперссылками; выдержки из текста Конституции РФ, федерального закона по избирательному процессу, карточки с правовыми заданиями
Основные виды деятельности: работа с источниками информации, права; решение ситуативных и правовых задач.
Ход урока:
1. Актуализация темы, постановка целей
Вступительное слово: В современной России происходят глубокие изменения во многих сферах общественной жизни , изменяются общественные отношения, пересматривается а ценности и приоритеты. Наша страна идет по трудному пути формирования правового государства и гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от изменения законодательства и правовых отношений, но и от готовности каждого из нас жить в новых условиях, от уровня нашей правовой культуры и активной гражданской позиции.
Наша страна встала на путь строительства демократии, когда сам народ - принимает самые важные решения в государстве и именно народ – источник власти! Поэтому неотъемлемым элементом общественной жизни становится участие граждан в выборах. А надо ли ходить на выборы? Обязательно ли это?
Я думаю, что сегодняшний урок, поможет вам принять верное решение…
Итак, о какой отрасли права мы будем говорить сегодня?
Давайте попробуем определить задачи на этот урок, что необходимо знать для принятия верного решения? (постановка задач учащимися)
2. Разъяснения значения выборов в органы власти для общества, государства, каждого гражданина.
Представим ситуацию Выборы руководителя Волшебного театра в сказке «Золотой ключик»
Кандидаты:
Буратино – дружелюбный, доверчивый
Кот – хищный, коварный, злой и глупый
Лиса Алиса – умная и хитрая плутовка , ласковая притворщица
Пьеро – хвастливый
папа Карло – мудрый, справедливый, честный
Как вы думаете, кто из героев достоин победы? – папа Карло.- Почему?
Какими качествами должен обладать кандидат?
А в человеческом обществе на какие качества мы должны обращать внимание?
Выбирать надо самого достойного.
Но на выборы пришли не все звери леса: кого-то запугал Карабас Барабас, кто-то поленился прийти, кто-то заболел. И выиграл не самый достойный, а самый коварный - кот.
Почему так получилось?
На выборы надо ходить обязательно.
Но через неделю наши сказочные герои захотели переизбрать руководителя театра. Выбрали Лису. Через 2 дня – Пьеро. На выборы не пустили старого кота, но зато хитрая лиса проголосовала целых 4 раза!
И началась чехарда.
Почему так произошло? Чего не хватает героям? Что им нужно, чтобы был порядок? ( Не хватает закона)
3.Ознакомление с информацией по избирательному праву.
Мы вовлечены в политическую жизнь, даже если не состоим ни в одной партии, не занимаем государственных постов, если мы самые обыкновенные, рядовые граждане – обыватели, со своими каждодневными житейскими проблемами, потому что делаем выбор.
- Давайте посмотрим, какими законами обеспечиваются выборы в нашей стране.
Перед вами выдержки из законов.
Назовите эти законы.
Вопросы к документам:
Конституция РФ ст.32
- О каком праве граждан Российской Федерации идет речь в статье 32 Конституции?
- Как реализуется это право граждан?
- Кто не имеет права избирать и быть избранным?
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»
Ст.3
- Назовите принципы избирательного права в РФ?
Ст.4
- С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах?
- Почему участвовать в выборах можно лишь с 18 лет, хотя паспорт человек получает в 14?
Учитель: Народовластие означает, что единственным источником власти и ее носителем выступает народ. При этом он является верховным носителем власти в государстве. Согласно ст. 3 Конституции РФ «…никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Давайте рассмотрим, каковы принципы участия гражданина в выборах, и каковы цензы ограничивающие избирательное право. Кто может стать избирателем?
Избирательное право – всеобщее, равное, прямое и тайное. Цензы: Оседлость, т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время. Возраст - избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет. Выборы - это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в тех или иных органах власти. Мы имеем возможность сами влиять на судьбу страны, голосуя и выбирая президента, представителей в федеральные органы власти, субъекты федерации, органы местного самоуправления.
Как же происходит избирательный процесс?
1.Объявляется дата проведения выборов Президентом РФ;
2. Составляются списки избирателей;
3. Образуются избирательные округа и избирательные комиссии;
4. Выдвигаются кандидаты (партиями или др. объединениями);
5. Проводится предвыборная агитация; заканчивающаяся за сутки до выборов.
6. Голосование и подведение итогов голосования, их публикация.
4. Практическая работа в группах
А теперь я предлагаю поработать в группах и проверить все ли вам понятно. (Организуется деления класса на 3 группы, каждая из которой получает задание по решению правовых ситуативных задач)
Задача № 1. (действующие лица: избиратель, два члена избирательной комиссии)
Избиратель Иванов приходит в день голосования на избирательный участок Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень.
Иванов (протягивает второй паспорт):
- Моя жена заболела вот ее паспорт, выдайте мне бюллетень, я проголосую за нее.
2й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает второй бюллетень.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Задача № 2. (действующие лица те же)
Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.
Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов идет к кабинке для голосования на стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию ?»
Иванов делает свой выбор в кабинке для голосования, опускает бюллетень в урну для голосования.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Задача № 3. (действующие лица те же)
Гражданин Иванов приходит на избирательный участок в день голосования.
Иванов: - Здравствуйте, меня зовут Иванов Иван Иванович.
1й представитель избирательной комиссии: - Здравствуйте, ваш паспорт, пожалуйста.
Иванов протягивает паспорт, 1й представитель избирательной комиссии сверяет данные, выдает бюллетень. Иванов внимательно просматривает бюллетень и спрашивает:
- За кого все голосуют?
2й представитель избирательной комиссии отвечает:
- Я советую вам голосовать за Обещалкина, у него наиболее реальная предвыборная программа. (На стене висит плакат «Голосуйте за Петрова и его партию…»)
Иванов: - Ну, здесь же у вас на плакате написано, что надо голосовать за Петрова. Ладно, вот вам мой бюллетень проголосуйте сами.
Иванов уходит.
Вопрос: Были ли, по вашему мнению, нарушения избирательного законодательства в данной ситуации?
Работа оценивается выставлением баллов каждой группе.
5.Разъяснение видов избирательной системы.
Мажоритарная система Пропорциональная система
Способ определения результатов Способ определения результатов
голосования, при котором для голосования, в основу которого положен
получения мандата требуется принцип распределения мест пропорцио-
собрать установленное законом нально полученному каждой партией коли-
большинство голосов честву голосов
Разновидности
Принцип абсолютного большинства Принцип относительного большинства
Избранным считается кандидат, Побеждает кандидат, набравший голосов
набравший абсолютное большин- больше, чем каждый из его соперников
ство голосов, т.е 50% + 1 голос
Смешанная - основана на принципах мажоритарной и пропорциональной систем. (Франция, Италия, Россия ( с 1993 по 2006 гг.), Польша)
4.Закрепление материала. Работа ведется фронтально, группы имеют право совещаться.
Проблемные задания:
1.Определите, по какой избирательной системе формируется Государственная Дума РФ, используя полученные на уроке знания и раздаточный материал. В ответе укажите источник. ( ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ», статья 3, статья 7)
2.Догадайтесь, какие слова характеризуют демократические выборы, а какие - недемократические.
Тайное голосование – открытое голосование.
Один кандидат – несколько кандидатов
25 лет – 18 лет
Избиратели – белые избиратели
Отсутствие прессы – присутствие прессы
90% избирателей – 30% избирателей
(Группы выступают со своими ответами. Ответы оцениваются в баллах)
5. Итог урока
А теперь, все таки порошу вас ответить на основной вопрос урока: «Надо ли ходить на выборы?» Почему?
Выставление и комментирование итоговых оценок за урок группам и отдельным учащимся.
6.Домашнее задание:
Творческое: напишите мини-сочинение «Почему нужно принимать участие в выборах».
Использованная литература:
1. Конституция РФ.- М., 1993.
2. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».- М., 1995.
3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».
Девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»Цель: Подвести итоги года, сплотить детей и родителей, дать советы детям и родителям как уважать и слушать друг друга.Собрание проводится вместе с детьми.Под...
Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить
Разработка родительского собрания в 5 классе...
Чтобы защищать надо любить, чтобы любить - надо знать
Военно-патриотическое воспитание необходимая составляющая профильного обучения в суворовском военном училище. В Кадетских Корпусах дореволюционной России содержание военно-патриотического воспита...
Тема. "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"
* родители - самые лучшие качества своего ребенка;* дети - лучшие слова, какие могут сказать своим родителям. Потом обмениваются листочками....
Родительское собрание с детьми. " Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"
О взаимоотношениях между родителями и детьми....
Родительское собрание "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить"
Родительское собрание "Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить" в форме тренинга...
Памятка "Почему надо ходить в детский сад"
Для чего ребенку детский сад....