история развития избирательной системы в россии
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме
Материал содержит разработку урока по обществознанию по теме "Избирательная система РФ". Может быть использован при подготовке к урокам по праву 10 класс, обществознанию 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izbiratelnaya_sistema_v_rf.doc | 125 КБ |
istoriya_razvitiya_izbiratelnoy_sistemy_v_rossii.ppt | 750.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК №
Тема: Избирательное право и избирательная система Российской Федерации
Цели:
1. В результате изучения темы учащиеся должны:
-знать сущность, принципы и источники избирательного права -знать виды избирательных систем, их особенности, достоинства и недостатки -характеризовать особенности избирательной системы РФ -знать, что такое избирательный процесс, какие стадии включает
2. Раскрыть значение выборов как важнейшего института демократии, укрепить
понимание того, что через выборы каждый гражданин участвует в управлении
государством и непосредственно влияет на развитие страны.
2. Продолжить работу над формированием таких навыков, как умение работать с
дополнительным материалом, анализировать правовые источники, делать
собственные аргументированные выводы.
3. Воспитание активной жизненной позиции, ответственности за принятие решений
Основные термины и понятия:
избирательное право, избиратель, активное и пассивное избирательное право, демократические выборы, цензы, избирательная система, мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы, избирательная квота, избирательный процесс, предвыборная агитация, абсентеизм
Методы:
исследовательский, проблемного изложения, объяснительно- иллюстративный, репродуктивный
Форма:
урок изучения нового материала с элементами ролевой игры
Средства обучения:
Компьютерная презентация темы, извлечения из Конституции РФ, федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», Закона Иркутской области «О муниципальных выборах», раздаточный материал- словарь урока, опорная таблица
Эпиграф: «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы» (Цицерон)
План:
- Понятие и принципы избирательного права
- Из истории развития избирательной системы в России
- Избирательная система
- Избирательный процесс
- Делова игра «Предвыборная программа»
- Закрепление
- Домашнее задание
Ход занятия:
1. Мотивация:
«Человек по природе своей есть существо политическое», - считал Аристотель. И как существо политическое выражает разное отношение, разную степень политической активности. Есть «актеры политического театра» и «зрители». Современный демократический процесс все больше вовлекает нас быть его образованными и активными участниками. Какова Ваша роль в этом процессе? Будете ли Вы готовы принять активное участие в судьбе своей страны? Что нужно знать и уметь для этого?
Об этом мы сегодня и поговорим с Вами. Эпиграфом к нашему разговору будут слова римского философа Цицерона: «Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы».
Вопросы:
- Вспомните из курса истории, что такое демократия? (демократия в переводе с греческого означает «народовластии»)
-Кому принадлежит высшая власть при такой форме правления? (народу)
-А как народ управляет при демократии? (с помощью своих представителей, которых он выбирает)
Отсюда вывод: что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства.
Вопрос:
Как вы думаете, какое право реализуется гражданином, участвующим в выборах (избирательное право)
В ходе обсуждения закономерно возникают вопросы, непосредственно связанные с избирательным правом и выборами- объясняется тема, план и цели урока
Тема урока «Избирательное право и избирательная система Российской Федерации».
В процессе урока мы познакомимся с понятием и принципами избирательного права, избирательного процесса и избирательной системы. В завершение урока попытаемся применить полученные знания в ходе деловой игры «Предвыборная программа».
Записываем тему в тетради, число 30.11.2007. Не забываем о соблюдении орфографического режима. На столах у вас лежит раздаточный материал, к которому мы будем обращаться. Первое, что вам понадобится- это словарь терминов.
2. Понятие и принципы избирательного права
Интерес к политике и готовность участвовать в политической жизни оцениваются как одна из высших гражданских добродетелей. На практике основной формой политической активности граждан современного демократического общества стало участие в выборах.
Во Всеобщей декларации прав человека подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».
Вопрос:
Как вы думаете, что же такое выборы? (ответы учащихся)
Определение (учащиеся записывают)
Выборы- это способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также занятия отдельных государственных должностей, обеспечивающих представительный характер соответствующих органов.
Идя на выборы, гражданин реализует свое избирательное право.
3. Из истории развития избирательного системы в России
Прежде чем мы с вами познакомимся с понятием и принципами избирательного права, Настя Тынина сделает экскурс в « Историю развития избирательной системы в России»
Презентация, подготовленная учащейся Тыниной А.
А сейчас, продолжая разговор об избирательном праве человека, обратимся к основным законодательным актам, регламентирующих избирательное прав. Так вот , ребята , работая с Конституцией РФ, федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав», вы должны решить следующую задачу:
определить понятие избирательного права; назвать принципы избирательного права; определить, какие цензы установлены для осуществления активного и пассивного избирательного права.
Используйте словарь терминов.
Класс работает с Конституцией РФ, извлечениями из федеральных законов. Результаты работы сверяются с компьютерной презентацией. Ответы учащихся обобщаются
Избирательное право:
1) В объективном смысле: совокупность правовых норм о порядке выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц государства и местного самоуправления
2) В субъективном смысле: право гражданина избирать и избираться в государственные органы
Активное избирательное право- право избирать (с 18 лет, ст.60)
Пассивное избирательное право- право быть избранным ( с 21, 35 лет, ст.97,81)
Перед вами опорная таблица, давайте еще раз обобщим ваши ответы.
Принципы избирательного права
ВСЕОБЩЕЕ | РАВНОЕ | ПРЯМОЕ | ТАЙНОЕ | ДОБРОВОЛЬ-НОСТЬ (СВОБОДА) |
К выборам допускается все взрослое население, и каждому дается возможность реализовать свое избирательное право независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям. | Все избиратели и кандидаты участвуют в выборах на равных основаниях. Это означает: 1) значение голосов всех избирателей одинаково; 2) равное право быть избранным проявляется в предоставлении равных возможностей состязаться в предвыборной борьбе | Избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидата непосредственно и лично | Исключается возможность какого- либо контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется закрытая кабина для заполнения бюллетеня | Никто не вправе принуждать и влиять на свободное волеизъявление |
ВСЕОБЩЕЕ | РАВНОЕ | ПРЯМОЕ | ТАЙНОЕ | ДОБРОВОЛЬНОСТЬ (СВОБОДА) |
Ограничения: а) возрастные б) общая недееспособность ( по суду) в) нахождение в местах лишения свободы г) нахождение на государственной должности, несовместимой со статусом депутата Государственной думы |
|
|
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (УПРАЖНЕНИЕ НА ГЛАЗА)
4. Избирательная система РФ
С понятием выборы тесно связано избирательная система, т.е. порядок выборов государственных органов и органов местного самоуправления, избираемых непосредственно гражданами.
Вопрос классу: Ребята, опираясь на статьи Конституции РФ, с которыми вы сегодня познакомились и на ваши собственные наблюдения, скажите кого мы выбираем?
Ответы учащихся:
-президента
-депутатов в Государственную думу
-главу и депутатов местного самоуправления
А также, депутатов в представительный орган своего субъекта Федерации, главу исполнительного органа субъекта Федерации.
При подведении итогов голосования используются следующие виды избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Знакомство с видами избирательных систем( см. схему)
Мажоритарная имеет две разновидности: абсолютного большинства и относительного большинства
Пример:
За победу на выборах борются три политические партии –А,Б,В в трех округах(словарь)
От каждого округа избирается один депутат. Итоги выборов на таблице.
А- один депутат
Б- два депутата
В- осталась за порогом парламента
Вывод: данная система «поощряет крупные партии, располагающие поддержкой среди основных слоев населения.
Устранить несоответствие между количеством поддерживающих партию избирателей и ее представительством в выборных органах власти позволяет пропорциональная система.
Пример: в избирательном округе на парламентских выборах выставлены два списка кандидатов- от партии А и партии Б. всего в округе должны быть избраны 3 депутата. Участие в голосовании приняли 180 тыс.чел. число подданных голосов делится на количество депутатских мест: 180 тыс: 3= 60 тыс. так определяется избирательный метр или избирательная квота.
За список партии А было подано 110 тыс, а за список партии Б-70 тыс.голосов избирателей. В число голосов, полученных списком партии А, избирательный метр укладывается 1 раз: 110тыс : 60 тыс=1 (50 тыс. в остатке). В число голосов , поданных за кандидатов партии Б, избирательный метр укладывается также 1 раз: 70 тыс: 60 тыс=1(остаток 10 тыс. обе партии получают право провести в парламент по одному депутату(первые в списках). Одно место осталось свободным(учитывается остаток)- следовательно им станет представитель партии А(второй в списке)
5. Избирательный процесс
Это деятельность по подготовке и проведению выборов.
Стадии избирательного процесса:
- Составление списков избирателей
- Образование и утверждение избирательных округов и избирательных участков
- Формирование избирательных комиссий
- Выдвижение, регистрация кандидатов
- Предвыборная агитация
- Голосование
- Подсчет голосов и установление результатов выборов
Выборы в РФ имеют ряд черт, на которых базируется избирательный процесс. К ним относится:
- Обеспечение подготовки и проведения выборов избирательными комиссиями
- Право граждан и общественных объединений на предвыборную агитацию
- Финансирование выборов за счет бюджетных средств
- Гласность при подготовке и проведении выборов
Подробно избирательный процесс мы с вами разберем на следующем уроке, а сегодня возьмем только одну стадию и воспользуемся правом предвыборной агитации. Так как вы знаете, что наш урок проходит накануне выборов
(вопрос учащимся: А знаете ли вы ,кого будут избирать 2 декабря 2007 года) –ответы учащихся
депутатов Государственной думы и выборов главы и депутатов местного самоуправления.
Сегодня на наше занятие я пригласила главу Квитокского поселения Агееву Т.Л. , в настоящее время являющуюся кандидатом на пост главы нашего поселения. И хочу, чтобы она познакомила нас с принципами ведения предвыборной агитации
Выступление Агеевой Т.Л.
- Деловая игра
Нужно сказать, что мы тесно работаем с администрацией нашего поселения. И один из видов взаимодействия- День дублера. Не раз наши ребята , как вы знаете, выступали в роли управленцев и с большой заинтересованностью выполняли обязанности главы и муниципальных служащих. И сейчас вам предоставляется возможность попробовать стать альтернативным Т.Л. кандидатом на пост мэра поселка.
У нас есть две группы.
Класс разбивается на две группы. Третья группа- гости.
Ребята , ваша задача- выбрать своего кандидата, уделяя серьезное внимание его моральным качествам. Перед вами лежит список качеств личности. Прочитайте и выберете пять основных качества, которыми, по- вашему, должен обладать кандидат на государственную должность.
Работа в группах.
Зачитываем наиболее характерные качества. Приходят к выводу, что ответственность- главное качество лидера.
Я согласна с вами, что ответственность, умение держать слово, обещание- это, пожалуй, главное качество людей, от которых зависит будущее поколений
А теперь, выбираем своего представителя, соответствующего данному портрету и работаем над созданием программы.
Работа в группах
Представление предвыборных программ.
Спасибо всем за работу. Я думаю, Т.Л., став главой, возьмет на вооружение ваши предложения.
Отсюда вывод: власть должна соблюдать интересы избирателей. Избиратели голосуют за тех лидеров или партии, которые предъявят средства и пути достижения изложенных в программе задач в ходе предвыборной компании.
И еще один момент- проблема абсентеизма(неучастия избирателей в выборах)
Вы проводили опрос «Пойду ли я на выборы?» и выявили
что проблема политической апатии существует. Часть избирателей не участвует в голосовании, т. е. не используют свое избирательное право.
(ученик зачитывает результаты опроса),
К каким последствиям это может привести? Появляются те силы, которые стремятся к власти. Получив власть, они могут использовать ее в своих интересах. И чтобы такого не случилось, участвовать в выборах- первейший долг гражданина. Уместно вспомнить слова Пифагора: «Одинаково опасно и безумному вручить меч и бесчестному- власть». И в этом плане вы, старшеклассники должны проводить беседы со своими знакомыми, соседями.
Никто не навязывает право голосовать. Однако ответственность за судьбу своей страны, за свою собственную жизнь делает выборы важнейшим механизмом осуществления демократии. Выборы- эта та политическая школа, которую должен пройти каждый гражданин
И я бы хотела обратиться к словам Д.Натана «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами….не участвующими в голосовании».
- Закрепление наш урок подходит к завершающей стадии.
В качестве закрепления вам предлагается тест.
Взаимопроверка
Самопроверка ( с опорой на слайды с правильными ответами)
- Кто является источником власти в демократической стране?
а) народ
б) передовой общественный класс
в) интеллектуальная элита общества
- С какого возраста гражданин обретает статус избирателя?
а) с 16 лет
б) с 18 лет
в) с 21 года
- Всеобщее, равное, прямое, тайное- это
а) функции выборов
б) принципы избирательного права
в) юридические свойства прав и свобод
4. Понятия «пропорциональная», «мажоритарная», «смешанная» относятся к
характеристике системы
а) политической
б) избирательной
в) экономической
5. Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПРОИЗНАКИ ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ
СИСТЕМ
1. голосование осуществляется по а) мажоритарная
партийным спискам
2. победителем считается тот кандидат, б) пропорциональная
который набрал голосов больше
соперников
3. распределение мест между партиями,
в парламенте осуществляется пропорцио-
нально числу поданных за каждую голосов
4. голосование осуществляется по избира-
тельным округам за одного или несколь-
ких кандидатов
И еще одно задание –«Завершите фразу».
представьте себе, что вам уже 18 лет и вы впервые участвуете в выборах. Выскажите свои позиции, почему вы идете на выборы
Коллективный плакат «Я на выборы пойду, потому что…» (стр.14)
7.Домашее задание
Мне очень интересны ваши рассуждения, считаете ли вы себя гражданами своей страны? Это будет домашним заданием.
Домашнее задание- сочинение- размышление «Считаю ли я себя гражданином своей страны»
- Выставление оценок
Благодарю за вашу активность (активные отмечаются)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Боярской думы царя в 1613 году органов земского и городского самоуправления в XIX веке
Создание I Государственной думы в 1906 году Не имели избирательных прав в Думу: женщины; военные; рабочие; учащиеся; многие нерусские народы .
Были созданы курии: землевладельческая (устанавливался земельный налог (от 100 до 650 десятин земли) или имущественный ценз (не менее 15 тыс.рублей); городская (имущественный ценз); крестьянская (имущественный ценз отсутствовал, устанавливалась сложная четырёхстепенная система выборов) сельский сход волостной съезд уездный съезд губернское избирательное собрание десятидворники уполномоченные уполномоченные члены Госдумы
I Государственная дума действовала 72 дня (с 27 апреля по 8 июля 1906г.) Председатель – адвокат С.А. Муромцев. Рассматривались вопросы: аграрный, об отмене смертной казни, о гражданском равноправии, ликвидация помещичьего землевладения, преобразование России в парламентскую республику. Распущена указом императора Николая II
II Государственная дума действовала 102 дня (с 20 февраля – 2 июня 1907г.) Председатель – кадет Ф.А. Головин. Рассматривались вопросы: аграрный, продовольственный, роспись бюджета на 1907 г., набор новобранцев, отмена указа о военно-полевых судах. Распущена по указу императора Николая II
III Государственная дума проработала пять лет (с 1 ноября 1907г. – 9 июня 1912г.) Председателями последовательно были: Н.А. Хомяков, А.И. Гучков и М.В. Родзянко. Дума утвердила 2200 законопроектов, направленные на усиление администрации, полиции, увеличение ассигнований на строительство тюрем; приняла аграрные мероприятия П.А. Столыпина. Ежегодно утверждала бюджеты государства. Распущена в ввиду истечения полномочий.
VI Государственная Дума работала с 15 ноября 1912г. по 25 февраля 1917г.) Председатель – В.М. Родзянко. Обсуждала законопроекты, рассматривала и утверждала росписи доходов и расходов, обсуждала запросы членов о незаконных действиях властей.
После отречения Николая II в 1917г. власть перешла в руки Временного правительства Россия провозглашается республикой 1 сентября 1917г. Государственная Дума прекратила свои заседания; Учредительное собрание было распущено большевиками
В первой в истории государства Конституции РСФСР 1918 г. политические права предоставлялись только трудящимся. Избирательного права были лишены: лица, использующие наемный труд; лица, живущие на нетрудовые доходы; частные торговцы; служащие церкви; агенты и служащие бывшей полиции; умалишенные.
Верховная власть принадлежала В промежутках между съездами Между заседаниями ВЦИК Всероссийскому съезду Советов ВЦИКу СНК (совету народных комиссаров) - правительству
С образованием СССР съезд Советов принял новую Конституцию СССР в 1924г., сохранившей основные принципы прежней Конституции .
В Конституции 1936г. впервые выделяется глава «Избирательная система». Внесены изменения: переход от многоступенчатых выборов к прямым и отмена ограничения классового характера. Голосование стало тайным и голоса избирателей равными. Голосовать имел право гражданин, достигший 18 лет.
Избирательная система по Конституции СССР 1977г. не претерпела особых изменений.
Реформа советской избирательной системы началась в период перестройки, связанная с именем Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева 1 декабря 1988г. принят закон СССР «О выборах народных депутатов СССР» Право выдвижения принадлежало трудовым коллективам, общественным организациям Количество выдвигаемых кандидатов не ограничивалось Право беспрепятственной агитации
С распадом СССР начинается новый этап в развитии избирательной системы России 12 декабря 1993 года принята новая Конституция России Закреплялись основы рыночной экономики Новая политическая система Введение местного самоуправления Закреплены основные принципы избирательного права: всеобщее, равное, тайное, прямое, свободное
Дорогие ребята! В наш информационный век знания приобретают особую ценность. Только образованный, эрудированный человек может найти достойное место в жизни и уверенно смотреть в будущее. Таким образом, избирательная система России на всех этапах развивалась в соответствии с теми событиями, которые происходили в стране, отражая противоречия текущего момента. Только в новейшей истории России появилась возможность проведения демократических выборов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Избирательная система современной России.
Элективный курс "Избирательная система современной России " для обучающихся 10 класса...
Научно- исследовательская работа «История развития проекционных методов в России до ХIX века»
Развитие проекционных методов в России шло своими самобытными путями. Архитектурные памятники изобразительного искусства указывают, что русские еще в глубокой древности пользовались оригинальными прие...
История развития спортивного туризма в России
История развития спортивного туризма в России...
Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...
История развития экзаменационной системы в Китае.
В представленном материале рассказывается об особенностях экзаменов на замещение чиновничьих должностей в Китае начиная с III века до нашей эры....
История развития паспортной системы России.
В презентации раскрываются основные периоды развития паспортной системы в нашей стране....
Презентация "Развитие избирательной системы в РФ"
Презентация "Развитие избирательной системы в РФ" подойдёт для проведения соответствующих уроков обществознания в 9, 11 классах...