Избирательная система современной России.
материал по праву (10 класс) по теме
Элективный курс "Избирательная система современной России " для обучающихся 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс: Избирательная система современной России.
Пояснительная записка:
Особое значение подготовки учащихся к роли будущих избирателей
обуславливает целесообразность включения в учебный план в 10 классе
элективного курса «Избирательная система современной России».
Преподавание курса «Избирательная система современной России»
осуществляется в межпредметных рамках и взаимодействии с другими
учебными предметами – историей, обществознанием, правом,
граждановедением, конституционным и муниципальным правом.
Цель курса: подготовить молодёжь к участию в политической жизни
общества, помочь учащимся и учителям в освоении учебного курса
«Избирательная система современной России».
Задачи курса:
-познакомить учащихся с избирательной системой современной России;
-проанализировать изменения в избирательном законодательстве РФ;
-развивать умение учащихся сравнивать, высказывать свои точки зрения по
предложенным вопросам;
-развивать у учащихся умения и навыки анализа документов;
-сформировать гражданское, ответственное отношение к выборам;
-дать учащимся возможность практического применения и закрепления
знаний и навыков, получаемых при изучении данного курса.
Курс «Избирательная система современной России» носит проблемный
характер.
При изучении элективного курса используются активные методы обучения: дискуссии, беседы, интерактивные лекции; тестовый контроль; работа с докладами и сообщениями, самостоятельная работа с текстами нормативных документов.
Курс рассчитан на 17 часов.
Итоговая форма контроля: зачет.
В результате изучения элективного курса ученик должен:
знать основные термины;
уметь сравнивать мажоритарную и пропорциональную системы, активное
и пассивное избирательное право;
знать типы избирательных систем;
знать процедуру, особенности выборов президента РФ, депутатов ГД,
законодательных органов субъектов РФ, выборы в органы местного
самоуправления.
приводить примеры участия граждан в выборах, уметь выбрать из СМИ
материал о выборах.
Тема | часы | Виды занятия | Форма контроля |
Введение. Роль выборов в современной России. | 1 | Лекция с элементами дискуссии. | Составление развернутого плана- конспекта. |
Политическая система РФ | 3 | Лекция с элементами эвристической беседы. Дискуссия. | Подготовка презентаций предвыборных программ партий. Защита презентаций. |
Понятие « избирательная система». Типы избирательных систем. Избирательная система РФ, ее принципы | 2 | Лекция с элементами эвристической беседы. | Практикум. |
Основные стадии избирательного процесса и финансовое обеспечение выборов. | 2 | Лекция с элементами эвристической беседы. | Фронтальный опрос. |
Выборы Президента РФ | 1 | Работа в группах с документами | Практикум, деловая игра «Голосование». Подведение результатов игры |
Выборы депутатов ГД | 1 | Работа в группах с документами | Фронтальный опрос. |
Выборы в органы власти субъектов РФ | 1 | семинар | Обсуждение сообщений по теме, занятие в форме «устного журнала». |
Выборы в органы местного самоуправления | 1 | Круглый стол. |
Изменения избирательного законодательства | 2 | Работа с документами | Тестирование (приложение 1) |
Зачет | 1 |
Резерв времени:2 часа.
Тема 1. Введение. Роль выборов в современной России.
Понятие «выборы» и их место в современной России. Функции выборов
Тема 2. Политическая система РФ.
Политический режим. Форма правления. Форма государственного
устройства. Участие общественных объединений в избирательном
процессе. Статус политических партий: понятие, требования, порядок
создания и государственной регистрации. Полномочия и организация
деятельности политических партий. Избирательные объединения и
избирательные блоки: понятие, требования, порядок создания и
регистрации. Правовой статус избирательных объединений и блоков. Правовые гарантии участия избирательных объединений и блоков в выборах. Представители избирательных объединений и блоков, их правовой статус. Особенности партийной системы РФ.
Тема 3. Понятие « избирательная система». Типы избирательных систем. Избирательная система РФ.
Мажоритарная, пропорциональная, смешанная избирательные системы (общее и различное). Избирательная система РФ, ее принципы (всеобщий характер выборов, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование, добровольность участия)
Тема 4. Основные стадии избирательного процесса и финансовое обеспечение выборов.
Тема 5. Выборы Президента РФ.
Принципы проведения выборов Президента РФ. Сроки назначения выборов. Система избирательных комиссий. Предвыборная агитация. Голосование. Результаты выборов. Последние выборы Президента РФ.
Тема 6. Выборы депутатов ГД.
Принципы проведения выборов депутатов Государственной Думы. Сроки назначения выборов. Система избирательных комиссий.
Тема 7. Выборы в органы власти субъектов РФ.
Система органов государственной власти субъектов РФ. Принципы и особенности проведения выборов государственной власти субъектов РФ. Результаты последних выборов в Законодательное собрание Тверской области.
Тема 8.Выборы в органы местного самоуправления.
Встреча с главой Вышневолоцкого района, председателем районного Собрания депутатов, председателем ТИК Вышневолоцкого района.
Учащиеся готовят вопросы, связанные с выборами в органы местного самоуправления. Встреча проходит в форме круглого стола.
Ресурсы:
Основные нормативные акты:
Конституция РФ (от 12.12.1993 г.)
Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдумах граждан Российской Федерации”.
Федеральный закон “О выборах Депутатов Государственной думы Федерального собрания РФ”.
Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”.
Федеральный закон от 05.04.2009 №41,42.
Федеральный закон от 09.02.2009 №3.
Федеральный закон от 12.05.2009 №94.
Федеральный закон от 19.07.2009 №196,203.
Федеральный закон от 27.12.2009 №357,365.
Федеральный закон от 09.02.2009 №3.
Федеральный закон от 03.06.2009 108.
Избирательный кодекс Тверской области
Литература:
Вешняков А.А. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. – М.: Издательство НОРМА, 2003.
Дмитриев Ю.А., Иераелян Е.Б. Избирательное право и процесс в РФ.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Ильина Е.М. Урок по теме «Политическая роль избирателя». //Преподавание истории и обществознания, 2006, № 5.
Корягина Л.Л. Урок-деловая игра «Избирательная кампания». //Преподавание истории и обществознания, 2004, № 1.
Лямаева Н.Н. Методика проведения занятия «Выборы в демократическом обществе».//Преподавание истории и обществознания, 2007, № 2.
Шестакова М.В. Учебная игра «Выборы в Государственную Думу». //Преподавание истории и обществознания, 2004, № 1.
Приложение 1:
Комплект тестов по избирательному законодательству.
1.В какой форме принимается решение Президента Российской Федерации о роспуске законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации?
а) указа;
б) закона;
в) постановления;
г) распоряжения.
2. В какой срок законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?
а) в течение 10 дней со дня внесения представления (повторного представления);
б) в течение 14 дней со дня внесения представления (повторного представления);
в) в течение 21 дня со дня внесения представления (повторного представления);
г) в течение 30 дней со дня внесения представления (повторного представления);
3.Какое количество депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должно проголосовать за решение о наделении гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации?
а) более 50 %
б) более 75 %
в) более 80%
в) более 90 %.
4.Не могут быть представлены в качестве кандидатур высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) граждане Российской Федерации:
а) не служившие в армии;
б) имеющие несовершеннолетних детей;
в) работающие в органах внутренних дел;
г) имеющие неснятую или непогашенную судимость.
5.В какой срок Президент РФ должен внести представление о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ (в случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации)?
а) не позднее 30дней со дня досрочного прекращения полномочий;
б) не позднее 20дней со дня досрочного прекращения полномочий;
в) не позднее 50дней со дня досрочного прекращения полномочий;
г) не позднее 90дней со дня досрочного прекращения полномочий.
6.Сколько кандидатур может предложить политическая партия на должность
высшего должностного лица субъекта Российской Федерации согласно законодательству?
а) не менее 5;
б) не менее 3;
в) не менее 2;
г) не менее 4.
7. В какой срок вносятся предложения о кандидатурах на должность высшего должностного лица субъекта РФ Президенту Российской Федерации?
а) не позднее чем за 90 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
б) не позднее чем за 30 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
в) не позднее чем за 50 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;
г) не позднее чем за 20 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
8. Когда официально опубликовываются результаты выборов Президента Российской Федерации Центральной избирательной комиссией?
а) в течение пяти дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации;
б) в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации;
в) в течение четырех дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации;
г) в течение десяти дней со дня подписания ею протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации.
9.На какой срок будет выбираться следующий президент РФ?
а) пять лет;
б) три года;
в) четыре года;
г) шесть лет.
10.Когда должны состояться выборы депутатов ГД шестого созыва?
а) 6 декабря 2011 г;
б) 4 декабря 2011 г;
в) 11 декабря 2011 года;
г) 15 декабря 2011 года.
11.На какой срок будут избраны депутаты ГД шестого созыва?
а) четыре года;
б) шесть лет;
в) пять лет;
г) семь лет.
12. Сколько подписей должна собрать политическая партия, в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов на выборах депутатов Государственной Думы шестого созыва
а) не менее 100 тысяч;
б) не менее 200 тысяч;
в) не менее 150 тысяч;
г) не менее 250 тысяч.
13) Какое количество подписей нужно собрать такой политической партии среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации?
а) не более 5 тысяч;
б) не более 10 тысяч;
в) не более 15 тысяч;
г) не более 20 тысяч.
14) С какого возраста можно стать Депутатом представительного органа местного самоуправления?
а) 18 лет;
б)21 год;
в) 35 лет;
г)28 лет.
15) С какого возраста можно стать должностным лицом местного самоуправления?
а) 30 лет;
б) 21 год;
в) 25 лет;
г) 18 лет.
Ответы: аааггбабгбввааб
СЦЕНАРИЙ СКАЗКИ «ЛЕСНЫЕ ВЫБОРЫ»
Действующие лица: Волки, Муха, Зайцы, Сказочница.
СКАЗОЧНИЦА
Расскажу я Вам сейчас,
Как шли выборы у нас.
Жили звери, не тужили,
Да тут зверократию им предложили.
Начался переполох
Средь зверей и ихних блох.
В президенты все хотят,
Где ж достойный кандидат?
Первою примчалась Муха,
При деньгах и цепь до брюха.
(Появляется Муха)
МУХА
Всем привет, а вот и я!
Голосуйте за меня!
(Под фонограмму песни «Лошадка» Найка Борзова поёт)
Я маленькая цецешка.
И знаю, где взять много денег.
Я укушу Тётю Лошадь
И на неё конкретно наеду!
Я маленькая цецешка,
Под мухой коняка взбрыкнётся!
И сразу подумает рэкет
И мне кое-что отстегнётся!
(Уходит)
СКАЗОЧНИЦА
А тут собрались зайцы на сходку,
Позабыв про дела и морковку,
Спорят, шумят, ругаются,
Перекричать друг друга стараются.
(Выбегают Зайцы)
ЗАЙЦЫ
Надоело от капусты животами маяться,
А волки нам из барских хором скаляться!
(Под фонограмму песни «Ямайка» поют)
Мы зайцы, мы зайцы!
Что нам эти Волки!
Мы их левой, мы их правой, мы их задней!
Зубы их на полку!
Пусть, как кролики, морковку уплетают!
А нам не мешают капусту жирнее сажать,
Да с хрустом, да с зеленью разной
По банкам её фасовать!
Капусту – зайцам,
А банкам - крышки!
Всем кроликам грядки бесплатные выделить,
А серых на цепь и хоромы их выпилить.
(Выходят волки)
ВОЛК-лидер
Ну, что ушастый, как жизнь, как семья?
Я вижу, ты борзый, смотри у меня.
Я тут в кандидаты наметил тропу,
И, если что, тебя точно сожру.
Я волкам бы выгрыз волчий билет!
А зайцам почтения нету!
Ко всем чертям из морковки обед!
Муха – зараза, но эти!
Мы стаей живём, и все любят нас!
За счастье считают нам кланяться!
Но нужно добиться, чтоб в норы к нам газ
Бесплатно давали бы зайцы!
А как мы поём, да разве то вой?
Куда Пугачёвой, Киркорову?
2.Волк
Братан, братан,
Да мы за тобой,
Как скажешь: и в пламя, и в воду!
3.Волк
За речи такие тебе полстраны
На выборах быстренько сделаем!
СКАЗОЧНИЦА
Всё зверьё идёт и птицы,
Тараканы и мокрицы-
В президенты все хотят
Выстроился длинный ряд.
Кого выберут, не ясно.
Только сказка не напрасна,
Есть мораль, детишки, в ней!
Слушай тот, кто поумней.
Всех зверей в лесу главней
Работяга муравей.
Отчего же дуралей
Голосует за зверей?
МОУ «Солнечная СОШ»
171120 Вышневолоцкий район п. Солнечный ул. Молодежная,7-14-44
Номинация: «Лучший методический материал элективного курса по избирательному праву». Элективный курс по теме: «Избирательная система современной России», сценарий сказки «Лесные выборы».
Автор: Лебедева Елена Васильевна, учитель истории и обществознания, стаж-16 лет.
Адрес:171167 г. Вышний Волочек Заворовский тупик д.9
Т.8-915-749- 00-18
Приложения:
Комплект конкурсных работ на 19 листах в 2 экземплярах.
СД – 1 экз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.
Разработка урока обществознания в 10 классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...
«Избирательное право в современной России»
Цели урока: учащиеся должны уметь объяснить главную цель выборов,...
Духовно-нравственное образование и воспитание в образовательной системе современной России.
В статье говорится о духовно-нравственной составляющей современного общества. О необходимости возврата истинных ценностей в жизнь общества и роли школы в этом процессе. Рассказывается об организ...
история развития избирательной системы в россии
Материал содержит разработку урока по обществознанию по теме "Избирательная система РФ". Может быть использован при подготовке к урокам по праву 10 класс, обществознанию 11 класс....
Тема : Политическая система современной России.
Конспект урока учителя истории Кашириной Т.Н.Тема : Политическая система современной России.Цели: познакомить учащихся с основными событиями политической жизни в 90- е годы.Подвести учащихся к п...
Кроссворд "Избирательная система России"
Кроссворд из 10 слов, быстрая проверка усвоение понятий, закрепление материала, можно пройти по ссылке и решить в электронном виде....
Политическая система современной России. Политическая элита
План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...